Сочинение на тему я петербургский студент и революция 1905 года

Обновлено: 04.05.2024

Датировка первой русской революции дана неверно. Есть устойчивая версия: начало - 9 января 1905 года, окончание - 3 июня 1907 года.

Всё это в принципе верно, но настолько общие формулировки, что непонятно: что подразумевается под нерешённостью аграрного вопроса (как минимум надо бы указать его- аграрного вопроса - составляющие по состоянию на начало ХХ века), в каких формах обострился национальный вопрос, что позволяет утверждать наличие общественно-политического кризиса. Короче, на мой взгляд данное положение не может быть зачтено как причинно-следственная связь по критерию К-3. Необходимы конкретные факты! Имеем дело с историей, а не с обществознанием.

Данные о численности погибших разнятся, лучше вообще не указывать подобных цифр, добиваться конкретики в других аспектах сочинения.

Опять же оцениваю строго. Крайне общая формулировка про ''подрыв авторитета'' не пойдёт как ПСС - были ведь конкретные действия власти, последовавшие после 9 января! А между 9 января и бунтом на ''Потёмкине''. - тоже дистанция огромного размера, наполненная важными событиями по самоорганизации масс в революции. Так что опять не засчитываю балл по критерию К-3.

Думаю, что можно зачесть как роль Витте, тем более, что вкраплена в это утверждение и причинно-следственная связь, необходимая по критерию К-2.

Вот здесь смотрите что делаете: вообще никак не обозначаете содержание вопроса о деятельности политических партий! Ну хоть бы одну назвали с датой начала деятельности. Как докажете тезис про демократические свободы. Ну хоть бы Манифест о свободе вероисповедания от 17 апреля 1905 года назвали. Важнейшие итоги революции могут быть сформулированы очень чётко по всем направлениям: пример политического итога = создание Государственной Думы, фактическое изменение формы правления - на смену абсолютной монархии приходит Думская. Но Вы и о думах ничего не пишете. Очень-очень напрягает поверхностность рассказа. А разве не было итогов у революции в крестьянском вопросе. Разберитесь по всем позициям: что в рабочем, что в аграрном, что в национальном вопросах можно считать итогами революции, а то рискуете за довольно большой текст не получить нормальных баллов.

Не могу зачесть как ПСС - уже, надеюсь, поняли за что: в чём отсталость сельского хозяйства? о каких новых районах идёт речь? чем обусловлена необходимость превращения крестьянина в собственника? Есть ли тому препятствия? Критерий требует точности фактов и формулировок, указывает на невозможность засчитывания балла при общих формулировках.

П. А. Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы, по статье 87 Основных законов. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой (а также во время думских каникул), с обязательством внести эти законы в Думу в двухмесячный срок со дня её открытия. Вот так будет точно.

Вы знаете, при колоссальной сложности вопроса о результатах реформы (по разным направлениям. содержания реформы это - разные. цифры, показатели, проценты. ) приводить эти обобщающие данные не очень правильно. Вы в целом содержание реформы НЕ РАСКРЫВАЕТЕ. Указываете только элементарную позицию про частную собственность и переселение. Вот здесь бы побольше подробностей, а не в цифрах, которые не рисуют общей картины (например, вообще не указываете деятельность землемеров в решении задач реформы, Крестьянского поземельного банка и многое-многое другое. ). Понятно, что по критерию К-1 балл оставляю, но за ПСС и историческую роль Столыпина балл не даю. Издать указ - это не роль. Нужна личностная позиция с обоснованием.

Незавершённость реформы не надо увязывать с гибелью Столыпина. Есть данные о развёрнутых процессах по её реализации и в 1912, и в 1913 годах, о гораздо большей степени активности по разным направлениям (но Вы их не указываете. ).

Не могу зачесть как оценку периода - Вы ничего не говорите о создании, программах, деятельности думских партийных фракций.

Не могу зачесть как оценку периода, т. к. из Вашего рассказа не следует вывод о разрушении общины. Что было сделано в этом направлении в ходе реализации реформы - непонятно! Не обозначена и историческая перспектива событий 1905-1907 годов. Обошлись лирическими тезисами, но они не учитываются по критерию К-4.

Историческое сочинение. 1905-1907

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 2 К1 Указание событий (явлений, процессов)
  • 1 из 2 К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
  • 0 из 2 К3 Причинно-следственные связи
  • 0 из 1 К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
  • 1 из 1 К5 Использование исторической терминологии
  • 0 из 2 К6 Наличие фактических ошибок
  • 0 из 1 К7 Форма изложения
  • ИТОГО: 4 из 11

Ува­жа­е­мый Алек­сандр, ду­маю, что Вы рас­стро­и­тесь из-за ито­го­во­го бал­ла. Объ­яс­няю, по­че­му 0 по кри­те­рию К-7: при от­сут­ствии че­ты­рёх бал­лов по кри­те­ри­ям К-1 - К-4 в со­во­куп­но­сти за­да­ния К-6 и К-7 ав­то­ма­ти­че­ски об­ну­ля­ют­ся. К-6 - у Вас име­ют­ся в со­чи­не­нии фак­ти­че­ские неточ­но­сти, но и по фор­маль­но­му прин­ци­пу балл невоз­мо­жен. По­че­му об­ну­ли­ла "ро­ли" и "ПСС"? Вез­де аб­со­лют­но ухо­ди­те в об­щие фра­зы! Кри­те­рии чёт­ко ука­зы­ва­ют на необ­хо­ди­мость апел­ли­ро­ва­ния к кон­крет­ным фак­там ис­то­рии - в ком­мен­та­ри­ях я по­пы­та­лась Вам объ­яс­нить, ка­кой имен­но кон­кре­ти­ки не хва­ти­ло в рас­ска­зе о ре­во­лю­ции и о ре­фор­ме. Алек­сандр, не огор­чай­тесь. Учти­те за­ме­ча­ния и ра­бо­тай­те. С ува­же­ни­ем, В. А.


Надменный и высокомерный тон ректора многих возмутил, и за два дня до юбилея толпа сорвала и уничтожила злосчастное объявление. Собрание в честь 80-летия университета завершилось скандалом — аудитория освистала ректора Сергеевича, заставив его прервать свою речь и покинуть трибуну. После завершения торжественной части студенты небольшими группами стали покидать здание, чтобы весело отметить праздник в городе.

Однако на улице их ждал неприятный сюрприз — выход в сторону Дворцового моста и пешие переходы через лед Невы были заблокированы полицией. По-видимому, власти стремились не допустить повторения инцидентов прошлых лет, когда студенты с песнями и криками шествовали мимо царской резиденции в сторону Невского проспекта. Но полицейское оцепление было организовано на редкость безграмотно и бестолково: никто не смог объяснить озадаченным студентам, в какую сторону им следует расходиться.


Изображение: Валентин Серов / Разгон казаками демонстрации в 1905 году

Дальнейшие события со слов очевидца описывал известный публицист того времени Владимир Чертков:

«Раздались возгласы: зачем? что нужно? назад! долой! Полетели комья снега, несколько человек схватили метлы, находившиеся на разъезде конки у сторожей, и замахали ими. Лошади двух всадников испугались криков, повернули и, при громком хохоте окружающих, унеслись опять к Академии наук, где стоял эскадрон. Прошло несколько минут. Толпа уже шла дальше; многие уже по мосткам переходили на ту сторону… — как вдруг задние увидели, что эскадрон конных городовых тронулся и начал рысью приближаться. Все опять остановились. Раздались крики, возгласы… и, когда эскадрон приблизился, в него снова полетели снежки, и одним из них, как впоследствии оказалось, была расквашена физиономия предводителя.

Возмущенные учиненным насилием студенты объявили забастовку, а ректор Сергеевич не нашел ничего лучшего, как вызвать в университет полицию, настроив тем самым против себя еще и значительную часть преподавателей. Несколько десятков самых активных протестующих арестовали, других отчислили и выслали из столицы. Жестокая расправа над учащейся молодежью вызвала гнев и возмущение в обществе.

Комиссия Ванновского, несмотря на некоторое общественное предубеждение, отработала неожиданно добросовестно и объективно, а в своем докладе раскритиковала деятельность полиции. Она установила, что полицейское начальство изначально было настроено на жесткий разгон студентов. Например, нижним чинам конно-полицейской стражи перед началом акции выдали нагайки, которые обычно использовались только во время ночного патрулирования. Однако власти так и не решились опубликовать этот доклад.

Студенческая сходка

События в Москве

В конце марта масштабные репрессии против студентов в Москве, казалось бы, сделали свое дело — забастовка заглохла. Однако 6 апреля в одиночной камере Бутырской тюрьмы произошла трагедия: 22-летний студент последнего курса университета Герман Ливен облил себя керосином и совершил самосожжение. Причины этого поступка так и остались неясными: его друзья утверждали, что он не выдержал издевательств тюремной стражи, а власти самоубийство арестанта объяснили обострением психического заболевания. После панихиды студенты двинулись с политическими лозунгами от храма Христа Спасителя вверх по бульварам, однако возле памятника Пушкину их разогнала полиция.


Но, подавив волнения учащейся молодежи, правительство Николая II одержало пиррову победу. Требования оградить университеты от полицейского произвола постепенно сменились политическими лозунгами. В молодежной среде резко возросла популярность радикальных идей. Американский историк Ричард Пайпс считает те события прологом первой русской революции и кровавого революционного террора, захлестнувшего Россию в начале XX века. Среди отчисленных в 1899 году студентов были будущие террористы Иван Каляев, который в 1905 году убил в Московском Кремле великого князя Сергея Александровича, и эсеровский боевик Борис Савинков.

Причины революции многообразны, но все они так или иначе связаны с процессами модернизации политической, экономической, социальной областей жизни страны. Реалиям начала XX в. не соответствовали самодержавный принцип правления, сословное неравенство и негарантированность основных гражданских прав, а также сохранение множества полукрепостнических пережитков в деревне (отработки, полукабальные формы аренды, малоземелье и перенаселенность и др.) К старым социальным конфликтам добавились новые, порожденные модернизацией, — особенно острым стал рабочий вопрос, усугублявшийся отсутствием трудового законодательства, низким уровнем заработной платы, высокой продолжительностью рабочего дня, запретом стачек и пр. Социальные конфликты переплетались с межнациональными и межконфессиональными. Русско-японская война 1904—1905 гг. обострила недовольство, убедила общество в неспособности самодержавной власти достойно и эффективно управлять страной.

Ход революции 1905–1907 гг. предопределяла борьба трех общественно-политических лагерей, каждый из которых имел собственные представления о путях общественного развития, отношение к самодержавию, реформам, российской революции. Правительственный лагерь видел цель в сохранении самодержавия, преодолении революции, не исключая возможности реформ в будущем. Тактика лидеров либерально-буржуазного лагеря заключалась в использовании ими революционного движения масс для давления на царизм в своих интересах. Со своей стороны, либеральная оппозиция выдвигала требования ограничения абсолютной монархии, расширения гражданских прав, предоставления политических свобод, настаивала на проведении компромиссных социально-политических реформ. Наконец, революционно-демократический лагерь, опиравшийся на рабочий класс и крестьянство, добивался свержения самодержавия, коренных общественно-политических (созыв Учредительного собрания, ликвидация сословного неравноправия, введение демократических свобод) и социально-экономических (уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, сокращение рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов) преобразований, рассматривая революцию как средство достижения поставленной цели.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу она носила буржуазно-демократический характер.

Своеобразие революции заключалось также в том, что совершалась она в эпоху империализма, когда уже не буржуазия, а сформировавшийся пролетариат России являлся самым революционным классом, основной движущей силой и вождем революции.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г). В её развитии можно выделить 3 основных этапа.

Первый этап – с 9 января до конца сентября 1905 г. – подъем революции, нарастание натиска на самодержавие. Характерной чертой революционной борьбы на этом этапе являлось развитие революции вширь (охватывала новые районы и слои населения страны) и вглубь (происходила радикализация требований и средств борьбы). Революция, начавшаяся в столице Российской империи, быстро перекинулась затем на национальные окраины. Очагами революции становятся крупные промышленные центры (весенне-летние выступления рабочих Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку). Из-за переплетения национальных и социальных проблем здесь революционное движение распространялось быстрее, чем в России, и носило более острый характер (в Польше уже весной 1905 г. это привело к всеобщей забастовке и баррикадным боям).

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В этот период часть буржуазии материально и морально поддерживала народные выступления.

Под напором революции правительство пошло на первую уступку: Николаем II был подписан рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина с предписанием о подготовке закона о выборном представительном органе — законосовещательной Думы. Она просуществовала 72 дня.

Высшей точкой революции явилось Декабрьское вооруженное восстание в Москве, которое было подавлено правительственными войсками.

Роспуск Столыпиным 2-й Государственной думы через 102 дня после ее открытия и изменение избирательного закона (Третьеиюньский переворот 1907) означал конец революции.

Основной пружиной, раскручивавшей революционной механизм, являлась стачечная борьба. Особенным являлось то, что стачка – специфически пролетарское средство борьбы – становится оружием различных социальных слоев. Бастовали чиновники, студенты и гимназисты, лавочники, аптекари. Жертвами политических убийств в ходе революции стали около 9000 человек.

Главный результат буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг. заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия. Революция вырвала у царизма представительное учреждение – Государственную думу, хотя и с ограниченными законодательными правами. В чрезвычайных условиях монархия вынужденно прибегла к поспешному и относительно радикальному реформаторству (все это отвечало интересам буржуазно-либеральных кругов, основные цели которых были достигнуты, что позволяет рассматривать итоги революции 1905–1907 гг. как победу этого общественно-политического лагеря).

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Впервые в России были завоеваны, хотя и на короткий срок, свободы слова, собраний, союзов, созданы легальная рабочая печать, профсоюзы, просветительные и культурные общества. Рабочие добились некоторого улучшения условий своего труда (сокращения рабочего дня, повышения заработной платы в среднем на 15%), крестьяне – ликвидации ряда сословных ограничений, отмены выкупных платежей, понижения арендных и продажных цен на землю.

Тем не менее, первая российская революция не смогла решить в пользу революционной демократии основные вопросы экономической и политической жизни. Основная причина поражения революции в том, что очень кратким оказался революционный опыт российской буржуазии, которая, удовлетворившись уступками и опасаясь революционных пролетариата и крестьянства, вступила на путь поддержки правительственного лагеря. Сказались также отсутствие достаточного политического опыта у партий революционно-демократического лагеря и стоящих за ним классов – пролетариата и крестьянства; отсутствие единства революционных сил (революционное движение крестьянства так и не смогло слиться в единый поток с пролетарским), раскол внутри РСДРП, программа-минимум которой объединяла революционную демократию.

Однако, революция 1905–1907 гг. сыграла важную роль в истории России ХХ в., дала всем политическим силам бесценный опыт, стала этапом на пути капиталистической модернизации России и развития революционного движения.

Я считаю, что эта революция была обречена на поражение. У её участников хоть и была общая цель, но не хватало сплоченности, четкого плана действий. Она явилась предшественницей Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Самодержавие смогло сохранить свои позиции, но получило удар и серьёзный урок на будущее.

Иллюстрация

Российская система образования стала огромным полем боя в революции 1905 года. Имели место многочисленные конфликты между правительством и студентами, профессорами, доцентами, учителями. Шли конфликты внутри самой молодежи. Без преувеличения, можно охарактеризовать положение дел в системе образования, как гражданскую войну, которой не было европейских странах того времени. Университетские, вузовские и школьные волнения во многом предшествовали общеевропейскому молодежному бунту 1968 года.

Все чаще левая политическая ориентация характеризовала российское студенческое движение между 1899 и 1905 годами. По контрасту, студенческие и молодежные движения в Германии проявляли все чаще правую политическую ориентацию[1].

Несколько примеров хватит чтобы показать масштабность брожения в образовательной системе. Волнения в университетах и других вузах были вершиной этой особенной гражданской войны в 1905 году.

В гимназиях и других средних учебных заведениях, ученики преследовали одноклассников, обвиненных в членстве в патриотических и монархических организациях, сотрудничестве с администрацией, отказе участвовать в школьных забастовках. [2, 177]. Многие несовершеннолетние из разных слоев участвовали в актах политического и экономического терроризме (например, убийства, ограбление, вымогательство). Криминализация и радикализация молодежи, итак, шли рука об руку.

Представители учащихся молодежи не были единственные молодые участники в революции 1905 года. Из-за омоложения населения, сотни тысячи молодых крестьян, рабочих, служащих, представителей других слоев, людей из этнических меньшинств, солдат и матросов приняли участие в забастовках, восстаниях, мятежах и других массовых насильственных выступлениях.

Российское студенчество приобрело весьма заметную роль в общественных движениях политических классов от всеимперской университетской забастовки в 1899 году до революции 1905 года. Всеимперская университетская забастовка от февраля до апреля 1899 года возникла, когда милиционеры в Петербурге избили студентов при праздновании столетие открытие Петербургского университета. Возмущенные студенты рассмотрели милиционерские действия нарушением человеческого достоинства и требовали установление следственной комиссии от правительства. Студенты вышли на забастовку и убеждали коллег в других университетах и вузах забастовать. Итак, требования сразу приняли политическую окраску. Комиссия признала, что студенты были недовольны университетском порядком, но не проводили реформы. Совсем невозможно говорить, что студенческое движение было аполитичным. Требование о правительственном признании человеческого достоинства был политическом актом.

Шли постоянные споры среди студентов о роли студенчества в отношениях с правительством и обществом. Ответы студентов на свои вопросы неизбежно приобретали политическую окраску. "Академисты"-студенты выступающие за чисто студенческие требования – обычно ожидали реформы сверху от правительства и академисты отражали ожидания многих российских либералов и консерваторов. Но общее разочарование либералов и консерваторов в правительстве агентом реформ связано с выводом многих академистов что правительство было главным виновником в положении дел в вузах и других отраслей жизни. Проводить перемены не мог правительство, заключили многие студенты и взрослые, только великие перемены могут изменить правительственную систему.

Среди "политиков"--студенты выступающие за участие студенчества в общественных движениях--шли конфликты по марксистским (социал-демократы) и народническим (социалисты-революционеры, эсеры) направлениям. Эсеры признали, что трудовой народ включало пролетариат, крестьянство и трудовую интеллигенцию и что студенчество былo частью трудовой интеллигенции. Марксисты отрицали особенной роли студенчества в классовой борьбе и провозгласили что студенты могли достать освобождения только в союзе с пролетариатом. В лучшем случае, признали марксисты, студенты были самой активной частью буржуазии и могли толкать буржуазию на более решительную оппозицию к правительству. [4, 89-108]

Ведь марксисты всех мастей в России признали, что предстоящая революция будет буржуазной с последствиями долгого этапа капиталистического развития. Капитализм и политическая свобода приготовили бы условия для социалистической революции. Однако, русские марксисты тоже выдвинули концепцию о гегемонии пролетариата в предстоящей буржуазной революции. В отличие от революционной французской буржуазии в 1789 году, русская буржуазия не была способна идти дальше чем делать сделку с правительством о умеренных реформах. Чтобы делать буржуазную революцию по французскому образу в России, пролетариат в союзе с другими классами и слоями (в том числе студенты) должен было толкать буржуазию на более радикальный курс, направленный на свержение самодержавия и установление радикального правительства чем-то вроде якобинцы во Франции в 1793 году. Итак, последовало бы сокращение периода капитализма и ускорение пришествия социалистической революции. Концепция гегемонии пролетариатом была не более чем марксистская формулировка особенного пути русского социализма--прыгнуть почти непосредственно от феодализма к социализму. Американский исследователь Самуэль Кассава не обратил должного внимания на сложности марксистских концепций о студенчествах. Получается, что марксисты действительно смотрели на студенчество как союзник в ускорении революционного процесса.

Наступила революция 1905 года. В году массовых политических забастовок, в том числе октябрьская всероссийская забастовка, самой продолжительной была всеимперская вузовая забастовка от февраля до сентября. На волне событий Кровавого воскресенья, студенты во всех вузах голосовали бастовать до сентября и требовали установление учредительного собрания. Закрылись вузы и профессора отклонили просьбы от правительства открывать вузы и возобновить занятия. Многие профессора и доценты организовали Академический союз которые выдвинули требования за перемены в политической системе. Тоже они требовали восстановление прав в управлении университетов. Университетский статут 1863 года дала право совету профессоров избрать ректора; статут 1884 года отнял это право и ректора назначались правительством. Союз был менее радикален чем союзы адвокатов, врачей, учителей и других профессионалов, организованных в Союзе Союзов.

В попытке кончить забастовку, правительство издало временные правила 27 августа для всех вузов до проведения в жизнь нового статута. Итак, советы профессоров были восстановлены в правах избрать ректоров и проводить надзор над дисциплиной студентов. Правительство никогда не проводил в жизнь новый статут и статут 1884 года остался в силе до февральской революции. Студенты вернулись в вузы в раннем сентябре и голосовали приостановить забастовку. Но возобновление занятий сопровождалось превращением вузов в центры сплочения оппозиционных и революционных движений.

Итак, российская система образования стала огромным полем боев в 1905 году. Радикализация и политизация учащихся молодежи не имели параллели в европейских странах того времени. Вузы стали центрами сплочения оппозиционных и революционных сил. Это явление повторилось в Западной Европе в 1968 году и еще имеет огромное актуальность для России и Европы. Студенческое движение в России шло особенным путем тогда в отличии от Европы, но предшествовало многим событиям и течениям в современном мире студенчества и вузов.

Продолжение следует…

Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА REX

Примечания

1.Laquer, Walter. Young Germany: a history of the German youth movement. London: Routledge & Paul, 1962.

2.Geifman: Anna. Thou shalt kill: revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton NJ: Princeton University Press, 1993.

4.Kassow, Samuel D. Students, Professors, and the State in Tsarist Russia. Berkeley CA; Los Angeles; Oxford UK: University of California Press, 1989.

Первая русская революция – обобщённое название народных выступлений, происходивших в Российской империи в период 1905-1907 гг. Она началась с экономических требований – борьбы рабочего класса за свои права, и закончилась политическими – либерализации государственного устройства и введения гражданских свобод.

Причины революции 1905-1907 гг.

  • Тяжёлое материальное положение народных масс, увеличение нужды и бедствий рабочего класса, беспощадная эксплуатация и бесправное положение рабочих.
  • Обострение социального напряжения в обществе, вызванного огромным имущественным расслоением. Средний класс практически отсутствовал, основная масса народа жила в бедности.
  • Усиление революционной пропаганды со стороны радикальных организаций, расширение авторитета социалистических партий.
  • Неудачная война с Японией, которая принесла многотысячные жертвы, убытки и промышленный спад; подорвала авторитет власти и вызвала недовольство ею во всех кругах русского общества.
  • Неудовлетворённость существующим уровнем гражданских свобод, увлечение идеями создания общенационального представительного органа и конституции.

Основные события Первой русской революции

Кровавое воскресенье

12-14 января стачки состоялись в Риге и Варшаве.

17 апреля был издан Указ об укреплении начал веротерпимости, отменявший преследования старообрядцев и других религиозных инакомыслящих.

В мае-июне 1905 года состоялась стачка рабочих в Ивано-Вознесенске, в которой приняли участие десятки тысяч человек.

6 августа вышли манифест о созыве законосовещательной Думы и положение о выборах, согласно которому значительная часть населения избирательных прав не получала.

Кульминацией революции стала Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года, охватившая различные отрасли промышленности. В ней участвовало до 2 млн человек.

3 ноября была введена отмена выкупных платежей для крестьян.

Баррикадные бои в Москве, декабрь 1905 года.

Но радикальные революционеры не прекратили антиправительственных выступлений. Петербургский совет рабочих депутатов призывал население не платить налогов и забирать деньги из банков, чтобы обрушить финансовую систему страны.

В декабре 1905 года рабочие ряда городов (Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринослава, Харькова) поднялись на вооружённое восстание. В этих городах происходили баррикадные бои с полицией и армейскими подразделениями.

Политические убийства

Итоги революции 1905-1907 гг.

  • Учреждение парламентаризма и ограничение самодержавия.
  • Введение демократических свобод: отмена цензуры, образование профсоюзов, политических партий.
  • Некоторое улучшение положения народа: ограничение рабочего дня 10 часами; отмена выкупных платежей крестьян, расширение свободы их передвижения.

В целом, итоги революции не устроили ни одну из сторон. Революционерам было мало полученных от правительства уступок, а власть была не готова идти на их расширение.

Читайте также: