Сочинение на тему славянская культура
Обновлено: 05.07.2024
В последнее время очень модным стало говорить о ментальности — совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Однако, об этнических особенностях, которые отличают одну культуру от другой, начали говорить значительно раньше. Каждый народ — в своё время.
Национальное самосознание славян активизировалось во второй половине XVIII — XIX — XX веках. Именно в это время проходит волна национально-освободительного движения у чехов, словаков, поляков, а затем — у болгар, сербов, хорватов, словенцев… Первые отделяют себя от германцев, австрийцев и венгров, последние — от тюрков, венгров, австрийцев, греков… Господствующие народности (и нации) империй в это время уже не в состоянии выполнять объединяющей функции, и их давление на другие народы государства воспринимается теперь как нечто отрицательное, от чего необходимо избавиться.
Но одно дело — отделить себя от других, другое — объединиться с себе подобными. Это необходимо для того, чтобы те, от кого отделились, поняли: этот народ — сильный народ, он достоин самостоятельности, с ним необходимо считаться.
Но оказывается, что для того, чтобы объединиться с себе подобными, тоже нужны основания. А что же, как ни культура, сближает народы? Что же, как ни общие верования, общие черты в ведении хозяйства, общая обрядность, общие традиции?
Идеи объединения славян витают в воздухе постоянно. Они носят то экспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, то дружественный характер. Еще во второй половине XVII века хорват Юрий Крижанич выступает с идеей создания всеславянского языка . В XVIII веке то тут, то там раздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В 30-60-е годы XIX века у разных славянских народов возникают националистические кружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическую направленность, а с другой, — культурно-просветительскую. Учёные по крупицам собирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметы славянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания, изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируют национальную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущих в пределах могущественнейших империй XIX века (Австро-Венгерской, Османской, Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеи общинности. Причём грань между учёным и политиком зачастую оказывается весьма условной.
Деятельность националистических кружков и сообществ выливается в сильные общественно-политические и культурные движения. В России это движение славянофильства (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Данилевский), у чехов — панславизма (Я.Коллар, Л.Штур, П.Й.Шафарик, К.Крамарж), у южных славян, в частности, в Хорватии, Славонии, — иллиризма (Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, П.Прерадович, В.Бабукич).
Их идеи находят воплощение в публицистике, в художественной литературе, в изобразительном искусстве, где авторы стремятся отобразить национальные особенности как отдельных славянских народов, так и славянства в целом. В университетах создаются славистические кафедры, члены которых активно занимаются сбором и анализом этнографических, языковых и культурных материалов. Под славистику теперь подведен прочный научный фундамент, основанный не на слабых ощущениях единства, а подкрепленный конкретными культурными, языковыми и историческими фактами.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Славяне — родственные по происхождению народы, проживающие на территории восточной и юго-западной Европы, северной и центральной Азии. К славянской группе относятся: русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, чехи, сербы, хорваты, словаки, черногорцы и македонцы. Несмотря на разные наречия и другие региональные различия, всех славян объединяют общие традиции, обычаи и верования.
Образ жизни и традиционные занятия
Быт древних славян в основном был связан с земледелием, землю обрабатывали вручную с помощью сохи и мотыги. Охота, животноводство и рыболовство были вспомогательными занятиями, а в войнах славянские народы принимали участие только с целью защиты собственных территорий. В зимнее время, когда не было полевых работ, древние славяне занимались изготовлением одежды, украшений и различных изделий для бытовых нужд. Со временем для некоторых это становилось основным занятием, и начали появляться целые районы, где жили представители одного ремесла.
Свои поселения древние славяне обычно строили на берегах рек. Вода защищала от нашествия врагов и играла огромную роль в жизни и быту. Независимо от материального положения все славянские семьи имели бани, а лучшим средством от многих болезней считались ванны с добавлением целебных трав. Многие традиции и обряды древних славян были построены на очищении водой.
Праздники
В древности большинство праздничных традиций славян были связаны с временами года и периодами начала или завершения полевых работ.
Первым праздником в году у славян были Большие зимние святки. Это период Зимнего солнцестояния, которое означало победу света над тьмой. Торжества начинались 21-го декабря и продолжались до 6 января. В домах ставили омелу или сноп прошлогоднего зерна, на кладбищах зажигали костры, чтобы передать тепло умершим предкам. Дети ходили по домам, песнями величали хозяев и славили Коляду ― солнце-младенца, колядников награждали деньгами и сладостями. На Святки по определенным приметам можно было предсказать, какой будет погода в наступившем году. Этот интересный и красивый обычай сохранился и в наше время, он популярен практически во всех славянских странах.
21 марта славяне праздновали Встречу весны, время возрождения природы. В разных странах этот день отмечали по-разному. Восточные славяне по традиции делали из соломы чучело, одевали его в белые тряпки, а голову украшали венком из веток боярышника. Чучело под звуки трещоток проносили по улицам, а затем сжигали, чтобы проститься с холодами и болезнями.
Большим летним праздником, сохранившим языческие традиции славян, считается Ивана Купала. В день летнего солнцестояния, самый длинный день в году, древние люди поклонялись божеству Яриле. Ритуалы праздника были очень эффектны. Вечером совершали омовение в речных водах, разжигали костры, возле которых водили хороводы и пели песни. Молодые люди прыгали через костер ― считалось, что это защитит от злых сил и подарит удачу. По легенде в ночь на Ивана Купала зацветал папоротник, и того, кто найдет его цветок, ожидает богатство.
Семейные традиции
Древние славяне жили большими семьями, обычно по три поколения в одном доме. Многие старинные обычаи и культурные традиции славянской семьи сохранились лишь в летописях, хотя некоторые соблюдаются и в наше время.
На следующий день проводилась сама свадебная церемония. По народной славянской традиции, жениху и невесте, чтобы уберечься от злых сил, нужно было пройти через ворота с лежащим поперек них топором. Молодые в присутствии жреца давали супружескую клятву, затем родственники приветствовали их хлебом и солью, и начинался свадебный пир. Невинность невесты в древние времена не считалась достоинством, напротив, жениться на женщине с ребенком было разумно, поскольку это доказывало ее плодовитость.
Несколько интересных древних славянских обрядов было связано с рождением детей. Чтобы защитить новорожденного от злых демонов и порчи, на его колыбельке завязывали красные ленточки, а на пороге комнаты клали острые предметы. Считалось, что в ночь после рождения ребенка к нему являются три божества, которые решают его судьбу. Чтобы задобрить богов, для них оставляли угощение: хлеб, сыр и мед.
И кратко о похоронных традициях древних славян:
- умерших обычно обмывали и заворачивали в белое полотно;
- тело выносили не через дверь, а в окно, а на дверном пороге клали топор или нож, чтобы умерший не мог вернуться в дом;
- в большинстве славянских стран покойников хоронили на кладбищах, как правило, расположенных за рекой или озером: вода считалась барьером для мертвых душ;
- в некоторых странах покойников сжигали на костре, считалось, что это облегчит ему попадание в рай. Прах либо запечатывали в глиняных сосудах, либо рассыпали под порогом дома, чтобы душа покойного его охраняла;
- частью похоронной церемонии у древних славян был поминальный пир, который проводили после захоронения или сожжения, и повторяли через 40 дней и через год.
Кухня древних славян
Кухня народа определяется ресурсами, которыми он может располагать. Славяне, проживающие на довольно обширных территориях Европы и Азии, выращивали злаковые, овощи, фрукты. Мясо и рыба в меню присутствовали далеко не каждый день, так как животноводство и скотоводство у древних славян начало массово развиваться, только начиная с 10-го века, а рыболовство не было основным из занятий.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Культура Древней Руси.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Статуя имеет вид четырехгранного столба (высотой около 3 м), на гранях которого вычеканены символические изображения. Столб разделен на три яруса, которые символизируют представление о трех мирах: высший - небесный, средний - земной, нижний - подземный. На верхнем изображены языческие боги (в частности, Перун в образе воина с саблей), на среднем - фигурки мужчин и женщин в ритуальном хороводе, на нижнему - бог, который стоит рядом и держит землю (вероятно, Велес). Уникальный опыт своеобразного калейдоскопа археологических культур - весомое достижение первого дохристианского периода в развитии художественной культуры Руси. Следующий период знаменателен объединениям восточнославянских племен и образованием могущественного и высоко развитого Киевского Государства.
Искусство Киевской Руси - одно из величайших культурных явлений прошлого, на художественных достижениях которого росла вся культура. Внедрение христианства приобщило культуру Киевской Руси к ценностям западной цивилизации. Вместе с новым религиозным мировоззрением русичи позаимствовали из Византии и художественные традиции: особенности храмовой архитектуры, монументальной и станковой живописи (фрески, мозаики, иконы), книжной миниатюры. Постепенно изобразительное искусство и архитектура приобретают своеобразные черты. Главными разновидностями сакральной (культовой) архитектуры стали православные церкви и соборы.
Христианский храм был не только архитектурным сооружением культового назначения, он имел глубокое символическое содержание, олицетворял специфическую модель Вселенной, где властвуют порядок и четкая иерархия духовных сил, сосредоточенных вокруг главной - Творца всего сущего. Согласно византийскому канону сооружение образовывало крест, а его центральная часть увенчивалась куполом, вокруг которого по обыкновению располагались другие - меньшие по размерам. В центральной части содержался алтарь - место для богослужения.
Немного памяток строящейся архитектуры и изобразительного искусства княжеских времен сохранилось в украинских городах Киеве, Чернигове, Переяславе, Владимире-Волынском, Галиче. Самые старые древнерусские архитектурные памятки - величественный пятиглавый Спаcо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), храм Спаса на Бересте (начало ХІІ ст.). До наших дней в сооружениях княжеских времен дошла фресковая живопись - наиболее распространенный вид монументального искусства Киевской Руси. Наибольшую ценность представляют фрески Кирилловской церкви (ХІІ ст.) в Киеве. Центральные части храмов украшали изысканные мозаики. Объединение в одном ансамбле мозаик и фресок - самобытное явление художественной культуры Киевской Руси, неизвестное Византии.
В создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры принимал участие выдающийся живописец Алимпий, который также прославился как иконописец. Как свидетельствует летопись, первые иконы - образцы станковой живописи - привезли в Киев из Корсуня (Херсонеса Крымского) для Десятинной церкви, построенной во времена князя Владимира (989-996 гг.).
Позднее иконы поступали преимущественно из Византии. Но икон княжеских времен, истинных шедевров сакрального искусства, уцелело очень мало. Большинство из них, к сожалению, находится вне границ Руси в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Известнейшую - Владимирскую икону Божьей Матери кисти византийского мастера вывез из резиденции киевских князей в Вышгороде Андреем Боголюбский во время одного из его варварских набегов на Киев. Копирование византийских образцов дало возможность местным живописцам быстро усвоить каноны рисования икон и на их основе создать собственную оригинальную школу иконописи.
Иконы, выполненные в киевском стиле, напоминают мозаики и фрески: они имеют изысканный колорит со сложной символикой цветов. В центре - прекрасные, преисполненные высокой духовности образы Иисуса Христа, Богоматери, святых. Удлиненные фигуры на золотом фоне (символ царства небесного), лики с глубоким взглядом больших глаз, нимб вокруг головы - все это должно было вызвать впечатление нереального, невесомого, внеземного.
Виднейшей памяткой культуры Киевской Руси признан Софийский собор, занесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, который включает в себя выдающиеся культурные и естественные достояния человечества. Многокупольный пирамидальный собор, возведенный на средства князя Ярослава Мудрого (1037 г.), задумывался им как главный храм государства и олицетворял идею объединения русских земель вокруг единого центра - Киева. Архитектуру сооружения можно охарактеризовать как торжественно-праздничную, что усиливается гармонией экстерьера и интерьера.
Важное значение имеет внутреннее убранство собора: стены, арки, столбы покрыты фресками и мерцающими мозаиками. В технике мозаики выполнено центральное величественное изображение Христа-Вседержителя (Пантократора). Левой рукой он держит Евангелие, а движением правой руки осуществляет благословение. В верхней части главной апсиды расположено мозаичное изображение Оранты. Богоматерь изображена в полный рост с поднятыми вверх руками. Ее величественная фигура привлекает внимание всех, кто входит в храм. Фрески собора воссоздают евангельские и библейские сюжеты, а также светские сцены из жизни семьи князя Ярослава Мудрого (охота, музыка, действа скоморохов и т.п.). Все мозаичные и фресковые композиции объединяются орнаментами и образуют сплошной ковер, который подчеркивает их монументальность. Соединение мозаик и фресок относится к настоящему новаторству киеворусских художников. Так в целостном ансамбле - синтезе искусств - слились архитектура, монументальная живопись и декоративное искусство.
Киевский князь Ярослав Мудрый основал при Софийском соборе библиотеку. Это оказывало содействие расцвету искусства книжной миниатюры - неотъемлемой составной художественного оформления рукописной книги. Миниатюрность как определяющий признак произведения требовал филигранного выполнения. Древнейшая рукописная книга Киевской Руси - Остромирово евангелие (1056-1057 годы).
Три миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Марка и Луки выполнены мастером Григорием. Радзивилливская летопись, которая содержит 618 цветных миниатюр с иллюстрациями событий времен Киевской Руси, является ценным источником информации об известных архитектурных сооружениях того времени, а также одежде, бытовых вещах, оружии. Достижения искусства книжной миниатюры Киевской Руси, как и достижения других видов изобразительного искусства и архитектуры княжеских времен, стали плодотворным основанием для развития художественной культуры следующих эпох.
Нашествие Золотой Орды нанесло сокрушительный удар и опустошило киевские земли. Центр культуры и искусства в ХІ-ХVІ ст. переместился к Галицко-Волынскому княжеству. На особенностях развития искусства польско-литовской эпохи обозначилась близость к странам Центральной Европы. На архитектуру повлияли европейские художественные стили, прежде всего Ренессанс. Разворачивается оборонительное строительство, сооружаются неприступные замки и укрепленные монастыри, даже церкви строятся как крепости. Самым старым образцом архитектуры этой эпохи в Украине является замок в Луцке (середина ХІ ст.), от которого до нашего времени сохранилась величественная каменная башня. Настоящими архитектурными жемчужинами являются замки в Каменец-Подольском, Хотине, Олеске, Мукачеве. Их достраивали и перестраивали на протяжении нескольких столетий.
Сравните архитектурные сооружения на фотоиллюстрациях и определите общие признаки, присущие украинским замкам польско-литовской эпохи.
Читайте также: