Сочинение на тему слушать и слышать

Обновлено: 02.07.2024

Говоря об умении людей общаться, об умении слушать и вести беседу, всё больше и больше приходишь к выводу, что это сложная наука и необходимо овладеть многими знаниями и умениями, чтобы хотя бы немного преуспеть в этом не простом искусстве, искусстве человеческого общения.

Многие люди убеждены в том, что они хорошие собеседники, уже потому, что много говорят. Но они ошибаются.

В действительности хороший собеседник столько слушает, сколько и говорит, может быть, даже больше слушает. Преимущество такого человека в том, что он способен вовлечь в беседу других. Все это и есть устное общение между людьми – одно из ваших великих профессиональных орудий труда.

  • Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии человека, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуковых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окружающем пространстве, комментируя совершаемые действия, читая сказки, стихи и т.д.
  • Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирован ие .

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств.

Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано понятийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного.

С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя человека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценностям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.
Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях.

Эмпатическое реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв между диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.


Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше использовать пассивное слушание.

Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание, которое предполагает: настрой на слушание (освободить душу от собственных переживаний); создание доверительной атмосферы; отражение переживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях.

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений.

Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

  • Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

Выделяют два типа бесед:


  • непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

  • деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Искусство деловой беседы предполагает знание того, как сказать и когда сказать. Оно также предполагает способность понять, когда надо слушать собеседника. Каждый может выработать у себя эти основные навыки делового общения.

Все мы знаем, что люди делятся на халериков и сангвеников, меланхоликов и флигматиков, но все ли знают, что и по восприятию мира , информации мы делимся на разные типы.

Научитесь различать людей по типам. Одни лучше всего воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие с помощью зрения (визуалы), третьи – чувствами (кинэстетики). Общайтесь с ними на их “языке”. Представитель слухового типа, например, любит, когда играет музыка. Он будет постоянно пользоваться такими словами, как “звучать”, “говорить”, “рассказывать”, “слушать” и “гармонировать”. Человек зрительного типа обычно лучше всего реагирует на диаграммы, карты и другие наглядные пособия и использует такие слова, как “воспринимать”, “смотреть”, “вообразить”, “наблюдать”, “рассмотреть” и “видеть”. Человек чувства, который часто любит заниматься сразу несколькими делами, тянется к словам “подчеркивать”, “чувствовать”, “понимать”, “ощущать” и им подобным. Настройтесь на эти сигналы и научитесь, говорить на их “языке”.

Безусловно, очень важно задать тон беседы.

Как задавать тон в беседе?

Будьте открыты и дружелюбны.
Рискуйте.
Первым скажите “привет”.
По-настоящему проявите интерес к людям. Они будут польщены и с интересом будут относиться к вам.
Будьте открыты для новых идей.
Воспринимайте людей такими, какие они есть.

Все эти микродетали могут дать преимущество в беседах и в жизни. Необходимо работать над тем, чтобы развить у себя эти свойства. Здесь нам нечего терять, но приобрести мы можем самое ценное – ценность человеческого общения .


Я слышу

Я слушаю

Физическое состояние (часто происходит неосознанно)

Осознанное продолжительное действие

Происходит время от времени

Предполагает последующий анализ полученной информации

Применимо к каждому

Тот, кто умеет слушать

Приходит автоматически – на слух

Требуется анализ и адаптация полученной информации

Достигается шумовой эффект

Не требует сосредоточенности

Требует внимания и сосредоточенности

Затрагивает 1 из 5 чувств

Затрагивает слух, зрение и нередко осязание

Звуки, которые мы слышим в повседневной жизни

В течение дня мы пропускаем через себя множество потоков информации, и большинстве случаев мы просто не обращаем на них никакого внимания.

Это происходит, и когда мы находимся дома, будь то доносящийся шум от телевизора или кухонных хлопот домочадцев. Внешние шумы окружают вас повсеместно: на улице по пути на работу, в офисе и за его пределами. Мы часто не обращаем внимание на музыку, например, когда находимся в ресторане. Примеров внешних шумов очень много. Мы не перестаем соприкасаться с внешней средой даже во время сна.

4 золотых правила для активного слушания:

  1. Наблюдайте за собеседником
  2. Сфокусируйтесь на предмете разговора
  3. Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны
  4. Не прерывайте говорящего – сперва дайте ему завершить свою речь

Как стать активным слушателем

  • Сосредоточьтесь на говорящем и не отвлекайтесь на посторонние шумы
  • Во время телефонного разговора зафиксируйте внимание на одной точке перед собой
  • Давайте собеседнику свой фидбэк о сказанном
  • Перефразируйте про себя все сказанное собеседником
  • Если вы ограничены во времени, можете мягко намекнуть собеседнику, чтобы тот выражался более тезисно
  • Выслушайте все внимательно и до конца. В конце уточните, имеются ли у собеседника вопросы
  • Дождитесь ответа
  • Всегда обращайте внимание на темп речи и жестикуляцию собеседника – это поможет лучше понять, что до вас хотят донести
  • Записывайте ключевые тезисы
  • Отключите эмоции
  • Не вдавайтесь в рассуждения до окончания речи говорящего
  • Просите повторить то, чего вы не поняли с первого раза

Далеко не каждый справляется с этой задачей, и вот почему:

  • Мы слушаем только то, что хотим услышать
  • Мы закрыты для новых идей
  • Мы не входим в положение собеседника
  • В нас отсутствует эмпатия
  • Нам не хватает терпения
  • Мы эгоисты, и слушаем только себя
  • Мы защищаем свои убеждения
  • Мы заняты собственными рассуждениями во время того, как говорит другой
  • Мы спешим в суждениях
  • Мы не согласны с точкой зрения говорящего

Преимущества активного слушателя:

  • Получите признание коллег
  • Достигните результатов в короткие сроки
  • Улучшите профессиональные отношения
  • Привлечете больше клиентов и партнеров, которые будут ощущать живой интерес к своим потребностям
  • Улучшите собственный имидж и имидж компании
  • Глубоко проанализируете потребности клиентов, партнеров и т.д.
  • Предоставите лучший сервис для клиентов, партнеров и т.д.
  • Получите новые знания о предмете беседы
  • Повысите управленческие навыки, укрепите лидерские позиции
  • Получите возможность карьерного продвижения
  • Сможете решать спорные и конфликтные ситуации

В данном высказывании автор говорит об одном из главных секретов коммуникабельности. Он обращает наше внимание на то, что лучшим собеседником является не тот человек, который умеет хорошо говорить, а тот, кто обладает способностью хорошо слушать.

Я полностью согласен с данным высказыванием, так как тоже считаю умение слушать важнейшим талантом коммуникабельности. Ведь все люди склонны благожелательно слушать другого лишь при условии того, что в процессе общения и они были услышаны. Если только дать своему собеседнику возможность выговориться, проявив внимание и заинтересованность к его словам, то можно рассчитывать на позитивное отношение к себе и ответное внимание к своим словам.

Кристофер Морли

Обратимся к теоретическому смыслу этого изречения. В общении между людьми очень важна перцепция – процесс восприятия, понимания и оценка людьми социальных объектов. Одним из механизмов данного процесса является эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека. Успешный и продуктивный контакт предполагает обязательную демонстрацию собеседнику своих намерений и своей заинтересованности.

В качестве примера из жизни, можно отметить, что умение слушать является необходимым качеством во многих профессиях. В частности, хорошим психологом считается не тот специалист, который в общении с пациентом будет щедро и многословно давать полезные советы. А тот, кто обладает талантом выслушать человека, вызвать его на откровенность, дать ему выговориться сполна. Ведь многие люди, обращаясь за помощью к психологу, ждут, в первую очередь, не рекомендаций, а внимательного к себе отношения – чтобы их просто выслушали.


Примером человека, который не хочет и не умеет слушать других людей, является Том Сойер, знаменитый герой произведений Марка Твена. Активный и неугомонный мальчишка, Том всегда был многословен, с удовольствием говорил о своих успехах и замыслах. А собеседников слушать он не умел и не желал, из-за чего зачастую оказывался в неловких или курьёзных ситуациях, а также попадал в конфликты со сверстниками.

В данном высказывании автор говорит об одном из главных секретов коммуникабельности. Он обращает наше внимание на то, что лучшим собеседником является не тот человек, который умеет хорошо говорить, а тот, кто обладает способностью хорошо слушать.

Я полностью согласен с данным высказыванием, так как тоже считаю умение слушать важнейшим талантом коммуникабельности. Ведь все люди склонны благожелательно слушать другого лишь при условии того, что в процессе общения и они были услышаны. Если только дать своему собеседнику возможность выговориться, проявив внимание и заинтересованность к его словам, то можно рассчитывать на позитивное отношение к себе и ответное внимание к своим словам.

Кристофер Морли

Обратимся к теоретическому смыслу этого изречения. В общении между людьми очень важна перцепция – процесс восприятия, понимания и оценка людьми социальных объектов. Одним из механизмов данного процесса является эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека. Успешный и продуктивный контакт предполагает обязательную демонстрацию собеседнику своих намерений и своей заинтересованности.

В качестве примера из жизни, можно отметить, что умение слушать является необходимым качеством во многих профессиях. В частности, хорошим психологом считается не тот специалист, который в общении с пациентом будет щедро и многословно давать полезные советы. А тот, кто обладает талантом выслушать человека, вызвать его на откровенность, дать ему выговориться сполна. Ведь многие люди, обращаясь за помощью к психологу, ждут, в первую очередь, не рекомендаций, а внимательного к себе отношения – чтобы их просто выслушали.


Примером человека, который не хочет и не умеет слушать других людей, является Том Сойер, знаменитый герой произведений Марка Твена. Активный и неугомонный мальчишка, Том всегда был многословен, с удовольствием говорил о своих успехах и замыслах. А собеседников слушать он не умел и не желал, из-за чего зачастую оказывался в неловких или курьёзных ситуациях, а также попадал в конфликты со сверстниками.

Читайте также: