План сочинение осень 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ребята! Сегодня у нас очень трудная, но интересная задача: мы должны собрать материал и подготовиться к сочинению об осени. Написать о чем-то можно только в том случае, если ты хорошо знаешь то, о чем будешь писать. Многие писатели ведут дневники, записные книжки, в которых отмечают то, что их взволновало, удивило, заставило задуматься.

Давайте немного пофантазируем, забудем, что за окном поздняя осень, идет дождь. Закроем глаза и перенесемся в один из дней ранней осени. Посмотрите на свои рисунки, на картины известных русских художников, они вам помогут.

Послушайте стихотворение И. Бунин “Листопад” (ученица читает стихотворение наизусть).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

1. Что мы увидели, услышали?
2. Какие краски этой прекрасной поры всем запомнились?
Итак, мы определили, о чем же мы будем писать? (Тема нашего сочинения – осень).
3. Посмотрите на две темы, которые я записала на доске:

1. Осень.
2. Удивительная прогулка в осенний лес.

4. Что мы можем сказать об этих двух темах?
5. По какой теме нам будет писать легче? Почему?
6. Посмотрите еще на три темы, а рядом я напомнила типы текстов. Какой тип текста, к какой теме мы отнесем?

1. Удивительная прогулка в осенний лес. (описание)
2. Как я однажды собирал грибы. (повествование)
3. Осень – мое любимое время года. (рассуждение)

- Тема, которую мы выбрали, будет представлять собой только описание? (нет, еще и повествование)

7. Любое сочинение строится по определенному плану.

О чем буду писать?

II. Основная часть

Что я буду писать?

Зачем я буду писать?

III. Сбор материала.

Сегодня мы с вами обратимся к основной части, постараемся собрать материал.

а) Что мы должны описать?

День
Что я слышу?

- День: Какой он может быть?

(Солнечный, теплый воздух прозрачный, яркие лучи солнца светят, но не греют.

- Поэты всегда описывали осень отрывок из стих. Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

- Что здесь мы выберем?

Что значит слово “лучезарный”? (сверкающий, сияющий)

б) Отрывок на доске, вставить буквы, дописать пропущенные слова:

Лес: красивый, нарядный золотятся (березы), костром горят (кисти рябины), словно груды малахита, зеленеют молодые (елочки), веселым многоцветьем радуют (клены), (шелестят) под ногами опавшие листья, от дерева к дереву (протянулись) (прозрачные) нити паутин красная шляпка боровика выглядывает, как(… ).

- Обратимся к стихотворению И. Бунина “Листопад” (первые 7 строчек)

Какой лес у поэта?

в) – А что можно услышать в таком лесу?

В лесной глуши деревья
Затеяли мудрый спор,
Под сильным порывом ветра
Слышен их разговор.
Меняются быстро звуки и краски,
Бродят по лесу осенние сказки.

г) А что мы можем чувствовать в осеннем лесу? Какое настроение создает осенний лес?

(Пушкин больше всего любил осень. Послушайте, он сказал: Унылая пора! Очей очарование!)

VI. Итог:

- Давайте посмотрим, что нам удалось сделать? (собрали материал к основной части сочинения, посмотрели, как можно закончить сочинение).

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна. Показать полностью →

Осень - самая красивая пора года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осень. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает, чтобы описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж.

Очень красиво в середине сентября, когда желтеют листья деревьев. В это время все в золоте, и не хочется покидать парк, ведь кругом такие живописные пейзажи. А как здорово в березовой роще, кажется, что на молоденьких березках весят золотые монетки, и когда начинает дуть ветер, слышится их звон. Именно благодаря осени люди больше начинают обращать внимания на окружающий мир.

Осенью, когда хорошая погода, нужно стараться почаще гулять по улице. Окружающая красота поможет отвлечься, забыть о проблемах, заботах, отдохнуть душой.

Ну, а если на выходные хорошая погода, то не в коем случаи не стоит сидеть дома. Нужно обязательно выехать на природу. Такие выходные принесут очень много удовольствия. Осенний лес словно сказка, он завораживает и очаровывает. Из него не хочется уходить, кажется, что сейчас начнется представление, вот-вот появятся сказочные герои. Эти впечатления надолго останутся в памяти, и захочется снова вернуться туда. Да, осень это время сказки, чудес, волшебства.

Осень - очень красивое время года. Немного грустно, оттого что облетает листва, но стоять под разноцветным листопадом приятно и весело. Природа прощается с нами до весны, каштаны и жёлуди сбрасывают свои необыкновенно красивые плоды. Жёлтые кленовые листья на солнце кажутся золотыми, от них в парке ещё светлее и солнечнее. Можно собрать все эти осенние подарки и сделать из них красивую поделку, которая всю зиму будет напоминать нам об этом чудесном времени.

Осень пахнет яблоками и рябиной. Нет ничего красивее, чем ковёр из разноцветных листьев. Как же приятно пробежаться по нему. Я люблю тебя, осень моя золотая! И буду очень по тебе скучать.

Осень – восхитительное время года. Уже позади летняя удушающая жара. Природа одаряет людей прохладой и свежестью. Все вокруг меняется и радует красками. Деревья очень яркие, а вот трава на земле потускнела. Проходит небольшой дождь. В отражениях луж он рисует осенние картины, словно художник.

Природа в это время удивительна и прекрасна. Осень – самое лучшее время для прогулок по лесу и по дождливым городским улочкам. В лесу можно собирать грибы и чудесные осенние цветы, которые долго будут стоять в вазе. Не менее прекрасны и осенние прогулки по городским паркам. Все вокруг в разных цветах: желтые и красные листья деревьев, зеленые ели. Я очень люблю осень за ее яркость и неповторимость!

К теме осени, конечно же, обращались многие знаменитые писатели, но мне больше нравится это маленькое стихотворение, которое всего лишь в нескольких строчках описывает осень:

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется. (В. Степанов)

Как же красива осенняя пора! А вы ходили осенью в лес?

Для меня осень - это пора грусти, печали, тоски, прощания с прошлым, но все времена года по-своему хороши. На то, как падают листья с деревьев, кружась на ветру, как стелятся они желтым ковром на земле, можно наблюдать долго. Или же можно пойти в лес, набрать там листья самых разных деревьев и самого разных цветов: желтого, золотого, красного, бардового, а потом принести их домой и еще долго любоваться этими частичками красочной осени.

Осень бывает разной – хмурой и мрачной, яркой и теплой, и каждый раз открывает нам себя с новой стороны. Сентябрь прекрасен своей красотой, он еще сможет порадовать нас теплом и яркими солнечными лучами. Почти весь месяц деревья простоят в листве, но уже не зеленой, а ярко-жёлтой, красной и бордовой. Птицы начнут собираться на юг. Октябрь совсем оголит деревья, и мы будем ходить по ярким коврам из листьев. Дожди будут идти всё чаще и чаще, а небо станет хмурым, покажется, что тучи проплывают совсем уж близко от земли. Ноябрь откроют нам морозные вечера и холодный ветер. Птицы уже все улетят. На деревьях не останется ни одного листочка, и голые деревья будут казаться нам совсем мрачными.

Но хоть и последний месяц осени совсем холодный и мрачный, я люблю это время года за осеннее настроение, за золотую пору, за бабье лето, за удивительный лес и, конечно же, за самые яркие краски осени!

Конечно, осень не только красивое и моё любимое время года, это ещё и начало занятий в школе, и подготовка к зиме, и уборка урожая на дачном участке. Я всё это давно полюбил и не хочу лишать себя удовольствия поработать как следует! Кто ещё из ребят может похвастаться такими чувствами?!

И само собой разумеется, осень – самое поэтичное время года!

Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышится отовсюду их весёлый гомон, щебетанье, которые вскоре утихнут до новой весны. Ещё не начался сезон затяжных и бурных ливней, однако небо уже изредка хмурится. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца.

Вот и наступила золотая осень. Деревья одели разноцветные наряды. Дорога укрыта ковром из листьев. Приятно, когда под ногами шелестят листья.

Особенно красиво осенью в лесу. Заходишь в лес и словно попадаешь в сказку. Лес удивляет своими изменениями. Среди зелёных елей и сосен стоят пёстрые берёзы, клёны, осины. А сколько даров дарит нам осенний лес. Это и крепкие боровики, красные подосиновики, разноцветные сыроежки, семейства опят. Поспела клюква, которая славится своими целебными качествами.

Некоторую печаль вызывает прощальная песня журавлей, улетающих в тёплые края. Но придёт весна и все перелётные птицы вернутся, наполнив своим пением всю округу.

Не зря многие поэты писали про осень. Она полна чудесами. Мне очень нравится эта пора года.

Раньше я не любил осень. С ее приходом портилась погода, уже нельзя было купаться в речке, долго гулять на улице, а сидеть все время дома скучно. Но с тех пор как я пошел в школу, осень стала такой же интересной, как лето, потому что каждый день что-то происходит. Я встречаюсь со своими одноклассниками и учу новые предметы на уроках. Некогда жаловаться на плохую погоду.

Я стал наблюдать и заметил, какой разной бывает осень. Дело не только в переменчивой погоде. Вот до середины сентября еще очень тепло, почти как летом. Повсюду цветут цветы, а над ними жужжат пчелы, в деревьях поют птицы. Все вокруг наполнено жизнью, после уроков можно пойти гулять в парк или помочь бабушке в саду собирать урожай.

Наступила осень. Осень-прекрасная пора. Эти золотые леса, эти красные дорожки из листьев. Этот прекрасный воздух уходящей теплоты.

Я люблю осень, потому что она единственная из времен года такая красочная и имеет много оттенков. И пусть иногда осень дарит нам дожди, но она всегда находит красоту и отдает ее людям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: «Обучение сочинению-описанию (описание природы).

Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;

Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы);

Воспитывать бережное отношение к природе.

портрет И.С.Тургенева, цитата; высказывание

портрет А.Н.Майкова, стих-е…

Записи произведений Ан.Вивальди

- Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

С нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад,

Журча, еще бежит за лестницу ручей.

Но пруд уже застыл…

- Октябрь. На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днем становится все холоднее. Вот уже и мороз сковал землю, Луга поседели от инея. Лужи затянулись льдинками. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается. И совсем скоро деревья сбросят последнюю листву. И мне хочется, чтобы вы попытались понять, о чем шепчут эти разноцветные листья. Об этом вы и напишите в своих сочинениях-миниатюрах. Положите на ладонь кленовый лист. На что похож лист? С чем можно сравнить?

(ответы ребят)

- Издалека листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист – каких цветов тут только нет! Какие вы разглядели цвета?

(ответы ребят)

- Осень будто обожгла зеленый лист, и он заполыхал. Приложите лист к щеке. Что почувствовали? Что подсказал осенний лист?

(ответы ребят)

- Рядом с кленом приютилась осенняя красавица – рябина. Ярким пламенем горят гроздья рябины. На что они похожи?

(ответы ребят)

(слова на доске после ответа ребят)

-красный, алый, багряный, малиновый, пунцовый, румяный, гранатовый, рубиновый

- Назовите еще приметы о рябине

(ответы ребят)

- Вы сегодня услышите музыку и стихи. Может быть, кому-то повезет и встреча состоится – вы встретите музыку, созвучную вашей осени.

- А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать?

(ответы ребят)

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе.

Но птички отпели,

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

- С каким настроение улетают листья?

- Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение

- А в каких строках ярче всего оно выражено?

- А теперь послушайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова , у него тоже есть слова самих листьев. Какое у них настроение?

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- Вот видите: явление природы одно – листопад, а настроение у людей и даже листьев разное. Заметили, какие деревья раньше сбросили листву?

- Липа, тополь, рябина, клен, сирень до холодов, дуб до зимы.

- Поздней осенью очень прохладно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут.

- А вы наблюдали, как падают листья? Одни стремительно, камнем, вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве. Подберем слова, которые будут передавать действия листьев.

- Падают, летят

- Кружатся, сыплются, танцуют

- Шуршат, шепчут, разговаривают

- Вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, прощаются с летом

- Составьте предложения с однородными членами, используя предложенные слова.

(дети составляют предложения)

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои корявые ветви, будто хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. Какие вы слышали звуки осенью?

- Встревоженный ветерок

- Шум, шепот дождя

- Шуршание листьев

- Какие запахи наполняют осенний лес?

- По утрам – свежесть воздуха

- Грибной запах

- Запах прелой листвы

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому, каждый замечает в осени что-то свое, видит и чувствует осень. Скажите, с помощью каких средств люди выражают свои чувства к осени?

- Художники пишут картины, композиторы – музыку, поэты пишут стихи.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая -

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой -

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу.

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся - она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой.

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят, -

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив.

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый,

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят инеи сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар -

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

Речевая и орфографическая подготовка

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните написания.

- Сейчас мы закончим наше путешествие в осень. Темы на выбор.

О чем шепчутся листья?

- Можете придумать свое название сочинений, но чтобы тема осени сохранилась. Не забывайте, с какой точки зрения будете создавать текст – художника или натуралиста.

(звучит музыка Ан.Вивальди, дети пишут сочинения)

- (дети зачитывают свои мини-сочинения)

Краткое описание документа:

Цели:

  • Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;
  • Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы);
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Выдержка из текста:

Ход урока:

1. Организационный момент

- Октябрь. На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днем становится все холоднее. Вот уже и мороз сковал землю, Луга поседели от инея. Лужи затянулись льдинками. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал.

Листопадный дождь продолжается. И совсем скоро деревья сбросят последнюю листву. И мне хочется, чтобы вы попытались понять, о чем шепчут эти разноцветные листья. Об этом вы и напишите в своих сочинениях-миниатюрах. Положите на ладонь кленовый лист. На что похож лист? С чем можно сравнить?

- Издалека листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист – каких цветов тут только нет! Какие вы разглядели цвета?
(ответы ребят)

- Осень будто обожгла зеленый лист, и он заполыхал. Приложите лист к щеке. Что почувствовали? Что подсказал осенний лист?

- Рядом с кленом приютилась осенняя красавица – рябина. Ярким пламенем горят гроздья рябины. На что они похожи?

(слова на доске после ответа ребят)-красный, алый, багряный, малиновый, пунцовый, румяный, гранатовый, рубиновый

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г. Зернограда

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Беликова Екатерина Петровна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

– формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы; – развивать воображение, связную грамотную речь у пятиклассников; – воспитывать чувство прекрасного, желание быть наблюдательным к окружающему миру.

Межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: учебник, стихи об осени, осенние листочки, толковый словарь, репродукции картин русских художников, иллюстрации, рисунки с изображением осенних пейзажей, презентация, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский, Вивальди)

Дни поздней осени бранят о

I. Организационный момент урока Проверка готовности учащихся к уроку. (на предыдущих уроках уже говорили об этом времени года, на столах у учащихся лежат творческие работы, в которых они собрали любимые стихотворения, нарисовали рисунки, нашли пословицы и загадки об этом времени года.)

II. Организация направленного внимания на определение темы и цели урока

Учитель начинает урок с чтения стихотворения об осени (на усмотрение учителя), и учащиеся должны определить, о каком времени года идет речь (текст стихотворения + ножницы, клей лежат на каждой парте).

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

О каком времени года стихотворение?

Мы уже не раз говорили об этом времени года, подбирали стихотворения, пословицы, рисовали рисунки, оформили сборники; и сегодня мы напишем сочинение, опираясь на тот материал, который мы собрали на сегодняшний день.

Что в данном времени года необычного, почему оно восхищает, завораживает? Как вы думаете, какой месяц описан поэтом в стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

III. Лексическая работа

Терем – в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Расписной – разрисованный красками, украшенный живописью.

Лиловый – цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Золотой – цвета золота, блестяще-желтый.

Багряный – красный густого, темного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Сквозной – неплотный, просвечивающий.

Сравнения: точно терем расписной, как вышки, что оконца, как сеть из серебра, точно белый лепесток.

Олицетворения: вступает в пёстрый терем свой, мотылек играет, стоит заворожённый тишиной.

Эпитеты: веселой, пестрою стеной; тихою вдовой, воздушной паутины ткани, мёртвое молчанье.

Метафора: веселой, пестрою стеной, тихою вдовой, среди широкого двора, воздушной паутины ткани,

А сколько цветов (красок) в этом стихотворении? Какие из них (а может быть другие) встречаются на ваших рисунках?

IV. Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления собственного высказывания.

А теперь разрежьте стихотворение на слова, фразы, предложения или строчки и приклейте к своим рисункам те, которые подходят к ним по смыслу. То же самое можете сделать со стихотворениями, которые подобрали вы, после прочтения.

Прочитаем выразительно (по желанию наизусть) стихи об осени, которые вы подобрали дома.
Какие слова использовали поэты для описания удивительных картин осенней природы? Какие слова и фразы вы выбрали для своего рисунка?

V. Работа с репродукциями картин с изображением осенних пейзажей.

Осень – это миг уходящего лета
Это зимы грядущей рассветы.
Осень яркая, заманчивая,
Бывает грустная, обманчивая,
Золотом с берез осыпающая.
Осень – прощальный крик журавля
И вдаль манящая неба синева.
Волшебница осень к нам в гости пришла,
Чудесные краски она принесла.
Лишь только взмахнула невидимой кистью,
И вдруг разноцветными стали все листья.
Художники пишут осенний пейзаж
И всех приглашают на вернисаж.

– Почему осень названа волшебницей и о каких кистях и красках идет речь?
– Что такое пейзаж? Вернисаж?
– Давайте и мы с вами отправимся на осенний вернисаж и вспомним моменты уходящей осени. Во время просмотра запишите в тетрадь, какие осенние краски вам встретились.

(Приложение 1 картинная галерея)

– Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?
– Что чувствуете, глядя на картины?
– С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
– Почему осень называют золотой?

VI. Работа в тетради

День: светлый, пасмурный, разгорелся, дремал, уснул.
Земля: нарядная; укрыта разноцветным ковром из листьев; уставшая.
Небо: ясное, пасмурное, яркое, тёмное, тяжёлое, спокойное.
Деревья: пожелтел орешник; зарделись клёны; осинки в пурпуре; осинки дрожат; берёзки надели золотые платья; густая листва дуба, как медь; листья клёна разрумянились; рябина в красных бусах.
Осень: разводила краски; по листве водила кистью; сыпала золотым дождём.
Листья: ярко-жёлтые, малиновые, пурпурные, багряные.

Рассмотрите засушенные листья, разложенные у вас на столах. Опишите листок. Какой он? Какие воспоминания он у вас вызывает, какие мысли рождаются в вашей голове.

Запишите слова, связанные по смыслу с формой листьев, их окраской,
видом, запахом, вкусом.

Подбросьте вверх. Какие чувства вызывают у вас эти листья? Что напоминают?
– Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы? – Какие чувства преобладают осенью?

– Какое настроение создается красками осени?

(радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное)

Карточка – помогайка для вывода.

1 вариант. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картины осени.

2 вариант. Я благодарен природе, что могу переживать чувство восторга при виде осеннего леса.

3 вариант. Не могу оставаться равнодушным, когда вижу, как пышно увядает природа.

4 вариант. Хочется встать под дерево, протянуть руки и наслаждаться золотым дождём.

Примерный план
1. Какой сегодня день?
2. Какое небо над головой?
3. Как выглядят деревья?
4. Какие изменения ты наблюдаешь в осенней природе?
5. Какое настроение у тебя сегодня?
Составление устного высказывания на основе плана и опорных слов.
VII. Домашнее задание.
Д/З Написать сочинение

VIII. Итог урока
"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Осень! Разноцветная, творческая. Вальсирует, радует, вдохновляет. Унылая пора – очей очарованье! Разлучница.

Осень!
Золотая, яркая.
Опадает, кружит, моросит.
Унылая пора - очей очарованье!
Время года.

Осень. Золотая, мокрая .
Золотит, мочит, приходит.
Не лучшее время года.
Грусть.

Осень. Грустная, пасмурная. Дует, морозит. Мне осень не нравится. Скука.

Осень. Золотая, красивая.
Украшает, провожает, печалит.
Осенью природа ложится спать.
Покой.

Осень. Великолепная, волшебная. Наряжает, изумляет, радует. Поражает своей дивной красотой. Сказка. Д. А. А.

Осень
Дождливая, мокрая.
Дождит, проливает, грустит.
Осень пасмурное время года.
Печаль.

Листья. Разноцветные и яркие. Опадают, кружатся, Медленно вальсируя под мелодию Осени. Листопад.

Читайте также: