Сочинение на тему тема войны в литературе

Обновлено: 05.07.2024

Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни.

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда при­носит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзго­ды. Самая жесточайшая, Чудовищная Из всех войн в истории чело­вечества – Великая Отечественная – затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно.

преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.

Тема войны в русской литературе – это тема подвига русского че­ловека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг – люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой.

Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие – герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева “В списках

не значился” посвящен защитни­кам Брестской крепости. Главный герой романа – молодой лейте­нант Николай Плужников, боец-одиночка, олицетворяющий собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником во­енного училища, который не верит страшным слухам о войне с

Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в

Самое пекло – в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фаши­стских орд. Защита крепости – жесточайшая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-ка­леку, и среди страданий, насилия рождается – как огонек надеж­ды на светлое завтра – юношеское чувство любви между младшим лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой.

Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников до­служился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает по­двиг.

Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что кре­пость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы бу­дут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мир­ры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черстве­ет, не ожесточается.. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет.

Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Де­вушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

“Военный ураган невиданной силы” завершает героическую бо­рьбу лейтенанта. Смело встречает Николай свою смерть, даже вра­ги уважают мужество этого русского солдата, который “в списках не значился”.

Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоя­щих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами.

Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” показана герои­ческая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого “в запасе два­дцать слов, да и те из уставов”.

Несмотря на ужасы войны, этот “пенек замшелый” смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что “мужики со смертью их оженили”.

Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах. В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пы­таясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.

Поведение каждой из пяти девушек – подвиг, ведь они совер­шенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу.

Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлитель-

Нал Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвра­тившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвовани­ем. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита “строга, не смеется никогда”.

Война разбила ее счастливую семей­ную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в ру­ках.

Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: “Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца”. И эта чудесная, красивая, трижды спасав­шая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ра­ди жизни других.

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать герои­ческую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. “…И на­чалась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”, – писал Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”.

Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек при­ходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Публицистика

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Особенности литературы во время войны

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

Художественные особенности

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Творчество писателей во время ВОВ




Два варианта отношения к войне

Тема войны – очень острая вещь. Можно по-разному относиться к Облонскому или к Левину. А как относиться к войне? Как вы считаете, школьная литература какому отношению к войне учит? Есть героический, пафосный подход: война – это место, где человек может проявиться как защитник Родины или защитник свободы. Есть и другой подход: война – это ужасы. И нужно научить видеть в войне только ужасы, мрак, смерть и готовить пацифистов. Что вы несёте детям? Война как место, где можно проявить лучшие стороны души, высокую духовность, героизм? Или война – это просто ужас, мрак, и неизвестно, почему она возникает, такая глупость человеческая. Как говорят, история человечества написана кровью, это и есть глупость человеческая. Какую позицию занимаете?

Ладохина Н.А.:

Ладохина Н.А.:

Мне кажется, что то, о чём вы говорите, это о каком-то волевом, соревновательном начале. Это, разумеется, должно быть. Я не хочу считать литературу оружием, работающим на войну. Мне не близки такие метафоры. Понятное дело, что мы периодически пытаемся что-то победить. Но, в принципе, не хотелось бы воспринимать жизнь не как развитие, а как борьбу. Это не мой стиль мышления, я не этому бы хотела учить. Что касается войны, то это сфера, где человек действительно может себя показать, как и в любой экстремальной ситуации. Экстремальностей много, это и природные катаклизмы, и болезни, и многое другое. Даже в очень благополучном и комфортном мире мы все с этим боремся. Но вот как-то специально готовить детей под войну мне бы не хотелось.

Но фактически же мы готовим, иначе никто не шёл бы в военные училища. Ну представьте: мне 17 лет, мне всё время говорили, что война – это плохо, ужас, мрак, разве я пойду в военное училище? Но ведь идут, значит же, что-то готовит человека к такому решению.

Ладохина Н.А.:

У человека могут быть разные причины, почему он идёт в военное училище. Это может быть искреннее желание защитить, если понадобится. Здесь возникают очень тонкие вопросы исторические и геополитические.

Но об этом мы сейчас не будем. Поговорим именно о литературе.

Послевоенная литература

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Еще статьи по теме: Искусство в Великую Отечественную войну

Комментарии

Пошли нахуй пидоры ебучие обрубки сыны касттрюль охуевшие гандоны ебал вас в рот и вашу литературу

Обновить список комментариев

Как поменялось отношение к войне

Мы поговорили о разнице описании войны в литературных произведениях. Теперь я предлагаю затронуть тему того, как менялось отношение людей к войне с течением времени. Крестьянин в Средневековье чаще всего не принимал участия в военных действиях: его завоёвывали, он становился подданным другого государя. А воевали дружины между собой. Чаще всего было так. Безусловно, это находило отражение в литературе. Когда греки собирались к Трое, они же тоже не все пошли, а только воины. В итоге Гомер написал фактически об аристократах того времени. Там всё время идёт столкновение двух личностей. Он описывает, как один герой с другим столкнулся, все остальные будто застыли. Потом другая пара, например Ахилл и Гектор. Вот такой способ изображения.


Рис. 10. Поединок Ахилла с Гектором (рисунок на вазе) (Источник)


Вот такие герои, как правило, выживают, либо они так умирают, что это сопровождается какими-то красивыми событиями. Это литература выживших. И если мы посмотрим на продолжение этого, например воспевание героических подвигов в классицизме, ведь если мы смотрим на русскую литературу, то у нас вначале идет жанрово каноническая, ориентированная на церковный канон, на духовное формирование человека, а потом появляется литература светская, литература послепетровского времени, и там, конечно, мы ориентируемся на античные образцы, на доблесть Александра Македонского, на великих гомеровских героев.


Рис. 12. А. Македонский (Источник)

Т. е. традиции героического эпоса сохраняются в разных жанрах и переходят в прозу, поэзию, например героическая поэма как синтез и гомеровская традиция. И там, и там говорится о лежащих грудах тел, но они какие-то обесчеловеченные. Ведь нас вообще с ними не знакомят. Лазарев М.И.:

Но в этот день газеты написали, что на западном фронте без перемен. Это как-то не хорошо по отношению к читателю. Ладохина Н.А.:

Или В. Гроссман – военный журналист, который это всё видел. Лазарев М.И.:

Так вот мне кажется, что есть ещё одна важная вещь: для аристократа важна не жизнь, а честь. Поэтому он и войну рассматривает так, что умру, но честь сохраню. Он, может, уже и жить устал, от того что думает постоянно о том, как честь сохранить. А когда у человека главное – это жизнь, которую он может сейчас потерять, то, конечно, и взгляд другой. А талант – это независимая вещь.
Ладохина Н.А.:
Ещё раз хочу подчеркнуть, что когда я говорю про ценность жизни, то имею в виду, что любая война делается для того, чтобы на этой территории и в этом народе жили люди, рождались дети и чтобы жизнь продолжалась. Если мы будем рассматривать войну как механизм для удовлетворения наших амбиций, то у нас найдутся и средства, и способы, и возможности, и очень страшно, если мы будем считать это карьерной лестницей.
Лазарев М.И.:
Но от этого никуда не деться. Если не будет юношей, которые считают армию, военную карьеру своим предназначением в жизни, то страна будет не готова. К сожалению, так. И там, и тут есть такие юноши, поэтому войны и происходят. Не только от того, что они есть, но от того, что есть такая готовность.

Гост

ГОСТ

Война - это одно из самых страшных событий которое может выпасть на долю человека. Война может совершенно внезапно ворваться в жизнь ничего не подозревающего человека, изменить его жизнь и его самого до неузнаваемости. Война приносит много горя, несчастья, разрушает семьи, отбирает любимых людей. К сожалению, на долю русского народа выпало не мало войн. Но следует отдать должное что русский народ всегда встречал все тягости с высоко понятой головой, всегда терпел все лишения и невзгоды до конца, храня честь и доблесть, всегда мужественно переносил все невзгоды.

Тема войны в литературе прослеживается достаточно часто. Для русской литературы тема войны - это, в первую очередь тема подвига русского народа. Война и народное сопротивление неразрывно связаны в русской художественной литературе, так как практически все войны, которые выпали на долю русского народа, носили освободительный характер, люди боролись до конца за свое государство, за свою землю за свою жизнь.

Самая страшная война, которая выпала на долю русского народа это Великая Отечественная война, длившиеся пять лет и унесшая миллионы жизней русских людей. Именно поэтому в русской литературе существует такое больше количество литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

Заключение

Большая заслуга художественной литературы состоит в том, что она осветила на своих страницах множество героических подвигов русского народа, благодаря этому они были повторены тысячекратно. Так же литература воспевала подвиги не только одного человека, но и целых городов – городов – героев. Писатели посвящали свои произведения Ленинграду, Сталинграду, Мурманску, Бресту, Севастополю и др. Благодаря художественной литературе подвиги стали массовыми.

Писатели всячески старались приободрить свой народ и надо отдать им должное, они прекрасно справлялись со своей задачей. Произведения их были и о долге, и о победе, и о самопожертвование. В начале войны появилось огромное количество произведений, сила их настолько сильна, что они стали классикой прозы и поэзии и остались с нами навсегда.


Апр 26, 2018 | 0 комментариев

Сочинение: тема Великой Отечественной войны в русской литературе

В мае наш народ празднует великую Победу. Май месяц, когда вспоминают страшные страницы истории нашего народа, возвращаясь в дни, когда на мирную страну нападает враг и приходится брать в руки оружие, чтобы защитить родную землю от фашиста. Речь идет конечно же о войне. И хоть годы проходят, поколения сменяются, а в живых остается все меньше ветеранов войны, память о прошлом трагическом времени живет и будет жить. Отечественная война навсегда останется в нашей истории и об этом будут напоминать не только государственные официальные документы, видеосъемки и личные письма солдат, но и художественная литература. Тема Великой Отечественной войны живет в русской литературе под разным ракурсом, с разных точек зрения и в различных жанрах. Этому поспособствовали писатели как военного, так и послевоенного времени. Сегодня мы раскроем тему войны в русской литературе в нашем сочинении.

Великая Отечественная война в русской литературе

Как мы уже писали, военную тематику раскрывали писатели не только военного периода, но и послевоенного времени. В сочинении хотелось бы выделить рассказ Шолохова Судьба человека, который он написал в 1957 году. Шолохов знакомит нас с отважным, смелым человеком Соколовым, у которого война отобрала счастливую судьбу, забрала родных, дом и счастье. Произведение показывает, насколько сложно было людям в годы войны, где многие побывали в плену, голодали, но не сдавались и не теряли своих человеческих качеств.

О войне писал и Борис Васильев, который создал замечательную книгу под названием А зори здесь тихие. Это произведение еще раз доказывает, что за Родину сражались все, не только мужчины, но и женщины. Повесть знакомит нас с пятью женскими образами, с героинями, что стали воевали против фашистов за счастье своих детей, и отдали свою жизнь за светлое будущее.

Замечательный роман, который раскрывает судьбу защитников Брестской крепости был также написан Васильевым и называется он В списках не значился.
Трогательностью и насыщенностью событий пропитано и произведение Платонова под названием Возвращение. Оно знакомит нас с капитаном Ивановым, что вернулся с войны к своей семье и с последующей его судьбой, где автор описывает не военные события, а жизнь людей после войны. Писатель показал, как менялись судьбы и характеры людей.

Однако не только прозу писали авторы, имеется множество стихотворений о войне. Среди них стих Жди меня Симонова, Огонек Исаковского, Землянка Суркова и многие другие работы поэтов военного и послевоенного времени.

Великая Отечественная война в русской литературе

Русская литература в период войны

Русская литература в годы войны это литература единой военной тематики, темы Родины, патриотизма. Очень много писателей ушло на фронт. Они стояли рука об руку со сражающимся народом, вместе с ними воевали, вершили свои подвиги и писали. Описывали все, что видели вокруг себя, поддерживали моральный дух солдат, селили надежду и веру в победу. В стихотворениях, как и в прозе, чувствуется любовь к Отечеству и ненависть к врагу. Если говорить о поэзии, то здесь можно выделить таких поэтов, как Симонов, Сурков, Твардовский, Берггольц, Тихонов, Исаковский. Среди писателей, которые писали дневники, письма, фельетоны, очерки, статьи, рассказы, повести, романы можно выделить Шолохова, Вишневского, Толстого, Василевскую, Чайковского, Некрасова, Кондратьева и многих других.

Очень много писателей так и не вернулись с фронта, но они успели оставить не только след в истории, но и дописать саму историю, дав возможность новому поколению, которому посчастливилось жить в мирное время, прикоснуться к трагическому прошлому. Они дали возможность увидеть мужественный народ, героические поступки наших предков, которые отдали свои жизни за наше будущее.

Читайте также: