Презентация по русскому языку 9 класс сочинение рассуждение

Обновлено: 28.06.2024

Презентация на тему: " Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе." — Транскрипт:

1 Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе.

3 Строение текста типа рассуждения. ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ( аргументы ) ВЫВОДЫ

4 Композиция рассуждения. 1. Вступление ( зачин ) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть : а ) формулирование основного текста ; б ) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение - вывод.

5 Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами : - вводные слова : во - первых, во - вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; - союзы : однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.

6 Виды доказательств. 1. Дедуктивные : – от тезиса к доказательствам ( Книга – лучший учитель. Например,…) 2. Индуктивные : - от примера к тексту ( Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель.)

7 3. Прямые. а ) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. ( Каждый человек хочет быть счастливым.) б ) Ссылка на авторитетный источник : цитата ; проверенные, достоверные факты, события ; статистические данные ; положения законов и официальных документов ; законы природы ; выводы, подтвержденные экспериментально ; показания очевидцев ; примеры из художественной литературы ).

9 4. Косвенные : - доказательства от противного : через опровержение истинности противоположного тезиса.

10 Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что Виды рассуждения Вводные слова, наречия СоюзыРечевые обороты ДоказательствоВо-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что. ; отсюда заключаем, что. ; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… ОбъяснениеНапример, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что. ; это зависит от. ; это связано с тем, что. ; это является следствием того, что. РазмышлениеПо-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажет­ся, скорее всего, оче­видно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что. ; попробуем сравнить. ; попытаемся разобраться. ; причина состоит в том, что. ; это можно объяснить тем, что. ; всё зависит от того, что. ; это позволяет предполо­жить, что. ; получается, что. ; предположим, что. ; допустим, что. ; мне близка мысль о том, что. ; я согласна с тем, что. ; некоторые сомнения у меня возникают, когда. ; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что. ; я убежден, что. ; мне хочется сделать вывод о том, что.

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!


Рекомендации:

Елена Владимировна, спасибо за прекрасный комплекс презентаций! Большая помощь коллегам!

Елена Владимировна, спасибо за отличный комплект для подготовки к сочинению.






Комплекс презентаций для подготовки к ОГЭ по русскому языку - написанию сочинения 9.3 по текстам с сайта ФИПИ.
Выпускникам необходимо написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Они должны объяснить, как понимают значение указанного в задании слова или выражения, потом написать собственное рассуждение на указанную тему, взяв в качестве тезиса данное ими определение.
Аргументируя свой тезис, ученики должны привести два примера-аргумента: один из прочитанного текста, один из жизненного опыта.

Презентация по русскому языку

Данная презентация знакомит учащихся с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на примере текста В.Г. Бахмутова "Радуга". В данном материала рассматриваются основные признаки текста, проблем, позиция автора. Подробно разбираются пункты плана сочинения-рассуждения. В презентации содержится как теоретический, так и практический материал для учащихся.

Учимся писать сочинение-рассуждение

Учимся писать сочинение-рассуждение

Учимся писать сочинение-рассуждение

Автор: Ерошина Е.А.

Что такое СЧАСТЬЕ? Счастье – 1

Что такое СЧАСТЬЕ? Счастье – 1

Что такое СЧАСТЬЕ?

Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Удача, успех (из словаря Ожегова)

Согласны ли вы с таким толкованием?

В.Г. Бахмутов. Радуга В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее

В.Г. Бахмутов. Радуга В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее

В.Г. Бахмутов. Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

Основные признаки текста Информативность

Основные признаки текста Информативность

Основные признаки текста

Выделим в каждом абзаце ключевые слова

Выделим в каждом абзаце ключевые слова

Выделим в каждом абзаце ключевые слова

Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство.
Как это прекрасно – счастье сразу для всех!
С тех пор я стал ждать радугу.
Радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми.
Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье.

О чем этот текст? Что такое счастье для героя рассказа?

О чем этот текст? Что такое счастье для героя рассказа?

Формулировка проблемы Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

Формулировка проблемы Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

Какие проблемы ставит перед читателями автор? 1 способ:

Какие проблемы ставит перед читателями автор? 1 способ:

Какие проблемы ставит перед читателями автор?

1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова

Составление комментария проблемы

Составление комментария проблемы

Составление комментария проблемы

Прокомментировать проблему – значит
показать степень понимания текста;
понять замысел автора;
понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Кого особенно интересует эта проблема?

На каком материале автор рассматривает проблему?

На каком материале автор рассматривает проблему?

На каком материале автор рассматривает проблему?
В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни.
-Для чего он это делает?
Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично.
Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

Формулировка авторской позиции

Формулировка авторской позиции

Формулировка авторской позиции

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Какова же авторская позиция?
В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?
Как это прекрасно – счастье сразу для всех!
Согласны ли вы с мнением автора?

Аргументация собственного мнения

Аргументация собственного мнения

Аргументация собственного мнения

На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Аргументация собственного мнения

Аргументация собственного мнения

Аргументация собственного мнения

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать?
(реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы

Работа с афоризмами В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы

Работа с афоризмами

В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

Афоризм - краткое выразительное изречение.

Прочитайте афоризмы. Как вы понимаете их смысл?

Прочитайте афоризмы. Как вы понимаете их смысл?

Прочитайте афоризмы. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

Человек создан для счастья, как птица для полета (В.Г. Короленко).
Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить (А. Дюма-отец).
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других (В.А. Сухомлинский).

Литературные произведения тоже могут служить аргументом

Литературные произведения тоже могут служить аргументом

Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

Каков секрет счастья В.Бахмутова?

Каков секрет счастья В.Бахмутова?

Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез

В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез

В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез.

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде, обнимающей плотно и бережно тело, и чтоб чайка в то время над морем летела чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде, обнимающей плотно и бережно тело, и чтоб чайка в то время над морем летела чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,
что коряги и камни обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки
согревал свое сердце о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни узнать тебе не привелось!
Вероника Тушнова

В чем видит секрет счастья Вероника

В чем видит секрет счастья Вероника

В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова?

Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Вступление.
Проблемы, над которыми размышляет автор.
Комментарий к данной проблеме.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).

Вступление 2 – 3 предложения Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения

Вступление 2 – 3 предложения Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения

2 – 3 предложения
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь… Сколько о ней сказано!

Проблемы, над которыми размышляет автор

Проблемы, над которыми размышляет автор

Проблемы, над которыми размышляет автор

Комментарий к данной проблеме

Комментарий к данной проблеме

Комментарий к данной проблеме

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Выявление позиции автора

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора)

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора)

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора)

Шаблоны:
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

Аргументы Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта

Аргументы Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта

Аргументы

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Аргументы Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих

Аргументы Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих

Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…

Вывод 2-3 предложениями, дублирующими вступление

Вывод 2-3 предложениями, дублирующими вступление

2-3 предложениями, дублирующими вступление.
Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Урок в 9 классе. Подготовка к ОГЭ-

№ слайда 1

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Урок в 9 классе. Подготовка к ОГЭ-2015.

Задание. Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыва

№ слайда 2

Этап 1. Пишем вступление. Алгоритм написания вступления. 15.1. и 15.2. 1. Знаком

№ слайда 3

Этап 1. Пишем вступление. Алгоритм написания вступления. 15.1. и 15.2. 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. 2. Определяем основную мысль высказывания. 3. Цитируем высказывание и объясняем его смысл. (Можно обойтись без цитирования) Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 15.3. 1. Назвать понятие _____ - 2. назвать более широкое понятие (например, отношения, действия, одно из лучших качеств, поступки, и др. ), 3. указать отличительный признак (например, основанные на . ). 4. Прокомментировать данное определение. Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

 15.2. 1. Перечитайте текст. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (каким

№ слайда 4

15.2. 1. Перечитайте текст. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. Прочитайте его еще раз. 3. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста! 15.1. 1. Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании. 2. Найдите примеры данного явления в тексте 3. Выпишите их или укажите номер предложения. 4. Укажите роль этого языкового явления в тексте/ предложении/ словосочетании/слове. 5. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац. 15.3. 1. Коротко описываем ситуацию, о которой идёт речь в тексте… 2. Выделяем предложения, в которых подтверждается данное определение. Старайтесь не пересказывать их, а обобщать. 3. В конце делаем микровывод. 4. Приводим второй аргумент из собственного жизненного опыта или другого литературного произведения. Он должен быть похож на первый. Этап 2. Пишем основную часть. Аргументируем свой ответ примерами

Этап 3. Пишем заключение. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ —подвести итог, обобщить сказанное,

№ слайда 5

Этап 3. Пишем заключение. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ —подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию, логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Этап 4. Проверяем написанное. 1. Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте:

№ слайда 6

Этап 4. Проверяем написанное. 1. Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте: - нет ли грамматических ошибок - не нарушена ли связь слов - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих - не нарушена ли логика изложения правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!) 2. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: - найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания. 3. Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

Желаю успеха и максимального балла на экзамене!

№ слайда 7

Читайте также: