Учимся писать сочинение 3 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип – изучение нового материала

Вид – групповая работа

Цель – научить новому виду общения (отзыв - благодарность).

1. обучающие:

- формирование практических навыков правильного составления устного и письменного текста;

- повторение структурных элементов текста;

- обучение структуре благодарственного письма.

2. развивающие:

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие культуры общения учащихся.

3. воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма;

- развитие чувства благодарности.

Методы и приёмы – словесные, наглядные, моделирование ситуации общения (где, кому, что и с какой целью хотим написать или рассказать), практические.

Оборудование урока:- мультимедийный проектор; демонстрационные карточки; раздаточный материал, карточка МЭНЭДЖ МЭТ на столах.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Постановка темы урока.

- А вы можете быть авторами сочинения?

- Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. (слайд 3)

- Сочинения бывают повествовательные, рассуждение и описание . (слайд 4)

- Я прочитаю вам два сочинения, которые написали ребята. Может быть, кто-нибудь из вас догадается, к какому виду сочинений относятся данные. Попробуем? Первое сочинение называется ….

3. Изучение нового материала.

Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья. В своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.

Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень!

- Какие у вас есть предположения?

- Ребята, вы только начинаете учиться писать сочинения, знакомиться с их видами, но определили вид этого сочинения верно. Да, действительно, это сочинение относится к

описанию природы. А теперь послушайте второе сочинение….

Большое спасибо работникам столовой! За ваши приветливые взгляды, вкусную и сытную еду. Желаем вам, успехов в работе! (слайд 5)

- Это сочинение относится к рассуждению – особый вид рассуждения – благодарность, которую я прочитала в этой книге (показ книги отзывов и предложений). Прочитайте, как она называется? Попробуйте по названию определить - о чём она? Для этого надо понять значение каждого слова в названии книги.

- Отзыв – что означает это слово? А какие могут быть отзывы? Плохие – отрицательные, хорошие – положительные. ( синонимы и антонимы ?) (слайд 6)

- А слово предложение, какое у него значение? (многозначность слова предложение?) (слайд 6)

Эту книгу я взяла в школьной столовой, а где ещё мы можем встретить такие книжки?

- Для чего люди пишут благодарности?

- Сегодня вы будете сочинять и писать положительные отзывы, но сначала давайте вспомним, структуру любого сочинения, из чего оно состоит? - (вывешиваем на доску, приложение 1).

- Возращаемся к нашей благодарности… прочитайте её ещё раз. Найдите предложение, которое является здесь вступлением? (слайд 5)

- А с каких ещё слов можно начать наше сочинение….(.слова благодарности…кого).

- Найдите в готовом сочинении основную часть…

- Какие слова будем использовать в основной части….не забудьте, что ваши отзывы и пожелания будут зависеть от того где вы находитесь, а ещё кому вы их пишите…..(за что благодарим).

- Приступаем к заключению – прочитайте его в нашем тексте (пожелания). – Что можно добавить? Не забудьте, что пожелания должны соответствовать профессии человека или функциям коллектива, которых вы благодарите! (пример….) (слайд 7)

ФОЛАУ ЗЕ ЛИДЕР

Работа в группах

- Вы сидите по группам, каждая группа должна сочинить и написать на листе, который я раздам, свой отзыв, не забудьте, что вы сегодня всем довольны, вам всё понравилось.

- Работа в группах может происходить только при соблюдении правил работы в группе. Давайте их повторим….

- ( вывешиваем на доску, приложение 2 ).

- Итак, начинаем, 1 группа – пришла в библиотеку (слайд 8),

2 группа – обедает в кафе ( слайд 9),

3 группа – посещает зоопарк (слайд 10),

- Словарные слова: аккуратность, внимательность…и др., помогут вам в работе. (записываются на доске)

- Пока я раздаю листы, вы обсуждаете, что будете писать в своём сочинении, не забудьте, что отзыв-благодарность надо написать так, чтобы все остальные поняли, где вы были. Можно воспользоваться фразами с экрана (слайд 13) . Затем один пишет, другие помогают, представитель вашей группы потом прочитает нам, что у вас получилось. Время работы ограничено. Во время работы я предлагаю вам пользоваться планом, который лежит на столе каждой группы. (приложение 3)

(Во время групповой работы учитель оказывает помощь тем группам, которые испытывают затруднения)

- Ребята, заканчиваем работу и приступаем к чтению ваших сочинений.

Выслушиваются сочинения ребят, параллельно идёт коллективная проверка структуры сочинения и его правильность – по двум критериям .(слайд 14)

(Зачитывается заранее подготовленная благодарность и вкладывается в папку)

Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, что вы учились делать сегодня на уроке?

- Где и когда еще в жизни мы можем использовать благодарность, кого можем благодарить, за что? Если нет возможности записать свою благодарность, что будете делать?

- Дорогие ребята, подумайте, как каждый из вас работал на этом уроке. Если вы считаете, что вы старались, что у вас всё получалось, если вы работали в полную силу, то похлопайте себе.

Создать условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- ни- будь животного.

Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия текста, умение проверять орфограммы. Прилагается презентация

ВложениеРазмер
no21.3_razvitie_rechi._uchimsya_pisat_sochmnenie.docx 25.72 КБ
no21.3._razvitie_rechi._uchimsya_pisat_sochinenie.pptx 535.31 КБ

Предварительный просмотр:

№21.3 Развитие речи. Учимся писать сочинение.

Создать условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- нибудь животного.

Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия текста, умение проверять орфограммы.

предметные : учиться строить план предстоящего сочинения; собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений; учиться писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений;

личностные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога .

Тип урока: комбинированный

1.Мотивационный этап. Целепологание.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
О чём это стихотворение?

Ребята, какие птицы не улетают в теплые края? (воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки)

- Ребята, какова тема нашего урока ?( Учимся писать сочинение)

-Что такое сочинение? (Текст, который мы должны составить)

Что такое текст повествование?

самостоятельно составить письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- нибудь животного. (например поведением птиц)

- Что нам поможет составить письменное сочинение? (Мы должны узнать информацию о животных, вспомнить случай из жизни животных, составить план сочинения)

2. Работа над сочинением

-Информация о птицах

Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними. (слайд №2)

- Голубь с незапамятных времен считается птицей мира.

А чем голуби питаются? (семенами, ягодами, зернами пшеницы, ячменя, кукурузы )

Голуби ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.

Эту птичку вы узнали? Это воробей. (слайд №3)

Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов.

Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц.

Учитель постепенно читает текст учебника на с.70-71 и выслушивает мнения детей и их ответы на вопросы учебника.

-Ребята, подумайте, о чем будет ваш текст (тема) вашего сочинения-повествования. (Учебник предлагает несколько вариантов тем для написания сочинения. Но школьники могут выбрать другую тему. Главное, чтобы их текст представлял собой повествование о каком- нибудь случае из жизни животных, который они наблюдали. Можно выслушать несколько устных рассказов ребят о своих наблюдениях за животными.)

-Поделитесь основной мыслью, которую вы хотите выразить в своем сочинении.

- Ребята, события в тексте сочинения необходимо последовательно изложить.

- Кто желает поделиться интересной историей?

-Для написания сочинения вам поможет план.

-Из каких частей состоит текст? (начало, основная часть, заключение)

Составим план, по которому будем писать сочинение:

  1. Вступление ( Где и когда произошла история)
  2. Интересный случай с животными.
  3. Заключение.

Путешествие смелого Воробья

На большом дереве в гнёздышке жил Воробей. Воробей уже вырос, окреп, и теперь мог самостоятельно летать там, где ему вздумается. Каждый день он выпрыгивал из гнезда, садился на ветку, приветствовал Солнышко и дразнил кота своим неугомонным чириканьем.

Но вот однажды Воробей выпрыгнул из гнезда и не заметил опасность: кот кинулся на маленького Воробья, хотел лапой его поймать, но Воробышек успел отскочить назад, свалился с ветки, а кот за ним. Воробей успел взлететь над землёй и лететь так быстро, как мог.

Смелый путешественник очень обрадовался, что смог самостоятельно добраться до своего дома. Воробышек рассказал маме о своём необычайном путешествии. Мама ласково погладила его своим крылышком и сказала:

- Какой ты у меня смелый путешественник!

А Воробьишка чувствовал себя так спокойно возле своей доброй мамы. Вот так прошёл необыкновенный день маленького Воробья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учиться решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи при изучении новой темы.

Задачи урока: осваивать разные способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей (учебный, познавательный, художественный); осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться в ходе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текста; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; аргументировать свою позицию в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Средства обучения: Учебник: Русский язык: 3 класс, урок № 126, презентация, задания для смартдоски.

1.Организационный момент.

2.Актуализация имеющихся сведений о видах учебных и познавательных задач на уроках русского языка.

Науку о языке называют лингвистикой. Язык в действии – это речь. Речь бывает устной и письменной.)

- На уроках русского языка мы решаем три типа задач. Какие?

Решая лингвистические задачи, мы открываем законы языка.

Решая правописные задачи, учимся писать грамотно.

На уроках развития речи учимся правильно выражать свои мысли и чувства.

- Вот как выполнила это задание Маша

На уроках русского языка мы решаем лингвистические, правописные и речевые задачи.

- А вот так выполнил это задание Серёжа

На уроках русского языка мы открываем законы языка, учимся писать грамотно, правильно выражать свои мысли и чувства.

- Что вы скажете об их работах?

(Обсуждается ответ в группах, каждая группа высказывает своё мнение).

- И Маша, и Серёжа составили и записали одно предложение. Маша указала виды учебных задач, а Серёжа – способы решения этих задач.

3.Чтение темы урока, постановка учебных задач.

Задачи урока высвечиваются на слайде.

Задачи урока

- Что такое сочинение? Читаем хором. (Сочинение – собственный текст на заданную тему)

-Чем сочинение отличается от изложения? (отличие сочинения от изложения (собственный текст).)

Умение задавать вопросы, искать на них ответы, выделять ключевые слова необходимо для того, чтобы написать сочинение.

5.Самостоятельная работа с упражнением учебника (работа в паре)

-Сочинение – это текст. Проанализируем текст. Выполним упражнение 1. (Упражнение 1 Прочитать, озаглавить текст.)

Тема: Учимся писать сочинение.

Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

Планируемые результаты:

  • предметные: учиться строить план предстоящего сочинения; собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений; учиться писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений;
  • личностные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога.
ВложениеРазмер
konspekt_rr.doc 579 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развитие речи.

Тема: Учимся писать сочинение.

Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

  • предметные : учиться строить план предстоящего сочинения; собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений; учиться писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений;
  • личностные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога .

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник : ПНШ Чуракова Н. А. 3кл, 2 часть, учебная презентация, карточки с заданием (приложение 1), карточки для рефлексии.

Методы и приёмы

Словесный: слово учителя

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок развития речи.

- А теперь тихонько сели девочки, и ещё тише мальчики.

-Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Что бы узнать, о чём мы с Вами сегодня будем говорить, послушаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного ученика):

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

  • О чём это стихотворение?
  • О чём мы сегодня мы с Вами будем говорить? (о птицах)
  • Ребята, все ли птицы улетают зимой в тёплые края? (Есть птицы, которым холод нипочем, они круглый год находят на родине и не совершают перелетов)
  • А какие птицы остаются? (воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки)
  • Почему некоторые птицы не улетают на юг?

Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы

Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду.

  • Что нам необходимо делать, что бы помочь тем птицам, которые не улетели на юг?
  • Птицы наши меньшие друзья!

Слушают чтение стихотворения

Анализ содержательной части стихотворения;

работа по теме урока (беседа)

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

К:формулировать собственное мнение и позицию

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

- Что бы сформулировать тему урока, разгадайте ребус (приложение 1)

Сочинение. А что такое сочинение? Чем отличается сочинение от изложения? Какие отличительные черты?

Тема нашего урока: Учимся писать сочинения

В теперь поставим цели урока :

- узнать больше про птиц

- учиться составлять план сочинения

- учится писать сочинения

отвечают на вопросы;

формулируют тему урока;

формулируют цели урока.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста

Посмотрите на слайд, эти птицы вам хорошо знакомы. Мы с ними встречаемся каждый день на прогулке. Кто это? Правильно, это голуби.

Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними.

- Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям.
На всей планете Земля существует более 300 видов этих птиц. Они живут в каждой части мира.

Скажите, дети, что есть у голубя на голове?

У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.

Есть клюв - они им клюют крошки.

А что голуби едят? (семенами, ягодами, зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др)

Что еще есть у голубя? Да, у него есть ножки - они ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.

У голубя есть хвост, крылья - они летают. Чем покрыто тело голубя? Правильно, перьями. Перышки у голубей разные - разного цвета и разной величины.

Эту птичку вы узнали? Это воробей.

  • Скажите, дети, а воробей - большая птица? (маленькая).
  • А какие у него перышки? (коричневые).
  • А ножки? (маленькие). Как воробей прыгает?
  • А что они едят?
  • Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов.
  • Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц.

Как себя ведут воробьи и голуби, когда им дают корм?

Кто из них чувствует себя хозяином? И почему?

Кому больше достаётся корма и почему?

  • Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст? (группа предложений связанных по смыслу)
  • Из каких частей состоит текст? (начало, основная часть, заключение)
  • Какие типы текстов вы знаете?

- Вам предстоит работа в парах.

Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте задание (что необходимо выполнить?)

Хорошо, приступайте к заданию (Приложение 2)

- Задание выполнили, можем приступать к проверке.

Назовите первый тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

Назовите второй тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

Беседа по теме урока

узнают новую информацию

беседа по теме урока

узнают новую информацию

работа в парах по карточкам.

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста

Сейчас я прочитаю Вам свое сочинение. Приготовьтесь внимательно слушать! И догадайтесь, какой тип текста в этом сочинении (приложение 3)

- Давайте перечислим, какие интересные случаи мы можем описать в сочинении:

1. как птицы добывают еду

2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами

3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми

- Вспомните какой – либо интересный или забавный случай с этими птицами. Расскажите о нём соседу…

Составим план, по которому будем писать сочинение:

  1. Вступление (что это за птица (воробей, голубь)?)
  2. Как выглядит? (окрас)
  3. Где мы можем эту птицу встретить? Я часто наблюдаю в своём дворе (возле школы, возле дома), как …..
  4. Какие повадки у птицы? (они плетут гнёзда, не летают стаями, голубь не пуглив (воробей – хитрый)…)
  5. Итог. Чем закончилось?

- Сейчас, кто желает по нашему плану устно рассказать интересный случай с этими птицами …

Анализ устного сочинения.

- О чём этот текст (тема)?

Можно ли мы так озаглавить текст?

- А если текст про голубей? (какое название)

Слушают сочинение учителя. Угадывают тип текста.

составляют варианты сюжета в сочинении

пробное действие в составления сочинения устно (в парах)

составление плана сочинения по наводящим вопросам учителя;

слушание устного сочинения по плану

определение темы сочинения (заглавия)

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Практический: выполнение физических упражнений

Сейчас давайте встанем и немного отдохнём.

Молодцы, присаживайтесь. Продолжим урок.

выполнение физических упражнений

Словесный: слово учителя

Практический: написание письменного сочинения по плану

- А теперь переходим к написанию Вашего сочинения в тетради.

Открыли тетрадь, записали число (сегодня 15 декабря), классная работа, сочинение (ниже тему сочинения).

Планом вы можете пользоваться (на доске). Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка.

- Приступайте к работе.

по составленному плану пишут сочинение, опираясь на собственные наблюдения

Л: мысленное воспроизведение ситуации;

Р:контролировать процесс и результаты своей деятельности

Словесный: слово учителя;чтение сочинений

Практический: устный анализ содержания текста

Закончили работу. Кто желает прочитать своё сочинение вслух?

Анализ прочитанных сочинений (соответствие заявленной теме, соответствие пунктам плана, логика построение сочинения).

анализируют прочитанные сочинения совместно с учителем по выделенным ориентирам

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен); умение действовать по плану и планировать свою деятельность; контроль, коррекция действий.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наш урок подходит к концу, подведём итог.

- вспомните, какие цели мы ставили в начале урока

Достигли ли мы целей?

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

Сейчас я раздам вам смайлики, ваша задача дорисовать у него улыбку веселую – если вам понравилась работа на уроке и у вас веселое настроение и грустную – если на уроке что - то не получилось и настроение грустное.

Молодцы, покажите Ваши смайлики .

Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали.

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

  1. описывает что-то или кого-то;
  2. рассказывает о событиях;
  3. больше слов-названий признаков;
  4. больше слов-названий действий.
  1. описывает что-то или кого-то;
  2. рассказывает о событиях;
  3. больше слов-названий признаков;
  4. больше слов-названий действий.

Путешествие смелого Воробья

Однажды солнечным весенним днём появился на свет Воробей. Он был такой маленький, беззащитный, но каждый день он мечтал взлететь, попутешествовать. Воробьиха-мать всегда говорила ему о том, чтобы он не выглядывал из своего гнёздышка. Воробей был послушный и отходил от края.

Наступило тёплое лето. Солнышко каждое утро ласково выглядывало из-за леса, играло своими лучами. И вот озорные лучики добрались до маленького гнёздышка, в котором жил Воробей. А Воробей уже вырос, окреп, и теперь мог самостоятельно летать там, где ему вздумается, правда недалеко и не очень высоко. Каждый день он выпрыгивал из гнезда, садился на ветку, приветствовал Солнышко и дразнил кота своим неугомонным чириканьем.

Но вот однажды Воробей выпрыгнул из гнезда и не заметил опасность: кот кинулся на маленького Воробья, хотел лапой его поймать, но Воробышек успел отскочить назад, свалился с ветки, а кот за ним. Воробей успел взлететь над землёй и лететь так быстро, как мог.

Смелый путешественник очень быстро полетел вперёд навстречу Солнцу. Он очень обрадовался, что смог самостоятельно добраться до своего дома. Воробышек рассказал маме о своём необычайном путешествии. Мама ласково погладила его своим крылышком и сказала:

- Какой ты у меня смелый путешественник, молодец!

А Воробьишка чувствовал себя так спокойно возле своей доброй мамы. Вот так прошёл необыкновенный день маленького Воробья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан по всем требованиям ФГОС.



Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим.


Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм.

Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

Технологическая карта урока "Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн.

Читайте также: