Сочинение на тему социальные нормы

Обновлено: 07.07.2024

2. Социальное поведение.

2.1 Понятие социального поведения.

Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, - а создателями, творцами принципиально новых программ действий.

В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность, - как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

· того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

· того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

· того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальное поведение попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Другой образ личности возник под влиянием идей 3игмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура изучения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию". Для разрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Заключение: Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.Кризисное состояние нашего общества требует последовательногособлюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые,нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от векамивыработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причинвозникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которыхпридерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найтисвой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу,поверившему в ложные цели.Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которыепредставляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но онипостоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как всенормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о спецификеправовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массесоциальных ориентиров.Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования,юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. Вусловиях правового общества, демократического государства гармоническоевзаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие егоэффективности.

Список литературы:

1. Корельский, В.М. Теория государства и права. / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: Дрофа 1997. 109 с.

2. Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. – М.: Восток,

3. Кравченко, А.И Основы социологии и политологии: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Просвещение, 2000. – 183 с.

4. Фролов, С.С. Социология: Учебное пособие / С.С Фролов. – М.: Проспект, 1998. – 272 с.

Для регулирования поведе­ния людей в обществе существу­ют определённые правила, или нормы. Они служат образцами поведения, помогая охранять порядок и позволяя предвидеть реакцию на твои действия. Следование им общество признаёт правомерным и считает нормой.

Социальные нормы могут быть предписывающи­ми либо запрещающими (какие поступки допусти­мы, а какие нет); формальными и неформальными (зафиксированные на бумаге или те, что соблюдают­ся традиционно); могут также делиться по строгости мер, применяемых к нарушителю; по количеству лю­дей, на которое рассчитаны, и т. п.

У каждого человека есть свои привычки — опре­делённая последовательность действий при тех или иных обстоятельствах. Привычка со временем может перерасти в норму поведения. К сожалению, далеко не все привычки безобидны. Большую проблему для общества составляют такие вредные привычки, как алкоголизм, наркомания. Следование им заметно со­кращает трудоспособность людей, продолжительность их жизни.

Привычки, которые носят коллективный харак­тер и действуют в больших группах людей, называют обычаями. Они передаются по наследству, от одного поколения другому. Переплетение обычаев с особыми действиями, совершаемыми специальными лицами в определённом порядке, называются ритуалами. Распространение разнообразных ритуалов было ха­рактерно для средневековья (коронация, проведение рыцарского турнира и др.). Совокупность действий, установленных обычаями или ритуалом, называют об­рядами, или церемониями. В современном мире тоже есть свои ритуалы, церемонии. К примеру, ритуал по­священия в студенты, который существует во многих высших учебных заведениях страны или церемония инаугурации (вступления в должность) президента.

Находясь в обществе, большинство из нас соблю­дают неписаные правила этикета. Этикет — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Внешние формы пове­дения человека, получающие положительную или от­рицательную оценку окружающих, называются мане­рами. Они могут быть эффективными только в сочета­нии с внутренней культурой, воспитанием человека.

Определённый порядок поведения людей, отвечаю­щий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, называют дисциплиной (от лат. disciplina — выдержанность, строгость). Наличие дисциплины помогает придать поведению людей упорядоченный, прогнозируемый характер, создаёт необходимые условия для нормаль­ного существования общества и человека.

Помимо общеобязательной дисциплины, которую должны соблюдать все государственные органы и граждане (выполнение законов государства), существует и специальная дисциплина — обязательная только для членов определённой организации. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисципли­не, воинской дисциплине и т. п.

Существует также такое понятие, как самодисци­плина — контроль собственного поведения, воспи­тание в себе силы воли. Она возникает в результате ясного представления о том, что, как и почему нужно делать. Человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувст­во вины.

Дисциплина поддерживается с помощью наказа­ний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

Я считаю, что общественные нормы поведения не просто нужны, а необходимы. Ведь они контролируют население нашей огромной страны. Нормы могут быть разные. Это и этические нормы, которые, придя в ресторан, помогут правильно и красиво разложить приборы, поужинать и тем самым показать верх воспитания и знания этических норм. Также есть и правовые нормы, которые никто не имеет права нарушать. Такие нарушения приравниваются к преступлениям, за которые уже следует наказание. Благодаря общественным нормам, в нашей стране царит порядок, и люди умеют себя подобающе вести.

В литературных произведениях описаны ситуации, в которых герои выходят за рамки норм и последствия таких действий. Или же наоборот, живя по негласным законам общества, они переступают через собственное мнение и желание, действуют так, как им говорит общество.

Данный пример подтверждает именно то, что раньше крестьяне должны были беспрекословно выполнять все указания своих хозяев. Таковы были общественные нормы, и они держались всеми силами за ту работу, которую им давали. Даже в этом примере можно сделать вывод, что нормы нужны были, дабы крестьяне чувствовали власть хозяев, и у них не возникало мысли о свободной жизни. Но, если бы Герасим нарушил приказание помещицы, он бы и нарушил уже сложившиеся нормы общества. У крестьян не было ни свободы слова, ни собственного мнения. Слуги и то были более уважаемы в доме господ. Жертвенность его поступка - знак признания этих жестоких норм того времени.

Таким образом, нормы нужны для поддержания порядка, в своём роде контроль за гражданами. Отсутствие этих норм может привести к хаосу, полному беспорядку в стране. Недаром есть законодательные и правовые документы, в которых и прописаны нормы.

Также есть и негласные правила определённого социума, нарушая которые, можно быть исключённым из него. Когда человек соблюдает нормы и подходит к этому уважительно и осознанно, то ему не за что переживать и тревожиться. Общество разделит его интересы и не оставит в стороне от публичных дел. Законопослушные граждане могут спать спокойно и гордиться своей страной!

Правосудие

Для благополучия любого общества необходимо, чтобы все его члены при общении и любом другом взаимодействии соблюдали определенные правила – социальные нормы. Сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют, какими бывают, какие функции выполняют и какие сферы жизни общества регулируют.

Что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

Виды и примеры социальных норм

К социальным нормам относятся все общепринятые правила, регулирующие поведение внутри некоторого социума, независимо от его масштаба. Одни из них являются обязательными, другие – желательными, третьи – просто привычными или традиционными. Условно их можно разделить на несколько больших групп.

1. Обычаи, традиции и ритуалы

Это устойчивые формы поведения, которые не являются обязательными (или даже желательными), но соблюдаются многими членами общества в силу исторических причин.

Обычаи. Это формы поведения, унаследованные от прошлых поколений. Иногда обычаи отождествляются с обрядами, но это неправильно, поскольку обычаи не подразумевают религиозной или мистической составляющей. Это просто общепринятые формы поведения, которые знает, понимает и поддерживает большинство членов общества. К примеру, известным обычаем является толока – форма массовой добровольной взаимопомощи при выполнении срочной тяжелой работы.

Традиции. В отличие от обычаев, традиции не являются наследием прошлых поколений (хотя вполне могут так передаваться). Они формируются спонтанно и становятся частью культуры. Традиция может существовать даже внутри небольшой компании (например, традиция женщины после вступления в брак брать фамилию мужа).

Ритуалы. Это особая форма обычаев, при соблюдении которых необходимо придерживаться неких строгих правил, иначе ритуал теряет смысл. Раньше ритуалы подразумевали религиозный или мистический смысл, но сегодня все они носят светский характер. В качестве примера можно привести задувание свечей на торте (есть два правила: количество свечей должно соответствовать возрасту, и задуть их нужно за один раз).

2. Нормы морали

Нормы морали – это формы поведения, считающиеся правильными и желательными в данном обществе. Интересно, что именно их обычно упоминают в первую очередь, объясняя, что такое социальные нормы. Они отражают общепринятое представление о добре и зле. Их нарушение обычно осуждается, хоть и не влечёт за собой каких-либо серьёзных санкций.

Когда поведение человека оценивается с точки зрения норм морали, в расчёт принимаются не только действия, но и мотивы. Также для норм морали характерно, что большинство людей стремится соблюдать их и без стороннего контроля – благодаря наличию совести, чести и нравственности. К нормам морали относятся честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка.

3. Нормы права

В эту группу входят правила, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Они носят формальный характер, то есть, тщательно сформулированы и зафиксированы в письменной форме. Их несоблюдение подразумевает наказание, при этом система наказаний также прописана заранее, чтобы исключить неоднозначность и несправедливость при назначении санкций нарушителям. К нормам права относятся, например, налоговое законодательство, правила дорожного движения, закон об обязательной военной службе.

4. Политические нормы

Это правила, регулирующие взаимодействие элементов политической системы, а также определяющие приемлемые способы получения и удержания власти. Они представлены принципами (принципы демократии, свободы слова и совести), а также законодательно-правовыми актами, регулирующими политическую деятельность в стране (в этой части они тесно переплетаются с нормами права).

5. Религиозные нормы

Это совокупность правил, продиктованных определённой религией. Многие из них совпадают с нормами морали и права, также они часто бывают взаимосвязанными с обычаями, содержат определённые ритуалы. В теократических государствах они оказывают сильное влияние на правовые нормы либо даже выполняют их функции. В светских государствах верующие придерживаются их добровольно. Религиозные нормы могут быть непосредственно связаны с религией (например, воскресные посещения церкви) или регулировать области светской жизни (например, венчание).

6. Эстетические нормы

Это правила, определяющие, как выглядит мир вокруг нас. И их гораздо больше, чем можно себе представить. Эстетические нормы определяют архитектуру, дизайн автомобилей, требования к чистоте речи, моду, популярные стили музыки, кино и прочие формы искусства. Они очень быстро меняются, но к счастью, их несоблюдение не грозит слишком серьёзными последствиями.

7. Корпоративные нормы

Даже в небольших организациях со временем формируются определенные правила поведения. При этом некоторые из них могут быть просто популярными и естественными для многих сотрудников, другие же становятся обязательными и диктуются сверху. В крупных компаниях корпоративные нормы обычно имеют формальный характер и закреплены в письменной форме, а их соблюдение считается обязательным для всех сотрудников.

Признаки социальных норм

Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

  • являются общепринятыми в рамках определённого общества (даже если речь идёт о небольшой группе вроде спортивной команды или компании друзей);
  • действуют всегда;
  • влияют на общение и взаимодействие между членами общества;
  • требуют определённых волевых усилий для своего соблюдения;
  • являются исторически обусловленными;
  • соответствуют общему типу культуры данного общества.

Функции социальных норм

Мы можем даже не замечать этого, но социальные нормы регулируют все сферы жизни нашего общества. При этом можно выделить три основных функции, к которым сводятся механизмы их влияния:

1. Регулятивная. Это, пожалуй, самая важная функция. Она заключается в регулировании взаимоотношений людей между собой, определении их обязательств и прав по отношению друг к другу, обозначении четких границ, которые нельзя переходить. Нормы, выполняющие данную функцию, могут относиться к одному из трёх видов:

  • дозволения – желательные, но не обязательные формы поведения (мытьё рук перед едой, скромность, вежливость, учтивость и прочее);
  • предписания – обязательные формы поведения (соблюдение законов, ношение одежды, уважение чужого личного пространства);
  • запреты – недопустимые или строго осуждаемые формы поведения (хамство, распускание сплетен, правонарушения).

2. Социальная. Суть данной функции состоит в том, чтобы помочь человеку влиться в общество, обеспечив ему полноценную социальную жизнь.

3. Оценочная. Данная функция заключается в формировании представлений о добре и зле. Человек не просто подчиняется общепринятым социальным нормам, он формирует на их основе собственную картину мира.

Формы социальных норм

Социальные нормы – это широкий спектр предписаний и правил. Одни из них распространяются на всё человечество, другие – на отдельные народы и социальные группы, третьи – на небольшие коллективы. Некоторые являются обязательными для соблюдения, другие – лишь желательными. Чтобы разобраться в этом разнообразии, их принято разделять на группы по нескольким принципам. Рассмотрим несколько таких классификаций.

1. По способу закрепления

Здесь имеется в виду то, как передаются и распространяются эти нормы. Одни из них являются общепринятыми, но не закреплены документально. Другие могут быть записаны в виде правил и предписаний, а третьи – обладать юридической силой. Но по данному пункту их принято делить всего на два вида:

  • устные (обычаи, моральные, эстетические и этические);
  • письменные (правовые, политические и корпоративные).

Само собой, для некоторых норм это деление весьма условно. К примеру, религиозные или корпоративные нормы могут быть зафиксированы в письменном виде, но могут быть и устными.

2. По масштабу распространения

Как было отмечено выше, социальные нормы – это механизмы, регулирующие взаимодействие людей на разных уровнях. И по этим уровням их разделяют на 4 вида:

  • межличностные – нормы, действующие при личном взаимодействии между отдельными людьми;
  • групповые – нормы, действующие в пределах группы или коллектива;
  • национальные – нормы поведения для представителей определённой нации (например, уважение к государственным символам);
  • общечеловеческие – нормы и ценности, которые разделяют практически все люди планеты (например, уважительное отношение к старшим).

Отдельно стоит отметить, что действие групповых норм может распространяться на небольшой коллектив или общность, а может и на социальную группу, включающую не связанных между собой людей.

3. По обязательности исполнения

По данному принципу социальные нормы делятся на два типа:

  • Формальные. Это нормы, которые закреплены нормативно-правовыми документами и обязательны для исполнения всегда или в определенных обстоятельствах. Их несоблюдение, как правило, подразумевает наказание (например административная или уголовная ответственность) или иные санкции (выговор, увольнение с работы, проигрышная позиция в бракоразводном процессе).
  • Неформальные. Это нормы, которые не закреплены ни в каких документах. При этом человек сам решает, придерживаться ли их. Например, неформальными социальными нормами являются уважение к окружающим, честность и ответственность. Их игнорирование не приведёт к наказанию, но можно потерять друзей или лишиться уважения близких.

Довольно часто формальные и неформальные нормы совпадают. Например, верность изначально является неформальной нормой. Но супружеская неверность может стать весомым фактором в бракоразводном процессе. Ложь также осуждается, но в обычной жизни не подразумевает ответственности. Однако ложь под присягой является уголовным преступлением и влечёт за собой серьёзную ответственность.

Заключение

Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.

В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы мо­рали и нормы права. Ещё с давних пор философы проводят парал­лель между негласными правилами добра и зла и писаными зако­нами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуля­торов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.

На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали, право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулиро­вать общественные отношения. В отличие от моральных норм, право­вые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом сле­дят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соот­ветствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отноше­ния строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоциональ­ного отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много уже, нежели моральных. Более того, в основ­ном нормы права основываются на моральных или даже просто фор­мализуют их. Ведь исполнения норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными.

Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно вос­питанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы пере­ходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчёт че­ловеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законо­послушный — фиксированными нормами.

И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ре­бёнок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребёнок поступил незаконно (хотя так оно и есть), ма­ловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребёнку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это не­хорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какое — нет; что есть добро, а что зло.

Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество со­вершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что до­биться идеального общества можно, только прививая людям нормы морали, на которые, в свою очередь, должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.

Читайте также: