Сочинение на тему уроки доброты

Обновлено: 02.07.2024

К автобиографическому рассказу В. Распутина “Уроки французского” справедливо применить название “уроки доброты”. Для главного героя самым значимым в детстве стало не обучение иностранному языку, а то заботливое внимание, с которым к нему относилась учительница. Доброта Лидии Михайловны позволила мальчику поверить, что не все люди злы и безжалостны. В какой бы тяжелой ситуации не оказался человек, никогда нельзя терять надежды на помощь и сочувствие.

Несчастливая судьба

Маленький мальчик очень рано начинает самостоятельную жизнь в райцентре. Здесь ему приходится рассчитывать только на собственные силы. Посылки с продуктами приходят из деревни редко. Главный герой старается расходовать их экономно, но замечает, что кто-то ворует у него еду. Мальчик справедливо подозревает знакомую своей матери, у которой он живет. Это значительно подрывает в нем веру в доброту людей.

Мальчик чувствует себя изгоем. Робкий и стеснительный от природы, он очень стыдится своей заношенной деревенской одежды. Молчаливость и замкнутость главного героя усиливаются из-за постоянного чувства голода. “Тощий диковатый мальчишка” даже не надеется на чье-либо сочувствие.

Безжалостные уроки

Начав играть на деньги в “чику”, мальчик понимал, что идет на огромный риск. За это его легко могли выгнать из школы, что стало бы тяжелым ударом для матери. Однако, опасность заключалась не только в этом.

Удача в игре обернулась бедой. Мальчику пришлось на “собственной шкуре” познать суровое правило жизни: “Никогда и никому не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед”. “Везунчика” жестоко избили и запретили принимать участие в игре.

Еще один важный “урок” мальчик получил в школе. Предательство Тишкина не укладывалось в его голове. Главный герой был уверен, что Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии “грязным делом”.

Уроки доброты

В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом месте столкнулся с гуманным отношением. Учительница предстала пред ним не как строгий педагог, а как хороший и близкий человек.

В отличие от остальных учителей, Лидия Михайловна чувствовала, что способному ученику нужно как-то помочь. Школа дает ему знания, но не оказывает никакой поддержки в жизни. Наказание только озлобит формирующуюся личность и приучит видеть во всех взрослых врагов.

Лидия Михайловна берется за дело очень деликатно. С помощью дополнительных занятий у себя на дому она надеется познакомиться с ребенком поближе и заслужить его доверие. К тому же уроки французского должны стать для мальчика твердой целью в жизни, помогая поверить в собственные силы.

К огорчению Лидии Михайловны самолюбивый ребенок категорически отказывается от еды и подарков. Уговорить его принять бескорыстную помощь совершенно невозможно. Слишком явные “уроки доброты” проходят впустую.

Учительница идет на хитрость. Ей легко удается пробудить в ребенке интерес к игре в “пристенок”. Незаметно поддаваясь, Лидия Михайловна дает ему возможность честно” заработать” необходимый рубль.

Как и следовало ожидать, директор, застав учительницу с учеником за игрой на деньги, не смог оценить значение этого “урока доброты”. Да ему и нет никакого дела до голода и несчастной жизни одного из учащихся. Лидию Михайловну увольняют. Она берет всю ответственность за “этот дурацкий случай” на себя.

Учительница не забывает о мальчике и спустя какое-то время посылает ему посылку с продуктами, которые он уже не сможет вернуть. Присланные яблоки главный герой видит впервые в жизни.

Заключение

Значение “уроков доброты” автор смог полностью оценить лишь спустя многие годы. Он на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания о Лидии Михайловне, которая стала для него воплощением доброты и гуманности. Главный урок учительницы французского языка заключается в том, что нужно помогать нуждающимся в поддержке людям. Это позволяет надеяться и верить, что и тебя не бросят в трудную минуту.

Уроки доброты (По рассказу В. Г. Распутина "Уроки Французского")

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым.

А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Уроки доброты (По рассказу В. Г. Распутина "Уроки Французского")

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым.

А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
1 Нравится Пожаловаться

1. "Уроки французского" Распутина.

2. Нравственные уроки учительницы.

3. Лидия Михайловна - пример бескорыстности.

Недавно на уроках литературы мы прочли произведение Распутина "Уроки французского", которое основано на реальных событиях. В тексте речь идет о мальчике, который оказался далеко от родного дома ради того, чтобы получить образование. Он терпел голод, проблемы со здоровьем, тоску по родным людям и селу. Но он обрел хорошего друга, научился бескорыстности, честности, ответственности.

Учительница французского языка, узнав о проблемах со здоровьем своего ученика, проявила милосердие. Она поняла, что мальчишка не захочет принимать от нее провизию просто так, поэтому предложила играть с ним на деньги. Несомненно, она совершила педагогическое преступление. Но учительница жульничала, чтобы мальчик получал выигрыш, ведь не хотела, чтобы ее ученик и дальше страдал от малокровия.

Однажды во время игры в комнату вошел директор. Он возмутился поведением учительницы, а затем выгнал ее из школы. Лидия Михайловна поступила бескорыстно, она не думала о последствиях. Молодая женщина знала, что ребенок требует помощи, поэтому оказала ее. Такие люди, как этот учитель, оставляют своими уроками доброты след в сердце, запоминаются на всю жизнь.

Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего Мальчика, который вынужден уехать из родной деревни в районный центр, чтобы получить образование. Действие происходило в послевоенные годы, когда многие семьи жили на хлебе и воде.

жила и их семья, с трудом превозмогая голод и питаясь одними съедобными корешками из земли и глазками проросшей картошки. Будучи старшим ребенком в семье, он старался во всем помогать матери. Однако с его отъездом в город пришлось экономить еду настолько, чтобы оставалось немного и на посылку.

Вскоре он стал замечать, что посылки доходят до него полупустыми. Он догадывался, что еду воровала крикливая соседка тетя Надя, чтобы прокормить своих троих детей, но молчал. Чтобы как-то заработать на стакан молока, мальчик стал играть в “чику” на деньги со старшеклассниками. После нескольких проигрышей он начал

Главарь компании, семиклассник Вадик, часто жульничал, чтобы прикарманить большую часть денег. Когда мальчик попытался уличить его в этом, то был избит. Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель.

Узнав причину синяков мальчика, она предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо давался. Так она хотя бы могла время от времени кормить мальчика ужином. Более того, она прислала ему посылку с едой якобы от матери, но он быстро догадался, в чем дело и отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна, не задумываясь о последствиях, предложила ему играть на деньги в “пристенку”. Она незаметно поддавалась в этой игре, чтобы выигрыш доставался ему. Однажды, когда он заметил, что она жульничает не в свою пользу, то стал возмущаться, после чего она стала еще более хитрить, чтобы он выиграл деньги. Однажды, в разгар игры, они не заметили, как вошел проживающий за стеной директор школы.

Лидию Михайловну уволили, и она была вынуждена уехать в свой родной край, на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками на дне. Яблокам мальчик несказанно обрадовался, так как никогда их не пробовал, а лишь видел на картинке.

На мой взгляд, рассказ “Уроки французского” демонстрирует истинный пример людской бескорыстности и самоотверженности. А такие учителя, как Лидия Михайловна, запоминаются на всю жизнь.

Рассказ В. Г. Распутина “Уроки французского” был впервые опубликован в 1973г. в иркутской газете “Советская молодежь”. Он посвятил его учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой. Он говорил, что никогда не видел у нее жестокого выражения на лице, которое уже должно было появиться после стольких лет работы.

Вот и в рассказе мы видим такую добрую и отзывчивую учительницу Лидию Михайловну. Это произведение автобиографичное, поскольку автор действительно вынужден был уехать от семьи в город, чтобы ходить там в школу. Как он сам позже напишет: «Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня.”

Герою произведения одиннадцать лет, мать отправила его из деревни, чтобы он продолжил обучение. Она посылала ему небольшие посылки с едой, отрывая последние крохи от себя и от брата с сестрёнкой. Однако мальчик все равно недоедал, и у него даже развилось малокровие. Мальчику пришлось играть с местными ребятами на деньги, чтобы хватало хотя бы на молоко, которое хоть немного поддерживало его здоровье. Однажды его избили за то, что он очень хорошо играл и хотел забрать много денег. Учительница французского, которая все подмечала, увидела это. Женщина искренне пожалела ребенка. Она поняла, что играл он не из-за жадности, а из-за безысходности. Она придумала выход: начала приглашать мальчика домой якобы на уроки французского, а сама невзначай пыталась его накормить. Однако ребенок был очень упрям, он раскусил замысел Лидии Михайловны и наотрез отказался принимать еду. И тут в голову учительницы пришла другая идея: она стала играть с ним на деньги, пыталась поддаваться, чтобы ребенок оставался в выигрыше. Однажды директор школы, который жил в одном доме с учительницей, увидел это. Лидия Михайловну с позором уволили с работы, ей пришлось возвращаться домой на Кубань. Однако никто и не поинтересовался, почему она играла на деньги с ребенком. Никто и не замечал, что он голодал и едва держался на ногах.

Лидия Михайловна, уехав, все равно помнила о мальчишке, она прислала ему посылку с макаронами и яблоками.

Этот рассказ – история о действительно добром человеческом поступке. Учительница готова была пожертвовать работой, лишь бы хоть немного помочь ребенку. И если бы люди, не смотря ни на что стремились всегда делать добро, то в мире стало бы немного светлее.

Пример 2

Какие школьные воспоминания остаются с нами на всю жизнь об учителях? Разные. Мы помним несправедливость излишне строгих учителей или, наоборот, душевное тепло и мудрые решения. Не зря автор начинает свой рассказ рассуждением о том, почему некоторые учителя остаются в нашей душе на всю жизнь, мы мысленно ведём с ними диалоги. Даже стыдно нам бывает перед ними больше, чем перед родителями иногда. Это особенные учителя, которые дают нам главные уроки: человечности и доброты.

Лидия Михайловна стала для главного героя эталоном доброты. Молодая учительница сказочного французского языка смогла увидеть одиночество и постоянный голод в глазах пятиклассника. Разве этого не видели другие взрослые вокруг? Конечно видели. Но только она захотела помочь ребёнку.

Первый урок доброты она преподнесла ему, когда не стала ругать за игру на деньги, а захотела понять, зачем ему это. Директор бы отчитал при всех, а она поговорила по душам.

С французским произношением у деревенского мальчишки было плохо, поэтому он был приглашён на дополнительные уроки домой к учителю. Потом мальчик понял, что это был всего лишь предлог, чтоб попытаться накормить его. Нет, французским они, конечно, занимались, но после урока Лидия Михайловна всегда предлагала поужинать вместе. Робость и хорошее воспитание не позволяли мальчику принять предложение. Учительница казалась ему необыкновенной, не верилось даже, что она ест обычную еду, а не манну небесную. Он убегал.

Казалось бы, женщина сделала все, что смогла. Мальчик отказывается от помощи, что ж поделать? Однако, она не сдалась. А может быть именно его скромность, зажатость, стойкость не позволяли ей остановиться. Она знала, что он голодает, но не жалуется.

Следующим уроком доброты стала анонимная посылка. В ней лежали макароны, сахар и гематоген. Таких продуктов в селе никогда не было, это не от мамы. Лидия Михайловна почти не отпиралась, рассмеялась, что её так быстро раскрыли и сказала, что просто от души хочет помочь.

А дальше и вовсе все перевернулось с ног на голову: учитель хитростью заманили мальчика в игру на деньги. Теперь у голодного ученика всегда был рубль на молоко. Директор воспринял такое поведение как должностное преступление.

Зачем она так рисковала? Просто у настоящей доброты нет границ. Испробовав все способы, она нашла самый действенный. Ей не хотелось с годами превратиться в злую “буку и бяку”, хотелось сделать жизнь хоть одного обездоленного ребёнка легче.

Лидия Михайловна уехала из города, но не забыла о мальчишке. Доброта не измеряется расстоянием. Он снова получил посылку с продуктами, чтобы уже никогда не забыть главные уроки доброты в своей жизни.

Читайте также: