Сочинение о культуре дагестана

Обновлено: 02.07.2024

Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода первая половина XIX века

Первая половина XIX века, несмотря на многолетнюю войну, по сравнению с предыдущим временем была периодом более значительных перемен и в культурной жизни народов Дагестана. Включение Дагестана в состав России обеспечило расширение контактов и взаимный культурный обмен народов Страны гор с другими народами Кавказа и с соседним русским населением. Наряду с ранее существующими городами — Дербент, Кизляр важное значение в дальнейшем развитии культуры сыграли Петровск, Темир-Хан-Шура, административные и культурные центры области.

Материальная культура. Поселение и жилища.

Поселение нагорной части Дагестана было зависимо от рельефа местности и от наличия воды в данной местности. Но при всем том, поселение, как правило, располагалось на склонах и гребнях гор, а нередко и на скальных основаниях, речных террасах долин. Неприступность горских поселений диктовалась не только принципами обороны, но и экономией земельных площадей, крайне необходимых для сельскохозяйственного производства. Немалую роль в выборе поселения играла и солнечная ориентация. Обычно поселение устраивалось на солнечной стороне гор и объяснялось это главным образом стремлением использовать солнечное тепло. Горское поселение по существу не имело строгой планировки, строилось оно террасообразно.

Усиша

Почти в каждом населенном пункте в центре села располагалась главная мечеть и другие общественные здания. Здесь же находились места для общественных сборищ мужчин. Жилища в основном строились из необтесанного бутового камня, с плоской крышей. В равнинной зоне области поселения несколько отличались как своим видом, так и формой жилищ. Дома здесь строились из самана, дворы отгораживались глиняным забором. Жилищем у ногайцев служила войлочная юрта, с решетчатой основой из прутьев. Наверху находилось отверстие для выхода дыма. При перекочевках юрту собирали и увозили на верблюдах или на верблюжьей повозке. На севере в устье Терека встречались турлучные дома, срубные дома с четырехскатными крышами встречались у гребенских казаков. Дворы гребенских казаков не имели заборов. Но в каждом населенном пункте имелась православная церковь.

С прекращением военных действий в горах Дагестана начинается застройка пострадавших во время многолетней борьбы аулов. На месте уничтоженных аулов возникают новые поселения. Усовершенствуется каменная кладка. Мечети, общественные здания и частные дома состоятельных горцев строятся из тёсаного камня, с широким применением арок. Дома строятся более открытые с балконами и лоджиями, с использованием стекол. Но наиболее заметные изменения в это время под влиянием городов и русской оборонительной техники происходили в равнинной зоне Дагестана. Здесь стали строить дома русского типа с коридором, прихожей, навесом. В домах состоятельных жителей появились русская и голландская печи. Постепенно изменялось и внутреннее убранство дома. Опять же у имущих горцев появилась европейского типа мебель: стол, шкаф, кровать и так далее, увеличилась и улучшилась домашняя утварь. Вместо традиционной горской деревянной, гончарной посуды стали появляться изделия русских фабрично-заводских производств: железная, медная, стеклянная, фарфоровая и фаянсовая посуда.

Поселения и жилища казаков

В первой половине XIX века казачьи поселения были укреплены рвами, насыпями с колючим кустарником. В отличие от предыдущего времени вновь основанные станицы отличались улучшенной планировкой, ровными и прямыми улицами. Дома в станицах строились деревянные, четырехугольной формы, длина стены ограничивалась размером бревен. Если же возникала надобность удлинить или увеличить размеры надстройки, сразу же возводили несколько изб срубов. Не все жители станиц могли построить свои дома из толстых и прочных бревен, поэтому основная масса населения использовала менее качественные бревна. Широко были распространены также турлучные постройки, которые здесь называли плетенными или столбняками. В устье Терека распространены были жилища, построенные из саманного кирпича, выделка которых очень схожа с выделкой самана в равнинном Дагестане.

Одежда

Несмотря на этнические многообразия, одежда горцев Дагестана имела очень много схожего. Традиционно одежда производилась в домашних условиях. Однако в первой половине XIX века в Дагестане и особенно в его равнинной зоне стали распространяться привозные фабричные ткани и готовая одежда. Национальные костюмы в Дагестане изготовлялась из сукна, производимого во всех районах области.

Девочка в национальной одежде

Суженная талия опоясывалась кавказским ремнем, на котором впереди навешивался кинжал. В прохладную погоду горцы надевали изготовленные из овечьих шкур шубы, тулупы, которые по своему покрою отличались местными особенностями (тулупы с обычными или ложными рукавами, с большой пелериной). Особое место в верхней одежде горцев занимали бурки. Традиционной принадлежностью верхней одежды был суконный башлык.

Женская одежда горянок отличалась локальными особенностями. Верхнее платье туникообразного покроя подпоясывалось матерчатым либо кожаным поясом с металлическими пластинками. Парадное платье — къабалой. Верхней женской одеждой в нагорном Дагестане являлась овчинная шуба, которая имела несколько разновидностей: накидки с ложными рукавами и без рукавов, с большой до пояса пелериной, которая делалась из меха более высокого качества. Носили женщины самодельную обувь, шерстяные узорчатые носки, мягкие сафьяновые или войлочные сапоги, башмаки. Наибольшим разнообразием отличались женские головные уборы. И среди них самыми оригинальными были головные уборы андийских, ботлихских женщин. Женщины из феодальных сословий носили одежду, сшитую из шёлковой ткани, изготовленную в Закавказье, странах Ближнего Востока и России, шелковые платки и шали, шубы, сшитые из мехов, привезенных из России.

Одежда казаков низовья Терека имела много схожего с горской одеждой. Так же, как и горцы, они носили черкеску с газырями, папаху несколько измененного покроя. И поверх всего этого набрасывали бурку. Мало чем отличалось от горского и украшение костюма. Непременными атрибутами одежды казаков были кавказский пояс и кинжал. С горской одеждой была схожа и женская одежда казачек.

В ряде районов Дагестана видное место в пище занимали свежие и сушеные фрукты, орехи, а также бахчевые культуры. В целом же ежедневная пища основной части горского

Искусство

В первой половине XIX в. получило дальнейшее развитие, существовавшее здесь издревле прикладное искусство ювелирного, оружейного, гончарного производства, ковроткачество, художественное шитье. Художественные изделия в Дагестане изготовлялись повсеместно. Однако были центры, которые специализировались по изготовлению того или иного вида прикладного искусства. И все же в это время широкую известность не только в самом Дагестане, но и за его пределами получили несколько дерево отделочных, керамических, ювелирных, камнерезных и иных центров.

Табасаранский ковер

Разного рода посуда покрывалась полировкой с внутренней и внешней сторон. Особенно выделялись массивные блюда, покрытые струящейся поливой от зелено-коричневого до серо-желтого тонов. Самых разнообразных форм были медные изделия домашнего обихода, водоносные сосуды, кумганы, тазы, котлы на ножках, покрытые чеканным или литым узором.

Подобные сосуды производились в селах Кази-Кумух, Табахлу, Хури и других лакских селениях. Свои изделия аварские мастера сёл Гоцатль, Уздал-Росо, Батлаич покрывали гравировкой, а мастера кумыкского села Каякент чеканили сложным симметричным узором. Кубачинцы изделиям придавали красивые формы, покрывали изумительным орнаментом котлы с орнаментальными ручками, светильники (чирахи), водоносные сосуды, мучалы и многое другое. Повсеместно в Дагестане изготовлялись узорчатые войлоки, арбабаши, аппликации, вышивки, циновки орнаментированные, кошмы, ворсовые и безворсовые ковры. Однако наибольшей славой пользовались прекрасные ковры, паласы, изготовленные мастерицами Южного Дагестана.

Главным украшением мужчин было оружие, а у женщин головные уборы, ожерелья, перстни и многое другое, изготовляемое златокузнецами Дагестана. Горские оружейники и ювелиры были известны в Закавказье, на Северном Кавказе, в Средней Азии, России, в странах Ближнего Востока. Прославленными центрами металлообработки в Аварии были Гоцатль, Согратль, Рутуджа, у лакцев — Кумух, Унчукатль, Хурукра, у даргинцев Кубачи, Харбук, Амузги, у лезгин — Хурюк, Рутул, Шиназ, у кумыков — Казанище, Тарки.

Применялась чернь и в женских украшениях: на головных уборах, височных кольцах, бляхах, браслетах, нагрудных украшениях и так далее. В мужских, женских и иных украшениях применялась гравировка с позолотой. Кубачинские, Кумухские и другие мастера в качестве ручек кинжалов, шашек и других предметов использовали слоновую кость, нанося на неё золотую насечку. Широко была развита в Дагестане художественная обработка рога.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Я родилась и расту в славном краю Дагестане . Дагестан означает

Находится на берегу Каспийского моря. Её площадь занимает 50,3 тыс.кв.км. Здесь проживает более 2 млн. человек . Дагестан граничит с разными государствами : Азербайджан, Грузия, Калмыкия, Ставропольский край , Чечня.

Дагестан славится тем, что здесь живёт более 33 национальностей .

Люди всех наций живут дружно ,одной семьей. Они имеют схожие обряды, традиции, танцы, сказки.

В Дагестане 10 городов,41 сельских районов,1639 селений ,аулов и поселков . Как и у всякой республики у Дагестана есть герб, гимн , флаг.

Государственный флаг РД имеет три полосы: верхний –зеленый,

( олицетворяет жизнь, изобилие Дагестанской земли и одновременно выступает как цвет ислама), средний –синий (цвет моря), нижний – красного цвета ( означает мужество и храбрость Дагестанского народа).

Государственный гимн РД – это музыкальное произведение ,которое

исполняется в случаях предусмотренных законом.

Герб Дагестана отражает единство более 30-ти народов. Орел, означает власть. Солнце, выражает процветание Дагестана.

В Дагестане очень много людей прославивших республику на весь мир: это великий поэт Расул Гамзатов, это Имам Шамиль, это мыслитель и ученный М. Ярагский, художник Халилбег Мусаясул герой Советского союза М. Гаджиев.

Р. Гамзатов так пишет о своей Родине:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана. Она держится на прочной основе, имя которой Дагестанская культура.

Культура - это все, что создано людьми для организации человеческой жизни на земле.

Создали свои адаты, правила хорошего тона, языки и культуру речи. У них свои обряды проведения свадеб, наречения новорожденных, траурные обряды.

В Дагестане очень развита культура труда. У них свои орудия труда: мотыга, плуг, серп, коса, мельницы, национальные печи. Они изобрели свои прялки, станки и многое другое.

Умельцы Дагестана: кубачинские златокузнецы, унцукульские мастера по дереву, андийские бурочники, табасаранские ковровщицы, лакские ювелиры и сапожники.

Они являются трудовой гордостью Дагестана. Народы Дагестана имеют свои земледельческие обряды, традиции и праздники:

праздник первой борозды

Народы Дагестана имеют свою художественную культуру: национальные костюмы, украшения, предметы быта, снаряжение, песни, мотивы, национальные танцы, театры и др. Они создали

Свои национальные инструменты ,произведения устного народного творчества, песни ,поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды. Хорошо развита в Дагестане и физическая культура . Дагестанцы имеют свои национальные игры ,виды национальной борьбы ,фехтования, джигитовки и др.. Дагестан прославился выдающимися спортсменами и спортивными наставниками М.Батыров, Волкхан, М.Умаханов…

Есть у народов Дагестана формы бережного отношения к природе, к растениям, рекам, лесам. Это экологическая культура.

Есть способы мудрого пользования продуктами питания, орудиями труда ,аккуратного ношения одежды .

Это экономическая культура.

Есть формы укрепления добрых соседских отношений между людьми ,народами ,государствами. Это политическая культура.

Культура Дагестана учить соблюдать добрые традиции гостеприимства, уважения человека ,дружить семьями, родами, народами.

Семья –это самый родной круг людей. Она учить различать добро и зло, красоту и пошлость ,мудрость и глупость. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Уважение к родителям.

По традиции дети всегда должны уважать своих родителей, быть к ним внимательными. Перед родителями не принято держать руки в карманах, стоять полусогнутым. Нельзя сидеть развалившись, чесать затылок, жевать. Не принято слишком громко говорить или смеяться . Сын перед отцом не садится без приглашения. На вопросы надо отвечать скромно, кратко и почтительно.

Уважение к братьям и сестрам.

Уважение к соседу.

Ещё одна традиция дагестанской семьи это традиция добрососедства. Встречая соседа нужно с ним здороваться , спрашивать о делах, о заботах, предложить свои услуги ,помощь. Нужно посещать ,поддерживать соседа ,особенно когда он болен, когда у него гости, свадьба, праздник ,несчастный случай.

Уважение к гостям .

Увидев гостя ,хозяин должен выйти ему навстречу и поприветствовать его. Гостья сажают на почетное место хозяин садится после гостя или одновременно с ним . Гостья спрашивают о здоровье ,о родных и близких. После спрашивают о новостях. Затем накрывают стол и падают лучшую еду из того что есть в доме. Перед едой предлагают помыть руки . Нельзя съесть свою порцию еды раньше гостя. В этом случае гость тоже будет вынужден оторваться от пищи.

Тухум у дагестанцев- это значит ,родня. По традиции каждая семья относится к какому – нибудь тухуму. Находясь в тухуме ,человек с детства узнает своих родныхи близких: двоюродных ,троюродных братьев и сестер. Тухумное родство помогает поддерживать друг друга. У каждого тухума есть своя фамилия и свой глава. Главой считается самый старший в роду. Существуют следующие традиции тухума:

1.дружно и рядом строить дома.

2.вместе пасти личный скот ,выходить на сеновал, уборку урожая.

3. дружно приходить на помощь сельчанам.

4.заботиться о престарелых людях рода, о семьях и детях,оставшихся без кормильца.

5. сообща обсуждать и осуждать вредные поступки членов своего рода.

6.хоронить умерших рядом с родовыми могилами ,там, где похоронены деды и прадеды.


Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.

Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.

О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

О, горцы старые! Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу…

Современный Дагестан

За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.

Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.

В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.

Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.

В республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.

Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.

Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.

Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.

Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.

Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.

Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.

Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.

В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.

Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.

Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Календарные и семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в своей основе являются древнейшим видом народного творчества. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и поэтому календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, а также думы и заботы дагестанского крестьянства о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Обряды, как обычаи и традиции, являются по сути своей массовыми формами организаций духовной жизни. Они осуществляют на протяжении тысячелетий передачу нравственного, социального опыта, моральных и этических качеств предшествующих поколений последующим.

Уникальные по многообразию, красочности и богатству народные обряды составляют сокровищницу и непреходящую ценность народной культуры, неотъемлемую часть народной жизни.

Одними из надежных хранителей народной культуры являются фольклорные коллективы. Очень серьезным направлением являются народные художественные промыслы, переросшие в творчество и наоборот. Они появлялись там, где они могли быть. Возникали и жили ограниченно для тех мест, где они рождались, как заготовки, которые будто созданы для дальнейшей шлифовки.

Мастера учились у природы, пользуясь тем, чем наградила она, талантливо, успешно. Где-то были дерево, рог, камень, глина, металл, многое, из чего делали одежду, вязали, пряли, ткали, вышивали, скорняжничали, сапожничали. И казалось, что каждый творил, чтобы отблагодарить и просто – за шанс сделать полезное, редкое и обязательно красивое. Оригинальностью отличалась так называемая кайтагская вышивка, центрами которой были сс. Маджалис, Баржамат, Джибахни, Карацан. Она выполнялась крупной гладью разноцветными шелковыми нитями. Они служили для обшивки подушек, накидок на люльку и т.д.

Одним из широко распространенных видов народного художественного творчества дагестанцев является декоративно-прикладное искусство и его составная часть – народные художественные промыслы, имеющие многовековые традиции. В Дагестане издавна получили распространение и развитие различные виды ремесла: художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка кости, изготовление национальной одежды и обуви, узорное вязание и вышивка. Значительное развитие достигло и золотошвейное дело, центром которого являлись села Кубачи, Кумух, Чох, Балхар, Согратль и Кулинские села.

Народные художественные промыслы Дагестана, зародившиеся в глубокой древности, прошли длительный путь становления, развития и совершенствования.

Различные виды художественных промыслов продолжали развиваться и в XVIII-XX вв. Высокой степени совершенствования достигла художественная обработка металла в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Чох, Амузги, Харбук, где изготавливались холодное и огнестрельное оружие, а также ювелирные изделия с изысканной художественной отделкой. В производстве и декоративной отделке кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов, а также браслетов, серег, колец, женских поясов, всевозможных подвесок, налобных, височных, нагрудных украшений, мужских поясов, газырей кубачинские мастера использовали многообразные технические и декоративные приемы: литье, чернь, позолоту, зернь, филигрань, выемчатую и перегородчатую эмаль, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, золотую и серебряную насечку по железу и стали. Центром косторезного дела являлось и продолжает оставаться с. Кубачи.

Оружейное и ювелирное дело было широко известно за пределами Дагестана. Изделия мастеров, работавших в XIX–XX вв., – М. Гасанова, А. Ибрагимова, С. Шахаева из Кубачи, А. Шахшаева, О. Пашаева, А. Габиева из Кумуха, М. Исмаилова из Гоцатля, Мадиева из Чоха, много раз экспонировались на выставках в Тбилиси, Москве, Петербурге, Лондоне, Стамбуле (Константинополь), Тегеране и удостаивались там наград. В это время многие дагестанские златокузнецы работали в городах Центральной России, Ближнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья и т.д.

Большого совершенства достигло в Дагестане ковроткачество, центрами которого являлись селения Рутул, Касумкент, Ахты, Микрах, Хив, Халаг, Хучни, Хурик, Ляхля, Артик, Межгюль, Казанище, Каякент, Эрпели, Хунзах, Тлярата, Карата, Кулецма, г. Дербент и т.д.

Крупными центрами медночеканного, гончарного производства являлись аварские, лакские, даргинские села Гоцатль, Ичичали, Кумух, Кубачи, Балхар, Сулевкент.

Камнерезным искусством славились селения Урари, Уллуая, Кумух, Бакни, Сутбук, Кунки, Ругуджа, Чох, Куяда, Андрейаул, Согратль, г. Дербент и близлежащие к нему лезгинские и табасаранские селения.

Резьбой по дереву занимались в районах, наиболее богатых лесом: в Табасаране, Кайтаге, в селах Южного Дагестана и горной Аварии. Мастера села Унцукуль изготавливали из кизилового, абрикосового, орехового дерева широкий ассортимент изделий с серебряной, медной и латунной насечкой: курительные трубки, мундштуки, табакерки и многие другие оригинальные предметы.

В развитии дагестанских художественных промыслов существенные изменения произошли в советское время. На это положительно повлияли объединение мастеров в кооперативы, создание специализированных промысловых артелей, преобразованных в начале 60-х годов в фабрики и художественные комбинаты, участие мастеров в выставках, выполнение государственных заказов, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций. Для артелей были построены новые здания и созданы новые цеха.

В последние годы значительно повысилось внимание развитию художественных промыслов. Создаются специализированные промысловые крупные артели. Наши мастера и предприятия участвуют в зарубежных и российских выставках, выполняют государственные заказы. Создают более усовершенствованные станки, мастерские, готовят лучших профессиональных специалистов. Труд народных умельцев высоко оценен государством.

Современное искусство народных художественных промыслов зиждется на богатых традициях прошлых исторических эпох. Народные умельцы в своем творчестве опираются на огромный опыт многих предшествующих поколений талантливых мастеров.

Сегодня сохранение народного художественного творчества, народных промыслов – народного мастерства – это объединяющая сила, важный рычаг сохранения народной памяти и культуры нации.

Дагестан – республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других.

Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности.

Обычаи народов Дагестана

Аварцы

Маарулал или аварцы – народ Дагестана, насчитывающий около 577 тыс. человек. Расселены они по всему западному Дагестану, особенно в горных районах. Большинство из них сельские жители. Общаются они на своем аварском языке, который имеет множество диалектов. Аварцы исповедуют ислам, но элементы язычества в их вере все же присутствуют. Они свято относятся к природе, чтят ее и взывают о помощи, исполняя магические ритуалы.

Традиционным занятием для этих людей являются скотоводство и земледелие. Из животных предпочтительнее разводят крупный рогатый скот, а в горах – овец. Аварцы развили высокоорганизованную структуру террасового земледелия, которая в горах дополнялась еще и оросительной системой. Как и остальные народы Дагестана, аварцы активно с давних времен использовали домашние промыслы. К ним относят ткачество, вышивание, вязание из шерсти, резьбу по дереву и камню, кузнечество.

Народ Дагестана

Агульцы

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Народы Дагестана

Даргинцы

Даргинцы – народ Дагестана, традиционно населяющий горные районы. Языка, который бы объединял всех даргинцев, не существует, вариаций даргинского языка много. Обычаи и традиции народов Дагестана, как и даргинцев в отдельности, тесно связаны с общими социальными и хозяйственными процессами, которые происходили в древний период истории. Занимались они обычной для жителей этой территории деятельностью, то есть скотоводством, земледелием и народными промыслами. Даргинцы славились своими ювелирными и коже-шерстяными изделиями, оружием. Женщины обрабатывали шерсть, ткали сукно и паласы.

Культура и традиции народов Дагестана

Кубачинцы

Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык – кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.

Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие - выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Традиции народов Дагестана

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Культура народов Дагестана

Рутулы

Название этого народа происходит от самого большого поселения – Рутул, расположенного в Южном Дагестане. Говорят эти люди на рутульском языке, но его диалекты в значительной степени различаются между собой. Вероисповедание традиционно для этой местности - ислам. Также присутствуют элементы язычества: поклонение горам, могилам святых. Еще одной особенностью является то, что наряду с Аллахом рутулы признают еще одного, их собственного бога Йиншли.

Табасараны

Этот народ также проживает в Южном Дагестане. Их численность равна 90 тыс. человек. Табасаранский язык делится на южный и северный диалекты. Основное верование – ислам. Занятия также очень традиционны для этого региона – животноводство и земледелие. Табасараны являются мастерами в ткачестве ковров, гончарстве, кузнечестве, обработке дерева и изготовлении носков с разнообразными узорами. Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни.

Обычаи народов Дагестана

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.

Умарова Испаният Сайпутдиновна

Мой родной край – это солнечный многонациональный Дагестан. Это мой самый родной и милый сердцу уголок, моя любовь, моя душа. Страна гор, которая находится на юге России и один из самых её горных регионов. Это одна из самых богатых республик Российской Федерации. Дагестан располагается на Северо-Восточной части Кавказа. Местность Дагестана состоит из различных форм рельефа. Столицей Дагестана на данный момент является город Махачкала.

Часто дагестанцев называют детьми гор, и не зря. Восточное побережье Дагестана омывается Каспийским морем, а на севере расположена Прикаспийская низменность. Здесь протекает более шести тысяч рек, из которых приблизительно сто рек - крупные.

Дагестанцы – очень-очень простой и дружный народ, Здесь проживают люди разных национальностей: кумыки, аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы и многие другие. Чаще всего мы говорим на русском языке, но никогда не забываем язык своей народности. Все живут в мире и согласии. В Дагестане очень ценятся дружба и честь. Все дагестанцы-достойные, благородные люди. Они, сильные и крепкие, всегда готовы защищать свой край. Как и на Кавказе, в Дагестане самое главное – семья. Ни один человек, который живёт в Дагестане, не забывает про свою семью.

С детства дагестанцев учат почитать старших, соблюдать традиции, быть дисциплинированными, трудолюбивыми.

Природа моего края необычайно красива и разнообразна. Здесь много невероятных природных чудес: высокие горы, живописные зелёные предгорья, причудливые пещеры, уникальные водопады. Дагестанская природа неповторима: луга, пустыни, степи плавно переходят в горы. Здесь есть глубочайший Сулакский каньон. Летом я побывала в этих местах и была приятно удивлена первозданной красотой этих мест.

Уникальна и живая природа моего края. Здесь можно встретить дагестанского тура, тёмно-бурого медведя, благородного кавказского оленя, косулю, леопарда и многих других животных и зверей.

Разнообразен и растительный мир. В лесах растут разные породы деревьев. Украшают край и плодовые деревья. Ценятся горные фрукты. Всё это может с первого взгляда влюбить в себя человека. Природа Дагестана неповторима своей красотой. Она привлекает внимание к себе и туристов. Человек, который хоть раз здесь был, обязательно захочет вновь сюда вернуться. Где ещё можно увидеть такую красоту!? Невозможно надышаться чистым, свежим воздухом. Наверное, поэтому дагестанцы отличаются своим долголетием.

Я горжусь, что живу в таком прекрасном месте, как Дагестан. Очень его люблю и хочу, чтобы он стал ещё краше.

Предварительный просмотр:

Мой родной край.

Мой родной край – это солнечный многонациональный Дагестан. Это мой самый родной и милый сердцу уголок, моя любовь, моя душа. Страна гор, которая находится на юге России и один из самых её горных регионов. Это одна из самых богатых республик Российской Федерации. Дагестан располагается на Северо-Восточной части Кавказа. Местность Дагестана состоит из различных форм рельефа. Столицей Дагестана на данный момент является город Махачкала.

Часто дагестанцев называют детьми гор, и не зря. Восточное побережье Дагестана омывается Каспийским морем, а на севере расположена Прикаспийская низменность. Здесь протекает более шести тысяч рек, из которых приблизительно сто рек - крупные.

Дагестанцы – очень-очень простой и дружный народ, Здесь проживают люди разных национальностей: кумыки, аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы и многие другие. Чаще всего мы говорим на русском языке, но никогда не забываем язык своей народности. Все живут в мире и согласии. В Дагестане очень ценятся дружба и честь. Все дагестанцы-достойные, благородные люди. Они, сильные и крепкие, всегда готовы защищать свой край. Как и на Кавказе, в Дагестане самое главное – семья. Ни один человек, который живёт в Дагестане, не забывает про свою семью.

С детства дагестанцев учат почитать старших, соблюдать традиции, быть дисциплинированными, трудолюбивыми.

Природа моего края необычайно красива и разнообразна. Здесь много невероятных природных чудес: высокие горы, живописные зелёные предгорья, причудливые пещеры, уникальные водопады. Дагестанская природа неповторима: луга, пустыни, степи плавно переходят в горы. Здесь есть глубочайший Сулакский каньон. Летом я побывала в этих местах и была приятно удивлена первозданной красотой этих мест.

Уникальна и живая природа моего края. Здесь можно встретить дагестанского тура, тёмно-бурого медведя, благородного кавказского оленя, косулю, леопарда и многих других животных и зверей.

Разнообразен и растительный мир. В лесах растут разные породы деревьев. Украшают край и плодовые деревья. Ценятся горные фрукты. Всё это может с первого взгляда влюбить в себя человека. Природа Дагестана неповторима своей красотой. Она привлекает внимание к себе и туристов. Человек, который хоть раз здесь был, обязательно захочет вновь сюда вернуться. Где ещё можно увидеть такую красоту!? Невозможно надышаться чистым, свежим воздухом. Наверное, поэтому дагестанцы отличаются своим долголетием.

Я горжусь, что живу в таком прекрасном месте, как Дагестан. Очень его люблю и хочу, чтобы он стал ещё краше.

Читайте также: