Сочинение на тему жан жак руссо

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Академия педагогики и психологии

Реферат на тему:

Жан Жак Руссо и теория свободного воспитания

По предмету: Педагогика

Выполнила:
Никонова Анастасия Игоревна
Форма обучения – заочная,
I курс, _____________________

Направление подготовки: 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование

д.п.н. Хоронько Людмила Яковлевна ______________

Идея свободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. На протяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания, пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. В основном такой опыт давал положительный результат, т.е. повышалась активность и самодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться. Но, к сожалению, деятельность этих учреждений в силу различных обстоятельств, обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, длилась не долго. Такие учреждения закрывались, но это не уменьшало энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихся реализовать их на практике.

Исторически идея свободного воспитания развивалась в русле педагогического гуманизма, зародившегося в недрах античной философии. Еще Сократ сформулировал ключевой постулат этой идеи: в каждом человеке солнце. Последующие эпохи по-своему дополнили идею свободного воспитания. Так, гуманизм эпохи Возрождения привнёс в педагогическую теорию идеальную модель всесторонне и гармонически развитого человека. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности. Несомненно, историческая заслуга по созданию такого механизма принадлежит французскому философу Жан-Жаку Руссо, разработавшему целую воспитательную систему, которая во многом предопределила развитие педагогической науки. В современной педагогике существует мнение, что с этого времени феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельный отсчёт.

В настоящее время идея свободного воспитания приобретают особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной.

1.1Один из крупнейших представителей французского Просвещения

Руссо жил во Франции в эпоху, когда уже наступил закат королевской власти, хотя в народе всё еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов. Их толпы выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время накануне революции.

Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, часть аристократии выступают с требованием ограничения королевской власти.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия во Франции сохраняло черты Средневековья. В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обычно помещались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Особые познания таким учителям не требовались, так как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса.

Все это вызывало резкую критику со стороны общественных деятелей состояния просвещения. Они осознавали особую роль просвещения в судьбе всего общества.

Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения.

Просвещение - широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Руссо. Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом. Мысли, заветы Руссо были взяты на службу, как революционными вождями, так и их противниками.

1.2 Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо

Десятилетняя школа странствий определила многое в его судьбе. Он познал жизнь не из книг, он познал реальную жизнь. В разных государствах Руссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где он часто находил приют, измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но также видел и великолепные дворцы знатных вельмож, которые обходил стороной.

Крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, т.е. сама жизнь, виденная им, стала первым источником его общественно-политических идей.

Важную роль в его жизни сыграла встреча с образованной, склонной к вольнодумию настоятельницей монастыря в Аннеси. Она пыталась обратить Руссо в католичество, но попытка не принесла успеха. Он оставался равнодушным к религии. Тогда, чувствуя его одаренность, она настояла на учебе в музыкальной школе, здесь он добился больших успехов и сам стал сочинять музыку.

На протяжении 10 лет он постигал все то, чего ему не хватало, занимался самообразованием. Это было систематическое образование, в результате которого Руссо поражал своих собеседников начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику, даже проводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми предметами были история и география. Так, постепенно Жан Жак Руссо превратился в одного из самых начитанных и образованных людей своего времени, сформировался как оригинальный и глубокий мыслитель. При этом он сохранил простоту и выразительность слов, ясность в выражении мысли. Самообразование - это второй университет Ж.Ж. Руссо, первым была сама жизнь .

В 1742 г. Руссо появляется в Париже, где, посещая модные салоны, он постепенно осознаёт, как справедливы были его догадки: он разглядел в посетителях салонов ложь и лицемерие, тайный и холодный расчет, беспощадность к своим конкурентам. Отвращение к богатству возросло и обострилось. Опыт общения с элитой парижского света привел его к критической оценке современного ему общества. Таким образом, он подошел к тем идеям о происхождении неравенства, которые позже принесли ему громкую славу.

Небольшое наследство, оставшееся Руссо после смерти отца, позволило ему жить, не думая о заработке. И он решает посвятить себя музыке, тем более что в Париже, благодаря его музыкально-литературным произведениям, за ним упрочилась репутация музыканта и одаренного композитора.

Среди близких друзей Руссо был и Денни Дидро, чья судьба в чем-то была схожа с его собственной.

Не поняли рассуждений Руссо и некоторые недавние его друзья, например Гельвеции, Вольтер.

Но многие выдающиеся мыслители Европы приветствовали Руссо, среди них знаменитые философы Кант, Юм.

В это самое время автор бунтарского и нашумевшего произведения живет, скрываясь от преследования властей. Из Швейцарии он тайно перебирается в Германию, потом в Англию, где его приютил Юм.

2.1 Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо

Основой педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

Далее Ж.-Ж. Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не зависит от людей, воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторой степени и только воспитание со стороны людей определяется самими людьми. Из этих рассуждений Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди не властны, следует два последних фактора (т.е. воспитание со стороны вещей и со стороны людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.

В соответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Ж.-Ж. Руссо по-разному.

Если речь идет о воспитании природой, то здесь Руссо, как указывалось выше, отождествляет воспитание с развитием (воспитание есть внутреннее развитие наших способностей и наших органов).

Когда он говорит о воспитании через вещи, то теперь он понимает под воспитанием содействие ребенку в приобретении собственного опыта.

И, наконец, когда рассматривается воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимается руководство детьми.

Мы видим, что Ж.-Ж. Руссо проводит определенную и, достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от развития, которое независимо от воспитателя (поскольку это внутренний, самопроизвольный, спонтанный процесс), к более активному процессу содействия (в приобретении опыта) и к еще более активному руководству.

Таким образом, сущность воспитания можно представить следующей схемой: саморазвитие - содействие - руководство.

Ж.-Ж. Руссо тем самый поставил исключительно важную проблему о соотношений биологического и социального в развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому, решить эту проблему научно он не смог.

Воспитание есть всегда и во всех случаях функция общественная, и развитие ребенка, формирование его личности определяется не "природой" ребенка, а обществом, социальными условиями жизни и деятельности. Однако Ж.-Ж. Руссо, несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственно воспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системе аристократического и религиозного воспитания, где совершенно не считались с "природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического и психического развития, с его истинными потребностями и стремлениями. Смелое и последовательное выступление великого французского мыслителя в защиту природы и прав ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения Личности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека - выдающийся вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие педагогической, психологической и философской мысли.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я.А. Коменским. Руссо говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребёнка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, нравственные готовые правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание - это свободное воспитание.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Руссо как философ, психолог и как педагог прекрасно представлял себе, что педагогическое руководство невозможно без ограничения свободы ребенка, что руководство и свобода есть противоречие, пути к разрешению которого не так-то легко найти.

Авторитаризм, не признавая за ребенком никаких прав и никакой свободы, путем принуждения и насилия добивался своих целей, создавая, по определению Руссо, искусственного, т.е. иными словами, испорченного человека.

Ж.-Ж. Руссо, пытаясь разрешить эту проблему, подходит к ней с нескольких сторон, всякий раз, по-разному обосновывая (и философски, и психологически, и педагогически) свой подход.

Ставя своего воспитанника в этом возрасте только в зависимость от вещей, Ж.-Ж. Руссо, как ему кажется, дает возможность своему питомцу почувствовать свободу, освободиться от влияния людей с их запрещениями, приказаниями, предписаниями и т.д.

Именно эти различные формы воздействия и давления на ребенка ограничивают свободу воспитанника, сковывают его рост и развитие, а также угнетающе действуют на его психику.

Впоследствии К.Д.Ушинский заметит в связи с этим, что Ж.-Ж. Руссо обманывает своего воспитанника, предлагая ему взамен истинной свободы иллюзорную, внешнюю. Однако вряд ли есть основания для таких выводов. В условиях, когда душили все живое в детях, когда испытанным орудием воспитания была розга, сама постановка вопроса о свободе в воспитании, как бы она ни решалась, имела в тот период великое революционное значение как страстный призыв в защиту прав ребенка, как призыв к уважению его человеческого достоинства.

И, тем не менее, следует отметить, что Ж.-Ж. Руссо, вольно или невольно, вступает в явное противоречие со своими прежними положениями и высказываниями. Выдвинув в качестве основного тезиса мысль о зависимости ребенка только от вещей, и не признавая иного подчинения, кроме подчинения силе необходимости, Ж.-Ж. Руссо ставит неожиданно своего воспитанника в полнейшую зависимость от людей, в данном случае от воспитателя. Но очевидно, что такой воспитатель, которого имеет в виду Ж.-Ж. Руссо, не страшен для свободы ребенка, так как педагог и ребенок заранее заключили добровольный союз между собой, основанный на добровольном подчинении ребёнка педагогу, а это уже, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не противоречит свободе. Воспитатель хорошо понимает душу, и учитывает потребности своего воспитанника, не мешает ему удовлетворять свои желания и интересы, т.е. педагог следует во всем теории естественного и свободного воспитания.

- под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание сообразно с природой, а для этого необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Ж.-Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период. Каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. При этом интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

- формирование человека происходит под влиянием трех факторов воспитания: природа, вещи, люди. Главным фактором воспитания Ж.-Ж. Руссо считает природу, вещи, и люди лишь создают условия для воспитания;

- ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам;

- воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но ни когда не навязывать ему своей воли.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

1. Верцман, И.Е. Жан-Жак Руссо/ И. Верцман. - Москва: Художественная литература, 1976. - 308с

2. Гурлитт Л.О воспитании: Глава V. Естественное воспитание/ Л. Гурлитт // Народное образование. - 2001. - № 8.- С.241-252. .

3. Корнетов Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо/ Г.Б. Корнетов// Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 21-24.

4. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции/ А.З. Манфред. - Москва: Мысль, 1978. - 438 с.

6. Руссо Ж.-Ж. Избранное/ Ж.-Ж. Руссо. - Москва: Детская литература, 1976. - 187 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981.- Т.1.- С.25-244.

8. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

9. Стреха Е.А. Ж.-Ж. Руссо о роли природы в воспитании детей/ Е.А. Стреха// Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 20-22.

10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

11. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебник/ Под редакцией М.а. Галагузовой. – М., 2000.

Жан-Жак Руссо родился в бедной семье часовщика в 1712 году в Женеве. Еще мальчиком, Руссо самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. Долгое время он скитался в поисках работы по улицам Франции и Швейцарии и за это время сменил немало профессий: был клерком у нотариуса, писцом, подручным у гравера, учителем музыки и секретарем посольства. В 1749 году Руссо появился в Париже, где принял участие над работой “Энциклопедии”.

Имя Руссо Широкую известность приобрело в 1749 г. при написании рассуждений на тему – “Способствовало ли развитие искусства

и науки улучшению нравов?”, на что он решительно ответил: “Нет”. Как для сотрудника “Энциклопедии” и просветителя ответ Руссо был неожиданный для его круга общения.
Уже на тот момент Руссо высказал свою главную идею “естественный человек”, которой он посвятил всю свою жизнь и увековечил в своих Трактатах. Руссо рассуждал, что человек добр и прекрасен, а неравенство в обществе губит его. Деление на бедняков и богатых меняет людей, наука и культура способствует укреплению этого неравенства и заглушает сознание свободы, для которой они были рождены, заставляет людей любить свое рабство.


Свои мысли Руссо стал развивать в 1754 году и ярко их выразил в своих трудах (Трактаты) – “О происхождении и основаниях неравенства между людьми”, в которых осудил деления бедных и богатых. Его сочинения критиковали социальный строй. В 1762 году Руссо опубликовал Программу новых порядков в “Общественном договоре”, в котором он призывал к созданию гражданского народного государства, основанного на честном равенстве.

Лозунг французских революционеров был взят из произведений Руссо “Свобода, равенство, братство”.
В 1761 году Руссо опубликовал роман “Юлия, или Новая Элоиза”. В романе он рассказывает о любви двух молодых людей, которые находились в неравном социальном положении – Юлия дочь известного дворянина и ее возлюбленного бедного учителя Сен-Пре. В данном романе Руссо осуждает уродливые и лицемерные стороны общества, предрассудки неравенства и на фоне всего негатива он преподносит самые красивые чувства любви двух молодых людей.
На следующий год (1762) Руссо опубликовывает еще один написанный им роман – “Эмиль, или О воспитании”. В данном романе он учит, как следует правильно воспитывать гражданина и истинного человека. Руссо внедрил в роман жизненный опыт и свою точку зрения, рассказывая о том, что педагог должен не только заниматься образованием и обучением ребенка, но и развитием природных качеств и свойств, которые, по мнению Руссо всегда необыкновенно прекрасны. В своем романе Руссо ярко выразил идею: что “природа не создает ни богачей, ни принцев, ни вельмож”.

Роман написанный Руссо “Эмиль”, в Париже одобрения не нашел и его Сожгли, а Руссо власти приговорили к аресту. После такой развязки Руссо покидает Париж и бежит в Швейцарию. Однако и здесь одобрения своей идеи он не находит и книгу “Эмиль” сжигают в Женеве и Руссо обратно спасается от ареста.
Долгое время, скрываясь от ареста Руссо находит убежище в Англии где создает свое Последнее произведение – “Исповедь” (1766 – 1770). В данном произведении он рассказывает о своей жизни, описывает свои жизненные события, не утаивая плохих поступков и не похваляясь хорошими. Руссо хотел показать своим современникам истинное назначение человека и то, каким он должен быть в этом мире.

В произведении “Исповедь” он остается верным своим убеждениям и идеям: Человек это – величайшая ценность на земле, который рождается Человеком, а не крестьянином или вельможей. После смерти Руссо в 1778 году, его идеи нашли свое одобрение среди революционеров, они легли в основу “Декларации прав человека и гражданина” принятой французским конвентом 26 августа 1789 года.
Жан-Жак Руссо прожил 66 лет, всю свою жизнь посвятил идеи защиты прав человека и борьбе с социальным неравенством. Своими пьесами и работами он призывал народ бороться с несправедливостью, учил людей правильной жизни и показал каким должен быть человек. Признание Руссо получил только после смерти, но идеи великого автора легли в основу современного общества во многих государств мира.
Уважайте права автора! Используя материал данного блога – ссылка на статьи обязательна

Жан-Жак Руссо родился в бедной семье часовщика в 1712 году в Женеве. Еще мальчиком, Руссо самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. Долгое время он скитался в поисках работы по улицам Франции и Швейцарии и за это время сменил немало профессий: был клерком у нотариуса, писцом, подручным у гравера, учителем музыки и секретарем посольства. В 1749 году Руссо появился в Париже, где принял участие над работой "Энциклопедии". Имя Руссо широкую известность приобрело в 1749 г. при написании рассуждений на тему - "Способствовало ли развитие искусства и науки улучшению нравов?", на что он решительно ответил: "Нет". Как для сотрудника "Энциклопедии" и просветителя ответ Руссо был неожиданный для его круга общения.

Уже на тот момент Руссо высказал свою главную идею "естественный человек", которой он посвятил всю свою жизнь и увековечил в своих трактатах. Руссо рассуждал, что человек добр и прекрасен, а неравенство в обществе губит его. Деление на бедняков и богатых меняет людей, наука и культура способствует укреплению этого неравенства и заглушает сознание свободы, для которой они были рождены, заставляет людей любить свое рабство.

Свои мысли Руссо стал развивать в 1754 году и ярко их выразил в своих трудах (трактаты) - "О происхождении и основаниях неравенства между людьми", в которых осудил деления бедных и богатых. Его сочинения критиковали социальный строй. В 1762 году Руссо опубликовал программу новых порядков в "Общественном договоре", в котором он призывал к созданию гражданского народного государства, основанного на честном равенстве. Лозунг французских революционеров был взят из произведений Руссо "Свобода, равенство, братство".

В 1761 году Руссо опубликовал роман "Юлия, или Новая Элоиза". В романе он рассказывает о любви двух молодых людей, которые находились в неравном социальном положении - Юлия дочь известного дворянина и ее возлюбленного бедного учителя Сен-Пре. В данном романе Руссо осуждает уродливые и лицемерные стороны общества, предрассудки неравенства и на фоне всего негатива он преподносит самые красивые чувства любви двух молодых людей.

На следующий год (1762) Руссо опубликовывает еще один написанный им роман - "Эмиль, или О воспитании". В данном романе он учит, как следует правильно воспитывать гражданина и истинного человека. Руссо внедрил в роман жизненный опыт и свою точку зрения, рассказывая о том, что педагог должен не только заниматься образованием и обучением ребенка, но и развитием природных качеств и свойств, которые, по мнению Руссо всегда необыкновенно прекрасны. В своем романе Руссо ярко выразил идею: что "природа не создает ни богачей, ни принцев, ни вельмож". Роман написанный Руссо "Эмиль", в Париже одобрения не нашел и его сожгли, а Руссо власти приговорили к аресту. После такой развязки Руссо покидает Париж и бежит в Швейцарию. Однако и здесь одобрения своей идеи он не находит и книгу "Эмиль" сжигают в Женеве и Руссо обратно спасается от ареста.

Долгое время, скрываясь от ареста Руссо находит убежище в Англии где создает свое последнее произведение - "Исповедь" (1766 - 1770). В данном произведении он рассказывает о своей жизни, описывает свои жизненные события, не утаивая плохих поступков и не похваляясь хорошими. Руссо хотел показать своим современникам истинное назначение человека и то, каким он должен быть в этом мире. В произведении "Исповедь" он остается верным своим убеждениям и идеям: Человек это - величайшая ценность на земле, который рождается Человеком, а не крестьянином или вельможей. После смерти Руссо в 1778 году, его идеи нашли свое одобрение среди революционеров, они легли в основу "Декларации прав человека и гражданина" принятой французским конвентом 26 августа 1789 года.

Жан-Жак Руссо прожил 66 лет, всю свою жизнь посвятил идеи защиты прав человека и борьбе с социальным неравенством. Своими пьесами и работами он призывал народ бороться с несправедливостью, учил людей правильной жизни и показал каким должен быть человек. Признание Руссо получил только после смерти, но идеи великого автора легли в основу современного общества во многих государств мира.

Краткий биографический очерк жизни и деятельности Жан Жака Руссо - известного французского писателя и мыслителя. Труды, мысли и философия Жан-Жака Руссо, его концепция общественного договора. Роман "Новая Элоиза" и его значение в творчестве Руссо.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.04.2012
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жан Жак Руссо (1712-1778), он оказал мощное влияние на философию, так же как и на литературу, на вкусы, обычаи и политику.

Биография Жан Жак Руссо

руссо французский писатель философ

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла через 9 дней после его рождения. Жан Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками. Впечатлительный, мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал. Жан Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем. Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний.

Спустя 4 месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане отправился искать работу. Найти такой труд, который был бы приятен и легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем.

Разошелся с де Варанс осенью 1741 года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Но мировоззрение у них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший к их разрыву.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

Тем самым Руссо дал начало новому направлению общественной мысли - эгалитаризму.

Эгалитаризм - это название мелкобуржуазных утопических общественных теорий, проповедующих имущественное равенство при сохранении принципа частной собственности на средства производства.

Или, концепция, предполагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам.

Труды и мысли философа

В работах Руссо много такого, что, будучи важным с других точек зрения, не относится к истории философской мысли. Имеются только две стороны его учения. Это, во-первых, его теология, во-вторых, его политическая теория.

Если исходить из личных качеств Руссо, его трудно признать хорошим человеком при его мелких грешках: вранье, кражи и постоянные, хотя и не слишком успешные любовные похождения. Он всегда был непокладистым и тщеславным, а к концу жизни его охватила мания преследования. Умерев, он вряд ли оставил в мире хотя бы одного друга. Но подлинное преступление современники усматривали не в его личных качествах, оно заключалось более всего в том, что Руссо принадлежал к числу великих и редких чудаков, дерзких и невоспитанных настолько, чтобы изменить ход истории.

В 1770 году, когда французское правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от политических репрессий, и Руссо, к своему удовольствию, мог свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

2 июля 1778 года, вернувшись домой после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан Жак Жак Руссо покончил жизнь самоубийством.

Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику.

Некоторые считали его жизнь достойной сожаления, но человек, чье имя связано со свободой и равенством, который положил начало благоразумию и сочувствию в воспитании и дал нам новые образцы поэтических красот, - такой человек заслуживает снисхождения и памяти.

Список использованной литературы

Жан-Жак Руссо – философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, композитор, ботаник и музыковед, родился 28.06.1712 в Женеве. Славится педагогическими трудами и был провокатором Великой французской революции.

Воспитывался отцом Исааком Руссо, мать Сюзана Бернар умерла при родах. Исаак работал часовщиком и учителем танцев, все силы вкладывал в развитие сына. После совершения преступления, отдав Жан-Жака дяде по линии матери, уехал из Женевы.

В 11 лет мальчика передают в протестантский пансион, через год нотариусу. В 1725 отдали граверу. Руссо весь этот период был предан чтению, за что его наказывали, т.к. он отвлекался от работы. Данный опыт научил его воровать, лгать и лицемерить.

В 16 лет Руссо сбегает, из-за чего его отправляют в монастырь. Далее, парень идет лакеем к состоятельной семье, там его обучают итальянскому и навыкам письма. Кроме того, будущий философ был секретарем и домашним наставником.

Став философом, Руссо выдвинул теорию создания государства договорным способом, поддерживал равенство и демократию.

Руссо считал, что личность человека зависит от воспитания, и написал несколько педагогических идей. Был противником церковного образования, считал, что каждый должен само реализовываться, открывая в себе новые качества, быть независимым и трудиться, зарабатывая себе на жизнь.

Сожительствовал с Терезой Левассер, глупой, вульгарной и несимпатичной служанкой, с которой прожил до смерти. После 20 лет жизни они обвенчались, а родившихся 5 детей сразу отдавали в воспитательный дом. Руссо оправдывался, что у него нет денег, к тому же дети мешали бы его философствованию.

02.06.1778 Руссо не стало. Похоронили его на остове Ив, согласно последней просьбе умершего, через некоторое время останки перенесли в Пантеон. Спустя 20 лет прах был похищен и выкинут в яму с известью.

Вариант 2

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) — известный французский учёный эпохи Просвещения. Занимался музыкой, философией, литературой, ботаникой. Известнейший представитель культурного течения сентиментализм. Автор 7 музыкальных опер. Многие называют его предвестником Великой французской революции. Современникам он запомнился своей неординарностью и смелыми идеями.

Руссо родился в Женеве. Его отец, Исаак Руссо, был учителем танцев и часовым мастером. Мать, внучка пастора, скончалась во время родов. Вскоре его отец вынужден был бежать в соседнюю Швейцарию, скрываясь от преследования властей за совершённое преступление. Жан-Жак остаётся со своим дядей. Когда ему было 11 лет он недолго прожил в пансионе, затем обучался у нотариуса и гравёра. В это время он любит много читать и гулять. В 16 лет он оставляет родную Женеву и принимает католицизм. Всю молодость он часто переезжает с места на место, иногда просто бродяжничает. Он пытается работать, но с работой у него не ладится, подолгу он не задерживается ни на одном месте. Жан-Жак часто прибегает к помощи различных покровителей, с которыми порой обходится невежливо. В 24 года он представляет академии свою первую работу — собственную систему нотной записи, но она принята не была.

Позднее он знакомится с малограмотной служанкой, от которой впоследствии у него родится 5 детей. Всех их он отдаст в детский дом. Руссо сочиняет романы, конфликтует с правительством, духовенством, с философом Вольтером. Он часто меняет место жительства. Впоследствии Жан-Жак увлекается растениями, особенно мхами. За всю свою жизнь он выпустил 21 работу, в том числе оперы и другие музыкальные произведения, стихи, комедии, философские труды, трактаты, эссе. Он умер во Франции в возрасте 66 лет.

Жан-Жак Руссо один из известнейших людей в истории искусства и философии. Его личности и творческой жизни было посвящено множество книг, его вклад в культуру и философию, влияние на современников огромны. Его личность, поступки, характер весьма неординарны, а иногда и вульгарны. В Женеве установлен памятник Руссо, в Москве и Петербурге существуют популярные в среде творческой интеллигенции кафе названные в его честь.

Жан Жак Руссо

Интересные ответы

Алкоголь – одна из самых главных проблем современного мира. Во многих существующих странах 21 века алкоголь полностью легален и его может купить любой совершеннолетний гражданин. Однако многие люди даже не задумываются о том, что алкоголь может сотворить

Каждый согласится, что работа должна представлять собой любимый труд, который интересен и увлекателен. Главное, относиться к работе с любовью и проводить рабочее место в приятном коллективе

В современном мире спорту уделяется большое внимание. По данным статистики люди стали больше вести здоровый образ жизни, а фанатов спортивных соревнований еще больше. Таким образом стали очень популярны олимпийские игры

Лыжи – это самый известный и популярный вид спорта в зимнее время. Заниматься им под силу людям всех возрастов. Он так же не требует особой физической подготовки и при этом полезен для здоровья и поддержания тонуса.

Платон является древнегреческим философом, создавшим одно из основных философских направлений античной науки. Появляется на свет будущий философ в состоятельной семье

Читайте также: