Сочинение на тему я ученик школы н ф бунакова

Обновлено: 27.06.2024

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Осознание себя носителем родного языка.
  • Формирование самооценки школьника на основе успешности.

Познавательные результаты:

  • сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
  • обобщать полученную информацию,
  • прогнозировать учебную ситуацию,
  • выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты:

  • выполнять задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
  • формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
  • осуществлять самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками,
  • аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также на информацию, полученную на уроке.

Предметные результаты:

  • формирование навыка создавать сочинение-рассуждение,
  • формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

2. Методика проведения урока подготовки к выпускному сочинению на лингвистическую тему (9.1)

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует школьников, проверяет их готовность к уроку, рассказывает о виде творческой работы и особенностях ее выполнения.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. Мы будем учиться формулировать тезис, находить аргументы, делать вывод по теме сочинения. Прочитайте высказывание Н.Ф.Бунакова. Как вы его понимаете?

Современный лингвист говорит о том, что язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мыслей, чувств, переживаний.

Учитель. Эта фраза станет тезисом в нашем сочинении.

При создании своего текстанеобходимознать, что такое грамматика.

Ученик 1: Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Учитель. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

- Что такое грамматические явления?

Интерактивная доска. Лист 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Интерактивная доска. Лист 2

Части речи:

а) самостоятельные:

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное
  • глагол (причастие, деепричастие)
  • местоимение
  • наречие

б) служебные:

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Интерактивная доска. Лист 3

Синтаксические понятия:

- способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
- повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
- восклицательные и невосклицательные предложения
- простые предложения
- двусоставные и односоставные предложения
- типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
- неполные предложения
- распространённые и нераспространённые предложения
- обращения
- однородные члены
- обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
- уточняющие и поясняющие члены
- вставные конструкции

Ввводные слова и предложения:
- прямая речь
- косвенная речь
- диалог:
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
- бессоюзные предложения

Интерактивная доска. Лист 4

Средства выразительности:

- риторические восклицания
- риторический вопрос
- риторическое обращение
- параллелизм
- анафора
- эпифора
- инверсия
- эллипсис
- умолчание
- смещение синтаксических конструкций
- присоединительные конструкции, парцелляция:
- многосоюзие
- бессоюзие
- градация

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Мы учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Вспомните, какой тип речи называется рассуждением?

Ученик: Тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Учитель. Из каких частей состоит текст-рассуждение? Какие необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи?

Ученик: рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление
2. Доказательства
3. Заключение – вывод

Интерактивная доска. Лист 5

1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод

Учитель. Что такое тезис?

Ученик: Положение, которое надо доказать.

Учитель. Какой тезис мы возьмем за основу?

Учитель. Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему грамматические явления языка.

- Прочитайте фрагмент текста выразительно.

Вопросы по анализу текста.

Учитель. Мы постарались понять смысл текста. Теперь наша задача подобрать аргументы.

Интерактивная доскаю Лист 6

Аргументы – это примеры доказательства из текста. Они должны быть убедительными, иллюстрировать грамматические явления предложенного текста. (Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование).

Работа по созданию аргументов.

Учитель. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

Интерактивная доска. Лист 6.1

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

  • Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
  • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № . .
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как . .
  • В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
  • Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

- Как приводить примеры, иллюстрирующие грамматические явления?

Интерактивная доска. Лист 7

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Интерактивная доска. Лист 8

Образец 2

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Интерактивная доска. Лист 9

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3–33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Интерактивная доска. Лист 10

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Интерактивная доска. Лист 11

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Интерактивная доска. Лист 10

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

– Приведите свои примеры аргументов?

Аргумент №1.

Аргумент № 2.

Работа над выводом сочинения.

Учитель. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Интерактивная доска. Лист 11

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, .
Следовательно, .
Значит, .
Таким образом, .
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что . и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

В качестве вывода можно использовать речевые клише:

5. Первичное закрепление.

Интерактивная доска. Лист 12

Вопросы, помогающие выбрать аргументы:

- В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

- В каком предложении обращение, выражающее определённое отношение говорящего к герою, выполняет оценочную функцию?

- Укажите предложение, где вводное слово выражает говорящим степень достоверности сообщаемого (уверенность).

- Где вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания?

- В каком предложении сложносочиненное предложение помогает автору показать последовательность происходящего действия?

- Сложноподчинённое предложение с придаточным причины помогает автору указать причину, по которой происходят действие в главной части. Укажите такое предложение.

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, используемых автором в 1-4 абзацах.

Идея повышения эффективности образования на селе получила развитие в педагогической деятельности Николая Фёдоровича Бунакова. Он поддержал и развил инициативу Н.А. Корфа об учительских съездах и курсах, неоднократно проводил такие съезды в разных уголках России, чем заслужил высокий авторитет среди педагогической общественности и любовь народных учителей.

Педагогические идеи, связанные с созданием новой народной школы Н.Ф.Бунаков проверил в открытой им в 1884 г. на собственные сбережения школе в с. Петино Воронежской губернии [2, с. 442-448].

Обучение в Петинской школе длилось 3 года, после чего ученики сдавали экзамены. При школе имелись интернат для детей из других сёл, а также сад и огород. Петинская школа существовала на правах земской, получая от земства средства для оплаты труда педагогов.

Сам Н.Ф. Бунаков являлся попечителем школы, за его счёт было построено школьное здание, оборудованы классы, приобретались учебные пособия, проводился ремонт школьных помещений, а также оказывалась материальная помощь нуждающимся детям и поощрялись лучшие ученики.

Бунаков выступал против попыток ограничить образование крестьян грамотой и начальным счётом. В Петинской школе он осуществил свою идею повышения образовательного уровня крестьянских детей.

В официальных документах Петинская школа называлась народным училищем, что подчёркивало её высокий статус в системе народного просвещения. Ученикам преподавались анатомия человека, родиноведение, арифметика, зоология, проводились занятия по садоводству и огородничеству, пению. Изучались основы физики и химии. При обучении широко использовалась русская литература, изучались биографии выдающихся русских писателей (Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.), читались и обсуждались газетные и журнальные статьи на исторические и естественнонаучные темы, проводились опыты с использованием лабораторного оборудования.

Школа, построенная Н.Ф. Бунаковым (реконструкция из музея Петинской школы)

Педагогами велась большая внеурочная и внешкольная работа. Много внимания уделялось нравственному и эстетическому воспитанию детей. В школе был создан драматический кружок, а в селе – самодеятельный крестьянский театр.

Интересной педагогической находкой Н.Ф. Бунакова стали школьные праздники, посвящённые выпуску учеников, а также знаменательным датам и выдающимся деятелям науки и искусства. Так, ученикам, успешно окончившим Петинскую школу, торжественно вручались свидетельства об образовании и похвальные листы, а также памятные подарки (книги, письменные принадлежности), в их честь школьным хором исполнялись песни. На праздниках-чествованиях великих русских писателей и поэтов ученики перед всей школой читали произведения этих авторов, а также свои сочинения в стихах и прозе и т.д.

2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.

Для каждого из нас школьные годы самые незабываемые. Ведь именно здесь мы становимся ответственными за свои поступки, самостоятельными в принятии каких-либо решениях. Все мы помним свои первые дни в школе.

7 лучших сочинений о школе

Сочинение про школу для 2–3 класса

Вариант 1

Я учусь во втором классе школы №12. Школа расположена на проспекте Пионерском.

В нашей школе три этажа. Мой класс находится на втором этаже. С нами работают добрые и умные учителя.

Моей школе много лет. Во время войны в ней располагался военный госпиталь. У нас в школе есть музей, посвященный Великой Отечественной войне.

В школе меня научили читать, писать, считать. Я очень люблю уроки по информатике, математике, по русскому языку, физкультуре и окружающему миру. Мне нравится учиться. Я люблю свою школу.

Вариант 2

В нем мы узнали много о Великой Отечественной Войне. В школе есть спортивный зал, столовая и много кабинетов. В одном из них нас учит наша первая учительница. Именно она научила нас писать, читать, размышлять. А еще в школе приходят различные праздники, спортивные.

В этом году наша школа отмечает свой восьмидесятилетний юбилей. Я горжусь, что учусь в этой школе.

Рассказ о своей школе для 4–5 классов

Вариант 1

Школа – это одно из самых замечательных времен жизни человека. Воспоминания о ней остаются самыми светлыми. Иногда я смотрю на первоклашек, и мне так хочется вернуть время и вновь поступить в начальную школу, снова пережить радости и невзгоды учеников младших классов.

Я очень люблю свою школу и, наверное, мне будет очень грустно расставаться с ней.

Я думаю, когда мы вырастем, и у нас уже будут собственные семьи, мы с горестью будем вспоминать наши детские, беззаботные школьные годы, наш школьный дом, в котором было так тепло и уютно и наших одноклассников, которые стали для нас родными людьми.

Вариант 2

Школа – это необозримый мир знаний. В ней проводят большую часть времени и учатся ученики. Как тяжело было ребёнку, пришедшему в первый класс, своими маленькими ручонками выводить каждую буковку, каждую циферку, и, как легко ему было находить общий язык со своими сверстниками.

Школа – это большая семья, для каждого ученика, и, как в любой семье, так и в школе есть свои родители – учителя. Именно они впервые научили нас писать, читать, постигать глубины знаний. В школе мы находим настоящих друзей, обретаем знания и учимся жизни.

Школа дает нам опору, дарит тепло и радость. Учителя посвящают нам душу. Уютную атмосферу школе предают стены, на которых нарисованы персонажи детских сказок. В школе проходит множество мероприятий, на которых дети поют песни, танцуют, рассказывают стихи, ставят актёрские постановки. Именно на таких мероприятиях каждый ребёнок может показать свои таланты остальным.

Нашу школу окружает красивый, уютный парк. На территории школы есть баскетбольная площадка, различные турники.

Меня зовут ……… Мне …… лет. Я учусь в …… классе, в городе ………………. Моя школа самая лучшая. Школа четырёхэтажная. На первом этаже занимаются школьники начальных классов.

В нашей школе есть большой спортивный зал. В нём проходят уроки физкультуры и разные спортивные соревнования. В актовом зале мы встречаем праздники.

Все кабинеты у нас светлые и просторные. В кабинетах физики и химии есть лаборатории, где мы делаем опыты. В кабинете информатики стоят новые компьютеры.

Ученики нашей школы часто побеждают в городских олимпиадах. В школе работают очень хорошие учителя. Каждый из них всегда интересно проводит урок.

Нашего классного руководителя зовут ……………………………. Она преподаёт русский язык и литературу. Благодаря ей наш класс самый дружный и образцовый. Мы часто всем классом на выходных ходим в кино, театры, музеи и на выставки.

Когда начинаются каникулы, я скучаю по школе. Я очень люблю свою школу.

Вариант 1

Некоторые из нас проводят в школе девять лет своей жизни, некоторые одиннадцать. Задумайтесь. Это достаточно длительный срок.

Все эти годы учителя стараются донести нам огромное количество знаний, научить нас, сделать хорошими людьми.

Вы скажете: “Родители делают нас хорошими людьми”. Но с этим можно поспорить. Учителя не просто люди, которые работают по отработанной схеме из года в год. Они, изо дня в день, прикладывают усилия для того, чтобы заинтересовать нас, вовлечь в интересный предмет.

Каждому из них мы обязаны быть благодарны. Но многие, вместо того, чтобы оценить их труд, хамят и ведут себя не достойно. Возможно, понимание всего происходящего сейчас, придет позже.

Именно в школе мы находим друзей. Некоторые, со временем, возможно потеряются. Но есть шанс найти лучшего друга на всю жизнь. Пронести дружбу через года тяжело. Особенно, если после поступления в университет, или колледж, мы разъедемся в разные города.

Школа развивает в каждом из нас личность. Кто-то хорошо поет, ходит на вокал. Кто ‑то на хореографию. Кто-то усиленно ходит на факультативы по математике и физике. Кто-то становится ведущим школьных мероприятий, развивает в себе ораторские способности. Для каждого из нас находится занятие по душе.

Именно в школе к нам приходит осознание того, кем мы хотим стать в будущем. Перед нами открываются двери в различные университеты.

Мне кажется, что многие встречают в школе свою первую любовь. Например, мои родители. Они начали “дружить” во втором классе, тогда их вообще было восемь. Но суть в том, что они влюбились друг в друга с первого взгляда и не утратили свои чувства спустя время. Сейчас им по 44 года. Только представьте. Встретившись в школе, они остались вместе на всю жизнь. Это же здорово!

Многие из мальчиков сейчас задирают девочек, стараются их задеть чем-то, при этом обижая. Может они так свои чувства выражают? Вы никогда не задумывались над этим?

Многие первые начинания идут именно из школы. Наши первые идеи, творчество, замыслы. Изучение иностранных языков.

В наше время, английский язык стал неотъемлемой частью жизни. Если ты хочешь сделать успешную карьеру и добиться успеха — английский язык в помощь. Сейчас он встречается на каждом углу. И если в школе ты получишь хорошую базу, дальше идти будет легче. Все в твоих руках!

Вариант 2

В жизни каждого ребенка школа имеет большое значение. Именно она помогает сформироваться человеку, как полноценной личности. Школа дает огромный багаж знаний, которые человек продолжает развивать и совершенствовать на протяжении всей жизни.

Учебное заведение не просто учит человека, но вместе с тем воспитывает его, прививает моральные ценности, взращивает в нем любовь к труду, и нацеливает его на дальнейшее приобретение знаний.

Я считаю свою школу одной из лучших школ страны. Прежде всего, потому, что в нашей школе работают самые мудрые, опытные и искренне преданные своему делу учителя. Те люди, которые ежедневно приходят сюда на рассвете, а уходят вечером, проверив тетради и заполнив журналы.

Каждый день на протяжении всех одиннадцати лет учебы, они, несмотря ни на что, стремятся сделать нас лучше во всем – в учебе, поведении, человеческих качествах. Только настоящий учитель может суметь сплотить коллектив, состоящий из абсолютно уникальных, не похожих друг на друга людей, в единое дружное целое.

Учителя всегда идут нам на встречу, они готовы прийти на помощь в любую минуту. Неважно, не понял ты какую-то тему, задание или хочешь получить взрослый совет – к нашим учителям всегда можно обратиться, зная, что они непременно подскажут, где и как лучше поступить.

Также неповторимой школу делают мои одноклассники. Эти люди, которых мы ежедневно видим несколько лет подряд, они делают мою жизнь лучше. В этой школе у меня появилось много настоящих друзей, с которыми всегда весело, и на которых всегда можно положиться.

Если бы мне пришлось перевестись в другую школу, то мне бы не хватало моих замечательных одноклассников, с которыми мы стали, своего рода, семьей – такой большой, необычной, временами странной, но все-таки семьей.

Наша школа нравится мне внешне – со всеми ее кабинетами, оборудованием, спортивной площадкой и внешним двориком, и, конечно же, со столовой, где всегда можно подкрепиться чем-то очень вкусным.

Я горжусь тем, что учусь именно в этой школе и желаю каждому человеку найти для себя свою лучшую в мире школу!

Школьный звонок. Как мы всегда ждали его с урока! Как будем скучать по нему, когда окончим школу.

Сочинение на тему Школьная жизнь

Вариант 1

Школа — это место, где каждый из нас провёл самое беззаботное время, путешествуя по миру глубоких познаний. В этом мире мы учимся, развлекаемся, общаемся, раскрываем свои таланты в полюбившихся предметах. Иногда кажется, что дома мы проводим времени меньше, чем в школе. Мы идём туда утром, а возвращаемся только к вечеру. Школьные годы дарят нам самых близких, верных и дорогих друзей на всю жизнь.

Чего только не происходит в школьной жизни — для каждого она своя, для кого-то это первая любовь, для других это олимпиады и конкурсы, для третьих — это ощущение праздника от возможности каждый день видеться с первыми и самыми близкими друзьями. Ведь мы не просто учимся. Мы постоянно находимся в дружной среде своих одноклассников, с которыми весело и легко проходит день за днём.

Школьная жизнь сосредоточена не только на уроках, она наполнена множеством ярких событий. Ученики совместно с учителями готовят праздничные номера и большие концерты, посвящённые всевозможным датам календарного года, это и День учителя, и Новый год, и 8 Марта, а между ними еще большее разнообразие конкурсов, экскурсий, постановок. Классные руководители стараются каждый для своих, уже полюбившихся, учеников, чтобы они получили не только аттестат, но и бури эмоций и большую порцию воспоминаний.

Так же жизнь в стенах школы насыщена разными историями. Ведь только в таком учебном заведении как школа проходит почти 10 лет нашей жизни! Кто-то здесь впервые влюбляется, кто-то одерживает победу и терпит поражение, но все мы получаем тут массу впечатлений и обретаем новые знания на всю жизнь.

Для многих самые светлые воспоминания связаны с начальной школой, с самой первой учительницей, которая навсегда останется в памяти, как добрый и мудрый наставник.

Необходимо помнить, что школьная пора очень быстро проходит и бывает всего лишь раз в жизни, её стоит прожить ярко, позитивно с максимальным интересом для себя. Выходя во взрослую жизнь стоит вынести правильные жизненные уроки, которые преподносили нам любимые учителя.

Интересна и насыщена школьная жизнь! Жаль, что всё когда-то завершается. И вот уже звенит последний звонок.

Вариант 2

Первый класс. Все дети пошли в столовую пить кипячёное молоко, а я его пить категорически отказывалась. Достала из портфеля помытое яблоко и от избытка чувств подкинула его вверх. Оно долетело до потолка, отскочило от него и преспокойно улеглось на длинную лампу дневного света. Так удачно легло, что ничего не разбило. Я замерла.

Так уж случилось, что я меняла школу три раза. Мой папа – военный. Поэтому, у меня втрое больше одноклассников, чем у других ребят.

Эта история произошла в кабинете географии. В первой парте среднего ряда оказалась дырка. Мальчик крутился весь урок, не знал чем ему заняться. Слушать учителя географии он явно не хотел. И почти в конце урока он обнаружил эту злосчастную дырку. Он тут же сунул в неё указательный палец правой руки. По злой иронии палец в дырке застрял.

Мальчик, видимо, не ожидал такого поворота событий. Он начал тихонько вытаскивать палец. Но палец застрял и не хотел вытаскиваться обратно. Учительница продолжала вести урок. Она ещё не видела, что творится на первой парте.

Тут прозвенел звонок с урока. Но никто не уходил. Пришёл на урок следующий класс. Теперь уже два класса в голос смеялись с незадачливого мальчика. Прозвенел звонок с перемены на урок, а ситуация не менялась.

Пытались смазать распухший палец мылом, но ничего не получилось. Ребята сбегали в столовую за растительным маслом. Палец смазали, и мальчик с трудом, но всё-же вытащил его из ловушки в парте.

Вариант 3

Самым ярким событием в жизни почти каждого человека является первая школьная линейка. Ребёнок с радостью идёт в школу. Но то, как сложится его дальнейшая школьная жизнь, зависит от многих обстоятельств.

Полюбит ученик школу или будет ходить в неё словно на каторгу во многом определяет позиция родителей, их отношение к учителям и школе. Если мама и папа с радостью вспоминают свои школьные годы и мотивирует сына или дочь к учёбе, тогда ребёнок будет стремится в школу.

Важным является отношения учитель-ученик. Если ребёнку нравятся его учителя, он относится к ним с уважением и доверяет им, то и знания будут усваиваться намного лучше.

Конечно же основным моментом, который определяет отношение ученика к школе, является его класс. С одноклассниками он проводит больше времени, чем с родителями или друзьями со двора.

Школьная жизнь не кажется скучной и однообразной тем ученикам, которые нашли занятие по душе. Кто-то из ребят может посещать спортивные секции и добиваться прекрасных результатов на соревнованиях. Кого-то интересует музыка или театр. Артисты всегда найдут чем заняться в школе, где проводится множество концертов и театральных постановок.

Когда ученика не интересуют спорт или искусство, он может проявить себя в волонтерской деятельности. Данное направление является очень популярным во всём мире. Также в школе существуют молодежные организации. Вступив в ряды одной из них, ученик будет всегда занят общественной работой.

А сколько приятных воспоминаний остаётся у учеников после совместных поездок, походов и экскурсий! Так весело и приятно провести время со своими одноклассниками. Особенно важны такие мероприятия для сплочения классного коллектива. Проведя время вместе в неформальной обстановке, ребята лучше узнают друг друга.

Школьные годы сохраняются в памяти человека на долгое-долгое время. Ведь не напрасно существует вечер встречи выпускников. Будучи взрослыми, выпускники вспоминают свою школьную жизнь. И, чем активнее она была, тем веселее и приятнее воспоминания.

Необходимо так устроить свою школьную жизнь, чтобы эти годы запомнились надолго и явились прочным фундаментом будущей взрослой жизни.

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусавая.docx

Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4

1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4

1.2 Татаевская сельская школа 10

1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16

Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21

2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21

2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27

Список литературы 34

Введение

Система образования на современном этапе переживает серьезные изменения, отражающие два кризиса в стране - социальный и культурный. Наряду с процессами дифференциации, индивидуализации, профилизации и регионализации в образовании, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы в сфере общего и профессионального образования. Проявления интеграционных процессов в современной образовательной практике разнообразны. Активно проявляются интеграционные процессы там, где имеют место разнообразные формы взаимодействия учреждений науки и практики, учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня.

Интеграционные процессы характерны не только для современного этапа развития общего и профессионального образования. Ярким примером проявления интеграции в образовательной практике являются авторские школы, функционировавшие во второй полавине XIX века. История отечественной педагогики содержит много теоретических идей и педагогических новаций, которые не были востребованы педагогической наукой длительное время, так не были в полной мере изучены педагогические идеи, предложенные коллективами авторских школ.

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого- педагогических и организационно- управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики

Авторские школы второй полавины XIX века сыграли позитивную роль в развитии отечественной системы образования. Особый исследовательский интерес представляет деятельность школ таких замечательных педагогов, как Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Корф и др.

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.

  1. Историографический анализ проблемы авторских школ.
  2. Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
  3. Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Для достижения поставленных задач был использован следующи й метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова

1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40—50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5—6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6—7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.

Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это делалось в большинстве других школ, напротив - рассматривалось как необходимая предпосылка успеха школьной деятельности.

Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.

Быть учителем в Ясной Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором известных средств поощрения и наказания. Здесь от учителя требовалось постоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. То есть, по сути, требовалось педагогическое творчество. Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Толстой вел также беседы по физике, проводил физические эксперименты.

Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.

  1. Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя.
  2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.
  3. (Особенно важно.) Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.
  4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и облечь ее; в-третьих, запомнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, , ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим;
  5. В-пятых, нельзя, чтобы ребенок одновременно и думал, и писал. Т. рекомендовал сначала записывать учителю текст.

Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. "Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся".

"Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело также, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздыванье и никогда не опаздывают: нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какою-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу". Вот, что способно натолкнуть на мысль, что свободная воля учеников и отсутствие наказаний способствует гораздо большему желанию приходить в школу, чем боязнь быть порицаемым за что-то.

Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался самими учениками, очень любившими свою школу и своего учителя - Толстого.

Несомненно, большая часть педагогической деятельности Льва Николаевича приходилась на Яснополянскую школу, но справедливости ради следует заметить, что педагогический труд Толстого не ограничивался Ясной Поляной. По его инициативе в Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Яснополянской школы.

1.2 Татаевская сельская школа

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

Родился Н.Ф. Бунаков 26 ноября 1837 года в Вологде в семье чиновника. В девять лет он поступил в Вологодскую классическую гимназию, в которой работали талантливые учителя, повлиявшие на профессиональный выбор способного гимназиста. Так, Н.П. Титов, преподававший русский язык в младших классах, служил любознательному подростку образцом для подражания, а словеснику Н.П. Левитскому юноша был обязан увлечением русской литературой, в особенности произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского.

Сдав в Петербурге специальный экзамен на звание преподавателя военной гимназии при Главном управлении военными учебными заведениями, Н.Ф. Бунаков был утвержден в должности преподавателя русского языка и словесности в Воронежской военной гимназии, только что преобразованной из кадетского корпуса.

Задачу элементарной подготовительной школы Бунаков формулировал так: улучшить первоначальное обучение, являющееся фундаментом образования, уделяя внимание общему развитию детей, а не натаскиванию их к вступительному экзамену. В школе отсутствовало всякое насилие, обучение велось с учетом интересов и сознательного отношения к нему детей; широко применялась наглядность; часто использовался метод эвристической беседы, благодаря которому учащиеся самостоятельно приходили к правильному выводу. Программа обучения была очень широкой: наряду с основными учебными предметами значительное место отводилось пению, гимнастическим упражнениям, играм. Не меньшее значение Николай Федорович придавал воспитательным задачам. Он стремился сплотить детей, воспитать у них чувство дружбы и взаимного уважения. Педагог настойчиво работал над воспитанием у учащихся сознательной дисциплины, аккуратности, прививал уважение к школьному порядку.

В 1884 году Николай Федорович осуществил свою заветную мечту: в селе Петино, в двадцати километрах от Воронежа, на свои средства он построил здание для народной школы. Ее открытие состоялось 22 октября 1884 года. Школа существовала на правах земской, получая от земства небольшие средства для оплаты труда учителей. Бунаков как попечитель этого училища взял на себя большую часть издержек на ее содержание. На свои средства он приобретал учебные книги, наглядные пособия, проводил ремонт здания и т.д.

Бунаков определил содержание обучения в Петинской народной школе не для экзамена, а для жизни. Он стремился придать школе общеобразовательный характер, полагая необходимым сообщать крестьянским детям разносторонние знания о природе, животном мире, в особенности знания по истории и географии.

На должном уровне преподавалась арифметика, развивающая у детей смекалку, логическое мышление, а также волю и трудолюбие. Проводились также занятия по садоводству и огородничеству. С большим желанием дети занимались пением, хоровым и сольным, знакомились с музыкальной грамотой.

По мнению педагога, школа в селе должна быть просветительским центром. Ее задача — воспитывать не только учеников, но и их родителей, а также все взрослое население. Решить такую важную задачу способен театр, являющийся мощным союзником школы в распространении просвещения и культуры в народной среде. Петинский театр возник из учебных занятий, из чтения в лицах басен И.А. Крылова. С 1888 года театральные постановки стали неотъемлемой частью жизни петинских крестьян, внеся в нее новые ощущения и развивая духовные потребности.

Опыт, приобретаемый педагогом в Петинской школе, оказался незаменимым помощником в его многолетней деятельности. Теория и практика шли в тесном взаимодействии, обогащая друг друга.

После успешного выступления в Москве (1872) Н.Ф. Бунаков руководил учительскими съездами и проводил курсы для учителей в Костроме, Херсоне, Пскове, Нижнем Новгороде, Тамбове, Курске, Ярославле, Одессе и других городах. Часто при съездах были организованы временные начальные школы, что позволяло педагогу устраивать показательные уроки, а также анализировать уроки, даваемые слушателями.

В 1901 года Н.Ф. Бунаков был избран гласным в уездное, а затем губернское земское собрание, в деятельности которых принимал самое активное участие, особенно при рассмотрении вопросов народного образования. На одном из заседаний он внес предложение о введении в Воронежской губернии всеобщего обязательного обучения.

Такое пронзительное выступление не могло остаться без последствий.

Бунаков был вызван на допрос в главное жандармское управление в С.-Петербург. Затем, как политически неблагонадежный, был арестован и сослан под гласный надзор полиции первоначально в с. Петино, а потом в г. Острогожск Воронежской губернии. Всякая педагогическая и общественная деятельность ему была строго запрещена, Петинскую школу и театр закрыли. Здание школы Николай Федорович пожертвовал для народного дома в Воронеже, где впоследствии был организован народный университет.

Читайте также: