Сочинение наука и искусство леонардо да винчи

Обновлено: 06.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

940233573

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг)

Леонардо — второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

7. Список литературы.

1. Введение.

С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 – 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы – документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи – живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя – перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.

Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.

2. Биография.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано – затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.

Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи – потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, – высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу – художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 – 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.

В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому – щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.

Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.

Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой – воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.

В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.

Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.

В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.

Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя – Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 – 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.

Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 – 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.

Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная. Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.

Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 – 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.

Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 – 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.

В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 – 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.

Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику – Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 – 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.

Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи – бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.

6. Заключение.

Итак, гений Леонардо да Винчи – явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.

Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.

7. Список литературы.

1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. – Л.: Из-во Гос. Эрмитажа, 1963. – 380 с.

2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.

3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари – М.: Искусство, 1970. – 650 с.

4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.

6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков/Б.Р. Виппер. – М., 1977. – 235с.

7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995. – 288 с.

8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.

9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. 4-е изд./А.К. Дживелегов – М. Искусство, 1998. – 159 с.

10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.

Леонардо да Винчи - когда наука соединяется с духовным миром

Любознательность да Винчи не знала границ, и чтобы ее удовлетворить, он углублялся в исследования широкого спектра областей и занятий, у него не было разделения между искусством и наукой, он был открыт всему — химии, метеорологии, авиации, механике, столярному делу и многому, многому другому. Вместе с этим, он поражал и своей одаренностью в качестве художника, графика, скульптура и музыканта.

Леонардо родился в 1452 году вблизи города Винчи, что в центре Италии. Уже с молодого возраста в доме своего отца, как настоящий самоучка, он воспользовался научными рукописями, которые нашел в доме, и в 15 лет он стал учеником известного в те времена живописца и скульптора Андреа Вероккио. Как ученик он заложил основу не только своим способностям в искусстве, но и в технике: в мастерской он находил разные приборы, с помощью которых расширял свои технические знания, когда разбирал их действие до мельчайших подробностей. В той же мастерской он также открыл для себя много неразрешенных технических и научных проблем, которые занимали людей его времени.

Наука на службе искусства

Изучение наук занимало у Леонардо большую часть его свободного времени

Одним из важнейших вкладов да Винчи в мировую культуру являются его открытия в области анатомии. Он создал точную и подробную карту человеческого тела, превзойдя всех тех, кто занимался анатомией до него. Сочетание таланта художника со знанием анатомии привело к тому, что в его анатомических эскизах видна не только внешняя часть тела, но и внутренние органы.

Другая область исследования, интересовавшая да Винчи — это гидродинамика (наука о движении жидкости). В его рисунках можно увидеть, как он наблюдал движение и формы воды. Леонардо сфокусировал своё внимание на вращении воды, спиральную форму, которую изучали ещё в Древней Греции. Спираль получила применение и в архитектуре. Расходящиеся на воде круги, также, интересовали Леонардо.

Леонардо да Винчи - когда наука соединяется с духовным миром

Как в других науках, так и в науке о движения воды, да Винчи записывал всё: материалы, формы, которые вода принимает, и даже причины, побуждающие её принимать эти формы. В период своего увлечения гидродинамикой да Винчи спланировал машины, работающие на силе падающей воды, и заложил основы для изображения рек и озёр в своих картинах. Его интересовала гармония, происходящая от естественных причин, таких как, например, круговорот воды (спираль). Он верил, что за этой гармонией стоят законы геометрии. Будучи в преклонном возрасте Леонардо интенсивно исследовал наводнения, изучая их природную основу. Эти исследования нашли отражение в некоторых из его апокалипсических рисунков.

Инженер, опередивший свое время

В те дни, когда да Винчи приобретал знания у Вероккио, Леонардо исследовал многочисленные приборы, следуя за укоренившейся в нем любознательностью. Он приобрел также технические навыки по конструированию этих приборов. Он утверждал, что поняв, как работает каждая часть машины, он может изменить ее с целью усовершенствовать таковую или сконструировать новую машину.
В этих исследованиях де Винчи помогал его широкий спектр знаний. Инженеры в наше время привыкли работать с компьютером, рисуя чертежи. Он же опирался только на свои зрительные способности, когда чертил части машины, причем выполнял их с оптической точностью, поражающей своей безупречностью специалистов спустя 500 лет.

Многие эскизы из его тетрадей, к сожалению, не были использованы. Среди машин, которые были им сконструированы, были танки, военное оружие и подводные лодки. В дальнейшем, с ростом интереса к наследию Леонардо, специалисты использовали часть из машин, сохранившихся в его тетрадях. Например, машина с использованием пружинной силы, которую Леонардо разработал в 1478 году, была успешно запущена в 2004 году.

Интересующая Леонардо область исследования, безусловно, опережавшая то время, была авиация. Его желание летать проявилось в оставшихся чертежах. С молодого возраста да Винчи был очарован полетом и исследовал полет птиц. В 2000 году был воспроизведен экспериментальный прыжок, где парашютист свободно летел с парашютом, разработанным в свое время да Винчи.


Гармония, которая проявляется через мир природы

Произведения искусства и достижения науки - это великие сферы человеческой деятельности, внешне столь разные и далекие друг от друга, тесно переплетены между собой незримыми узами.

Еще древние учили о триединстве трех ликов культуры: Добро, Истина, Красота. Со временем это триединство распалось: Истина отошла к науке, Красота — к искусству, Добро вообще повисло в воздухе. Сегодня, как никогда, важно возродить это утраченное триединство. Наука, не освященная гуманистическими идеалами Добра, ведет мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в сумерки декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку[1].

Искусство многофункционально: оно способно решать самые различные социальные задачи, которые сплетены в нем в единый неразрывный узел. Среди других строго разграниченных форм человеческой деятельности искусство сохраняет поразительное свойство: быть всем и ничем особенным одновременно. Подобно науке искусство служит познанию окружающей действительности; подобно языку оно является средством общения людей, разрабатывал для этого специальные художественные «языки« музыки, живописи, поэзии и т. д.; вместе с идеологией оно участвует в определении системы ценностей, вместе с педагогикой оно служит исключительно сильным средством воспитания.

Человеку свойственно в многообразных по форме явлениях искать общую первопричину. Замечательных результатов на этом пути достигла наука физика. Достаточно напомнить закон всемирного тяготения Ньютона, связавший воедино и падение яблока, и движение планет. Поэтому символично, что именно физик-теоретик Евгений Львович Фейнберг в упоминавшейся работе пытается найти некоторую общую подоснову, которая могла бы объединить множество столь несходных функций искусства. Перечислим кратко лишь основные из них.

Огромную роль играет просветительская функция искусства. Любой из нас может признаться в том, что многие яркие и незабываемые сведения он с наслаждением извлек не из учебников истории или географии, а из художественных произведений А. Дюма, Ж. Верна, М. Шолохова. Еще древние греки заметили удивительное свойство искусства: поучать развлекая. Эту же особенность искусства имел в виду и Н. Г. Чернышевский, когда говорил, что искусство — такой учебник жизни, который с удовольствием читают даже те, кто не любит других учебников. Ф. Энгельс отмечал, что из романов Оноре де Бальзака он узнал об истории французского общества гораздо больше, чем из работ специалистов. Но еще важнее — способность искусства раскрывать тайники духовного мира человека, благодаря чему оно становится не только средством познания, но и инструментом самопознания. Раскрывая перед нами духовный мир своих героев, художник дает нам возможность познать и самих себя, понять в себе то, что без помощи искусства мы никогда бы не заметили и не осмыслили[2].

Каждый испытал на себе и воспитательную функцию искусства. Воспитывая, искусство обращается не только к нашей мысли, но и к нашему чувству; оно требует от нас не только понимания, но и сопереживания, и это последнее западает в глубины нашего сознания. Искусство позволяет нам прочувствовать и пережить то, чего никогда не было с нами в действительной жизни, и тем самым воспитывает нас, заставляя сделать выбор и встать на те или иные позиции. Таким образом, искусство становится средством не только эмоционального, но и идеологического воспитания[3].

Искусство должно нести людям радость наслаждения красотой, в противном случае оно перестает быть искусством. Это определяется к гедонистической (от греч. hedone — наслаждение) функции искусства. Без этой функции человек отвернется и от познавательных, и от идейно-воспитательных достоинств произведения искусства. Не случайно, поэтому искусство часто смешивают с красотой. Но не только красота искусства доставляет людям наслаждение. Человек испытывает радость от соприкосновения с произведением искусства, от способности проникнуть в мысли и чувства гения, создавшего это произведение, от возможности приобщиться к великому таинству творчества. Таковы основные функции искусства[4].

Олицетворением многосторонних интересов человека эпохи Возрождения, символом слияния науки и искусства является гениальная фигура Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянского живописца, скульптора, архитектора, теоретика искусств, математика, механика, гидротехника, инженера, изобретателя, анатома, биолога. Леонардо да Винчи — одна из загадок в истории человечества. Его разносторонний гений непревзойденного художника, великого ученого и неутомимого исследователя во все века повергал человеческий разум в смятение.

Наука и искусство — две грани одного и того же процесса — творчества. Цель и у науки, и у искусства одна — торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. И в науке, и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, — это жестокая необходимость.

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй — на определении индивидуальных отличий познаваемого объекта от других объектов. Первый способ познания свойствен науке, второй — искусству.

Научное и художественное познание мира как бы дополняют друг друга, но не могут быть сведены одно к другому или выведены одно из другого. Видимо, этим и объясняется тот факт, что не сбылся мрачный прогноз Гегеля о судьбе искусства в эпоху торжества разума. В век научно-технической революции искусство не только сохраняет свои высокие позиции в человеческой культуре, но и в чем-то приобретает даже более высокий авторитет. Ведь наука со своими однозначными ответами не может заполнить человеческую душу до конца, оставляя место для свободных фантазий искусства[7].

Математика Леонардо да Винчи – это математика постоянной величины, оно, конечно, не могла овладеть сложными проблемами движения. Простота математического аппарата и сложность задач, за которые он брался в физики и технике, в ряде случаев заставляли его заменять математические выкладки наблюдением и измерением, приводили к изобретению многих приборов.

О взаимопроникновении искусства и науки в творчестве Леонардо да Винчи, делавшем подчас недоступной глубину его замысла для широкого восприятия, говорил и A.M. Эфрос в статье "Леонардо-художник", объясняя загадку Леонардо да Винчи особенностями его мировоззрения: наука и искусство опирались на "основания" (principi) мыслителя как на законы мироздания. Исключительность Леонардо да Винчи и в то же время его сложность заключались в том, полагал A.M. Эфрос, что он был в полной мере "художником-ученым"; понять Леонардо - "значит уразуметь то, что можно назвать научностью его художественного творчества". И это была не просто многосторонность, подчеркивает Эфрос, - но целокупность, нерасторжимое единство, "так могло быть только потому, что для него искусство не отражало, а постигало природу". Ведь в живописи он видел наилучший инструмент познания природы. Картина - зеркало мира, она отражает его законы, и в этом, по Леонардо да Винчи, познавательная ценность живописи. Столь масштабная задача, стоявшая перед художником, глубина его замысла мешали быстрому их воплощению в картине. Эту особенность Леонардо А М. Эфрос считал главной причиной незавершенности многих его работ. В то же время он отмечал новаторство Леонардо в технике живописи, его "сфумато" (воздушная дымка), новизну его композиционного синтеза и видел в нем подлинного основоположника новой живописи: "Леонардо искал закономерностей. Он начал с традиционных, вослед стольким предшественникам, поисков канона пропорций человеческого тела и кончил новыми, им самим изобретенными канонами композиционного строения картины". Опираясь на новейшие исследования зарубежного искусствознания (Э. Панофского, М. Дворжака и др.), A.M. Эфрос сделал акцент на новаторстве Леонардо да Винчи, не в полной мере оцененном современниками, но заложившем основу классического искусства[9].

Итак, взаимоотношение науки и искусства — сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематического познания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно. Наука и искусство проходят путь от нерасчлененного единства (античность и Возрождение) через противопоставление противоположностей (эпоха Просвещения) к высшему синтезу, контуры которого только проглядывают сегодня. Для Леонардо да Винчи искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становится ученым.

Читайте также: