Сочинение на тему воплощение в былине нравственных свойств русского народа
Обновлено: 05.07.2024
Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления русских людей о героизме и народных героях.
Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской земле, пока на ее страже стоит Илья Муромец. С любовью говорит народ о своем герое: он и "удаленький добрый молодец", и "славный богатырь да святорусский".
У славного Чернигова встретился Илья Муромец с врагами:
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает,
Только богатырю под силу разогнать эту "силу великую", и он великолепно справляется со своей задачей. Илье не стоило большого труда победить злодея, погубившего много русского народа и сделавшего непроезжей прямую дорогу в стольный Киев-град. Злодей этот — Соловей-разбойник. Поделом ему!
Еще один народный герой, воспеваемый в былинах, — Микула Селянинович. И если Илья Муромец — воин, то Микула Селянинович — крестьянин-богатырь. Беззаветно любит он свою землю и труд, связанный с ней:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья выворачивает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Русская земля дает крестьянину силу богатырскую, поэтому и сошка у него — не поднять десятерым. Серьезный, хотя и добросердечный, Микула Селянинович с готовностью придет на помощь нуждающимся, защитит слабых и, конечно, не даст спуску врагам.
Вот какие молодцы-богатыри исстари составляли славу и гордость русской земли.
Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.zip | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;
3) воспитание интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.
Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.
Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (тестирование).
II. Тема и цель урока
- определение темы урока;
- постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).
III. Изучение нового материала
1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика
(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)
Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).
Композиция (построение) былины:
- зачин (начальная, вводная часть произведения);
- основная часть;
- заключение
Циклы былин: киевский и новгородский.
Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.
Художественные особенности былин:
1) гипербола (художественное преувеличение);
2) прием троичности (троекратное повторение);
3) повторы (повторение какого-то слова, образа);
4) постоянные эпитеты;
5) использование речитативов (звуковых повторов).
- К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?
3. Беседа по содержанию былины
- работа в группах
1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.
2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?
3. Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?
4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.
5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?
6. Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.
- результаты работы групп
1.Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?).
2.О чем писались былины в Древней Руси?
3.Назовите основные циклы былин.
4.В чем особенность композиции былин?
5.Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)
- тестирование
- заполнение рабочей карты
V. Домашнее задание
Р: работа над ошибками в тесте
К: стр. 33-34 (вопросы и задания)
П: индивидуальные задания по карточкам.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Очень срочно нужно написать сочинение: Воплощение в былинах нравственных идеалов русского народа. план:
1.Былина, - поэтическое сказание о богатырях
2.Прославление в былинах патриотизма, мужества и трудолюбия как лучших нравственных качеств:
1)"Вольга и Микула Салянович" - былина о богатыре - хлебопашце.
2) главные характеристики героя былины "Садко"
3) Илья Муромец - защитник родной земли.
3.Воспитательный потенциал русских былин
Сочинение желательно 1,5-2 стр.
Всем огромное спасибо.
Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия.
В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец”
выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.
По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.
А подъехал как ко силушке великой, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую
Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится
Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.
Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.
…Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его к правому ко стремечку булатному. Он повез его по славну по чисту полю…
И богатырь разбойника ” мимо гнездышка повез да соловьиного “. Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.
Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.
Богатырь – человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа.
Не случайно Патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной
нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки). Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга.
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами – захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды.
Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.
Много лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины – устные народные песни – сказания о подвигах богатырей. В то далекое время тревожно было на Русской земле. Печенеги, половцы нападали на Русь, сжигали села, вытаптывали поля, а людей убивали или уводили в рабство. Неспокойно было и внутри страны: воевали между собой русские князья, а по дорогам бродили разбойники.
Эти трудные времена были отражены в произведениях
русского народного творчества – былинах. Главная тема, которая объединяет большинство былин – героическая борьба русского народа за независимость родной земли, за укрепление ее единства и могущества.
Особое место в былинах занимает образ Ильи Муромца. Это русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека, – смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине.
Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С Ильей вместе на заставе смелый и добрый, но любящий прихвастнуть
К Илье обращаются: “Дородный добрый молодец”, “старый казак”. О нем уважительно говорят: “сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович”. Илья Муромец не испугался, когда мужички черниговские предупредили его, что на дорожке прямоезжей живет Соловей-разбойник, от свиста которого гибнут и растения, и животные, и люди. Илья победил Соловья-разбойника.
Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, это был пример и образец для подражания. Но, конечно, эпос – не только прославление героев. Речь в нем шла и о черных кознях врага, и о недостойных делах низких людей. Но и в этих случаях богатырство было той мерой, которая прикладывалась ко всему. Даже враг изображался более могущественным, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Богатыри идеализировались, а все, что им противостояло, создавалось как не соответствующее героическому идеалу.
Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы.
Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия.
В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец” выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.
По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую!
Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободителя и предложили ему остаться у них воеводой.
Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился дальше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.
Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.
…Он пустил стрелу в того-то
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его к правому ко стремечку
Он повез его по славну по чисту полю…
И богатырь разбойника “мимо гнездышка повез да соловьиного”. Зятья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать “в свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника.
В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности. Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.
Читайте также: