Сочинение на тему воплощение в былине нравственных свойств русского народа

Обновлено: 05.07.2024

Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления русских людей о героизме и народных героях.

Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской земле, пока на ее страже стоит Илья Муромец. С любовью говорит народ о своем герое: он и "удаленький добрый молодец", и "славный богатырь да святорусский".

У славного Чернигова встретился Илья Муромец с врагами:

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Только богатырю под силу разогнать эту "силу великую", и он великолепно справляется со своей задачей. Илье не стоило большого труда победить злодея, погубившего много русского народа и сделавшего непроезжей прямую дорогу в стольный Киев-град. Злодей этот — Соловей-разбойник. Поделом ему!

Еще один народный герой, воспеваемый в былинах, — Микула Селянинович. И если Илья Муромец — воин, то Микула Селянинович — крестьянин-богатырь. Беззаветно любит он свою землю и труд, связанный с ней:

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенья-коренья выворачивает,

А большие-то каменья в борозду валит.

Русская земля дает крестьянину силу богатырскую, поэтому и сошка у него — не поднять десятерым. Серьезный, хотя и добросердечный, Микула Селянинович с готовностью придет на помощь нуждающимся, защитит слабых и, конечно, не даст спуску врагам.

Вот какие молодцы-богатыри исстари составляли славу и гордость русской земли.

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.zip 16.97 КБ

Предварительный просмотр:

2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;

3) воспитание интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (тестирование).

II. Тема и цель урока

  • определение темы урока;
  • постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Изучение нового материала

1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения);
  • основная часть;
  • заключение

Циклы былин: киевский и новгородский.

Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.

Художественные особенности былин:

1) гипербола (художественное преувеличение);

2) прием троичности (троекратное повторение);

3) повторы (повторение какого-то слова, образа);

4) постоянные эпитеты;

5) использование речитативов (звуковых повторов).

  • К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?

3. Беседа по содержанию былины

- работа в группах

1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

3. Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

6. Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

- результаты работы групп

1.Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?).

2.О чем писались былины в Древней Руси?

3.Назовите основные циклы былин.

4.В чем особенность композиции былин?

5.Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)

  • тестирование
  • заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

Р: работа над ошибками в тесте

К: стр. 33-34 (вопросы и задания)

П: индивидуальные задания по карточкам.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Очень срочно нужно написать сочинение: Воплощение в былинах нравственных идеалов русского народа. план:
1.Былина, - поэтическое сказание о богатырях
2.Прославление в былинах патриотизма, мужества и трудолюбия как лучших нравственных качеств:
1)"Вольга и Микула Салянович" - былина о богатыре - хлебопашце.
2) главные характеристики героя былины "Садко"
3) Илья Муромец - защитник родной земли.
3.Воспитательный потенциал русских былин
Сочинение желательно 1,5-2 стр.
Всем огромное спасибо.

Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия.

В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец”

выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.
По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.

А подъехал как ко силушке великой, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую

Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится

Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.
Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.

…Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его к правому ко стремечку булатному. Он повез его по славну по чисту полю…

И богатырь разбойника ” мимо гнездышка повез да соловьиного “. Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.

Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.

Богатырь – человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа.

Не случайно Патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной

нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки). Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга.
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами – захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды.

Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.

Много лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины – устные народные песни – сказания о подвигах богатырей. В то далекое время тревожно было на Русской земле. Печенеги, половцы нападали на Русь, сжигали села, вытаптывали поля, а людей убивали или уводили в рабство. Неспокойно было и внутри страны: воевали между собой русские князья, а по дорогам бродили разбойники.

Эти трудные времена были отражены в произведениях

русского народного творчества – былинах. Главная тема, которая объединяет большинство былин – героическая борьба русского народа за независимость родной земли, за укрепление ее единства и могущества.

Особое место в былинах занимает образ Ильи Муромца. Это русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека, – смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине.

Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С Ильей вместе на заставе смелый и добрый, но любящий прихвастнуть

К Илье обращаются: “Дородный добрый молодец”, “старый казак”. О нем уважительно говорят: “сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович”. Илья Муромец не испугался, когда мужички черниговские предупредили его, что на дорожке прямоезжей живет Соловей-разбойник, от свиста которого гибнут и растения, и животные, и люди. Илья победил Соловья-разбойника.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, это был пример и образец для подражания. Но, конечно, эпос – не только прославление героев. Речь в нем шла и о черных кознях врага, и о недостойных делах низких людей. Но и в этих случаях богатырство было той мерой, которая прикладывалась ко всему. Даже враг изображался более могущественным, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Богатыри идеализировались, а все, что им противостояло, создавалось как не соответствующее героическому идеалу.

Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы.

Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия.

В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец” выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.

По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую!

Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободителя и предложили ему остаться у них воеводой.

Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился дальше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.

Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.

…Он пустил стрелу в того-то

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его к правому ко стремечку

Он повез его по славну по чисту полю…

И богатырь разбойника “мимо гнездышка повез да соловьиного”. Зятья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать “в свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника.

В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности. Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.

Читайте также: