Сочинение на тему женские образы в творчестве некрасова

Обновлено: 30.06.2024

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.

Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут. Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья…”. Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём сочинении я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина.

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

Но далее звучат горестные ноты:

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого образованная женщина

Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%

Лирика Н. А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он “лиру посвятил народу своему”. Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия.

И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.
Среди простых героев Некрасова немало и женских образов – теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини

Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.
Так, героиня стихотворения “В дороге” по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию.

Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.
Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: “Погубили ее господа…”
Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни – смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: “Не дело между бабами счастливого искать”. Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора.

Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.
Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения “Еду ли ночью по улице темной” – одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою.

Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: “В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил”.
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, – только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа.

Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на “грязь жизни”, сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму “Саша”, в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:
Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенется светлее и краше:
В добрую почву упало зерно –
Пышным плодом отродится оно!
Поэма Некрасова “Русские женщины” посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы (“И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…”).
Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый “панаевский цикл”, посвященный жене поэта А. А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта.

А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в “панаевском цикле” так значим мотив ссоры, разлуки.
Кроме того, “женский образ” присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она “бледная, в крови, кнутом иссечена” (“О Муза! Я у двери гроба!”)
Подтверждает это и стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом…” Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.
Таким образом, женские образы в творчестве Н. А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие “женские” качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.

Гост

ГОСТ

Рисунок 1. Н. А. Некрасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многообразие женских характеров в творчестве Некрасова на протяжении длительного времени привлекает внимание литературоведов. Произведения поэта по праву занимают особое место в лирике XIX века.

Некрасов оставлял глубокий след в сердцах читателей описывая русскую женщину в своих творениях. Практически в каждом из его произведений присутствует великолепный образ русской женщины, который таит в себе некую загадку. И каждый раз, создавая новую героиню, Некрасов открывал для себя маленькую частичку загадочной женской души.

Его женские характеры неизменно отличаются ярко выраженной индивидуальностью, ни один образ не похож на другой. Пространство его произведений наполнено как сильными, волевыми женщинами, которые готовы перенести все беды на своём жизненном пути, так и слабыми, робкими, нежными.

Размышления о нелёгкой женской судьбе проходит красной нитью через все произведения Некрасова. Он не только изображает их нелёгкую долю, но и олицетворяет их прекраснейшие качества: трудолюбие, стойкость, выносливость. Николай Некрасов не просто писал о женщинах того времени, об их непростой судьбе, но и особым способом подачи оживлял образ русской крестьянки в своих поэмах.

Образ матери в произведениях Некрасова

В процессе создания образа матери ярко проявилось новаторство поэта, благодаря которому перед читателем предстал новый, неведомый ранее, женский тип. Этот образ наполнен теплотой и любовью, поэтому не может оставить равнодушным читателя. Стойкость, упорство, сила – качества, которые стоят за хрупкой и слабой, на первый взгляд, женщиной. Как настоящая мать, она не даст в обиду своё дитя, станет за его спиной, утешит, приласкает, будет опорой в самое неистовое время.

Готовые работы на аналогичную тему

В творчестве поэта вне зависимости от социального положения и материального благополучия русские матери обречены на страдания и муки.

Например, княгиня Волконской оказывается перед лицом нелегкого выбора, в ее душе ведут тяжелую, изнурительную внутреннюю борьбу две половины ее сущности - мать и жена. Когда родился сын, её муж был в заключении в Сибири. Ей нелегко дается решение податься вдаль за мужем, ведь это означает разлуку с сыном. Конечно же, она лелеет мысль, что сын, повзрослев, поймёт её поступок и даже оправдает. В своем убеждении следовать за мужем, Волконская оставляет все, что раннее составляло смысл ее жизни: богатство, высший свет, дворянские права, демонстрируя яркий пример самопожертвования во имя любви, мужа, семьи. Поэт передает скрытый смысл действий матери – даже находясь вдали, она остается величайшим примером для своего сына, вдохновляя его на собственные свершения и подвиги.

Женские образы в любовной лирике Некрасова

Любовная лирика Некрасова стала знаковым событием конца XIX столетия во многом благодаря изображению именно женских характеров. Большая часть исследователей полагает, что музой, источником вдохновения поэта являлась Авдотья Панаева.

Стихи, посвященные Панаевой, отражают глубокую любовь и искренность поэта. Сила его любви настолько велика, что поэт готов ради любимой на всё. Он не просто писал стихи и посвящал их Авдотье, он изливал свои глубокие и бушующие чувства на бумаге. Если до Некрасова, любовная лирика, тема взаимоотношений между женщиной и мужчиной раскрывалась преимущественно в контексте духовного мира лирического героя и не соотносилась со сферой повседневного, обыденного, то у Некрасова все проявления жизни, все сложности и проблемы мужчины и женщины получают своё художественное воплощение.

Любовная лирика, вдохновленная Панаевой – это, своего рода, целая жизнь, её история, роман. Некрасов описывает историю их любви: первая встреча, влюблённость, прогулки, письма, ссоры, расставания, уничтожение писем и попытки забыть. Ссоры, разочарования, скандалы и истерики – все это находило свое отражение в поэтическом пространстве Некрасова. Каждое произведение, посвященное Панаевой, - это рассказ о двоих и для двоих; каждое стихотворение – исповедь любящего сердца, особая любовная лирика – лирика нервического напряжения, диссонансов, внутреннего смятения и борьбы.

Авдотья Панаева обаятельная, нежная, женственная, остроумная и кокетливая женщина. Ей свойственно ошибаться, быть вспыльчивой, неуравновешенной, даже жестокой. В то же время она - близкий человек, опора, которая нужна в жизни каждому человеку. Его лирическая героиня, как и любая живая женщина не лишена недостатков, но без любимой, без любви нет смысла существования.

Шли годы, и его возлюбленная менялась. Изменились и их отношения. Объяснить, как меняется человек, как меняются отношения, как меняется любовь, кажется, не в состоянии никто. Это навсегда останется загадкой. Осталось это загадкой и для Николая Некрасова. Но, всё же, благодаря его музе была открыта особая, новая любовная лирика в мире русской поэзии.

Многие последующие поколения будут восхищаться произведениями Николая Алексеевича Некрасова и, нет сомнений, что именно любовная лирика будет неизменно привлекать внимание читателей и исследователей.

Читайте также: