Сочинение надо относиться к людям по отцовски на заре туманной юности

Обновлено: 06.07.2024

Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

По пути следования о девушке заботятся случайно повстречавшиеся попутчики, красноармейцы, угощая ее небогатой пищей и предоставляя удобный кров для ночлега. Однако же долгожданная встреча с родным человеком оказывается для Ольги полнейшей неприятной неожиданностью, поскольку в доме Татьяны Васильевны не рады ее приезду, а родная тетя, представлявшаяся девушке доброй и веселой, на деле проявляет себя как черствый, холодный человек, попрекающий сироту куском хлеба, который и не предлагает даже Ольге.

Девушка проводит в доме тетки единственную ночь и покидает его, поступив на учебные курсы персонала железнодорожников, предоставившие ей жилье, столовское питание и небольшую стипендию. Ольга, ощущая огромную благодарность перед новой властью за предоставленную ей возможность самореализации, предпринимает всевозможные усилия для успешной учебы, во время которой она приобретает новую подругу в лице инфантильной, слабохарактерной Лизы, являющейся полной противоположностью Ольге. В период обучения девушка проходит период взросления, принимая собственные решения, не отчаиваясь даже при возникновении безвыходных ситуаций. Примером этому становится момент прекращения выплаты стипендии и предоставления питания на курсах, связанный со сложной ситуацией в стране. Ольга, не опускает руки, и находит дополнительный заработок в виде выполнения обязанностей няни для маленького мальчика Юшки, лишившегося матери, к которому девушка крепко привязывается.

После окончания учебы девушка попадает на работу на железнодорожную станцию, где в один из дней совершает героический поступок в виде спасения жизни многих людей из-за неисправности подвижного состава, не задумываясь о смертельном риске.

2 вариант

Рассказ начинается с тяжелой жизни Ольги, после смерти родителей. Девочка осиротела в 14 лет и осталась совсем одна. Она уходит из пустого дома в мир черствых и жестоких людей. После долгих скитаний Ольга попала в университет, где она получила разрешение жить в общежитие и учиться. Кроме учебы она начала подрабатывать, работая няней. Через 3 года девушка поехала на железнодорожную станцию для практики. В конце практики героиня совершает настоящий подвиг. Ей удается остановить вагонный состав. Она получает тяжелое ранение, но остается в живых.

Весь сюжет строится на рассказе об Ольге. Таким образом, автор хотел раскрыть причины, которые повлияли на главную героиню. Девушка смогла преодолеть отсутствие дома и поддержки, смерть родителей, равнодушие и голод. Ольга становится бесстрашной личностью в попытке преодолеть все трудности. Настоящую жестокость героиня почувствовала от тети, которая не захотела ей помочь. Случайные попутчики, описанные автором, выручали Ольгу и старались помочь. Символичность власти автор выразил в образе Ленина, который бесплатно обучал, давал кров и жилье. Автор поставил акцент на бескорыстии советского общества. Лиза и Юшка появились в жизни девушки на тот момент, когда она стала самостоятельной. На фоне косвенных героев проявляется уверенный образ девушки.

В начале 30-годов некоторые произведения Платонова не были опубликованы. К печати допускались только некоторые творения автора. Несмотря на требования советского времени, Платонов остался верен своему стилю и мыслям. Произведение связано с восприятием мира глазами подростка. Ольга является примером советской молодежи, понимающим свой долг перед обществом.

Анализ рассказа На заре туманной юности

Несколько интересных сочинений

Зачастую многие люди используют общественное мнение для того, чтобы так или иначе коммуницировать с окружающими их людьми. Само собой, не стоит доверять общественному мнению на 100%, так как оно может быть ошибочным.

В одном из провинциальных городков живет купеческая патриархальная семья. Купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову прозвали Кабанихой, таким неприятным прозвищем. Она имела очень нелегкий характер

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.


Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того, чтобы обидеть автора, а, напротив, чтобы похвалить. Ведь на протяжении своего творчества А.

У Фомы умерла жена, и теперь он остался один в целом мире: не стало человека, который разделил бы с ним скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек.

Поэтому Фома Пухов не берет на веру то, что ему внушает общество, а стремится сделать собственные выводы, пусть даже еще неточные и не совсем грамотные. Фома Пухов неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в суровой действительности.

Вот один из ярких примеров: «Он закурил и уставился в пустую позднюю природу. Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны…

Пухов удовлетворился своим созерцанием и крепко выразился обо всем: „Гуманно“.

Теперь, когда Ольга получала знания, стипендию и общежитие от государства, она почувствовала ответственность за свою жизнь перед обществом. Быть полезной своей стране и народу – стало сокровенным желанием героини.

Заметим, что этого гуманного качества не хватает человечеству во все времена.


Вот как об этом размышлял сам писатель: «Всемирным, универсально-историческим этот новый мир не будет и быть не может.

И если попытаться расшифровать это понятие, то можно будет вывести два основных значения: сокровенный человек — тот, кто скрытен, недоступен, углублен в себя, или тот, кто хранит заветные тайны, словно стражник, оберегающий и поверяющий другим глубинные истины, природные богатства.

Примечательно, что объектом читательского внимания становятся не только биография, развитие и ход событий в жизни героя, но и целый пласт его внутренних размышлений, порой удивляющих чуткой интуицией и народной мудростью.

У Фомы Пухова умерла жена, и, как заметил сам герой, теперь он остался один в целом мире: рядом не стало человека, который разделил бы с ним и без того скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек.

Фома Пухов также неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в самой суровой действительности. Вот один из ярких примеров: «Он (Пухов) закурил и уставился в пустую позднюю природу.

Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны…

Этой девушке только предстояло начать свой жизненный путь. Но она, как никто другой, еще с детства поняла и оценила красоту общего счастья. Ведь тогда у человека появляется счастливая возможность быть необходимым и нужным своей стране, и другим людям.

Но сначала на Ольгу обрушились серьезные и тяжелые испытания: в четырнадцать лет она осталась сиротой — во время гражданской войны родители девочки умерли от тифа.

В заключение хочется отметить, что в произведениях разных авторов положительные герои всегда по-своему решают важные для общества вопросы — о смысле человеческого существования, мирового бытия.

Краткое содержание На заре туманной юности Платонова для читательского дневника


Вскоре Ольга добралась до родственницы. Тут девушку ждало разочарование. Женщина совершенно была не рада племяннице. Не накормила её и положила спать на сундук без постельного белья. Ольга, не желая быть обузой, не осталась там, где её так неласково встретили, а приняла решение поступить учиться в университет.

Девушке повезло, её приняли на подготовительный курс и дали стипендию. У Ольги появилась крыша над головой и пища. Девушка хорошо училась и была благодарна за всё Советской власти и Ленину.

Несмотря на тяжёлую жизнь, Ольга не озлобилась. При любой возможности она помогала окружающим её людям. Девушка принимала участие в судьбе мальчика, у которого не было матери. Однажды ценой своего здоровья помогла предотвратить крушение поезда.

Автор хочет доказать своему читателю, что не стоит озлобляться ни при каких жизненных обстоятельствах.

Пересказ 2

Ольга — главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери, когда та еще была жива. Но спустя несколько дней Ольге наскучило, она собралась к тетке, которая должна была приютить ее.

Маленькая девочка на вокзале встретила красноармейцев, которые помогли добраться, дали еды и согрели.

Татьяна Васильевна (так звали тетку) не хотела, чтобы девочка жила с ней. Своих детей у Татьяны не было, но она все же впускает Ольгу, боясь, что ее могут наказать, если девочка попадает в беду.

Ольга жила с теткой несколько дней, но ушла. Татьяна Васильевна мучила девочку и постоянно попрекала. Ольга случайно увидела объявление, которое гласило, что нужны люди для курсов железнодорожников. Ольга поступает и начинает учиться, у нее появляются друзья. Лиза — подруга, часто плакала, ее судьба тоже была сложна, Ольга поддерживала подругу.

Юшка тоже становится другом Ольги, он живет с отцом, девочка приглядывает за ним, когда отец на работе. Ольга привязалась к маленькому мальчику, когда она спасает с солдатами, то думает только о Юшке.

Данное произведение показывает читателям, что не нужно опускать руки и сдаваться. Пусть идут голодное и холодное время, нужно оставаться человеком.


Родители Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями.

Утром красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом.

Татьяна Васильевна (тётя Ольги) попрекнула несчастную сироту едой и положила спать на твёрдый сундук, не дав ни одеяла, ни подушки, ни даже простыни. Утром Ольга ушла из дома тёти и решила поступить в университет. Её взяли на подготовительный курс. Так девочка обрела крышу над головой и пищу.

Кормили её хорошо, давали стипендию, а Ольга, в свою очередь, усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Пережив смерть родителей и посещение родственников, сирота не понимала, за что её кормят и позволяют жить в тепле, и боялась, что её прогонят. Однажды им перестали давать продукты и задержали стипендию, в этом были повинны белые офицеры.

Тогда Ольга пошла работать нянькой к одному вдовцу. Также она посетила свою тётю, у которой случилось горе, её муж стал ей изменять. Вскоре курсантам выдали задолжности, и необходимость в работе отпала, но Ольга всё равно ходила к своему бывшему воспитаннику Юшке и посоветовала его отцу отдать ребёнка в ясли. По окончании курсов девочку отправили проходить практику на железнодорожную линию.

Однажды Ольга проснулась ночью от гудков красноармейского паровоза, у которого был оборван состав. Поезду грозило сойти с рельсов, тогда бы погибли люди. Девушка ценой своего здоровья спасла состав, долго болела, но выздоровела.

Как вы уже, наверное, поняли, что главная тема этого произведения — выход в счастье, состоявшейся человеческой жизни. Главный герой один – девушка-сирота, которая стала выражением того, что человек может быть счастливым ни смотря ни на что.

Кроме Ольги в рассказе присутствуют ещё несколько второстепенных героев. К таковым относятся Татьяна Васильевна – воплощение жадного, озлобленного, но в то же время несчастного человека. Лиза – подруга Ольги. С ней сирота делила счастье и горе студенческой жизни. Юшка – воспитанник Ольги.

Мне было очень жаль Ольгу, когда её не пускала к себе её тётя. Я искренне сопереживала девушки, когда она спасала поезд с красноармейцами. На мой взгляд, это произведение вечное, потому что как раньше, так и теперь люди оказывались в положении Ольги.

Этот рассказ учит нас не жалеть себя, если это требует жизнь и сложившаяся ситуация.

Язык произведения простой. Автор не использует лирических отступлений, жизнь и людей показывает через их поступки. Иногда встречаются коротенькие описания интерьера и изредка природы.

А. Платонов, На заре туманной юности: краткое содержание. На заре туманной юности — рассказ о девочке-сироте


В этот непростой период голод и нужда очерствили души людей. Но Ольга – героиня этого рассказа – несмотря на бессердечие и жестокость окружающих, не обозлилась. Она, напротив, стала сильным и добрым человеком.

В родительском доме

Однако в произведении не последнюю роль играют мысли героини, которые автор передает кратко и лаконично, но этого оказывается достаточно читателю для того, чтобы понять силу и необыкновенный оптимизм Оли.

Именно эти качества помогают ей выдержать все трудности, обрушившиеся на нее.

Нужно дальше жить

К тому же ей все время казалось, что если она будет повторять действия матери (готовить, убирать, стирать), то не будет одинока. К вечеру она все ждала, что кто-то придет. Но по соседству в каждой семье было свое горе: тиф уносил жизни и взрослых, и детей.

Татьяна Васильевна

Ведь во всем мире эта женщина была единственной родной душой. В детских воспоминаниях Оля хранила образ доброй веселой тетки. Но реальность оказало совсем другой. Ольга увидела женщину жадную, озлобленную, не способную видеть ничего, кроме собственного несчастья.

Муж у Татьяны Васильевны тяжело трудился (как и все главные и второстепенные герои рассказа), был черствым, холодным человеком.

В доме тетки

В первую же встречу с теткой Ольга понимает, что не останется в ее доме. Женщина начинает попрекать племянницу куском хлеба, который и съеден-то еще не был.

Во время учебы Ольга знакомится с другой девочкой – Лизой. Их судьбы похожи, и они становятся близкими подругами. Но девочки совсем по-разному смотрят на жизнь. Когда в столовую перестают поставлять продукты, Лиза начинает плакать. Но Ольга не опускает руки и идет искать работу, пропуская уроки.

Даже после трудного дня героиня рассказа находит в себе силы учиться, она осознает, что знания ей необходимы. На примере Ольги и Лизы читатель видит две разные модели поведения людей, оказавшихся в трудных условиях. Подруга главной героини думает только о себе, часто плачет. Лиза проявляет свою инфантильность и слабость. Но Ольга, напротив, очень быстро взрослеет.

Она учится принимать решения и не отчаиваться даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.

Ольга сильно привязывается к Юшке – мальчику, который лишился матери, и за которым следит девочка в то время, когда отец находится на смене. К этому периоду героине рассказа уже 16-17 лет.

И в ней уже начинает зарождаться способность заботиться и любить маленького человека, что присуще только матерям.

Даже после того, когда она спасает поезд красноармейцев, находясь при смерти, она вспоминает в первую очередь Юшку.

Надежда на этого старца (а коммунистический вождь в глазах Ольги – мудрый и немолодой) придает ей необыкновенных сил.

Она начинает верить в него и отныне считает своим долгом заботиться не только о себе, но и о своей подруге.

Нельзя сказать, что этот рассказ создал Андрей Платонов на заре туманной юности. Краткое содержание одного из самых оптимистических произведений изложено в этой статье. И несмотря на то, что рассказ был написан после множества трудностей, перенесенных автором, произведение пропитано чистой верой в человека и надеждой на счастье.


Что ж, бескрайние просторы, безграничные леса и поля, необъятная даль Родины. Все это одна большая любовь автора к своим творениям. Пейзажи Нестерова просто наполняют душу зрителя гордостью и вдохновением, ведь родные края и просторы – самое ценное, что остается в человеческой памяти, где бы он ни был и куда бы ни уехал.

Автор будто бы делаем снимки, чтобы, глядя на них, вспоминался дом родной и стены милые. Однако, посвятив этому жизнь, Михаил Васильевич Нестеров будто бы стал не художником, а писателем, потом что его работы были вершиной поэтического мастерства, горизонтом человеческого воображения и фантазии.

Как начать сочинение по произведению

О том, как начать сочинение, сказать можно многое. Однако, как всем известно, для того, чтобы решить проблему, необходимо понять ее суть. Так что если у ученика есть вопросы по поводу того, как начать сочинение, лучше всего поговорить о том, как в целом выглядит процесс работы над созданием текста.

Структура и ее особенности

Сочинение пишут все школьники – вне зависимости от того, какие у них пристрастия или предпочтения по отношению к наукам и дисциплинам.

История древнего мира сочинение

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим. Греция VI-IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры.

Энгельс писал, что мы вынуждены “снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ”.

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Краткое содержание “Заклятие даоса”

Старик-крестьянин постоянно думает о хозяйстве – парень-пастух каждую ночь наслаждается почетом и славой

В давнюю, давнюю пору неподалеку друг от друга жили мудрец-даос Чжуанцзы и некий Мо Гуан, почтенного возраста богатый селянин. А в деревне обретался сирота, нашедший приют у чужих людей. Его и звали Подкидыш. Рос он невеждой, но на него обратил внимание даос и велел ежедневно повторять даосское заклятие, дабы обрести радость во сне.

Анализ стихотворения Пушкина “Заздравный кубок”

Александр Пушкин любил и ценил жизнь во всех ее проявлениях. Его философское мировоззрение сформировалось довольно рано, и уже в 16 лет юный поэт осознавал, что юность не может длиться вечно.

Будущее его не пугало, однако когда беззаботная лицеистская пора осталась позади, поэт осознал, что вместе с ней ушла и частичка чего-то очень важного, дорогого и волнующего.

Лицеисты договорились собираться каждый год, и Пушкин с нетерпением ждал этих встреч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения ду­ховного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа; способствовать раз­витию у учащихся умения характеризовать героев, формулировать проблему, тему про­изведения; воспитывать гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни, чувство ответственности за свою судьбу, счастье.

Тип урока: урок-галерея.

Эпиграф: Надо относиться к людям по-отцовски. А. Платонов

Ей уже не хотелось жить, как прежде, со спрятанным тихим сердцем. А. Платонов

Зов твой летит сквозь туманы весенние,

Звоном серебряным, солнцем в окне.

Дивная-дивная, песня напевная

Сказкой волшебной приходишь во сне.

Рядом со мною пройдёшь ты дорогами,

И на заре пришедшего дня,

Не осуди меня, юность моя.

Верю в тебя, мою спутницу славную,

Верю и в то, что во всём ты права.

Самое нужное, самое главное

Ты сбережёшь во мне, юность моя.

Словарная работа.

На доске вы видите три картины, на ко­торых изображено явление или понятие. Вам нужно определить, что это за явление или понятие, и объяснить смысл этого понятия. Примерные ответы учащихся.

Организационный этап.

Добрый день, ребята! Как говорили древние греки, хорошее настроение — поло­вина успеха в работе. Так давайте улыбнёмся друг другу, подарим тепло солнца, доброту.

Психологическая подготовка. Созда­ние эмоционального настроя.

И начать урок хочу со стихотворения. Внимательно прослушайте его и определите тему.

Юность нелёгкая, юность прекрасная — Мысли в полёте и сердце в огне. Светлая-светлая, ясная-ясная —

Только такою ты грезишься мне.

Ночи бессонные, дали безбрежные,

Светоч любви и восторги мечты.

Дни золотые дарила мне ты.

КАРТИНА В. Конев Юность

На картине изображена юная особа, кото­рая, закрыв глаза, наверное, мечтает о своём будущем, рисуя его в ярких красках. Она олицетворяет юность. Юность — это возраст­ной период в развитии человека, переход от подросткового возраста к периоду самостоя­тельной взрослой жизни.

С. Андрияка Заря

На картине изображён восход солнца, заря. Заря — это начало нового дня, пробуж­дение природы, очень красивое время суток.

А. Сычёв Туман

На картине изображён пейзаж, который окутан туманом. Туман — это природное яв­ление, плотная непроглядная завеса.

Исходя из темы, давайте сформулиру­ем задачи нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова-помощники:

проследить. (путь героини от одино­чества к людям, от ощущения духовного си­ротства к высокой причастности к судьбе всего народа);

воспитывать (гуманное отношение к близким людям, любовь к жизни; воспиты­вать чувство ответственности за свою судьбу, счастье).

Мы с вами уже дали определение сло­вам из названия рассказа. Сложив их в общую картину, попробуйте определить смысл назва­ние рассказа. (Ольга стоит в начале своего жизненного пути, на заре. Это заря её жизни. Что ждет её в будущем, она не знает. Буду­щее покрыто туманом неизвестности.)

Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете? 1 (Нужно относиться к людям по-отцовски. Это значит, что лю­дям нужно помогать, заботиться о них и дарить любовь и доброту. Второй эпиграф означает, что в новой жизни главная герои­ня поняла, на что она способна. Она хотела познать все радости жизни, всё почувство­вать, жить по-другому, не так, как раньше, тихо и однообразно.)

Работа по теме урока.

Ученики по очереди подходят к столу и выбирают предмет.

Паровоз.

Отец Платонова работал машинистом па­ровоза. В рассказе паровоз выступает как символ времени, эпохи.

Мы наблюдаем, как героиня Ольга садит­ся с красноармейцами на паровоз.

Ольга дарит людям доброту, тепло, пыта­ется изменить мир к лучшему.

«И Ольга училась с прилежным усердием, чувствуя в себе спокойное, счастливое сердце.

В конце произведения мы снова встре­чаемся с образом паровоза. Оторвавшись от состава, он летел на полной скорости к обры­ву, где могли погибнуть люди. Из-за ошибки дяди Ольги могла случиться трагедия. Но героиня предотвратила трагедию, изменила ход событий, времени.

Каждый человек — кузнец своего сча­стья, хозяин своей судьбы.

Железная дорога.

Образ железной дороги сопровождает нас от начала рассказа до его завершения. Отец Ольги работал на железной дороге, потом Ольга пришла на станцию, чтобы уехать.

Ольга проходила практику на железной дороге.

Главная героиня Ольга, как и сам Пла­тонов, лишается детства, беззаботности, ей пришлось раньше повзрослеть.

Окружающие даже подумали, что она действительно молодая мама.

«Командир склонился к Ольге, лежавшей на диване в телеграфной комнате:

Кого вы хотите увидеть? Мы сейчас вызовем. Может быть, родственников или друзей?

Юшку,сказала Ольга.А больше никого не надо: пусть за меня все люди на свете живут.

Хорошо,ответил командир и дал знак телеграфисту приготовиться к пере­даче.А это ктоЮшка?

Ребёнок,произнесла Ольга.

Платочек, на котором, два кусочка хлеба.

Сам Платонов, рано повзрослев, пошёл помогать отцу. С 13 лет будущий писатель работает по найму, для родных добывает не­лёгкий хлеб. И Ольге пришлось трудиться, чтобы заработать себе на пропитание.

Она кормила не только себя, но и свою подругу по комнате Лизу.

Книги.

Несмотря на то что Платонову пришлось зарабатывать на кусок хлеба, он продолжал учиться и стремиться к самообразованию.

Когда Ольга временно не посещала за­нятия, а работала, Лиза рассказывала о том, какую тему проходили, и они вместе вечером выполняли домашнее задание.

Шахматы.

Шахматы — игра, которая заставляет ду­мать, принимать решение самостоятельно.

Платонов был очень требователен к свое­му творчеству. Человек у писателя при лю­бых условиях живёт, думает, делает.

«Ольга попросила его:

- Сейчас,в тревоге и поспешности сказал начальник,сейчас мысль ко мне придёт!

Наша героиня Ольга тоже думает, как поступить и что предпринять в той или иной ситуации. Например, когда перестали кор­мить и выдавать стипендию, Ольга решила пойти работать, а в чрезвычайной ситуации совершила подвиг.

Семейный альбом.

Ольга в 14 лет осталась сиротой. Перед смертью мать сказала, чтоб в случае чего она ехала к своей тётке. Казалось бы, се­мья — главная ценность человека, которой он должен дорожить. Но в рассказе мы на­блюдаем, как единственный родной человек не рад приезду Ольги. Татьяна Васильев­на не обрадовалась племяннице, сочла её обузой.

Зная, что Ольге некуда идти, тётя с радо­стью её выпроваживает.

«Тебя теперь и не прокормишь. Уйдёшь из дому, а ты. начнёшь по шкафам крошки собирать да по горшкам лазить. А мне сей­час как раз на базар надо идти, как же я тебя одну-то во всём доме оставлю?

Я сейчас пойду, я у вас не останусь,ответила ей Ольга.

Тётка довольно улыбнулась.

Трагедия в том, что совершенно посто­ронние и чужие люди помогли девочке, а семейные узы были разорваны. Разорваны узы были не только у Ольги, её подруга и соседка по комнате тоже осталась одна. Отец умер, а мать, выйдя замуж за заведующего столовой, перестала заботиться о дочери, со­всем забыла про неё.

Физкультминутка

В. Маковский. Толпа на улице

Н. Марченко. Дорога скорби

К. Савицкий. На войну

А. Новикова. Радость жизни

Просмотр фрагмента фильма.

Подведение итогов.

Составление синквейна.

1-я ступенька — 2 существительных,

2-я ступенька — 3 прилагательных,

3-я ступенька — 4 глагола.

Вариант ответа:

Судьба, счастье

Трудная, сломленная, утраченное

Возродить, строить, учиться, помогать

Без Доброты нам было б слишком тесно, Без Доброты нам было бы темно.

Лишь с Добротой хватает в сердце места, Чтобы любить и помнить всё равно.

И даже если всё давно остыло,

Нам Доброта и свет поможет пережить Всё то, что в сердце болью долго ныло, Чтобы опять нити счастья возродить. Лишь с Добротой способны к Состраданию, И Милосердию готовы век служить.

Читайте также: