Не дай бог вам жить в эпоху перемен сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Таким образом, Конфуций был прав, когда указывал на опасность эпохи перемен. Она разрушает все на своем пути, чтобы расчистить место для новых всходов. В теории это красиво, но на практике антигуманно и кровопролитно. Поэтому не стоит менять мир без готовности к жертвам, лишениям и трудностям.

Сочинение: Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей?

Автор: Самый Зелёный · Published 04.12.2018 · Last modified 09.10.2019

Итоговое сочинение: Как путешествие обогащает человека?

Автор: Самый Зелёный · Published 23.11.2021

Итоговое сочинение: Что происходит с человеком, который не развивается? (3 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 16.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Как вы понимаете слова " Не дай вам бог жить в эпоху перемен"?

Перемены обществу необходимы, когда назрели проблемы, требующие решения. Переходный период общества от одного качества жизни к другому всегда болезнен и для страны и для каждого человека. Говорят даже: " не дай вам бог жить в эпоху перемен"!
Но общество - это живой организм, и перемены обязательно коснутся каждого поколения. Это могут быть перемены разного вида: идеологические, технические, трагические. И ни одно поколение не может избежать хотя бы одного вида таких перемен.

И я считаю, что жить в эпоху перемен, безусловно, трудно, потому что любые изменения в обществе оказывают прямое влияние на человека. Ведь с последствиями этих перемен надо или смириться, или бороться, но в любом случае их необходимо принять и научиться жить с ними. А каждый человек по- разному воспринимает новую жизнь: кому- то легко и просто принять ее, а кому- то очень болезненно это сделать, и он страдает, мучается.
Не буду в своем сочинении затрагивать технические перемены, связанные с научно- техническим прогрессом, появлением новых технологий. Они тоже несут свои сложности. Я хочу показать,как трудно приходится человеку в эпоху идеологических перемен, которые непременно ведут к трагическим потрясениям всех и каждого. Ведь если целая страна переживает такие перемены, то при этом не обойтись без жертв.

Это доказывает пример семьи Мелеховых в романе " Тихий Дон" М.А.Шолохова. Гражданская война и смена власти губительно сказались на жизни казачества: погибли многие, обманом вовлеченные в братоубийственное столкновение. Сначала в семье убили сына Петра в бесполезной битве " красных" и " белых". Его смерть не принесла пользы Родине. А отец, потрясенный необходимостью покинуть родной дом, угнетенный тяжелыми мыслями, заболел и умер до срока. Григорий Мелехов лучшие молодые годы жизни и душевные силы отдал бесполезной войне, метанию, став врагом каждой стороне, так и не найдя правды ни в одном учении. В попытке бежать с ним из этого ада погибает его возлюбленная - Аксинья. Дарья сгубила себя в этой сумятице, не дождавшись неверного мужа , умирает от аборта Наталья. Мать, сраженная гибелью семьи, тоже умирает. Мы видим беспощадное влияние эпохи гражданской войны на семью казаков.
Очевидно,что эпоха перемен обнажает многие конфликты интересов, поэтому для всего народа это очень тяжелое время, которые переживут не все люди.

Подтверждает мое мнение и роман " Белая Гвардия" М.А. Булгакова. Здесь мы также видим, какие ужасные перемены принесла революция. Главные герои живут в городе, охваченном революционными настроениями. После смены власти в 1917 году началась гражданская война, породившая волну насилия, жестокости, анархии. В итоге те,кто хотели переворота и ненавидели тиранию монархии, пожалели о старых временах стабильности и законности. Ограбленный инженер Лисович рассказывает гостю, как он ждал революцию, симпатизировал кадетам. Но результаты смены власти его разочаровали: ни свободы, ни демократии, никакого конструктивного плана развития страны народ не получил. Даже с преступностью никто не борется, а братоубийственная война грабит и убивает народ. То есть, одна тирания сменила другую. Здесь мы видим, что отсутствие четких планов позитивных перемен и силы, способной их осуществить, приносит муки и страдания каждому.

В заключение хочу сказать, что эпохи перемен сменяют одна другую достаточно быстро в историческом измерении. И человек не успевает понять и принять те положительные результаты перемен в будущем: он живет сейчас и хочет стабильности и мира для себя и близких сегодня. А сегодня как раз и происходят перемены, безжалостные к судьбе каждого.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Жизнь всех людей постепенно меняется. Иногда мы даже не замечаем, как вокруг нас мир претерпевает изменения, и лишь через года понимаем, что всё стало совсем другим и что даже мы сами значительно изменились. Но жизнь разнообразна в своих проявлениях, и ей свойственны также резкие изменения, коренным образом меняющие мировоззрения людей и их бытие. Жизнь человека эпохи перемен сложна, ведь в это время происходит изменение жизненных ценностей, которые вступают со взглядами предыдущих поколений в конфликт, проходящий мирно либо перерастающий в вооружённое противостояние.
Для доказательства обратимся к пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Одним из героев произведения является пожилой слуга и бывший крепостной крестьянин Фирс, который всю свою жизнь посвятил службе господам Гаевым. Посредством речи Фирса автор показывает нам, что феодальная эпоха заложила в героя свои жизненные ценности: Фирс считает, что общественные отношения должны быть построены на системе крепостного права, а его отмену считает несчастьем. В процессе повествования А.П. Чехов не раз обращает внимание на слова Фирса о былом времени крепостничества. Этот слуга как никто связан с вишнёвым садом, олицетворяющим феодальную Россию. В результате он умирает вместе с ним, забытый своими хозяевами. Так вместе с образом Фирса и символом вишнёвого сада умирает и сама феодальная эпоха.
Кроме того, стоит обратить внимание на произведение М.А. Шолохова "Тихий Дон". В романе автор наглядно показывает, к чему могут привести радикальные перемены в обществе: он посвящает своё творение Гражданской войне. Читатель не раз встречается с рассуждениями казаков об увядающем от войны хозяйстве, о вдовах и сиротах, оставшихся без мужей и отцов. М.А. Шолохов с помощью описания подчёркивает невероятную жестокость, с которой противоборствующие стороны сначала заставляют пленников ползать на коленях, прося о помиловании, а потом хладнокровно расстреливают их. Роман имеет множество героев и сюжетных линий, но нельзя найти ни одной жизни, не покалеченной военными действиями. Таким образом, время великих перемен может ломать судьбы людей, принося в их жизнь войну.
Подводя итог, можно сделать вывод, что важные перемены в обществе приводят к появлению в нём противоречий, так как всегда существует консервативная сторона, отстаивающая старые порядки. Эти противоречия разрешаются мирным или военным путём, но всегда приносят в жизнь людей сложности большей или меньшей степени.

Вам удалось выстроить логичное рассуждение в аспекте заявленной темы. Сочинение глубокое, грамотное, выразительное.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ произведений соответствует высокому уровню подготовки.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логических ошибок не выявлено.

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые конструкции разнообразны, в сочинении уместно использованы изобразительно-выразительные средства. Грубых речевых нарушений нет, выявлены некторые недочеты.

Фирс считает , что общественные отношения должны быть построены на системе крепостного права, а его отмену считает несчастьем.
В результате он умирает вместе с ним , забытый своими хозяевами.
Так вместе с образом Фирса и символом вишнёвого сада умирает и сама феодальная эпоха.

Неточное словоупотребление. Вишневый сад - это и есть символ феодальной эпохи. Никакого символа вишневого сада не существует.

К5 (грамотность) + 1 балл , всего допущено ошибок: 1

коренным образом меняющие мировоззрения людей и их бытие

Общий вывод по работе

Итак, Екатерина, вы получаете крепкую пятерку, заслуженный "зачет". Благодарю вас за достойную работу.


Когда правитель страны сбрасывает с себя бремя власти по любой причине, пусть даже фатальной, то накануне этого неизбежного события любая жизнь в державе замирает. Это происходит необязательно из-за скорби по ушедшему, но всегда из-за страха неизвестности перед грядущими переменами. Не зря древнекитайский философ Конфуций вложил самый печальный и самый угрожающий смысл в проклятье: Что б ты жил в эпоху перемен.К переменам в России привыкли ещё исстари. Вечные смуты, кровавые братоубийственные распри, голод, мор, пожары. Казалось бы, уже можно было приобрести стойкий иммунитет к истерикам страны, которая постоянно мается расшатанной нервной системой. Ведь привык же наш народ за столько веков ничего не делать, а лишь лежать на печи в героически храпящей позе Ильи Муромца да пить горькую, надеясь на авось да на царя-батюшку, который придёт, вразумит и подтолкнёт.

Поёжился мужичок и хотел было уже обратно, премудрым пескариком да в норку, ан нет. Скрутили его, сбили рабские оковы. Свободен. Ну, раз свободен — в топку его, на бессрочную и почётную службу, во славу царя и Отечества. Вот жизнь была старинная.

Но подули ветра перемен, покосился флот российский, загоготали Голштинские с Остерманами, распьянелась и проматерилась Русь и застыло всё разом. Затихло, как перед чем-то очень важным.

Вот эту тишину – зловещую тишину последнего года царствования Петра Великого, ощущение грозы и смуты почувствовал наш современник, философ и драматург Григорий Израилевич Горин.

Тревожное ожидание кончины Петра, повсеместные пьяные вакханалии, казнокрадство, беспредел 90-х 20-го века, Ельцин накануне нового года снимает с себя обязанности президента, сатирик Задорнов поздравляет страну с Новым годом – всё это темы разных эпох, но соединённые встык, всё те же мысли, те же тревоги и чаяния, те же реакции и волнения, что и 300 лет тому назад — куда идти, на кого оставить страну. Иными словами, по какому очередному бездорожью, и за какими новыми дураками теперь нам следовать.

Прошли те времена, герои превратились в теней, слова унесены ветром, а следы давно уже стёрты с земной тверди. Но Григорий Горин с энтузиазмом юного следопыта и творчески вдохновлённый решил пройтись и нас провести за руку по тем следам, попытаться уловить вибрации умолкнувших навсегда голосов и воскресить дух наших полузабытых предков. Ну что же. В путь.

1725 год. Царь Пётр почти при смерти. Его супруга, Екатерина далека от политики, но не от политиков. Вступает в любовную связь с камергером царского двора, Виллимом Монсом (кстати, с родным братцем Анны Монс – бывшей полюбовницей самого Петра). Личный секретарь царицы камер-юнкер Иван Балакирев действует в этой истории курьером переписки Монса и Екатерины. В конце концов, Монса обвиняют во взяточничестве и казнокрадстве и казнят, а Балакирева приговаривают к 60 кнутам и ссылают на каторгу в Сибирь. Вот и вся история. Но вот, что рассказали и показали нам Григорий Горин, Марк Захаров и иже с ними.

Художник Олег Шейнцис для обеих версий спектакля строил те же самые декорации – минимум средств, ничего лишнего и ничего из того, что как говорится, никогда не выстрелит в конце IV акта.

Передний план сцены олицетворяет деревянную, бревенчатую Россию. Повсюду доски, которые по ходу перемены мизансцены движутся, меняя общую архитектуру сцены: то это забор, отделяющий чернь от двора, то это горка, по которой скатывают пьяных в реку, кого в ссылку, а кого в ад. Иногда в деревянных стругах угадываются гнилые корабельные лаги и треснутые мачты – как увядающее величие славного флота Российского.

Деревянный помост, с которого спускается мостик. Худой солдатик в неглиже и в одном только кивере на голове свесился с мостика то ли в позе искупаться, то ли просто утонуть. Склонился он с мостика и разговаривает с родиной по душам, то ласково обращаясь к ней матушка, то сурово: ох и строгая ты, родина-мать. Но уже с первых фраз Балакирева чувствуется народность, природное слияние с рекой, землёй, небом и сам образ Балакирева символизирует, прежде всего, судьбу народа, да и сам народ служивый, у которого и жизнь висит на волоске (да, вот такая она жизнь, вздыхает Балакирев, постоянно зависает) и единственное, что хорошего произошло в его жизни – это то, что сам император когда-то поцеловал маленького Ванечку в одно место. Правда, с тех пор то место чаще всего порят палками да шпицрутенами, чем целуют. Остаётся только утопиться.

Вот такой же непростой, с болезненным самолюбием, больше острит, чем смешит, где-то опасен и расчётлив в делах – это Волков.

Интересны оба, но по-своему. Так же как и следующий появляющийся на сцене персонаж, который долго-долго представляется, и в конце мы узнаём в нём князя Светлейшего Александра Даниловича Меншикова. В первой версии это Николай Караченцев, во второй – Виктор Раков.

Ещё задолго до написания пьесы Горин подошёл к Караченцеву и попросил не брать в театре больших ролей, так как он пишет для него именно такую серьёзную роль. Тому это очень польстило и поэтому, когда персонаж Караченцева заявляет со сцены порою нелепейшие дифирамбы в адрес своей персоны, как например, указывая на лицо, говорит: это уже не просто лицо, а народное достояние, это, во-первых, тут же вызывает смеховую реакцию в зале, а во-вторых, мы видим в этом юмористическое отношение Григория Горина лично к любимому актёру. Такую же реакцию в зале вызывает, например, сцена, когда Меншиков – Караченцев делает пошлое предложение Екатерине стать его женой. В это время забегает фрейлина Головкина (Л.Поргина), а Николай Петрович так на неё цыкает, что от смеха прыскает и Екатерина — Захарова и его настоящая жена Людмила Поргина.

Следуя закону жанра трагикомедии, актёры не только рыдают и страдают как по Шекспиру, но и делают попытки, порою успешные, порою не очень пародировать манеры поведения, присущие тому или иному историческому герою, вызывая совершенно искренний смех в зале.

Вот уже спустя 10 лет Виктор Раков играет классического Меншикова – портретного, исторического и, на мой взгляд, это солидный, но не совсем выигрышный вариант, где теряется юмор и усиливается острота сатиры до жёсткости и порою садисткой жестокости.

Центральной картиной пьесы является, конечно же, треугольник: Пётр-Екатерина-Монс.

Исходя из исторической неопределённости в отношении реального происхождения Екатерины, меня, прежде всего, интересовали мои личные вкусовые предпочтения и ассоциации, а также представления, какой должна быть царица Российская и какая женщина была бы духовно ближе императору Петру, ибо, что касается физических параметров, то нам доподлинно известно насколько любвеобильным был царь.

Обе Екатерины при всей разности своих характеров заслуживают внимания. Во всяком случае, и та и другая кладут перед мужем голову повинную и совершенно искренне заявляют: — Петя, скажи, как умеешь – блядва ты Катька, сука. – Нельзя. Царицы на Руси так не говорят.

Несколько схематично и как бы задним фоном прописан Монс. В спектакле он изображён немцем, терпеливо выжидающим, пока его жертва сама не захочет стать добычей. Он, как тень, призрак, как будто не видя физически, ты непреодолимо ощущаешь его присутствие. Вероятно, так и должен вести себя немец-дипломат – тонко, незаметно, расчётливо. В плане темперамента, Сергей Пиотровский – актёр Европейского класса. Ему очень хорошо удаются придворные манеры, светский этикет и куртуазность поведения.

В голове у Петра постоянный вопрос: Я умру. И что будет с Россией? На кого державу оставлять? Сына нет, друг – вор. Одна жена и та дура добрая.

Когда это произносит Олег Янковский, это – исстрадавшийся, уставший от жизни мудрец, осознающий, что дни то на излёте. Но страшно ему от того, что со смертью его и дело его погибнет. Горечь его то кричит отчаянно: Всю империю растащат. Турки за воровство руки рубят. Я же головы рубить стану, то с безнадёжным разочарованием произносит потухшим голосом: Нет. Эти уже не поймут. Других людей надо звать…. И для Янковского это трагедия.

Потому что сил уже нет и времени тоже. Понимаешь, сочувствуешь и содрогаешься при мысли, что и исполнителя этой роли уже нет с нами. Он улетел навстречу со своим Петром. Им теперь есть о чём поговорить.

Александр Лазарев, пышущий здоровьем и богатырской силищей, настоящий государь. У него впереди Азов, Полтава, выход в Чёрное море и масса славных деяний, заставивших всю Европу считаться с 1/6 частью суши. Лазаревский Пётр ещё юн, влюблён, полон планов и вина. Он еще не знает того, что уже пережил Пётр Янковского. Он ещё любит и любим и оттого не очень верится в то, что ему можно было изменить.

Отдельно о воплощении образа Петра говорить не хочу – о нём всё здесь – от начала до конца. Тем не менее, хочу предложить вам получить собственное впечатление от игры обоих актёров. Своё я получил.

Не обошёл Горин своим вниманием и то управление, в застенках которого жгли калёным железом, рвали языки и зашивали рты. Александру Збруеву досталось играть обер-прокурора Ягужинского – этакого Малюту Скуратова. Под мантией и париком ощущается кожаная куртка с револьвером за поясом и сам персонаж ядовитым взглядом и инквизиторскими повадками (Збруев даже двигается по-кошачьи, неслышно) поразительно напоминает представителя Тройки, которая выносила собственные приговоры тайно и действенно.

Мрачную репутацию своему герою Александр Викторович дополняет внутренними Станиславскими средствами – от себя к образу, например, тягучестью речи. Он так медленно растягивает слова, как будто магнитофонную плёнку включили на пониженной скорости. Такой приём действует гипнотически, если тебя буравят острыми зрачками и вот так произносят слова – хочется или признаться во всём тут же и моментально или просто грохнуться в обморок.

Эхе-хе-хе. Царь белую баньку любит. А у нас-то по-чёрному. Ну ничего, Вань. Ещё попадёшь к нам и узнаешь как у нас по-чёрному.

Другая история началась после смерти Петра Великого. Совсем другая. Пока бывший царь на том свете вместе с обезглавленным Монсом и казнённой шутейной командой ловил рыбу в пруду, на Руси правила Екатерина Первая.

Екатерина Захаровой устраивала ежедневные балаганы из пьяных гульбищ и публичной пошлости. День дурака – показательный пример бездумной агонии царицы и её клики в смутное время. О царице язвили в кулуарах: Катька и вправду решила, что державой управлять может.

Царица не в состоянии была заниматься политикой да и не желала этого. Захарова умело мечется всё время по сцене, от одной доски к другой, практически сходя с ума. Это у неё талантливо выходит – играть на грани истерики с приступами дикого смеха. Поистине, огромный диапазон контрастирующих эмоций у актрисы.

Екатерина Мироновой сложнее в переживаниях. Она чужая здесь и для страны и для народа. Все чего-то хотят от неё. Ждут каких-то решений. Меншиков предлагает руку и сердце и на всякий случай пытается просватать свою 20-ти летнюю дочь за 11-ти летнего внука Петра. Внучок тоже не подарок: стреляет как Вильгельм Телль по яблокам на головах придворных. Уже пристрелил нескольких дипломатов иностранцев. Она пьёт тоже от безвыходности и только умоляет небеса: Петя! Возьми меня к себе. Одиночество и страх окутали её и вот только единственный человек, которому она может довериться, это Иван Балакирев.

Во-первых, они уже были сведены когда-то общей тайной историей с Монсом, а во-вторых, Балакирева очень любил её Петруша. А всё дорогое, что связано с её Питером, теперь стало ей еще дороже. Она возвращает Ивана с каторги и назначает своим личным секретарём. Как говорится, хоть какое-то лицо рядом, пусть и не столь чистое, но ведь и она из народа.

На сцене искусно создаётся атмосфера хаоса, беспредела, пьяной вакханалии и вседозволенности. Такое сконцентрированное неразбавленное зло, которого потом хватит на следующие 300 лет.

Вообще, встреча Ивана с Петром на том свете – самый кульминационный момент спектакля. Откровенный разговор царя со своим народом. И это именно тот случай и то место, где оба друг друга услышат, а может и поймут. Там всё просто. Есть только ты и твои дела на Земле. Уже ничего не будет ПОТОМ. Уже всё есть СЕЙЧАС. И именно сейчас судят тебя на Земле и только сейчас ты осуждён на небесах или во тьме.

Пётр завидует Монсу – у того голова в мешке, а у него она постоянно болит. Хоть и умер, а неуспокоенные от дум земных обречены на вечное терзание – думать. В жуткой тишине происходит короткий диалог Петра с шутом, и вы знаете, я бы многое отдал, чтобы услышать его теперь уже в зале ещё раз, так как если бы не было всего происходящего на сцене, достаточно было одной этой маленькой мизансцены, чтобы понять суть:

— Вань, а ты зачем жил?- Я жил….ну, для службы.

Пётр отчаянно: И всё?- И всё. Хотя нет, я жил, чтобы …чтобы (Балакирев нервничает) О, Господи! Зачем же я жил?- Может, ты что-то сумел в своей жизни? — Ничего.

Да как же ты так, Ваня, ты же народ мой. Я ведь хотел накормить вас, наукам обучить, чтобы щи лаптем не хлебали и чтобы никто вот тебя по роже не бил больше, а уважали и ценили. Хотел, чтобы вы нашли свой путь, свой смысл. А ты от шальной пули посмел погибнуть. Грех это. Самоубийство. Загубил ты свою жизнь, дарованную Богом. Все мы – самоубийцы.

— Ээээ, Ванька! Да ты дышишь. Ты жив.

Соломинка, за которую больше хватается царь, чем Иван. Вот он, шанс – народ свой образумить, хотя бы одного вернуть. Царь бросает шуту канат: Лезь по стене наверх. Быстро!

Господи! Ну, пожалей ты нас, дураков православных. Владыка! Ну, пособи последний раз.

Ух! И Балакирев вновь на земле. Но это уже не шут, ему не хочется больше шутить. И не болтун. Молчит, так как знает цену слову. Перемену на психологическом уровне Сергей Фролов играет без труда, так как не будем забывать, что в актёры он пришел из монастыря. Он был монахом и вот эту грань, где заканчивается человек мирской и начинается человек духовный, обращённый мыслями к Богу, он чувствует превосходно. И лишь произносит: — Домой хочу. В Тверь. Устал я.

А вот далее остался финал. Тут сразу же нужно сделать отступление от повествования о самом спектакле и сказать, что пьеса для сцены так и не была закончена Григорием Гориным. Всё тянули-тянули. Думали: еще много времени (спектакль планировали выпустить к 60-ти летию Горина в 2000 году), но… .

Встреча затягивалась и однажды Горин сказал: Ладно, финал вы уже сделаете без меня.

Слова оказались пророческими. Так всегда бывает.

Но финал, по-моему, получился:

Пётр внял мольбам Екатерины и нисходит на землю. Всё затихает. Эфир оповещает о своём присутствии каким-то глухим далёким гулом. На троне сидит Екатерина, за спиной стоит немой Пётр. Он вручает ей флейту. Царица берёт её и сухим голосом произносит: — Вань, ты видишь эту палку?- Да. – Сыграй нам на ней. – Я не сумею. – А ты сумей! ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ!

И вот в руках Балакирева, сначала скованно, затем живее звучит флейта. Тоска и боль этих звуков пронзают невыносимое одиночество и куда-то вдаль, в черноту уходят, обнявшись, словно Мастер со своей Маргаритой, Пётр с Катеринушкой. Уходят в века, чтобы остаться вместе навсегда.

Вот и всё. Занавес.

Постскриптум: Уважаемый читатель и зритель! В процессе разбора спектакля, я практически его пересказал. Но! Это не тот случай, когда перед прочтением детектива вам тут же называют имя убийцы. Отнюдь. Просто это – лишь моё видение, понимание, ощущения и ассоциации. Может быть вы, и я в этом убеждён, найдёте что-то другое, что-то близкое и понятное вам, но скрытое от меня и от других. И если это произойдёт, значит, тронул-таки спектакль, задел что-то личное, разбередил душу, а это неплохо.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Прошло уже 2500 лет с той поры, и соглашаясь с древним мудрецом могу только добавить, что еще страшнее и невыносимее жить в эпоху Негодяев. Спорить принято, что у нас нынче — развитый путинизм, стабильность или стагнация, обнищание или становление… Кто-то упорно талдычит про экономический крах, а другие — про реформы и хитрый план.

По мне — эпохи застоя и перемен давно уже минули, а живем, не чуя жизни, мы совсем в другой реальности — жестокой, подлой и циничной, длящейся уже тридцать лет, под простым и полным определением — Время Негодяев.



Какие высокие чувства==технологии современного воровства.

Ну, объясните мне, как такое возможно в эпоху интернета и смартфона в кармане?

Росгвардию мне в помощь.

Не просто идет, как идет..а четко направляется
Т.Е..задается алгоритм..

Вы так сладко, умиротворенно устроились в своем питомнике ..курить очень люблю

Я, ненавижу живущих под одеялом, смиренно хавающих время, как будто гроза за окном, не более естественного природного явления.

Человека делает не человек, а та обезьяна, что дышит ему в затылок..

Мне примеры..нах..не не уперлись..

Порох просуши..потом может быть поговорим..

А пока нет темы

Аркадий мне трудно дался, и по убеждениям и по письму.

Но, Аркадий принципиальный идеологический боец, без страха и упрека.

А ,вы ..меланхолический слизень ,чисто по протоптанным сугробам.

Меланхолия, это фильм есть такой..фантастический такой фильм

Мне, вообще ничего не нужно..Я сам себе командир.

И вам не государь в голове!

Мне и советы особо-то не нужны..Так..дружеские.

Я, этот мир воспринимаю как враждебность со своей самоиндефикации.

Чуть придавили и в . плен. СДОХ!

Я бы на вашем месте. раздавил ..НЕ СПУСТИЛ. Ссука..размазал-бы..по столу..как . А..ВЫ!

НИКОЛАЙ..РАЗВЕ ТАК БЕРУТ ВЫСОТЫ

А, впрочем это видимо закономерно..

Тупо не прошло испытанием времени

.
Дяденьки ВСЕГДА(!) плохие !

Что бы они так ни придумали, какие бы пасьянсы не разложили, а у нас всё равно -

"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.

и если вдруг окажется, что дяденька плохой, у нас всё равно -

"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 548 записей в блогах и 8808 комментариев.
Зарегистрировалось 20 новых макспаркеров. Теперь нас 5030892.

Читайте также: