Сочинение народный характер в понимании некрасова

Обновлено: 03.07.2024

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.

Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.

По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.

В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.

2 вариант

Творчество Николая Алексеевича Некрасова всегда отличалось тем, что оно было насыщенно высказываниями в защиту крестьянства. Некрасов, будучи маленьким мальчиком, не мог спокойно смотреть на жестокое обращение отца с прислугой, за что не редко получал по голове. Вообще, отец был у будущего писателя самым настоящим деспотом и тираном. Он бил свою жену, мать Коли. Но зато Николай очень любил свою мать. Она повлияла на его становление как личности.

В данной поэме главными героями являются несколько мужиков крестьянского происхождения разных возрастов и родов занятий, которые задались вопросом: кому хорошо живется на русской земле.

На протяжении поэмы они ходят к разным людям разных сословий и узнают, как же тем живется. Эти несколько мужиком являются собирательным образом народа. Это и поп, и кузнец, и многие другие собрались на рассуждение и спор о счастливой жизни.

Некрасов показывает в этом произведении, что крестьяне, много походив решают, что счастье заключено в свободе.

Русский народ показан в поэме как набожный, суеверный, работящий. Люди то и делали, что работали на поле.

Также особое место уделено тяжелой доле крестьянских женщин, которые должны были работать, как проклятые и ухаживать за детьми, воспитывать их. Но они не плакались, а молча принимали свою участь и так волочили свое существование. Примером отличным служит Матрена Тимофеевна.

Многим крестьянам, которые были бедны (большой части) казалось, что счастье содержится в богатстве. Они стремились к этому. Но потом, много исходив дорог, крестьяне поняли, что оно в воле. Вольному человеку хорошо жить не только на русской земле, но и во всем мире. Свобода во все времена ассоциировалась со счастьем.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

На правом берегу реки Амур находится один из крупных городов Дальнего Востока, столица Хабаровского края – город Хабаровск. Он получил своё имя в честь русского первопроходца. Ерофея Хабарова. Памятник ему стоит возле железнодорожного вокзала

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва

Даже жителям России культура востока кажется волшебной и непонятной. Несмотря на то, что наша страна лежит в двух частях света Европе и Азии, все равно всё что связано с азиатской стороной всегда непонятно.

Вклад Пушкина в развитие русского языка и поэзии невозможно не оценить. Талантливые и самобытные стихотворения поражают своей глубиной, а неповторимый авторский стиль стал величайшим открытием в истории литературы.

Старуха Изергиль - одно из тех произведений Максима Горького, которое преисполнено романтизма. Много противоречивого встречается в рассказе: реальность переходящая в мистику

Н. А. Некрасов был признан великим поэтом еще при жизни. Его современники считали его борцом за права всех людей и пламенным патриотом. Некрасов вошел в нашу литературу как истинно народный поэт, поэт-гражданин.

Он искренне сочувствовал простому народу, не понаслышке зная трудности его жизни. Все творчество Некрасова посвящено беззаветно любимой родине. Однако эта любовь не ослепляла, она помогала поэту видеть те недостатки, которые не замечались обществом, и бороться за народное счастье.

В творчестве Некрасова освещено множество тем,

касающихся жизни простого человека, показано разнообразие типажей. Очень часто главным действующим лицом служит не один человек, а некая группа, сообщество, за которым угадывается весь русский народ. Но есть и отдельные персонажи, заслуживающие внимания.

Как бы то ни было, Некрасова всегда привлекала судьба простого человека.

Во многих стихотворениях автор освещает беспомощность и бессилие самых обыкновенных героев – русоволосых деревенских мужиков. Но для лирического героя важна не внешность, и даже не характер, а судьба крестьян. Эта тема прослеживается во многих произведениях, в частности,

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Лирический герой намеренно подчеркивает типичность этих персонажей. На фоне невыраженной индивидуальности героев их судьба, наоборот, целиком завладевает вниманием лирического героя. Он с гневом обличает вельможу, жалеет мужиков. Но не в силах один человек изменить судьбу целого сословия, и лирический герой с бессильной жалостью смотрит вслед несчастным мужикам, оплакивая их судьбу.

Конечно, нетрудно угадать отношение автора к затронутой проблеме, Некрасов здесь выступает не столько как обличитель, читателю передается боль автора за народ, ни за что терпящий такие муки.

Народ как главный герой представлен и в стихотворении “Железная дорога”. Здесь прослеживаются те же мотивы, что и в предыдущем. Лирический герой размышляет о бедах, постигших строителей дороги, то есть о народе, так как есть четкое указание, что наличием железной дороги пассажиры обязаны не графу и не подрядчику, а именно простым многострадальным людям. Они в точности повторяют судьбу героев “Размышления у парадного подъезда”, сходны и описания, однако в железной дороге появляются и новые мотивы, элементы мистицизма:

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов.

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

Народ не безмолвствует, мертвецы восстали и грозно спрашивают, помнят ли живые, чем обязаны им. Но автор намеренно вложил такие слова в уста мертвецов, он подчеркивает, что живые люди никогда не поднимутся на подобное “восстание”. По мысли автора, беда простого человека и заключается в том, что он не умеет отстаивать свои права.

В частности, в этом стихотворении появляется конкретный персонаж, один из тех мертвецов, но он показан гораздо ярче. Это работник-белорус. Его образ вводится автором не только для того, чтобы показать лишения, которые терпит народ, хотя и это важно:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах.

Но больны и изуродованы все мертвецы, главная отличительная черта белоруса – то, что он молчит. Этим автор подчеркивает беспомощность человека, неспособность постоять за себя. И, конечно, главная цель введения этих образов – раскрыть тему народных страданий, судьбы людей.

Вообще, тема судьбы народа является главной в лирике Некрасова. Лирический герой показывает безвыходность положения крестьян. Такая же судьба, как у мужиков, приходивших к вельможе, рабочих, строивших железную дорогу, ждет всех молодых людей. Ярким примером этого служит образ “хлебопашца вольного” из стихотворения “Забытая деревня”.

Он “угодил в солдаты”, а в понимании Некрасова был обречен на страдания до самой смерти. Здесь снова звучит тема безысходности, страданий крестьян.

Особое место в поэзии Некрасова занимает образ женщины. В сознании автора это единый образ, однако некрасовские женщины очень разнообразны и, на первый, взгляд, непохожи друг на друга.

Женская судьба в понимании поэта неотделима от судьбы всего народа. Эта идея подтверждается путем введения двух разных женских образов в стихотворении “Забытая деревня”. Это бабушка Ненила и девушка Наташа.

Старушка доживает свой век в одиночестве, а Наташа бредит свадьбой, но судьба их одинакова: Ненила умирает, так и не дождавшись барина, и надежды девушки на счастливую семейную жизнь тоже пошли прахом. Наташа повторит судьбу Ненилы, как и многие девушки-крестьянки.

Та же тема затронута и в “Тройке”, где главной героиней выступает молодая девушка. Лирический герой и тоскует, и негодует одновременно, как и лирический герой “Забытой деревни”. Как и Наташу, девушку ждут отнюдь не радужные перспективы.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, – появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Конечно, центральное место в лирике Некрасова занимает образ женщины-страдалицы, но это образ реальный, а особенно интересен образ страдающей музы в воплощении молодой крестьянки. Она молчит под пыткой, автор вводит здесь тему поэзии, которая стерпит все за правду.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистел, играя…

Все эти интересные образы получили новое воплощение в поэме “Кому на Руси жить хорошо?”. Это и сами мужики, ищущие счастливого, и молодые люди, и девушки, и страдающие женщины. Но наряду с ними появляются и новые образы.

Мужик-весельчак, Яким Нагой, поражает своей жизнерадостностью, а богатырь Савелий – мудростью, не свойственной остальным.

Но, конечно, центральным образом поэмы можно считать Гришу Добросклонова. Он вобрал в себя все черты образов лирики Некрасова. Лирический герой представляет его богатырем, спасителем России.

Это скорее фольклорный образ. Поэма не закончена, и впоследствии автор, видимо, хотел представить нового героя, однако образ Гриши все равно не теряет от этого своей привлекательности, читатель верит, что он идеальный человек.

Поэзия Н. А. Некрасова очень разнообразна, автор представляет на суд читателей множество интересных характеров. Однако ключевое место в творчестве поэта занимает образ народа, народа, которому он служил всю жизнь.

Народ в лирике Н.А. Некрасова

Народ в лирике Некрасова является центральным образом, который постепенно эволюционирует. Как происходит его эволюция и в чем сокрыт ее смысл?

Некрасов еще с детства понял жестокую систему существования в имперской России, где есть рабы-крестьяне и властители-барины. Он понял, что все настолько привыкли к такому расположению вещей, что никто даже не обращает внимания на плачевное состояние простого русского народа. Дойдя до осознания глобальной проблемы народа, Некрасов в своих стихах начинает вести с ними поэтический диалог. В таких поэзиях перед нами возникают два полноценных образа: человека с народа и лирического героя, который анализирует его положение.

Тема крестьянской женщины – одна из самых ярких и глубоких на поэтическом поле Некрасова. Не обладая физической силой, она вынуждена работать не меньше, чем ее муж. Это хрупкое, нежное, красивое, молодое существо в девичестве своем достается в основном грубому и недалекому крестьянину, с которым вынуждена стать рядом и работать на равных.

Она совсем не ленивая, но не умеет делать ничего такого, что делают все остальные крестьянки. Ведь девушка не росла вместе с ними и не училась этому с детства. Теперь ее муж, этот ямщик, считает девушку плохой женой, наказанием. Лирический герой с грустью слушает эту историю ямщика и сочувствует ему, но совсем немного. Основная порция состраданий достается девушке. Она стала заложницей сложившихся обстоятельств. Некрасов подчеркивает, что это одна из многих женщин, которые рождены для незаслуженных страданий.

Описывая все беды русского народа, Некрасов все же верит, что совсем скоро придет то светлое будущее, о котором все мечтают. Придет долгожданная свобода и русский народ расцветет, как поздние цветы, получит в награду за все мучения и страдания свои счастливые дни.

В лирике Некрасова народ изображается с особой любовью. Поэт созерцает картины народного бедствия с горечью и тягучей болью. Некрасов – истинный народолюбец, который взбудоражил своей лирикой весь русский народ и открыл им глаза на истинное положение вещей.

А. Н. Некрасов, автор произведения "Кому на руси жить хорошо", изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность. Мы видим, как они отдыхают (глава “Сельская ярманка”), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.. .

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб! ” - говорит он о себе.

Крестьянское терпение
Выносливо, да временем
Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”.

Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как родину богатырей русских. Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу:

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина.. .леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается.. .
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится.. .

Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг.

Русский национальный характер - это сочетание великого трудолюбия и пьянства, бунтарства и рабской покорности, высоких нравственных качеств и предательства.
У каждого из крестьян свое горе, и поэтому: Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы, Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб! ” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда. Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России. Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси. Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”. Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа. Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “. проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду! ”. И таких светлых эпизодов в тексте немало. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

А. Н. Некрасов, автор произведения "Кому на руси жить хорошо", изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность. Мы видим, как они отдыхают (глава “Сельская ярманка”), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.. .

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб! ” - говорит он о себе.

Крестьянское терпение
Выносливо, да временем
Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”.

Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как родину богатырей русских. Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу:

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина.. .леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается.. .
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится.. .

Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг.

Читайте также: