Сочинение на тему всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств

Обновлено: 05.07.2024

Социальная психология: "Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств". (Ф. Патриций)

В своём высказывании Ф. Патриций поднимает проблему многоуровневости процесса познания. Данная проблема не теряет своей актуальности и по сей день, так как люди до сих пор задаются вопросом: "Как же происходит процесс познания?"

Автор рассматривает указанную проблему с позиции того, что процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней - чувственного и рационального. Более того, получить результат познания, то есть знание, а также представление об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.

Я не могу не согласиться с позицией Патриция. Действительно, мы на личном опыте можем убедиться, что познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.

Приведу теоретическую аргументацию. Познание - это процесс получения нового знания. Знание, в свою очередь, - результат познания. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания доминирует в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум. Существуют два уровня познания: чувственное (осуществляется органами чувств) и рациональное (осуществляется по средствам мышления). Каждый из уровней имеет свои формы. Чувственное познание - единство трёх форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное - единство понятия, суждения и умозаключения. И несмотря на то, что в науке существовали две теории абсолютизирующие какой-либо из уровней (эм

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Раскрытие смысла высказывания
  • 2 из 2 К2 Характер и уровень теоретической аргументации
  • 2 из 2 К3 Качество фактической аргументации
  • ИТОГО: 5 из 5

К-1: вы пра­виль­но рас­кры­ли мысль ав­то­ра, обо­зна­чи­ли по­бле­му.
К-2: при­ве­де­ны по­дроб­ные рас­суж­де­ния, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют об­щей те­ме эс­се, они под­креп­ле­ны тео­ре­ти­че­ски­ми по­ло­же­ни­я­ми о по­зна­нии и его уров­нях.
К-3: вы ука­за­ли два пра­виль­ных при­ме­ра из раз­ных ис­точ­ни­ков.
С эс­се вы спра­ви­лись!

В своем высказывании автор имел в виду, что процесс познания неразрывно связан с другими важными компонентами – чувством и разумом. Чтобы получить полное представление об окружающем мире, необходимо чтобы эти два уровня у человека были развиты.

Я согласен с автором в том, что, чувства и разум позволяют человеку познавать окружающий мир с самого раннего детства. Сначала ребёнок ориентируется на органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух), а затем подключает мышление. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что человек не всегда способен узнать, каков на самом деле окружающий мир. С развитием информационных технологий появились люди, зависящие от компьютера. Они практически живут в сети. Это касается детей и подростков, которые настолько вживаются в роль компьютерных героев, что начинают ощущать себя сильными и всемогущими. Им кажется, что убийство – это норма, и часто сцены из игры переносятся в реальную жизнь.

Ф.Патрици

Рассмотрим высказывание с точки зрения философии. Человек наделен тремя уникальными способностями: чувствовать, рассуждать, разуметь, что позволяет ему не только приспосабливаться к миру, но и познавать его. Чувства – даны человеку от рождения. Они функционируют в 3-х формах:

  • Ощущение – отражает вкус, цвет, форму, горячее, холодное, гладкое, и т.п.
  • Восприятие – целостный образ предмета или явления.
  • Представление – возникает в сознании образ вещи или явления. Например, любой человек может представить себе цвет, форму и вкус лимона, не видя его перед собой.

Однако чувства не дают обнаружить сущность вещей. Разум же позволяет объединить все эти понятия в единое целое, выстроить закономерное связи с предметом или явлением. Человеческие чувства и эмоции являются стимулом для исследования окружающего мира и служат предпосылками к логическим действиям.

Обратимся к примерам из истории. В древности люди полагали, что планета Земля неподвижна, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее. Но со временем, эта теория отпала и на ее место пришла другая. Ученые долго наблюдали явления природы и пришли к выводу, что вокруг Солнца вращается Земля. А когда появились первые телескопы, польский астроном Николай Коперник доказал также, что вокруг Солнца вращается не только Земля, но и другие планеты. Это дало толчок к правильному представлению о целостности Солнечной системы.

Что говорят нам факты общественной жизни. Каждый ребенок с рождения имеет возможность слышать, видеть, чувствовать, благодаря чему быстро познает окружающий мир. Каждый день, играя с одним и тем же предметом, ребенок изучает его с разных сторон. Сначала смотрит на его внешние данные, изучает текстуру при помощи тактильных ощущений, пробует на вкус. Постепенно начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. То же самое касается звуков и явлений природы. Накопленный опыт позволяет подключить логическое мышление, что позволяет экспериментировать и моделировать. Постепенно картинки, звуки и ощущения позволяют перейти к полноценному изучению окружающего мира.

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что процесс познания мира может быть полноценен только при подключении вспомогательных элементов: органов чувств и мышления.

Автор рассматривает указанную проблему с позиции того, что процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней — чувственного и рационального. Более того, получить результат познания, то есть знание, а также представление об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.

Я не могу не согласиться с позицией Патриция. Действительно, мы на личном опыте можем убедиться, что познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.

Приведу теоретическую аргументацию. Познание — это процесс получения нового знания. Знание, в свою очередь, — результат познания. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания доминирует в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум. Существуют два уровня познания: чувственное (осуществляется органами чувств) и рациональное (осуществляется по средствам мышления). Каждый из уровней имеет свои формы. Чувственное познание — единство трёх форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное — единство понятия, суждения и умозаключения. И несмотря на то, что в науке существовали две теории абсолютизирующие какой-либо из уровней (эмпиризм и рационализм), можно придти к выводу о том, что процесс познания может увенчаться успехом только в случае единства названных уровней. Причиной тому является их несовершенство по отдельности. Например, особенность чувственного уровня познания заключается в воспроизведении внешних свойств объекта. Но достаточно ли этого? Очевидно, что нет. Рациональный уровень со свойством выстраивания закономерных связей об объекте поможет дополнить чувственный.

Приведу пример из социальной жизни общества. В древности был распространен миф о том, что наша планета Земля — плоская. Данное утверждение основывалось лишь на личных, чувственных наблюдениях людей. Из-за отсутствия научных методов изучения мира рациональный уровень познания попросту не мог быть использован. Таким образом, мы можем видеть, что отсутствие взаимодействия двух уровней познания может привести к непродуктивности этого процесса.

Другим примером того, что для полного познания какого-либо объекта нужны как чувства, так и разум, может служить философское течение именуемое агностицизмом. Его представители уверены, что мир невозможно познать до конца, поскольку по отношению ко многим явлениям в нашей жизни можно применить лишь чувственное познание, но не рациональное, и наоборот.

В результате, можно сказать, что Патриций был прав в своих суждениях. Процесс познания может называться таковым только при использовании двух уровней, при их взаимодействии.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Ещё древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и познавая неизведанное. Однако возникает логичный вопрос, зачем человеку необходимо это делать? Что является силой, подталкивающей его к занятиям познавательной деятельности? Для всякого познания источником является разум и чувства. Философы XVII –XVIII столетий озадачивались вопросами, связанными с тем, что выступает в роли определяющего звена в цепочке познавательной деятельности человека. Одни утверждали, что в качестве такого звена выступает разум, а, по мнению других, — чувства. Посмотрев правде глаза, стоит отметить, что значимыми являются оба источника знаний.

Человек осознает, что мир полон неизведанным, и поэтому жаждет заниматься познанием, то есть изучением объективной действительности. Здесь возникает потребность в возникновении чувств, так как, умеющий к ним прислушиваться, человек всегда может на них положиться. Благодаря чувствам, мы находим верный выход из сложных ситуаций, и видим то, что выходит за пределы человеческого понимания. Человеческие чувства дарятся душой, а эта субстанция никогда не ошибается. Именно душе дано знать всё то, чего не способны узнать сами люди. На помощь человеку, прочувствовавшему что-то новое, приходит разум, который наделяет индивидуума способностью к осмыслению этого нового. Полнота знаний об окружающем мире зависит от руководства подсказками чувств и разума одновременно.

По-моему мнению, данное высказывание Ф. Патрици поднимает проблему роли чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании, а также многоуровневости процесса познания. То есть автор видит в эмпирических и рациональных действиях индивида источник познания. И процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней- чувственного и рационального.

Хотелось бы напомнить, что познание может быть поделено на виды. Ключевым с точки зрения современного общества является научное познание. Оно имеет эмпирический (чувственный) базис и теоретический (рациональный). К примеру, научные работники проводят эксперименты (эмпирика) и затем обосновывают их результаты (теоретическая работа).

Религиозное познание из-за сверхъестественного свойства главным образом опирается на теоретическую базу (священные писания и пр.), но в то же время имеет и эмпирическую опору (совершаются обряды, ритуалы и пр.). Житейское познание также проявляет двойственность внутри себя: эмпирическая сторона (проверяем, какой чайник быстрее вскипит) и теоретическая (у меня аллергия на апельсины, значит я их не куплю). Вместе с тем, конечно, возникают случаи, когда нам остается довольствоваться только одной стороной познания. К примеру, не все научные знания практически (эмпирически) доказаны. То, что человек без защитного снаряжения погибнет на поверхности Солнца – не подлежит доказыванию по гуманистическим и иным причинам. Однако с теоретической точки зрения – это неопровержимо. Несмотря на эти исключения, познание все равно проявляется либо в чувственном либо в теоретическом виде либо в их совокупности.

Одним из доказательств такого тезиса является исследовательская деятельность прославленного российского химика Д.И. Менделеева конца 19-начала 20 века. Работая над известной периодической таблицей, ученый проводил десятки экспериментов, а венец творения – периодический закон пришел спустя три дня после напряженной теоретической работы, а известный миф о том, что все это придумано во сне, всего лишь миф.

Человек всегда исследует мир вокруг себя, используя мышление и умение выстраивать логические цепочки, руководствуясь имеющимися сведениями. Изучая, человек полагается на разум, однако то, что подталкивает его к познанию — эмоции, провоцирующие к дальнейшим действиям. Будь то стах перед неизвестностью, любопытство или стремление к новому, эмоция — мотиватор для дальнейших действий по познанию вне зависимости от того, является ли последнее большим шагом для мировой науки или же базовыми навыками ребенка.

Чтобы начать исследовать, человеку как правило необходим толчок, помогающий ему начать двигаться в верном направлении, и, как правило, этот толчок исходит изнутри и выражается в каком-либо порыве чувств (а если человека вынуждает к действию какой-либо внешний фактор, он в любом случае вызывает некоторую эмоциональную реакцию).

Так, изначально примитивным человеком двигал страх перед огнем, но постепенно он сменялся любопытством, стал поддерживать и в конце концов люди даже самостоятельно начали разжигать по средствам трения.

Множество изобретений создано людьми из-за их любопытства и желания к росту. Поведению человека на этапе развития, когда эмоциональные импульсы играют особенно большую роль в поведении — а именно к детству, когда любой порыв может стать мотивом для дальнейших действий.

Познание исходит от желание понять и усвоить что-то новое, а это стремление, в свою очередь, невозможно без наличия разума.

Человек — единственное существо на планете, которое мыслит и обладает высокоразвитым интеллектом, требующим развития. В отличии от животных он(человек) способен сам определять и находить своё место в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что я действительно могу согласиться с Франческо Патрици: человеческие чувства и эмоции являются стимулом к исследованию того, что окружает нас, и служат предпосылкой к дальнейшим логическим выводам. А также именно способность мыслить рождает желание познать себя и мир, так как человеческий разум стремится к саморазвитию.

Читайте также: