Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Потребность в пространственной и духовной террито­рии играет огромную роль в жизни народов, и именно она

наряду с другими родовыми потребностями вызывает борь­бу, которая зачастую переходит в войны малые и большие.

Эта потребность имеет и личностную форму в виде потребности каждого отдельного человека в неприкасае­мой духовной территории - это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впус­кать.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый круг, очерчивающий его духовную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, разный: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и ка­кие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование наполнено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаен­ные планы и мечты. Одиночество - это важнейшее усло­вие личностного и психического развития, и нужно со­здать такие условия, чтобы каждый мог удовлетворять эту потребность в духовной территории одиночества.

Каждый человек нуждается в общении с другими людь­ми, ибо без повседневного общения с близкими, родными и другими людьми человек жить не может. Постоянное одиночество может стать таким нетерпимым, что захочется спрятаться от него даже в смертной бездне. И в то же вре­мя, как это ни парадоксально, каждый человек нуждается в одиночестве. Это естественное проявление потребности в духовной территории. Точно так же и народы нуждаются в общении, сотрудничестве с другими народами, без кото­рого в современных условиях ни один народ не может жить и развиваться. Но в то же время каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он бо­лезненно переживает, когда другие вмешиваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пыта­ются диктовать ему свои законы и порядки.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его ча­сти кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нару­шение пространственной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов лично­стных и национальных, а так как эти личности и народы вооружены современным оружием, то эти конфликты в ко­нечном счете кончаются убийствами и войнами.

Будни. Они - сплошная беспробудность. Вечная забо­та. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник - это прообраз будней.

Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Оте­чеством?

Бессмысленно ->это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живу­щим без радости, непременно выдумал себе замену радо­сти. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, переме­щаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг ду­ховного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

Мы живём в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно проис ходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопо нимания и уступчивости. Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания от дельных людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого чело века, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим за коном жизни является именно умение прощать.

Жизнь человека удивительна и. непредсказуема. В ней всегда найдётся место радо сти и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на лю дей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отом стить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий - только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: об мана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не да ют сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, пе рестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.

Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек спир - словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни - словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове ка, если она сама себя не воспитывает.

Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по следнего времени большая часть наших замечательных людей - самоучки, люди, получив шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно гих наших деятелей.

(По материалам периодической печати)

Кто из нас не хотел бы иметь хорошую память, быть более внимательным?! Кто не хотел бы научиться преодолевать банальную лень?! Так вот, безусловно, один из рецептов - это музыка. Слушайте классику! Постоянно. Не надо специально усаживаться в кресло и во ображать лубочные пейзажи, как иногда советуют, а просто сделайте классику, джаз звуко вым фоном вашего бытия. Результат придет! Через месяц, два, три, но обязательно придет!

(По материалам периодической печати)

Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов. Эта надобность имеет и личностную форму в виде потребности каждого от дельного человека в неприкасаемой духовной территории. Духовная территория - это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. То есть каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый, круг, очерчивающий его духов ную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, неодинаковый: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование напол нено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одним словом, это - важнейшее усло вие личностного и психического развития.

Точно так же и народы нуждаются не только в общении, сотрудничестве с другими народами, без которого в современных условиях, конечно, ни одно государство не может жить и развиваться, но и в духовной территории. То есть каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он болезненно переживает, когда другие вмеши ваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пытаются диктовать ему свои законы и порядки.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространствен ной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов, личностных и национальных.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя, в частности. А ведь это - наслаж дение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) - принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело - неторопливая, с наслаждением, еда.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто инством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его по стигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач. то. может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает даже у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок ни кто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, по тому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, рас ширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распростра няясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (По Д.С. Лихачёву)

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации чело век и живёт. Его не устраивает и не может устроить существова ние ради самого существования. Ему необходимо найти такое за нятие, которое наполнит это существование истинным, подлин ным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, пре одоление препятствий, устремлённость В будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности — востребованны ми другими людьми, обществом.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсо лютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни — это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осоз нанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

  • пояснительная записка
  • 9 тем, 27 текстов
  • клише
  • образец сочинения, собранного из предлагаемых частей

К каждому тексту прилагается материал:

  • анализ текста (к микротекстам составлены вопросы, выделены слова и словосочетания, с помощью которых можно построить ответ)
  • текст в сокращении
  • сведения об авторе текста

К КАЖДОМУ ТЕКСТУ НАПИСАНО ПОЛУГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПЛАНУ:

1.Вступление (несколько вопросительных предложений)

3.Комментарии к проблеме (добавить клише)

4.Авторская позиция (рассмотреть выбранные из текста предложения и добавить к ним клише)

  • аргумент (читательский опыт)
  • аргумент (жизненный опыт)

Представляем обзор текстов - тема, автор, первое предложение текста.

Родина. Патриотизм.

1.В.Песков. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

2.В.Песков. Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека.

3.В.Солоухин. Понятие Родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов.

Историческая память. Историческое и культурное наследие.

1.Д.Лихачев. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны?

2.Д.Лихачев. Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно.

3.В.Песков. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

4.К.Паустовский. Об Освенциме много писали.

Национальные отношения.

1.Ю.Лотман. Я старый человек.

2.Л.Фридман. Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов.

1.Ф.Искандер. Откуда взялась человеческая совесть?

2.А.Козаченко. Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному?

3.Е.Соколова. Когда перед нами открывается возможность поставить себя на место другого человека, которому плохо и, может быть, по нашей вине, то мы непременно почувствуем в душе беспокойство.

4.К.Ткаченко. Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью.

1.Д.Лихачев. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

2.Л.Скворцов. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

3.С.Соловейчик. Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математи­кой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Интеллигентность.

1.Д.Лихачев. Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математи­кой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

2.А.Лосев. Говорят, что интеллигентный человек - это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надёжный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, не эгоист.

3.С.Соловейчик. Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта.

4.А.Чехов. Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

Познание. Учение. Образование.

1.А.Паламарь. Чтобы хорошо учиться, надо прежде всего выработать определённые принципы.

2.К.Паустовский. В Москве я достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал (в своём воображении, конечно) по его безводным восточным берегам.

1.В.Астафьев. Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.

2.Орлов. Аптека души.

1.А.Лиханов. Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор.

Мы часто задумываемся о том, какую пользу нам приносят те или иные наши действия. В зависимости от личных потребностей, особенностей характера, жизненных принципов мы отдаем приоритет либо духовному удовлетворению, либо материальной выгоде. Но есть виды деятельности, которые приносят нам пользу как в моральном плане, так и в материальном.

В статье А. Ф. Лосева, известного русского философа, обсуждается как раз такой вид деятельности. Автор превозносит науку и просвещение, рассуждает о том, какие преимущества образование дает человеку.

В современном обществе очень важно быть образованным. Без образования трудной задачей становится не только поиск работы, но и анализ событий, происходящих вокруг человека, касающихся его самого. Сейчас во многих странах получение основного общего образования является обязательным, потому что без базовых знаний, получаемых в школе, невозможно жить в обществе.

Я полностью разделяю мнение автора текста о том, что образованный человек чувствует себя нужным, приносящим пользу обществу. А это не может не стать причиной его духовного развития.

Читайте также: