Презентация сочинение мцыри 8 класс
Обновлено: 03.07.2024
3 Мцхета. Монастырь Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы
12 Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…
13 Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…
14 Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю…
15 …В то чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…
16 …Угрюм и одинок Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой - монах…
17 Ты хочешь знать, что видел я на воле?
18 И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше, и кругом В тени рассыпанный аул…
19 …Ни одна звезда Не озаряла трудный путь.
20 Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…
21 Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерёв Прозрачной зеленью листов…
22 Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней Смеясь неловкости своей…
23 Недалеко, в прохладной мгле, Казалось приросли к скале Две сакли дружною четой…
24 Мир темен был и молчалив…
25 То был пустыни вечный гость – могучий барс.
26 И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил…
27 Вернулся я к тюрьме моей…
28 И было все на небесах Светло и тихо.
29 Так я найдён и поднят был… …И повесть горьких мук моих Не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье На имя темное мое.
30 Ты перенести меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста…
31 Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. - побег - встреча с грузинкой - битва с барсом - возвращение в монастырь - просьба 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Почему всей жизни героя посвящена одна глава, а трем дням – 24 главы?
33 Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
34 Каким мы видим Мцыри на воле? Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
35 Почему погиб Мцыри? …тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!
-Зачем живет человек?
Мцыри увидел природу в ее
многообразии, ощутил ее жизнь,
испытал радость общения с ней. Да,
мир прекрасен! – таков смысл
рассказа Мцыри о виденном. Его
монолог – это гимн этому миру. И то,
что мир прекрасен, полон красок и
звуков, полон радости, дает Мцыри
ответ на 2-й вопрос. Человек создан
для воли, а не для тюрьмы.
Почему автор избрал для выражения чувств
Мцыри форму исповеди?
М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди
для выражения чувств Мцыри, потому что
герой откровенно признается в своих
сокровенных мыслях, которые долгие годы
таились в его душе. В исповеди передается
взволнованность и эмоциональность речи
рассказчика. С ее помощью более ярко
раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть
внутренний мир героя
7. ИСПОВЕДЬ
- Что для Мцыри свобода?
- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?
- Какую роль играют картины природы в
раскрытии образа Мцыри?
- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
- Был ли в жизни Мцыри счастья миг?
- Свободен ли Мцыри?
– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. В основе произведения лежит
противопоставление: рожденный среди вольного народа,
Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого
ассоциируются со стенами тюрьмы.
– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера?
В детстве формируется характер человека. На его
формирование влияют:
окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически
заложено в нас.
- Найдите в тексте описание тех черт, которые
заложены в Мцыри
пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен,
одинок, горд, силен волей
– Каковы причины побега?
У него была мечта - вернуться на родину
– Какая черта характера двигала им?
Жажда свободы, воли.
- Помогают ли эти черты характера герою во время побега?
Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри
предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже
удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного
зверя
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел
барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите
мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага
заставляют юношу вступить в смертельную битву.
Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой
среди людей, но в мире дикой природы он чувствует
себя своим.
15. Композиция сочинения
16. Первый тезис
17. ВЫВОД
Таким образом, Мцыри бежал из монастыря,
потому что жизнь в нем противоречила его мечтам,
желаниям, стремлениям.
18. Вступления
19. Заключения
20. План
I Вступление.
Герой романтической поэмы
II Основная часть.
Мцыри - романтический герой
Прошлое героя
Монастырь-символ неволи
Основные черты характера Мцыри выражены:
А) окружающей обстановкой;
Б) в исповеди-монологе;
В) через цепь поступков;
Г) через художественные средства
4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.
5) Авторское отношение к персонажу.
6) Критики о Мцыри
III Заключение.
Чем меня привлекает Мцыри?
Жизнь в монастыре невозможна
для Мцыри, так как она
враждебна его мечтам и
желаниям. Требование свободы,
стремление к ней присуще
Мцыри, однако герой обречен на
одиночество среди “чужих” – в
этом и заключается трагичность
судьбы Мцыри.
Темы сочинений
1. Образ Мцыри в поэме М.Ю.
Лермонтова.
2. Какую роль играют картины
природы в раскрытии идеи
произведения?
3. Почему Мцыри не нашел пути на
Родину?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня. 4. Почему Мцыри не достиг Родины? 5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
Бескрайняя любовь к , стремление к и героический протест против . жизни свободе неволи
Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
1. Вступление (1 глава). 2. Жизнь Мцыри (2 глава). 3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы): жизнь Мцыри в монастыре; рассказ о трех днях свободы; смерть Мцыри, его завещание.
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Эпитеты пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв
В этих сравнениях выражается сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом Оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.
У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Темы сочинений: Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова. Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения? Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
Почему описание жизни Мцыри в монастыре занимает только 4 главы, хотя Мцыри прожил там 20 лет, а описание жизни Мцыри сне стен монастыря занимает всю остальную часть поэмы, хотя Мцыри провёл там всего 3 дня?
Душой –дитя, судьбой – монах. вызывает ли Мцыри у вас сочувствие?Почему? Почему Мцыри покинул ''хранительные стены'' монастыря? В какой именно период Мцыри покидает монастырь? - Почему он бежит именно в грозу, ночью? Как сам Мцыри объясняет причины своего побега?
Мцыри и буря – родственны - Обратите внимание на начало 6 главы, как можно объяснить сравнение ''как братья'‘? - Где ещё в первых 8 главах употребляется то же сравнение? - Почему Мцыри считает, что состоит в родстве с природой, бурей? - Почему же Мцыри сбежал из монастыря в грозу? - Проследите по первым 8 главам, какие слова использует Лермонтов в качестве синонимов к слову ''тюрьма''. - Что же такое для Мцыри тюрьма?
Работа с текстом Почему часто употребляется слово ''стены? В связи с монастырём ни разу не употребляется само слово ''тюрьма'', записанный ряд слов распадается на 2 группы: Хранительные стены плен Обитель душные кельи Монастырь сумрачные стены -Что это означает? - Какой мечтой живет Мцыри во время жизни в монастыре ? - Вспомните эпизод встречи Мцыри с барсом. Каковы черты характера героя в этот момент ?
Работаем с текстом Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом ? Как вы думаете, почему Мцыри решил сразится с барсом ? - Вспомните эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества его характера. На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи?
Литературоведческий анализ текста Давайте вспомним, какие художественно – изобразительные средства может использовать автор художественного текста. С какой целью авторы используют эти средства?
Ответы: Эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение, контраст, гиперболу и т.д. Цель использования изобразительно – выразительных средств – подчеркнуть красоту языка; подчеркнуть характеры героев; выявить авторскую позицию; более точно и выразительно показать мысль автора.
Читайте также: