Сочинение на тему убийство деда гришаки

Обновлено: 04.07.2024

Особенно сильной трагедия кажется на фоне мирной и отлаженной жизни, которую рисует М.А. Шолохов в самом начале романа. На хуторе Татарском, в станице Вёшенской радости и горести, характерные для любого деревенского жителя: повседневная работа по хозяйству, в поле, рождение и воспитание детей, любовь и ревность. Мы видим крепкие хозяйства Мелеховых и Коршуновых, несчастливую жизнь Аксиньи со Степаном, мечты о будущем Натальи и угасание деда Гришаки. Война вмешивается в мирный уклад, ломая все традиции и многовековые устои.

Одногодки Григория Мелехова учатся убивать. Пройдёт немного времени, и они станут это делать, искренне веря в сиюминутные ценности, навязанные политикой. Они не будут щадить ни братьев, ни крёстных, ни сватов. И начнут буквально захлёбываться кровью родных.

Сначала казаки уходят на фронт, а потом многие — и из жизни. Они вольнолюбивые и смелые, видели немало сражений, готовы служить Родине и умирать за неё. Но Гражданская война бессмысленная, и от неё страдают и простые хуторяне, и фронтовики, и богатые, зажиточные казаки. Распадаются семьи, рушатся хозяйства. Всё, что строилось годами, во что люди вкладывали силу, душу, надежды, теперь никому не нужно, попросту обесценено. Но страшно не то, что теряется материальное, а то, что убито духовное.

Жестокими стали все: особенно противоестественно, что даже женщины — хранительницы очага. К примеру, Дарья без раздумий убивает Котлярова, считая, что мстит за своего мужа Петра Мелехова.

Или женщины вынуждены молча ждать возвращения любимых, думая о том, как прокормить детей. Мужчины обречены убивать и испытывать страх быть убитыми, причём братьями, друзьями. Вспомните, что Григорий едва не нападает на отца, не узнав его со спины. Казаки, привыкшие к доверию, сплочённости, миру, не могут не испытывать боли от этой опустошающей душу ситуации. Но и остаться в стороне они не могут: каждый должен выбирать.

Что лучше — обещание всеобщего братства или приверженность устоявшемуся строю? Какую сторону выбрать — красных или белых? Остаться в стороне нельзя, но ведь и те, и другие — соотечественники.

Бедные просто хотят свободы, поэтому присоединяются к красным, которые обещают всеобщее равенство. Но в реальности казаки видят убийства, жестокость. Переходят к белым, вроде интеллигентным, но… Опять видят ложь, жажду власти, желание убивать. Абсолютно запутавшись, убегают в банды, но и там царит кровь. Где же найти место простому человеку?

Ещё более ужасный случай — казнь подтелковцев, вынужденных умирать долго и мучительно. Григорию стыдно, страшно, и он уезжает (буквально бежит), испытывая боль из-за безжалостного истребления людьми друг друга. Его размышления сопровождают крики отчаяния матерей, жён повешенных.

Интересно, что многие советовали М.А. Шолохову изменить образ Мелехова, сделав героя настоящим большевиком, но у автора была иная цель: показать правду жизни, реалии Гражданской войны.

Именно на стороне этих героев симпатии автора, ведь они стремятся сохранить человеческие ценности даже в братоубийственной войне. Хотя это очень сложно, и в этом подлинный трагизм времени.

Трагизм также в неясности смысла сражений. Когда не понимаешь, за что воюешь, становится страшно, а бессмысленность жертв невыносима.

Трагизм — в отсутствии выбора. Ты должен убить, иначе тебя не оставит в живых противник либо свои же расстреляют за дезертирство. А кого убивать, тоже непонятно, ведь с этими людьми в мирное время ты жил бок о бок.

Трагизм — в непонимании, чем это закончится. Вернётся ли уклад в прежнее русло, какова будет страна после братоубийственной войны — вопросы, над которыми задумывается почти каждый герой. И рядом встаёт вечная тема — поиск счастья. Ведь люди просто ищут лучшей доли и мечтают о хорошей жизни. Стоит учесть, что М.А. Шолохов пишет роман-эпопею в 1925-1940 годах. Проходит время после Гражданской войны, страсти затихают, оценки становятся взвешенными. Автор никого не хочет обвинить, покарать, он лишь хочет показать, что это трагедия общенационального масштаба.

Одним из второстепенных героев романа является Григорий Коршунов, говоря по-простому, дед Гришака. Это пожилой 69-летний мужчина, проживающий рядом с домом Мелеховых. Дед Гришака из простых донских казаков, отец Мирона Коршунова. В отличие от своего отца, Мирон нажил знатное богатство. У него есть двое детей Митька и Наталья, внуки деда Гришаки.

Внешне дед был невысокого роста, с сизой бородой, морщинистым лицом и крючковатыми пальцами. Он всегда носил потертый картуз, надвинутый на глаза, ходил с костылем. Вся грудь деда Гришаки была увешана орденами и медалями, которыми он гордился. Молодым он попал на службу в казачий полк и принял участие в войне с турками в период с 1877-1878 гг. За этот бой его наградили. Когда он был молодым, любил ухаживать за женщинами.

У деда Гришаки есть любимая внучка – Наталья (по мужу Мелехова). Когда дед узнал, что Наталью просватали, он несколько дней горевал и строго на нее смотрел. Наталья тоже сильно любила деда, ухаживала за ним, штопала его вещи, самый лучший кусок доставался деду от внучки. Он сердился и постоянно ворчал, что Наталья могла бы и подождать с замужеством. Вот он помрет, тогда б и замуж выходила. На смену любимой внучке пришла Грипашка, дочка его хорошего друга. Она, так же как и Наталья, стала трепетно относиться к деду, старательно ухаживала за ним. Грипашка смотрела, чтобы дед Гришака не простудился, ведь он мерз даже летом.

Когда и до казачества добралась Гражданская война и на смену Царской, пришла Советская власть, дед, вопреки всему одел свой старый мундир с медалями и крестами. Он не хотел подчиняться новым законам и поддерживал царя. Февраль 1919 года принес в его дом горе, деду пришлось хоронить собственного сына Мирона Коршунова.

Дед Гришака с потерей сына стал терять и разум. Он все чаще углубляется в религию и постоянно читает Евангелие. В 1919 году, когда вся родня уехала на Дон и оставила деда одного, к ним в дом пришел Мишка Кошевой, большевик и убил деда Гришаку, а затем сжег его дом.

Также читают:

Картинка к сочинению Дед Гришака в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Я Петр Романов – парень из старшего класса нашей школы. Я бежал по улице. Шёл проливной летний дождь. Крупные капли струились по моему лицу и падали на землю

Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

Отзывчивость - это одна из самых важных и нужных черт характера человека. Ведь как мы все знаем, если мы будем делать добро другим, оно обязательно вернется и к нам. Всю суть этого понятие можно определить, как помощь нуждающимся.

В современном мире, полном обмана, коррупции, насилия так не хватает чего – то светлого, некой радости. Хочется все остановить и сказать: «Стоп! Люди, давайте, творить добро! Давайте

Дед Гришака является пожилым донским казаком, соседом главного героя романа, Григория Мелехова.

Полное имя деда Гришаки - Григорий Коршунов.

Возраст деда Гришаки - 69 лет (в начале романа в 1912 г.):

"От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь."

". дед Гришака: входил он в горенку, щупая шишкастым костылем прочность пола и разглаживая желтую коноплю свалявшейся бороды. "

". со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках. Казалось ей, что по дедовым рукам течет не веселая алая кровь, а буро-синяя суглинистая земля."

"Дед Гришака крутил тонкой, в морщинах и сухожильях шеей, словно выпрастывал ее из стоячего воротника поношенного мундира; шевелил зеленой сединой усов."

". а он, все так же сгорбившись, царапая землю вытертым у ручки костылем, сидел на завалинке в сереньком, заштопанном во многих местах мундире, и молодо и задорно смеялись красные веселые петлицы на тугом стоячем воротнике."

"Постаревший и уже растерявший несколько зубов, дед Гришака встретил его на базу." (в 1919 г. деду Гришаке около 76 лет (часть 6 глава XIX))

". на крыльцо вышел дед Гришака. Снежно-белая голова его тряслась, выцветшие от старости глаза подслеповато щурились. Неизносный серый казачий мундир с красными петлицами на отворотах замасленного воротника был аккуратно застегнут, но пустообвислые шаровары спадали, и дед неотрывно поддерживал их руками."

Дед Гришака в молодости участвовал в Русско-Турецкой войне 1877 -1978 гг. (часть 1 глава XIX). За свою храбрость он имеет несколько наград:

"Участвовал в турецкой кампании 1877 года, состоял ординарцем при генерале Гурко, попал в немилость и был отослан в полк. За боевые отличия под Плевной и Рошичем имел два Георгия и Георгиевскую медаль. "

"А я в турецкой кампании побывал… Ась? Побывал, да. — Дед Гришака прямил ссохшуюся грудь, вызванивая Георгиями."

"Довелось и нам царю белому послужить. Под Рошичем был бой, и наш полк, Двенадцатый Донской казачий, сразился с ихними янычирами…"

"Говорят, молодым, как пришел со службы, все бабы в хуторе от него плакали, и летучие и катучие — все были его. А зараз…"

Дед Гришака - умный, честный и хлебосольный старик. За это он пользуется всеобщим уважением на хуторе Татарском:

". доживая у сына, пользуясь в хуторе всеобщим уважением за ясный до старости ум, неподкупную честность и хлебосольство, короткие остатки жизни тратил на воспоминания.

Летом с восхода до заката солнца сиживал на завалинке, чертил костылем землю, угнув голову, думал неясными образами, обрывками мыслей, плывущими сквозь мглу забвения тусклыми отсветами воспоминаний…"

"Он, сваточек, гордый у нас, — спешил дед Гришака. — Он, поганец, весь в меня, в деда. Он не могет спину гнуть."

Дед Гришака - глубоко верующий человек. Он посещает церковь, постится и читает Евангелие. В его комнате хранится стопка церковных книг:

"Она на минуту задержалась в дедовой горнице. Постояла возле угольного столика, тупо глядя на стопку церковных книг, сложенных под образами."

Дед Гришака очень любит свою внучку Наталью Коршунову (Мелехову). Она заботится о дедушке, вяжет ему чулки и т.д. После свадьбы Натальи за дедом ухаживает его друга внучка - Грипашка:

"Известие о том, что Наталью сватают, принял он с внешним спокойствием, но в душе горевал и злобился: Наталья за столом подсовывала ему лучший кусок. Наталья стирала его бельишко, штопала, вязала чулки и чинила шаровары и рубахи, — оттого дед Гришака, узнав, и глядел дня два на нее с суровой строгостью."

"Не дождалась, поганка, пакеда помру, тогда бы и вышла… Без тебя горькая будет мне жизня." (дед Гришака - Наталье)

"Попечение о деде перешло на руки подраставшей Грипашки, и та стала следить за ним с такой же внимательностью и любовью, как некогда ходившая в девках Наталья."

Во время Гражданской войны, когда на хуторе устанавливается Советская власть, дед Гришака вопреки закону носит свой старый мундир с царскими наградами:

". под распахнутой шубой у того виднелись все кресты и регалии за турецкую войну, красные петлички вызывающе сияли на стоячем воротнике старинного мундира, старчески обвисшие шаровары с лампасами были аккуратно заправлены в белые чулки, а на голове по самые восковые крупные уши надвинут картуз с кокардой."

"Кокарду, говорю, сыми! Кресты скинь! Заарестуют тебя за такое подобное. При Советской власти нельзя, закон возбраняет."

Дед Гришака не может смириться с приходом большевиков и Советской власти. Он отказывается присягать новому правительству:

"Я, соколик, верой-правдой своему белому царю служил. А власть эта не от бога. Я их за власть не сознаю. Я Александру-царю присягал, а мужикам я не присягал, так-то!"

В 1919 г. у деда Гришаки появляется старческое слабоумие, "помешательство". Он все время читает Евангелие и зачитывает из него отрывки другим:

"Дед-то? Все никак его господь не приберет. Живой, а кубыть, трошки умом начал мешаться. Так и сидит дни-ночи напролет, Святое писание читает. Иной раз загутарит-загутарит, да так все непонятно, церковным языком…" (часть 6 глава XLVI)

Во время отступления казаков в 1919 г. дед Гришака остается сторожить двор (вся семья Коршуновых уезжает за Дон):

"Дед Гришака неверными шагами сошел с крыльца. Он, как видно, плохо питался после того, как вся коршуновская семья уехала за Дон. Оставленный родными, истощенный, по-стариковски неопрятный, стал он против Мишки и с удивлением и гневом смотрел на него."

В 1919 г. большевик Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, а затем сжигает дом Коршуновых. Мишка Кошевой ненавидит семью Коршуновых за их богатство и нелюбовь к Советской власти:

"Выходи из дому, я его зараз запалю! Жили вы в хороших куренях, а зараз поживете так, как мы жили: в саманных хатах. Понятно тебе, старик?" (Мишка - деду Гришаке)

"Самое через вас, таких закоснелых, и война идет! Вы самое и народ мутите, супротив революции направляете… — Мишка торопливо начал снимать карабин…" (Мишка - деду Гришаке)

"Говорил ему: выходи из дому, не пошел, ну и лег на том месте. Злой я на них, на этих старых чертей!" (Мишка о деде Гришаке)

"Самое такие, как дед Гришака, и настраивали казаков супротив нас. Через них и вся эта война зачалась! Кто агитацию пущал против нас? Они, вот эти самые мирные." (Мишка о деде Гришаке)

Это был цитатный образ деда Гришаки в романе "Тихий Дон" Шолохова: описание внешности и характера героя, его биография.

Сочинение: М. А. ШОЛОХОВ Народ, война и революция в романе

Роман М. Шолохова "Тихий Дон" — это эпопея, рисую­щая широкую картину жизни народа в переломный пери­од его истории. В описании жизни и быта донского каза­чества, его участия в мировой и гражданской войнах отра­жены события, потрясшие всю Россию. С неповторимой силой писатель сумел выразить общечеловеческие, обще­народные мысли и чувства.

Хутор Татарский предстает перед нами со всеми сво­ими обитателями, с историческими особенностями, непов­торимыми традициями донского казачества. Главные за­нятия жителей хутора — труд на земле и воинская служба. Перед" нами — сильные свободные люди, умею­щие до изнеможения работать, влюбленные в свою землю и хозяйство, бесстрашно выполняющие свой воинский долг.
[sms]

Мирную трудовую жизнь народа прервала первая мировая война. Шолохов с объективностью историка описыва­ет жестокость и ужасы военных действий, показывает, как в погоне за победой любой ценой гибнут ни в чем не по­винные люди. Пророчески звучат слова деда Гришаки: "По­мните одно: хочешь живым быть, из смертного боя це­лым выйти — надо человечью правду блюсть".

Но из кровавой мясорубки боев живыми удалось выйти немногим: одни пали на фронтах первой мировой войны, другие вынуждены были принять участие в братоубий­ственной схватке гражданской войны. Простые люди не могли сразу разобраться в исторических событиях: рево­люция, свержение самодержавия, Октябрьский переворот. Белые убивают красных, красные выступают с оружием в руках против белых — вокруг жестокость и неразбе­риха, когда брат идет против брата, сын — против отца. Так, Мишка Кошевой расстрелял добровольно сдавшего­ся Петра Мелехова, беспричинно убил почти столетнего деда Гришаку, собирается "сжечь полхутора". В ответ на красный террор вспыхивает восстание казаков в верхо­вьях Дона, но и оно подавлено ценой человеческих жертв и крови.

Многих война разорила, лишила прежнего рвения к работе, отняла мужей и детей, внесла разлад и сумятицу в семьи. В сердцах казаков поселяются уныние, усталость,
раздражение.

Достоверность изображаемых событий подкрепляется тем, что в романе показаны и действительные их участни­ки, исторические лица: Николай II, Корнилов, Крымов, Ка­ледин, Подтелков, Кудинов, Малкин. Подлинны также и названия многих хуторов и станиц Донщины.

Роман Шолохова "Тихий Дон" повествует о боли и стра­даниях простого народа в суровое переломное время, о бес­пощадном столкновении идеологий, поражает мастерством погружения во внутренний мир людей, которые мечутся в поисках справедливости, когда на их глазах рушатся ве­ковые традиции, меняются нравственные принципы и жес­токой реальностью смотрит в глаза необходимость в пере­оценке ценностей. [/sms]

Когда начинается мировая война, мужчины уходят на фронт. Дома остались женщины, дети и старики. Без мужской помощи ухаживать за бытом было трудно. Женщинам приходилось воспитывать детей и ухаживать за стариками в одиночестве. Ведь тяжелый труд ложился на плечи женщин и стариков. Войны рушат дружеские, семейные и любовные связи.

Мирные жители постоянно находились в ожидании, что в дверь войдут ушедшие на войну мужчины. Однако некоторым приходили только плохие вести. М.А. Шолохов описывает, какое горе испытывали те, кто узнавал о гибели своих родных и близких.

Люди, оставшиеся в домах, ожидали худшего. Они знали, что в любой момент их дома могут занять враги, что они уничтожат все их запасы или начнут издеваться над членами семейства. И у женщин, стариков и детей не было никакой защиты. Они не могли обратиться к кому-то за помощью, им приходилось защищать свою жизнь и свой быт самостоятельно.

Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, который отказывается уходить из собственного дома. За это Митька Коршунов мстит Кошевому и убивает всю его семью. М.А. Шолохов показывает, что из-за противостояния двух сторон Гражданской войны страдают ни в чем не повинные люди, которые не могут отвечать за поступки своих родных и близких.

На протяжении всего повествования М.А. Шолохов подчеркивает, что Первая мировая война и в особенности Гражданская война оказывает влияние на всех людей. Не зря к финалу романа-эпопеи из огромного и дружного семейства Мелеховых остаются только трое: Григорий, Дуняшка и Мишатка. Похожая учесть и у семейства Коршуновых, члены которого страдали в военное время. Читатель точно знает о том, что погибли Мирон Григорьевич, дед Гришака, Наталья. Погибает и Аксинья Астахова – мирный житель, который не хотел ввязываться в войну, но был в нее ввязан.

Смерть – это то, что сопровождало всех людей того времени. Мирные жители хоронили своих родных, участвовавших в войнах, хоронили других мирных жителей, которые оказались втянутыми в военные события, погибали от чужих рук сами.

Читайте также: