Демиан герман гессе сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Мы оказываемся свидетелями жизни главного героя – Эмиля Синклера. Каждая глава имеет название, которое определяет события, происходящие в ней. В начале истории, мы наблюдаем, как маленький мальчик начинает понимать, что есть не только его мир – светлый и безопасный. В тот момент, когда он пытается стать своим в том, другом мире – тёмном и полном опасностей, он попадает в западню в лице Франца Кромера.

Казалось бы, его придуманная история для Франца довольно безобидна, пока тот не начинает шантажировать беднягу. Эмиль от стресса начинает заболевать и пытаться решить проблему. И в тот момент, когда, казалось бы, герой находится в безвыходной ситуации, он знакомится с ним – Демианом. Благодаря знакомству с Демианом, Синклер чудесным образом избавляется от гнёта Франца, что не может не радовать его.

Продвигаясь дальше, мы можем наблюдать, что герой совершает ошибки и учится на них, а Демиан становится ещё более мистической фигурой в его жизни. Эмилю начинают сниться загадочные сны. Также он достигает того возраста, когда юноши начинают интересоваться девушками. Герой создаёт культ Беатриче – он упоминает, что не читал Данте, но узнал это имя благодаря одной репродукции. Он пытается нарисовать портрет Беатриче, но после многих попыток у него не выходит. Портрет получается лишь тогда, когда он даёт волю фантазии, но на рисунке появляется то ли Макс Демиан, то ли Беатриче, порождённая его фантазией. Эмиль начинает снова поиски себя, а на портрете ему кажется, что изображён он сам.

Герой встречает разных людей, которые влияют на его жизнь, но Демиан остаётся доминирующей фигурой в его жизни.

Идиллию жизни героев нарушает война. Когда герой попадает на фронт, он получает множество ран. Словно в бреду, его везут в пункт помощи, а он ощущает, что какая-то неизведанная сила тянет его. Очнувшись, он видит Демиана, который говорит ему последние слова и передаёт поцелуй Евы. С утра Эмиль видит, что на соседнем тюфяке лежит незнакомый человек, а образ Демиана стал его.

Я прожила часть жизни Эмиля, я стала Эмилем.

Но я не смогла найти ответ на вопрос, который мучал меня: Макс Демиан – плод воображения Эмиля Синклера или же реальный персонаж, который появлялся каждый раз, когда главный герой оказывался на развилках двух дорог, которые именуются двумя мирами?

Именно наличие внутри чего-то, чему нет места в обычном мире послужило, на мой взгляд, толчком к будущему развитию героя. Тяжело метаться меж двух миров.

И вот в поле зрения Синклера попадает Макс Демиан, он сильно выделяется на фоне остальных, он уникален. Хотя он явно не принадлежит светлому миру, и Эмиль воспринимает его как представителя того же темного мира, он все же отличается и от темного мира, от его представителей. Его трактовка Библии подрывает слепую веру Синклера так, что когда приближается конфирмация он говорит, что “готов вступить не в церковь, но в орден мысли и личности”. Появляется идея, что уходить от самого себя это грех. Тут, правда, Синклер, на мой взгляд, совершает некоторую ошибку, которую, впрочем, вряд ли можно не совершить в его возрасте, он отвергает все светлое и отдается тьме. Детство разваливается, начинаются пирушки с приятелями и кутеж. И хотя в пирушках он находит некоторое признание собутыльников, что тешит его самолюбие, он говорит, что больше всего ему не хватает друга.

Любопытно, что Синклер не ставит под сомнение существование Бога вообще. Он лишь ищет ту его форму, которая бы не ущемляла его и не подавляла. Он чувствует одиночество и сетует, что бог разными способами через одиночество приводит нас к самим себе. Из разгула он вышел благодаря тому, что нашел новый идеал. Конечно, он его искал, хотел выйти из этого ужасного состояния безразличия к своей судьбе, только это происходило на бессознательном уровне.

Итак, он нашел новый светлый образ, новый идеал, и схватился за него обеими руками. То, как эффективно он использовал мимолетную встречу говорит о многом - о сильном стремлении обрести гармонию в себе, мир с самим собой. Этим светлым образом была девушка, которую он случайно увидел на прогулке. Казалось бы, ну и что, скольких людей мы видим каждый день на улице. Но этот образ позволил Эмилю почувствовать желание освободиться от злого и темного в себе. С помощью этого идеала он начал создавать новый светлый мир, уже свой собственный. Он начал рисовать.

Вообще, Гессе пользовался несколькими приемами, чтобы показать что происходит в бессознательном героя - это сны, это рисование и символ. Это действительно важно, мы видим, что неосознанно в герое происходят перемены, которые сам он осознает и вербализует только позже.

Однажды на уроке Эмиль слышит про учение об Абраксасе, божестве, объединяющем в себе божественное и дьявольское. Понятно, что эта идея - божества, что приемлет и свет, и тьму - очень близка Синклеру. И вот однажды он встречает Учителя, органиста, чью музыку он слушал. Любопытно, Синклер отметил, что ему нравится музыка, поскольку в ней мало нравственности. Органиста звали Писториус, Эмиль ходил к нему домой, где они беседовали о философии. Благодаря этим беседам Синклер научился пребывать в состоянии некоего контакта с окружающими его вещами, он описывает это как “чувство согласия нашей души с волей, сотворившей структуру”. Можно сказать, что это переживания контакта с Богом в предметах. Писториус также помог Эмилю научиться сохранять мужество и уважение к самому себе и полагаться на внутренний голос. Это действительно очень важно. До встречи с Писториусом Синклер думал отчего так сложно подчиняться внутреннему голосу. Думаю, как раз из-за недостатка доверия и уважения к самому себе, а это происходило из-за того, что как раз внутренние голоса говорили вещи, противоречащие “светлому миру”.

В какой-то момент Синклер понимает, что он взял у Писториуса все, что тот мог ему дать. Тяжело расставаться с человеком, который помог столь многое в себе изменить, но которого уже перерос. Это важный момент в жизни Эмиля, видно, что он стал подвижен, что он слышит свои чувства и принимает их.

Концовка книги мне не очень понятна. Эмиль отправился в путешествия в поисках матери Макса Демиана. В итоге он находит Макса, его мать. Он обретает новый круг людей, в котором чувствует себя комфортно, где ему наконец-то хорошо. Важно, что он обрел новую общность, общность людей познавших истинное одиночество. Тут он такой, как он есть, он принимает себя и его принимают. Но - война. На войне Макс Демиан погибает, обещая Синклеру всегда быть внутри него.Демиан сказал что стоит обратить взгляд глубоко внутрь себя, Эмиль получит его помощь. В этом я вижу символ окончательного принятия Синклером своей целой формы.

Итак, от осознания двоякости мира, Эмиль Синклер прошел сложным и тяжелым путем, он метался от одного полюса к другому, и, пройдя через отчаяние одиночества, обрел гармонию и пришел к самому себе.

Философский роман, повествующий о детстве и юности молодого человека по имени Эмиль Синклер. Роман, по свидетельствам самого автора, является автобиографичным. Написан в 1919 году и рассказывает о процессе становления личности главного героя. "Каждый человек потерян в самом себе" - писал Франц Кафка. И трудно поспорить с ним.

Синклер в самом начале романа говорит о том, что цель каждого человека - пройти путь, который приведет его к самому себе. Это очень важная и интересная мысль, как применительно к данному роману, так и просто для размышления в парадигме собственной личности.

Синклер борется с самим собой. Он делит мир на две половины - божественная и дьявольская. По мнению героя мы не можем сочетать в себе два этих начала: человек обязательно должен сделать выбор. Как нам ясно показано с самого начала, Демиан - воплощение дьявольского начала. Встречаясь с ним, Синклер начинает задумываться о том, насколько же совершенен Бог, и можно ли вообще задаваться такими вопросами. По ходу повествования герой все ближе подходит к границе этих двух миров.

В романе огромное количество реминисценций. Речь идет и о религиозных историях, и о сектантских преданиях. Это и история Каина и Авеля, и притча о блудном сыне и некоторые другие. Также мы можем наблюдать отсылки к художественным произведениям и образам. Возлюбленная героя предстает в трансформированном образе Беатриче (возлюбленная Данте).

Кроме того, мы видим концепцию аналитической психологии, умело внедренную в канву романа. Гессе - человек, имеющий отношение ко многим психологам и психотерапевтам своего времени и проходивший психотерапию у Юнга, был просвещен относительно современных психологических концепций. Таким образом, концепция анализа бессознательного, анализа сновидений для выявления вытесненных фактов жизни человека, отлично вписалась в роман "Демиан". Синклер, постоянно находясь в пограничном состоянии, видит сны, которые потом толкуются им или его единомышленниками. Более того, сам Демиан рассказывает о собственных снах с позиции того, что сон есть предзнаменование. Сны не снятся просто так!

Герой, находясь в поиске собственного пути, в поисках своего "Я" или самости, говоря на языке психологии, встречается с разными героями, которые по сути своей являются воплощением его самого.

Роман не слишком прост для понимания. Но ведь мы живем в веке информации: на любой вопрос всегда можно найти ответ. Гугл в помощь, как говорится.


Каждый проходит через эту трудность. Для среднего человека это та точка жизни, где веление собственной жизни вступает в наиболее жестокий спор с окружающим миром, где путь вперед отвоевывается в жесточайшей борьбе. Многие испытывают то умирание и рождение заново, каковое представляет собой наша судьба, только в этот единственный раз за всю жизнь — при обветшании и медленном разрушении детства, когда все, что мы полюбили, нас покидает и мы вдруг чувствуем оди­ночество и смертельный холод мирового пространства. И многие навсегда повисают на этой скале и всю жизнь мучительно цепляются за невозвратимое прошлое, за мечту о потерянном рае, самую скверную, самую убийст­венную на свете мечту.

Так вот в конце урока Демиан задумчиво сказал мне:

— Тут что-то есть, Синклер, что мне не нравится.

Перечти эту историю и проверь ее на вкус, есть тут какая-то пошлость. Особенно эпизод с двумя разбойни­ками. Великолепная картина — три креста стоят на хол­ме рядом! Но вот идет эта сентиментальная назидатель­ная история о порядочном разбойнике! Сначала он был преступник и творил гнусные дела, Бог знает что,— и вдруг он оттаивает и празднует этакий слезливый праздник исправления и раскаяния. Какой смысл имеет такое раскаяние в двух шагах от могилы, скажи на ми­лость? Это снова не что другое, как обычная поповская история, слащавая и нечестная, трогательно-сентимен­тальная и с нравоучительной подоплекой. Если бы тебе сегодня надо было выбирать в друзья одного из двух этих разбойников или решить, кому из них ты скорее оказал бы доверие, ты ведь, конечно, не выбрал бы этого плакси­вого покаянника. Нет, ты выбрал бы другого, это моло­дец, у него есть характер. Ему наплевать на покаяние, которое в его положении может быть только красивой болтовней, он идет своим путем до конца и не отрекается в последнее мгновение от дьявола, который до сих пор ему помогал. У него есть характер, а люди с характером в библейской истории часто оказываются в убытке.

Я был ошеломлен. Уж в этом-то, в истории распятия, я считал себя сведущим и только теперь увидел, как мало личного, как мало воображения, фантазии проявлял я, когда слушал ее и читал. Однако новая мысль Демиана была мне неприятна, она грозила перевернуть представле­ния, которые я считал для себя незыблемыми. Нет, нельзя было так обходиться со всем и всеми, даже со святым.

Он заметил мое сопротивление, как всегда, сразу же, прежде чем я успел что-либо сказать.

  • — Знаю,— сказал он примирительно, – история эта старая. Только не надо серьезничать! Но вот что я тебе скажу: здесь одна из тех точек, где очень ясно виден недостаток этой религии. Речь идет вот о чем: весь этот Бог, и Ветхого, и Нового заветов,— фигура хоть и заме­чательная, но не то, что он должен, в сущности, представ­лять. Он — это все доброе, благородное, отеческое, пре­красное, также высокое, сентиментальное, очень хорошо! Но мир состоит и из другого. А это все просто отводится дьяволу, и вся эта часть мира, вся эта половина утаивает­ся и замалчивается. Точно так же славят Бога как отца всякой жизни, а всю половую жизнь, на которой-то жизнь и держится, просто замалчивают, а то даже объяв­ляют дьявольщиной и грехом! Я ничего не имею против того, чтобы чтили этого бога Иегову, решительно ничего. Но я думаю, мы должны чтить и почитать священным все, весь мир, а не только эту искусственно отделенную, официальную половину! Значит, наряду с богослужением нам нужно и служение дьяволу. Это, по-моему, было бы правильно. Или же следовало бы создать бога, который включал бы в себя и дьявола, бога, перед которым не нужно закрывать глаза, когда происходят самые естест­венные вещи на свете.

Он, вопреки своему обыкновению, даже разгорячился, однако тут же улыбнулся и перестал донимать меня.

Читайте также: