Сочинение на тему я воспитанник коммуны а с макаренко

Обновлено: 02.07.2024

Я и еще четыре коммунара на ходу соскочили с поезда и начали поиски чемодана и вора. Вся коммуна поехала дальше и ждала нашего возвращения на одной из станций.

Поиски ни к чему не привели. Мы возвратились без чемодана. Возникла проблема: как установить, кому же сколько денег причитается? Антон Семёнович спокойно отдал распоряжение: обойти всех коммунаров и записать сумму, которую укажет каждый.

Какой же будет итог? При гробовом молчании шла эта перепись. Сосредоточенным и настороженным был Макаренко. Мы знали, что это спокойствие — внешнее, ведь сейчас каждый коммунар держит экзамен на честность. Вот опрос закончен. Подбивается итог. И вдруг взрыв изумления: у нас не только нет недостачи, у нас еще, оказывается, есть лишние деньги! Никто из коммунаров не назвал ни одной лишней копейки…

Улыбается Макаренко. Улыбается вся коммуна. Все облегченно вздохнули, каждый смотрел друг другу в глаза прямо, открыто, честно. Антон Семёнович вытирает на лбу капельки пота, как-то по-детски счастливо комкает свой белоснежный платок.

Снова взрыв изумления. Никто не ожидал от него такой щедрости. К слову, этот подарок Макаренко впоследствии принес нам много славы. Наша коммунарская футбольная команда играла в Тбилиси, Горьком и других городах с сильными командами и не знала проигрыша.

В конечном счёте весь благородный труд А. С. Макаренко сводился к одному: сделать из нас полезных граждан социалистического общества. А сделать это можно было, лишь вооружив нас нужными знаниями, дав в руки полезную профессию.

Мне пришлось воспитываться у Макаренко в течение нескольких лет. И я могу сказать из личных наблюдений, что вопрос выбора профессии для каждого из нас по-на­стоящему захватывал Антона Семёновича.

Антон Семёнович никогда не навязывал воспитаннику его будущую специальность. Очень осторожно он выявлял те или иные склонности юноши или девушки, стараясь уточнить, к чему у них тяга — к технике, естествознанию, литературе, искусству…

Для проявления наших дарований и наклонностей и в колонии, и в коммуне были созданы исключительно благоприятные условия: производственные мастерские, много самодеятельных кружков, наличие преподавателей различных дисциплин и ремесел.

Как-то само собой получалось, что ребята стремились именно туда, где был простор их дарованиям. Я лично не знаю случая, чтобы Антон Семёнович препятствовал воспитаннику заняться любимым делом. Таких случаев, по-моему, не знают и другие колонисты и коммунары. Даже тогда, когда Макаренко видел, что кто-то из нас берется не за свое дело, он проявлял известный такт и выдержку и говорил об этом, не обижая воспитанника. Макаренко, очевидно, считал, что жизнь вскоре сама покажет, кто прав.

Макаренко был осторожен, когда видел, что воспитанник лишь ощупью подходит к выбору профессии, и решителен, когда знал, что выбор уже внутренне сделан, а сейчас требуется его крепкая и надежная макаренковская поддержка!

Мне же тогда было всего 14 лет. И вот случилось так, что во всей коммуне я единственный оказался… пьяным в предпраздничный день!

В городском парке трое взрослых ребят угостили меня вином. Вскоре все мы расстались у выхода из парка. И вот, как и следовало ожидать, даже небольшая доза алкоголя сильно подействовала на детский организм. В белом праздничном костюме я заснул тут же, на улице, у трамвайного столба. Подобрала меня коммунарская автомашина, везшая уголь. Нужно ли говорить, во что превратился мой белый майский костюм! Дежурный по коммуне Трифонов пришел в ужас от моего вида.

На Совете командиров я упорно молчал, отказываясь назвать тех, кто напоил меня. Все прекрасно понимали, что я стал жертвой неумной шутки взрослых ребят. Первой взяла слово воспитанница Пашечкина. Она просила Совет командиров и Антона Семёновича не выгонять меня из коммуны:

— У Васи нет родителей, — убеждала она.

Её просьбу поддержал секретарь комсомольской организации коммуны Василий Камардинов:

— Малец, я думаю, больше никогда не сделает такого проступка…

— Малец хорошо играет на трубе. Наш оркестр лишится хорошего музыканта…

Я видел, как, слушая ребят, Антон Семёнович прятал в усах свою ироническую улыбку. Очень уж, видно, я был смешон в тот момент.

Совет командиров решил в коммуне меня оставить, а меру наказания назначить по выбору Антона Семёновича.

И вот в столовой, когда все коммунары были в сборе, Макаренко объявил свой приказ по коммуне. Из него видно было, что Макаренко прежде всего считал меня жертвой чьей-то глупой проделки. Но дабы не повадно было мне или кому-либо другому повторять то же самое безобразие, Антон Семёнович предупредил: если в течение шести месяцев кто-либо окажется пьяным, он будет изгнан из коммуны вместе с Шапошниковым!

Приказ был серьезным. Он касался решительно всех и заставлял каждого подумать о случившемся и впредь быть осмотрительным и осторожным. Действительно, стоило кому-нибудь проштрафиться, как под угрозой оказывался и я. Приказ, таким образом, налагал ответственность на весь коллектив. Макаренко наказал меня и предупредил всех. Но сделал он это, не причинив мне травмы.

4) Один из хлопцев, прибывших в коммуну, после первого же знакомства с Антоном Семёновичем восторженно сказал:

— Симпатичный дядька! С ним жить можно!

И моё первое впечатление оказалось таким же.

Антон Семёнович познакомился с нами в клубе, поговорил, пошутил и пошел по своим делам. И всем нам сразу стало тепло и радостно. Хотелось, чтобы он не уходил и побыл с нами еще немного.

Мы боялись, что не сразу изучим порядки коммуны и не будем знать, как себя вести. Но Антон Семёнович в первый же день развеял все наши опасения. Он вызвал несколько девочек, старших коммунарок, и сказал им:

— Вот, берите новичков и учите их правилам коммуны…

Это помогло нам сразу же влиться в коллектив, незаметно войти в него, избежать многих неловкостей и случайностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Московской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с ограниченными возможностями здоровья

142608, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Иванова, д.4

Конкурсная работа

Педагогическое сочинение, эссе

( XIII международный конкурс им. А.С. Макаренко)

Автор: Заведующая структурным подразделением Пучкова Нина Яновна

февраль 2015г.

Если мы сегодня будем использовать идеи воспитательной системы А. С. Макаренко не формально, а с той же любовью и верой в детей, то результаты не замедлят сказаться. У нас с 2007 года нет правонарушений, ребята перестали пить, не хотят слушать о психотропных веществах, многие отказываются от курения и даже сквернословить стали меньше. Не преувеличу, если скажу, что забыла, когда слышала от наших ребят ненормативную лексику.

Дети учились навыкам самоуправления. Постепенно из наиболее деятельных ребят выявились лидеры- сегодня они наша опора во всем. Ребята готовят различные воспитательные мероприятия, занимаются хозяйственными вопросами, осуществляют контроль за бережным отношением к технике, экономным расходованием электричества, оказывают помощь больным.

Снова возвращаюсь к воспоминаниям о детском доме. Как мы любили мечтать о будущем! В наших мечтах все было справедливо и красиво. И как мы стремились реализовать эту мечту! А. С. Макаренко движение мыслей, желаний, поступков назвал законом перспективы. И сегодня наши дети ждут, когда они поедут на экскурсию по святым местам или познавательную поездку в Москву, уже сейчас обсуждают, что необходимо сделать, чтобы с пользой провести время в лагере труда и отдыха в Сукко Краснодарского края. Встречаясь с выпускниками, ставшими студентами, квалифицированными рабочими, наши воспитанники убеждаются, что их сегодняшняя работа в активе поможет в будущей социальной адаптации, высокие профессиональные навыки гарантируют трудоустройство и заработок,успешная учеба позволит им получить основное общее образование (некоррекционное). Такие примеры очень привлекательны для детей. Моя судьба, воспитанницы детского дома, закончившей институт, создавшей хорошую семью, ставшей руководителем, у ребят всегда вызывает не только интерес, но и доверие, уважение. Наши воспитанники с удовольствием посещают вечернюю школу, чтобы получить основное общее образование и продолжить обучение в техникумах. Преподаватели вечерней школы отзываются о них как о самых дисциплинированных и старательных учениках.

Мы стремимся воспитать в наших детях чувство собственного достоинства. Работая с активом или индивидуально, всегда спрашиваю их мнение. А как бы ты сделал? Почему? Дети осознают ответственность за сказанные слова, за данную кому-то оценку. Ребенок знает, что его мнение повлияет на решение, приказ о поощрении, денежной премии. Осознание этого повышает самооценку, делает ребят взрослее и самостоятельнее.

Детей-сирот, не имеющих возможности жить в семье, нужно обязательно окружить внешней красотой. В колонии у А.С. Макаренко было огромное количество цветов. На лестничных площадках они стояли на каждой ступеньке с обеих сторон. Двор, комнаты просто утопали в цветах. Это только на первый взгляд кажется мелочью– подумаешь, цветы. А по большому счету в цветке заложена естественная гармония, она формирует эстетическое чувство ребенка, бережное отношение к прекрасному. Обычно гости, попав к нам, обращают внимание на цветочную палитру наших помещений, комнат. (Для меня цветы - это еще и напоминание о ярком, солнечном г. Фрунзе, где прошли мое детство и юность, городе вечно голубого неба, белоснежных горных вершин, алых маков.) А какой простор для развития самоуправления дает забота о цветах! Здесь и самая красивая рассада, и лучший цветочный горшок, и лучшая комната.

Для ребенка, обделенного родительской любовью, так важно ощущение защищенности в коллективе, заботы о себе. С егодня совершенно естественно, когда физически крепкие ребята берут на себя ответственность за слабых, инвалидов. Они сопровождают их в магазин, в поликлинику, банкомат, учат адаптироваться в бытовых условиях. Благодаря заботе о себе, наши дети на глазах становятся увереннее в себе, самостоятельнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭССЕ о классике гуманной педагогики А.С. Макаренко. Эта работа является моим размышлением надо жизнью великого учителя, который внес неоценимый вклад в развитие педагогики.

ЭССЕ о классике гуманной педагогики А.С. Макаренко

На данный момент одной из, пожалуй, основных задач современной педагогики является соединение опыта прошлых веков и накопленных знаний в единое целое. В педагогике существует много людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление именно гуманной педагогики. Одним из таких людей является Антон Семенович Макаренко. Именно о нем, о его работе, нравственном образе жизни и о его великих трудах я бы хотела рассказать в своем ЭССЕ. Педагогическое творчество А.С. Макаренко - педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и С.Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. На самый трудный участок педагогического фронта - на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи. И он добился поразительных результатов.

Макаренко можно назвать поистине великим учителем, ведь он сумел разглядеть в своих подопечных то чего не смогли увидеть другие, он увидел в них потенциал, стремление к изменениям, тягу к жизни. Благодаря ему, его поддержке и наставлениям многие из детей смогли найти свое истинное место в жизни, смогли утвердиться в обществе, стать полноценными гражданами своей страны.

Невозможно не восхищаться этим человеком, его жизнью, его великими трудами. Ведь необходимо очень много сил, времени, терпения для того что бы воспитать личность. Очень много детей вспоминают с гордостью и благодарностью своего учителя, ведь он помог им обрести надежду, веру в завтрашний день, смог открыть для них новые горизонты, раскрыть их таланты и возможности.

История написания книги

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция. Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись. Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

книга а. с. макаренко педагогическая поэма

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

содержание книги Макаренко педагогическая поэма

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Вечная молодость “Педагогической поэмы” А. С. Макаренко

… Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и отсталых.

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения – тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо “интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.

“Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской

войны, шло формирование “настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново.

В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а “книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький – первый читатель и редактор “Педагогической поэмы”. Он писал: “На мой взгляд, “Поэма” очень удалась Вам.

Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.

“Поэма” состоит из трех частей. В ее основе – хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью “Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выражателей ее боевого духа.

Нравственно-эстетический идеал автора поэмы а ходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде – не “укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в “Педагогическую поэму” – одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости “Поэмы” заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора.

Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Чему учит книга?

чему учит и чем полезна книга Макаренко педагогическая поэма

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль). Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Кому стоит прочесть книгу?

кому стоит прочесть книгу Макаренко педагогическая поэма

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.

Отзывы читателей

Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало. Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное. А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.

Читайте также: