Сочинение по картине пустынник нестерова

Обновлено: 04.07.2024

Сочинение по картине: М. В. Нестерова "Пустынник".
На картине Михаила Васильевича Нестерова "Пустынник" изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы.
Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.
Вглядитесь в лицо старца на картине. Сколько в нем одухотворенности! Нет мирской суеты и заботы. Старец слегка наклонил голову. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. И лицо светится каким-то детским счастьем. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.
Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Он - его часть, его продолжение.
Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Даже борода у старца цвета увядшей травы. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Одежда его проста. Ему нет надобности нести с собой много. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью.

Сочинение по картине М.В. Нестерова "Пустинник".
Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности.
В полной мере это относится к его "Пустыннику". Очевидно, что образ старца на картине не надуманный, мы словно попали на омушку леса и встретили там инока. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Запечатлев этого человека на картине, Нестеров показал, насколько просто можно жить, чтобы достичь единения с природой, а главное - с самим собой.
Этот ссутулившийся странник намного выше богатых снобов, которых полно было и в 19 веке, когда творил Нестеров. Но особенно много зарвавшихся богачей в наши дни. Как хотелось, чтобы они увидели светлый образ старца, чтобы остановились и всмотрелись в бездонные глаза монаха. Вот человек, который понял, что истинный смысл жизни - это не богатство и не слава.
Найти душевное равновесие, соединиться с природой, так как это получилось у пустынника, сможет не каждый. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Перед нами пустынник, голова которого скромно опущена к земле, он не возносится, хотя духовно намного выше всех смертных. Он нашел себя в этой жизни и со смирением ждет, когда Создатель определит конец его земного бытия.
Нет во взоре монаха ни зависти, ни гордости, ни нетерпения. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам - далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий.
И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно "одета", без пурпура, без багрянца, без золота. Все предельно просто, и это сближает природу и человека. Нагота ранней зимы перекликается с ветхой одеждой старца, а оттенок его волос схож со цветом пожухлой травы.
Добротой наполнены и взгляд, и еле заметная улыбка богомольца, он словно призывает всех найти мир внутри себя и примириться с ближним.
Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой.
И пусть увидят и поймут его люди века XXI.




    Сочинения по произведениям известных авторов на различные темы школьной программы.

На картине изображен довольно унылый пейзаж. Стоит поздняя осень. Это можно определить по ветке рябины, что выглядывает справа. На ней красуются яркие гроздья спелых ягод и еще не облетели листья. Весной такого не бывает. На реке еще нет льда, но вода в ней серая, свинцовая, очень холодная. Местами в траве белыми островками виднеются следы от первого снега. Погода стоит тихая, безветренная. Кажется, что все вокруг застыло и не шелохнется. Очень пасмурно, нет солнца. Небо светло-серое, низкое, оно затянуто плотными облаками.

На переднем плане полотна художник изобразил старца, что неспешно идет по дороге вдоль реки. Берег густо порос травой, но сейчас она пожухлая, зеленовато-коричневая с редкими небольшими кустиками и светлыми пучками ковыля. Дорога – это небольшая протоптанная тропинка. Сейчас она черная, немного мокрая от недавнего снега.

Старец идет неспешно, слегка сгорбившись, опираясь правой рукой на простую деревянную палку. В левой руке у него четки: он неустанно молится, перебирает бусины. На пустыннике черные одежды и черная шапка. Она сильно контрастирует с его седыми, практически белыми волосами и длинной, слегка курчавой бородой. Лицо его посерело от возраста и испытаний, ссохлось, нос заострился. Он о чем-то сосредоточенно думает, это выдают нахмуренные брови старца. Глаза смотрят не на дорогу, они смотрят внутрь себя, ищут смысл жизни. А может, он остановился на мгновение, вспоминает свою молодость. Несмотря на простоту, одежда на пустыннике чистая, без заплаток, лапти на старце хорошие, не порванные, о нем есть, кому заботится. Но старика волнует не это, земные блага ему не нужны, он давно привык довольствоваться малым.

На самом краю берега растет одинокая молодая ель, темная, практически черная. Река – это сплошное серое зеркало, ровное, без ряби. В нем отражается печальное осеннее небо и блеклый, практически серый противоположный берег. На нем среди светлой травы и мелких кустарников темными силуэтами отчетливо проступают ели. Они спускаются к самой воде, а на вершине холмистого берега сливаются в рощу.

Художник использовал для своего полотна неяркие краски: черную, болотно-зеленую, серую. Тем самым он пытался подчеркнуть бренность жизни, показать, что все проходит. Лишь кисть рябины яркая, красная. Кажется, что старец последний раз идет этой дорогой, он и сам это понимает. Поэтому природа не спешит нарушать его мысли даже легким шелестом ветра, она не мешает.

Описание №2

Написанную в 1888 году картину сразу же на Передвижной выставке купил для своего собрания Павел Третьяков.

Пустынник.. Вдумаемся в это слово. Кто же это такой? Наверное, это тот, кто ушел от мира, его забот и соблазнов, живёт вдали от всех в небольшом скиту, одинокой лесной избушке. Такой человек посвятил свою жизнь Богу, проводит дни в труде и молитвах.

Перед зрителем старец в черной монашеской одежде. Слегка согнувшись, опираясь на посох, бредет он берегом озера. На его седой голове монашеский головной убор, похожий на камилавку, ноги обуты в лапти. В его серебряной бороде и усах прячется улыбка. Да и глубоко посаженные, в паутине морщин, глаза тоже словно слегка улыбаются. От этого весь его облик становится как будто добрее. Чему улыбается пустынник? Своим мыслям, воспоминаниям, красоте всего Божьего мира? Совсем один, в этой лесной глуши, он не выглядит несчастным, оставленным. Видно, что походка его еще тверда, а во взгляде спокойствие и любовь. Старец медленно передвигается по дорожке над склоном. Нестеров не стремится приукрасить своего героя: его подрясник короток и помят, а взгляд говорит о том, что он многое повидал и испытал на своем веку.

Пустынник изображен на фоне типичного для картин Нестерова пейзажа: невзрачная растительность, неяркие тона, осень. На переднем плане, под ногами пустынника, черная от сырости тропинка. Вокруг нее трава и низкие кусты, уже потемневшие, умирающие от первых заморозков. Кое-где лежат небольшие островки снега. Самое высокое дерево на переднем плане – хрупкая, молодая елочка. Ее темно-зеленая хвоя символизирует вечную жизнь, неподвластную зимнему холоду. Справа у края полотна веточка рябины с ярко-красными гроздьями. На противоположном берегу озера, на склоне, среди пожелтевших кустов и пожухлой травы выделяются темные силуэты елей. Тот берег отражается в удивительно спокойной зеркальной глади воды. Над горизонтом узкая полоса невыразительного светло-серого неба. Всё это типичный вид средней или северной России. Пейзаж Нестерова называют одухотворенным: он создает общее настроение картины, выделяя при этом главного героя полотна.

Пустынник

Пустынник

Популярные сочинения

Сочинения про Осень и осеннюю природу. Времена года. Сколько написано и сказано о каждом из них… Нет, наверное, ни одного представителя искусства, который бы не воспел красоту лета, осени, зимы и весны

Учитель – это великая профессия, которая заслуживает большого уважения. Ведь учитель, на протяжении многих лет, идет с нами нога в ногу и вкладывает свои знания.

Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку.

Картина «Пустынник была написана в тяжёлый период жизни художника Михаила Васильевича Нестерова. Появлению картины предшествовала смерть любимой жены при родах, когда на руках у талантливого художника осталась новорожденная дочь. Художник с детства рос в религиозной атмосфере и это отразилось в его творчестве.

На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Пейзаж лишён внешней яркости и привлекательности, несмотря на серость и прозрачность пейзаж наделён пронзительной поэтичностью и одухотворённостью. Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Но он словно не замечает суровой погоды, а с привычным терпением принимает все тяготы и лишения. Отшельнический образ жизни нисколько не тяготит мудрого старца, он покинул суетный мир в поисках высшего блага, просветления. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Сгорбленная фигура, умиротворенное сосредоточенное лицо старца, длинные седины волос и бороды все это свидетельство того, что старец достиг полной гармонии своего внутреннего мира с гармонией в природе.

Жизнь прожита и движется к своему логическому завершению. И старцу остается только смиренно принять закат своей жизни и слиться с природой, чтобы достичь благостного счастья и умиротворения.

Модель




Описание №2

Написанную в 1888 году картину сразу же на Передвижной выставке купил для своего собрания Павел Третьяков.

Пустынник.. Вдумаемся в это слово. Кто же это такой? Наверное, это тот, кто ушел от мира, его забот и соблазнов, живёт вдали от всех в небольшом скиту, одинокой лесной избушке. Такой человек посвятил свою жизнь Богу, проводит дни в труде и молитвах.

Перед зрителем старец в черной монашеской одежде. Слегка согнувшись, опираясь на посох, бредет он берегом озера. На его седой голове монашеский головной убор, похожий на камилавку, ноги обуты в лапти. В его серебряной бороде и усах прячется улыбка. Да и глубоко посаженные, в паутине морщин, глаза тоже словно слегка улыбаются. От этого весь его облик становится как будто добрее. Чему улыбается пустынник? Своим мыслям, воспоминаниям, красоте всего Божьего мира? Совсем один, в этой лесной глуши, он не выглядит несчастным, оставленным. Видно, что походка его еще тверда, а во взгляде спокойствие и любовь. Старец медленно передвигается по дорожке над склоном. Нестеров не стремится приукрасить своего героя: его подрясник короток и помят, а взгляд говорит о том, что он многое повидал и испытал на своем веку.

Пустынник изображен на фоне типичного для картин Нестерова пейзажа: невзрачная растительность, неяркие тона, осень. На переднем плане, под ногами пустынника, черная от сырости тропинка. Вокруг нее трава и низкие кусты, уже потемневшие, умирающие от первых заморозков. Кое-где лежат небольшие островки снега. Самое высокое дерево на переднем плане – хрупкая, молодая елочка. Ее темно-зеленая хвоя символизирует вечную жизнь, неподвластную зимнему холоду. Справа у края полотна веточка рябины с ярко-красными гроздьями. На противоположном берегу озера, на склоне, среди пожелтевших кустов и пожухлой травы выделяются темные силуэты елей. Тот берег отражается в удивительно спокойной зеркальной глади воды. Над горизонтом узкая полоса невыразительного светло-серого неба. Всё это типичный вид средней или северной России. Пейзаж Нестерова называют одухотворенным: он создает общее настроение картины, выделяя при этом главного героя полотна.

Другие темы: ← Видение отроку Варфоломею↑ НестеровЛель. Весна →

Суриков и лик монаха

Популярные сочинения

  • Сочинение Великодушный человек
    Великодушие часто ассоциируют с отзывчивостью, готовностью бескорыстно помочь другому. Однако это понятие гораздо шире и включает многие другие положительные качества.
  • Сочинение на тему Летний дождь
    Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха
  • Сочинение Какого человека можно назвать добрым
    Кто является добрым человеком? Где найти такого человека? Этот человек будет совершать добрые дела, окажет поддержку, защитит от неприятностей и не просить ничего взамен

Художник М. В. Нестеров был мистически одаренной натурой. Замысел картины возник весной 1887 года. Много времени ушло у художника на поиски модели, а после нахождения натурщика — уговоры позировать. Отец Гордей, которого Нестеров несколько месяцев караулил у Троицы, долго не соглашался и отговаривался, но потом все-таки сдался:

Этюду, сделанному с отца Гордея, Нестеров придавал такое же значение, как и окружающему пейзажу.

Вспоминая работу над образом старца Нестеров писал:

Перед нами глубокий старец – житель монастырской пустыни (отдаленного уединенного монастыря), идущий ранним утром по берегу северного озера. Маленькая тонкая елочка перекликается своей детской немощностью с немощью старца, смиренно ступающему по тропинке, опираясь на клюку.

Притихшая осенняя природа, окружающая его, проникнута молитвенной красотой. В зеркальной глади озера отражен противоположный пологий берег и серое угрюмое небо. На берегу среди пожухшей травы, обнажающей дальний косогор, темнеют стройные силуэты елей.

В мире русской природы художник открыл вечное начало Божественной красоты и гармонии.

М. В. Нестеров редко писал летние пейзажи. Ему милее были сквозящие краски осени с обнаженными остовами деревьев, посеребренной от инея травой, стекленеющими, схваченными льдом реками.

Известно, что пейзаж был запечатлен художником в окрестностях Уфы.

В Москве художник робко представил картину на суд друзей. Отзывы о работе обрадовали художника. Левитан выразил особый восторг по поводу пейзажной составляющей картины.

Отец художника радовался этому событию больше всего. Своему сыну он часто говорил полушутя-полусерьезно:

Васнецов лестно отзывался о картине:

Цветовая гамма


Жёлтым цветом Нестеров изобразил деревья, верхушки которых по-прежнему остаются зелёными. Сильный порыв ветра прижимает к земле жёлтые созревшие колосья на поле. Даже трава уже пожухла и приобрела желтоватый оттенок. Виднеется дорога, которая ведёт в деревню. После дождя остались голубые яркие лужи.

Небо практически полностью затянулось тучами, приобрело серо-жёлтый оттенок. И лишь небольшой голубой кусочек небосвода ещё выделяется на этом мрачном пейзаже.

Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему. Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души.

Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем. Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.

Года, не жалея, сгорбили спину старика, но он будто не замечает ушедших лет, суеты внешнего мира. Он живет гармонично с окружением, ему хорошо быть таким, какой он есть. Одет старец предельно просто. Ему не нужно тащить за собой множество вещей. Ведь все, что необходимо для жизни, дарует ему природа: это еда и кров.

Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.

Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.

Читайте также: