Человек невидимка сочинение отзыв

Обновлено: 04.07.2024

Даже такой простоватый сюжет можно было сделать невероятно сложным – если бы писатель полнее взялся раскрыть вставшие перед героями этические проблемы. Но в книге все скатывается к черно-белому восприятию жизни: Невидимка Гриффин – плохой человек, чуть ли не маньяк, а его преследователи – честные английские люди, которые как бы тоже совершают аморальные действия, но они намного лучше вышеупомянутого гражданина. Может быть, это разграничение хорошего и плохого сыграло бы на пользу книге, если бы Уэллс не боролся (и это странно) со сложностью материала – и безуспешно, как уже было сказано. Писателя бросало из крайности в крайность: с одной стороны, он неистово осуждает главного героя и считает его несчастья заслуженными; с другой – играет в неоднозначность, не хочет, но делает своего Невидимку интереснее, сложнее и оттого симпатичнее всех остальных героев. В каком-то смысле книга оказалась сильнее автора: навязывал, навязывал он свою мораль, а я сопротивлялась и все равно сочувствовала главному антагонисту.

Автор хотел изобразить главного героя страшным эгоистом, отвратительным человеком, он разными способами пытался его очернить, выдавая спонтанные действия и чувство самосохранения за что-то глубоко порочное. Но, на самом деле, почти все плохие поступки Невидимки объясняются его загнанным положением, а не внутренней жестокостью или склонностью к разрушению. Невидимка – не злодей, как ни пытался Уэллс таким его представить. Это глубоко трагическая личность, близкая персонажам Германа Гессе, Томаса Манна, отчасти – и Достоевского (Родя, я тебя люблю!)

Он – гениальный ученый-физик, первооткрыватель. Как все гении, он может быть нелогичен в мыслях, порывист, раздражителен, утомителен, эгоцентричен, фанатичен. Это особенности его мышления, без этого он не был бы гениальным. Он ставит на себе эксперимент, не понимая, чем все может закончиться. У него нет четкого плана, лишь инфантильное желание всех поразить, завоевать внимание, почет. Уже став невидимым, он осознает, какую ошибку совершил. Он одинок. Ему некуда идти. Некому довериться. Он ничего не может взять в руки – иначе его обнаружат. У всех он вызывает одно чувство – страх. Он даже не может поесть – так его тоже обнаружат. Он не может одеться – всякий испугается летящего по воздуху пальто и самостоятельно шлепающих по грязи ботинок! Это почти первобытное состояние. Или новая ступень в экзистенциальности. Герой разом оказывается отверженным.


Если честно, я не особенный фанат фантастики, и с каждым прочитанным произведением данного жанра моё отношение в этом вопросе только укрепляется.
Я не очень понимаю, зачем люди вообще это читают, но обо всём по порядку.
Во-первых - конкретно в этой книге я не увидел чего-то сверхинтересного. Это абсолютно обычная история, напоминающая дешёвый американский триллер. Даже мимимишной лавстори там нет, ярым любительницам проходных романов такое не зайдёт.
Во-вторых - абсолютно никакой смысловой нагрузки. Даже своё открытие Невидимка описывает настолько скучно и грубо, что хочется просто дочитать это как можно скорее и тут же забыть.
В-третьих - слишком мало героев, и такое ощущение, будто Герберт Уэллс даже не пытался как следует их описать. Портрет хотя бы одного из персонажей прорисовать у себя в голове будет невероятно тяжело, не говоря уж о всех.
В-четвёртых - слишком быстрое произведение. История вроде бы только начинается, и молниеносно наступает конец. Из-за этого не получается как следует втянуться в процесс чтения, а вместе с этим и послевкусия никакого не остаётся.
И наконец в-пятых - эмоциональная составляющая отсутствует, но это в общем и целом следует из всего того, что я сказал выше.
Из плюсов, пожалуй, только то, что эту книгу можно спокойно за вечерок осилить, ибо если бы как в русской классике Герберт Уэллс ещё бы и водой свой шедевр залил, то дочитать лично мне это было бы нереально.
Поставлю 7 только потому, что это не мой жанр, так бы оценка была ещё ниже. Для фантастики, вероятно, сойдёт, но не более того.


Если честно, как и в других произведениях классической фантастики, я ожидала на первом плане увидеть острые социальные проблемы. Без этого, конечно, не обошлось. Тут был и отголосок темы вивисекции, раскрытой им ранее в повести Остров доктора Моро, и отсылки к природе человеческой, нормам морали, и немного психологии толпы.

Но в фокус этой повести попали, в первую очередь, проблемы личности. Поэтому и я сосредоточусь на главном герое – человеке-невидимке.

На самом деле, получился очень занятный персонаж. Сначала мы видим человека, у которого есть некая тайна. Он кутается в одежды, не называет своего имени, ничего о себе не рассказывает и попросту стремится к уединению. Любопытство окружающих доставляет ему массу неудобств, и тут читатель начинает испытывать сочувствие и сопереживание к нашему герою.

Но достоин ли он таких откликов? Взгляд со стороны всегда невдумчивый, оценивает только "здесь и сейчас".
И Уэллс отодвигает завесу. Мы видим гения естественных наук, у которого не просто есть возможность пренебречь моралью и законом во славу себя и таланта, но который активно этой возможностью пользуется. И был он таким ещё до того, как в условия задачи вписали невидимость.

И вот он, главный вопрос, цель оправдывает средства? Распространяются нормы морали на гениев? Или их талант может всё оправдать?

P. S. Во времена Уэллса, как и позднее, в классической фантастике к интриге относились несколько иначе. Социальная сторона на первом плане, а заглавие просто говорит о том, о чём будет написано в книге, содержа в себе немаленький спойлер.
Времена меняются.
И всё-таки это классика, и, я уверена, её будет читать ещё не одно поколение. Поэтому я бы даже предложила издательствам придумать альтернативное название, чтобы до поры до времени сохранить интригу повествования, ведь в сюжете она присутствует.

Грустно. Так много мог бы сделать, и так неправильно распорядился своей силой. Печальный финал. Старая добрая легкая фантастика.


Советую


Мудро


Познавательно


Полезно


Не оторваться

Невероятное и в какой-то степени трогательное произведение. Эту книгу можно отнести к категории тех, что читаются на одном дыхании. На самом деле конец вполне очевиден, но не смотря на это было огромное желание прочитать до конца как можно скорее. Ведь не важна сразу цель (конец), важно как это происходит. Советую всем к прочтению 😌


Советую


Мило

Кажется, я упустил возраст, когда я эта книга смогла бы возбудить во мне интерес. Судя по всему, Уэллс относится к подростковой фантастике


Мудро


Не оторваться

Супер!Время за чтением пролетало незаметно)Правда жаль,что Гриффин. ну прочитаете,поймёте !


Весело

Один единственный Невидимка и того не уберегли)


Советую


Познавательно

Хорошая книга. Гениальный мозг героя не предполагает такое понятие как "мораль". Но он не вызывает негативных эмоций почему-то, наоборот - жалость и желание понять и простить, потому что ты понимаешь, что человек не умеет и не знает как жить по-другому, и это не его вина. Любопытство, любовь к пустой болтовне и навязчивость людей того времени хорошо подчеркнута на фоне прямопротивоположного отношения ко всему этому главного героя, который неоднократно просит о тишине и покое.

Книга Герберт Уэллс Человек невидимка - Каменный лес Stone Forest

Содержание

Человек невидимка - Каменный лес Stone Forest

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

Писатель Герберт Уэллс Человек невидимка - Каменный лес Stone Forest

Герберт Уэллс

О чем нам может рассказать Человек-невидимка

Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:

Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.

Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.

Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.

Человек невидимка 1933 - Каменный лес Stone Forest

Влияние на культуру

Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.

Читайте также: