Сочинение о любви чехов упущенное счастье

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Жанр и направление

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

Проблемы

Смысл

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

Когда Алехин рассказывает историю из своей жизни, он признается, что любил Анну Алексеевну, которая имела мужа и детей. То, что испытывала Анна Алексеевна, автор не показывает с помощью мыслей и рассуждений самой героини, но Алехин был уверен, что ее чувства были взаимны.

Главная ошибка возлюбленных заключается в том, что они молчали о своей любви. Герои думали, что по некоторым причинам совместное счастье просто невозможно, поэтому даже не признавались друг другу в любовных чувствах. Анна Алексеевна и Алехин тайно любили друг друга на протяжении многих лет. Если бы они признались в чувствах, то, возможно, они смогли бы прийти к единому решению. Взаимное признание скорее всего согрело их душу, а от существующей тайны на душах обоих возлюбленных было тягостно. Нерешительность и робость со стороны обоих возлюбленных делали их жизнь только хуже.

Герои могли бороться за собственное счастье, даже если это было бы тяжело. А.П. Чехов демонстрирует, что они упустили свое счастье, навсегда оставшись внутренне одинокими людьми. Возлюбленные были несчастны тогда, когда тайно любили друг друга и мучились невозможностью быть вместе, и также остались несчастны, когда им пришлось навсегда расстаться. Получается, что история об упущенном счастье касается как Алехина, так и Анну Алексеевну.

Когда Алехин имел хотя бы возможность находиться рядом со своей любимой женщиной, он тяготился тем, что думал о том, что он не сможет дать ей той жизни, которая ей нужна. Алехин думал, что он не настолько обеспечен и состоятелен, что его жизнь не настолько интересна и красива, чтобы обеспечить счастливое будущее Анны Алексеевны. Главный герой не задумывался о том, что для искренне любящего человека не важны материальный достаток и красочность образа жизни. Тому, кто действительно любит, важно лишь одно: быть рядом с любимым человек, иметь возможность поделить вместе с ним и радостные, и несчастные моменты жизни. Думая совершенно о других вещах, Алехин постепенно терял то, что у него есть, и то, что у него могло быть в будущем. Анна Алексеевна начала холодно, язвительно и даже колко относиться к Алехину, а вскоре героям и вовсе пришлось расстаться. Нерешительный, думающий не о важных, а о второстепенных вещах Алехин действительно упустил свое счастье, как это счастье упустила и Анна Алексеевна, которая семейное счастье поставила превыше личного счастья.

Счастья в этом рассказе не так много. Герой явно не счастлив. Алехин не находит счастья ни в труде, ни в дружбе, ни в любви.

Некоторые находят счастье в общении с людьми, особенно с друзьями. Дружить герою особенно тоже некогда, хотя он и с удовольствием знакомится с людьми. Так он познакомился и с Лугановичем. И хотя находит хорошее в этом человеке, хотя и принимает от него помощь, и проводит много времени в его доме, но не считает себя его прямо другом. Ещё ведь и в жену его влюблен. Если б это была настоящая дружба, то Алехин бы ушел, чтобы не создавать даже намека на любовный треугольник. (Или Луганович бы ушел!) Но Алехин и завидует своему приятелю из-за Анны, считает его недостойным её – неинтересным, вялым, скучным.

В любви, понятно, Алехин тоже несчастлив. Задает себе много вопросов… Но в итоге понимает, уже почти расставшись с Анной Алексеевной, как надо жить и любить. Отталкиваться нужно от высшего, от ценности любви, а не от мыслей о комфорте, о том, что кто скажет… Мозг обманывает, пугает, но сердце понимает, что все эти отговорки придуманные и мелочные. На них только время и силы тратятся.

Счастье в любви, в жизни… но точно не в играх разума. Не дело, когда обнимает тебя любимый человек, думать о цене говядины. Кажется, что этот пример из рассказа – шутка, но это не так. А странный союз красавицы и повара, которые мучают друг друга своими принципами? Могли бы просто жить счастливо, но нет – придумывают невыполнимые условия! Наверное, не хотят быть вместе, всё-таки. Не позволяют себе быть счастливыми.

Счастье для героев этого рассказа – запретный плод, который они сами себе запретили.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое счастье? (по рассказу О любви)

Популярные сегодня темы

Александр Сергеевич Пушкин по сей день остается великим классиком русской литературы. Ведь темы, затронутые в его произведениях, актуальны сегодня, пусть и в другой интерпретации. И хотя нынешняя молодежь считает

Любые поступки, совершаемые человеком, условно можно разделить на две категории, к которым они могут принадлежать. Это категория Хочу и категория Надо.

Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.

Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Рассказ “О любви”, написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале “Русская мысль” в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: “Человек в футляре” и “Крыжовник”. Эти три рассказа составляют “маленькую трилогию”, в которой три героя – два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алехин – рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней.

рассказе “О любви” главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви. Алехину в наследство выпала не самая лучшая участь – отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алехин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, “вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной”.

В первые же годы Алехина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали

Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем – председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время “молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной” женщиной Анной Алексеевной.

Встретив ее, Алехин полюбил с первого взгляда. Шли годы. Алехин уже стал “своим” в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились.

Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алехиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алехин “чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.” К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда ее послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алехин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно.

Алехин проводил ее и “потом пошел к себе в Софьино пешком…” Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа “О любви” является “футлярность”. Алехин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая ее саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на “сцену” выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил “Маленькую трилогию” именно этим рассказом.

В “Человеке в футляре” главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в “Крыжовнике” главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это все досталось…. В свою очередь в “О любви” главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый “луч надежды”. Рассказ Алехина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь.

Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он еще идет, еще ищет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Открытый урок
по литературе
в 8 классе

Гусева Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №66 г.Пензы имени
Виктора Александровича Стукалова

Чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии – это… ------
Угадай слово
Любовь
Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания – это… -------
Счастье

[нем. Futteral] Коробка, ящик или жёсткий чехол, куда кладётся какая-либо вещь для хранения или предохранения от порчи, повреждений, пыли и т.п. – это …------
ФУТЛЯР
Совокупность трёх произведе-ний искусства или науки, объединённых преемственностью сюжета, либо общей идеей – это..
--------
ТРИЛОГИЯ
Угадай слово

Любовь. Какая она?
абсолютная
благодарная
безответная
вечная
единственная
верная
искренняя
последняя
счастливая
мучительная
ненавистная
желанная
обманная
разрушительная
первая
страстная
трепетная
фатальная
чрезмерная
юная

Счастье. Оно какое?
Нежданное
безмятежное
невыразимое
безграничное
долгожданное
безмерное
невыразимое
безоблачное
беспредельное
сказачное
несказанное
хрупкое
всеобъемлющее
неземное
упущенное

Несколько слов об А.П.Чехове
Всё творчество Чехова А.П. – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватывать общую картину жизни по мельчайшим её деталям.

Зачем нужно было начинать повествование именно с рассказа о любви Пелагеи к повару Никанору?

Как, по мысли Алёхина, зарождается любовь?

История любви Анны Алексеевны Луганович и
Павла Константиновича Алёхина
ЗАВЯЗКА:
В городе самым приятным было знакомство с Лугановичем…отправился на обед…случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича…она была молода, не старше двадцати двух лет….я сразу почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое…Это было в начале весны.
КУЛЬМИНАЦИЯ
В последние годы Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре; у неё уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни, …Она уже лечилась от расстройства нервов.
Мы молчали,… а при посторонних испытывала раздражение против меня…

КОМПОЗИЦИЯ
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЯ
КУЛЬМИНА-ЦИЯ
РАЗВЯЗКА
Композиция. (лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Рассказ в рассказе

Во что верит А.П.Чехов?
В ЖИЗНЬ
В ЛЮБОВЬ
В СЧАСТЬЕ
В КРАСОТУ

К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ А.П.ЧЕХОВ?
Вглядывайтесь в жизнь
старайтесь видеть людей такими, какие они есть
не смиряйтесь с пустой, бесцельной жизнью
боритесь за красоту, любовь, свободу
живите сердцем, а не разумом.

РЕФЛЕКСИЯ
ОТ 1 ДО 5
АКТИВНО
УЧАСТВОВАЛ
БЫЛО
ПОНЯТНО
БЫЛО ИНТЕРЕСНО
УЗНАЛ
НОВОЕ

Краткое описание документа:

Читайте также: