Сочинение на тему шакарим кудайбердиев

Обновлено: 02.07.2024

Я предлагаю вам фильм о Шакариме на русском языке краткий рассказ о нем, наиболее популярные цитаты и стихи. Шакарим Кудайбердиев был одной из самых незаурядных личностей в казахской культуре. Глубокий мыслитель, талантливый поэт, яркая личность, он тем не менее, оказался на долгие годы вычеркнутым из литературы и философии своего народа. Почему? Конечно, главная причина в том, что стареющий поэт попал под жернова истории. Поначалу возлагая надежду на улучшение жизни казахского народа после революции 1917 года, он скоро разочаровался в новой власти, и она стала считать его подозрительным и опасным. Однако таким людям нелегко жилось бы при любом строе, ведь для него самым важным понятием была совесть, а людей власти напоминания о законах нравственности часто раздражают.

Но вокруг его дяди – Абая, собирались люди умные, творческие, и это окажет важное влияние на личность мальчика. Он полюбил поэзию, и в 15 лет начал писать стихи. Юный Шакарим увлекался музыкой. Известно, что в Семипалатинске он учился играть сначала на гармони, а потом на скрипке. А еще он любил рисовать. Однако скоро поэзия, искусство отойдут на второй план: 20-летний Шакарим уйдет в политику.

Им руководили не карьерные мотивы. Молодой человек искренне верил в справедливость, поэтому выставил свою кандидатуру в волостные правители и был избран. Несколько лет он будет пытаться мирить враждующие роды, разбирать жалобы на притеснения со стороны власть имущих, помогать обиженным. За эти годы он хорошо узнает и жизнь простого народа, и среду чиновников, думающих лишь о личной выгоде. Шакарим придет к грустному выводу о том, что бессилен изменить что-то в рамках существующей системы. Освободившись от службы, Шакарим решил заняться своим любимым делом – самообразованием.Он изучал историю, философию, литературу — восточную и западную. Самостоятельно изучил арабский, персидский, турецкий, русский языки. Вот как Шакарим писал о своих годах учения:

Арабский, русский языки
Попали будто под запрет.
По книге тюрка вопреки
Вобрал познание в ответ.
Трактаты древних мудрецов
На тюркском все ж достались мне.
До смысла философских слов
Добрался, хоть и не вполне.

Но тяга к разным языкам
В края те проложила путь.
За чаем умудрился сам
На Мекку мысли обернуть…

Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые все запомнят до строки.
Кто-то с верой примет это, кто-то нет,
Нет, не каждому стихи мои близки.

Так ушедших обсуждаем мы порой,
Все плохое, наносимое молвой,
Отвергаем, чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.

После смерти отстоять я не смогу
Чувство жизни, что легло в мою строку.
Это мненье в своем сердце сохранив,
Вот что высказать хочу, пока я жив:

Не суди о человеке, не познав,
Не суди, в кругу его не побывав.
И над путником не смейся, тяжкий груз
На свои в дороге плечи не приняв.

Словно в лодке, что на море, — в те года…
Не забыть эпоху эту никогда.
Мое время не похоже на твое,
Если сядешь в эту лодку, что тогда?…

Сам отсек я пуповину, выбрал путь,
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть.
Так что полностью судьбу мою познай,
Верю, что поймешь меня когда-нибудь.

П рекрасно знаешь ты про смерть и ад,
Но так живёшь, как будто ты бессмертен.
В своих грехах не ведаешь преград,
Но будешь за грехи свои в ответе.

А сколько бы добра ты сделать мог?
Но ты лежишь и ленишься без дела.
И пользуешься всем, что дарит Бог,
Его запреты нарушая смело.

Снаружи хочешь быть красив и чист,
А душу бесу глупому доверил.
Хитришь ты, чтобы власть заполучить,
Убить готов соперника, как зверя.

Тебе ни общество, ни совесть — не указ:
Ты продаёшь легко их за бесценок.
Но ведь когда придет твой смертный час, —
Ты превратишься в глину, как и все м ы .

Изречения Шакарима очень актуальны сегодня. Вот некоторые.

Вот еще стихотворные размышления Шакарима о том, каким должен быть человек:

Лень достойна укоризны, не достойна добрых слов,
Не стыдись учиться жизни у поживших стариков.
Если ты познал науку, постарайся передать
Знанья сыну, внуку, другу, чтобы мир могли познать.

А вот что он завещал своему народу:

Ты, несчастное сердце, пылаешь огнем,
Но надежды мои — дым во мраке пустом.
Испарились и воля, и стойкость, и ум,
Стало пусто и грустно на сердце моем.

Не на радость моим ты являлась очам,
И в сетях колдовских я запутался сам.
Ты взглянула — и кругом пошла голова,
Жизнь свою я тебе теперь в жертву отдам.

Ты сияешь лицом, и сам я как свет,
Навсегда в моем сердце останется след.
Увлекли меня черные ягоды глаз,
Я горю, как в аду, и спасенья мне нет.

Когда произошла революция, Шакарим сначала решил, что она принесет народу ту самую справедливую жизнь, о которой он мечтал. Он становится судьей. И что видит? В людях по-прежнему нет ни чести, ни совести. Деятели разных политических направлений говорят о народе, его счастье, а решают свои делишки, творят бесчинства, лгут, убивают
И Шакарим решает уйти от этого мира. С 1922 года старый мудрец жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Но его уединенная жизнь казалась подозрительной. К старику зачастили работники ГПУ. Его подозревали в связях с отрядами людей, бунтовавших против насильственной коллективизации. Улик не было, старого поэта отпускали, но все же своим существованием он мешал многим людям с нечистой совестью.

2 октября 1931 года, когда аксакал возвращался верхом в свое бедное жилище, в степи его встретил небольшой отряд, и начальник местного отдела ГПУ Абзал Карасартов выстрелил в беззащитного человека. Первый выстрел не был смертельным, раненый старик просил доставить его в город. Он хотел поговорить с руководителями. Но помощник Карасартова Халитов делает второй выстрел — на этот раз поэт был убит. Потом дело представили так, что Шакарим был убит в перестрелке. Ему даже ружье подбросили. Но были свидетели, этой расправы, они видели, что тело Шакарима сбросили в заброшенный колодец.

Старый поэт не был осужден, ему не предъявили никакого обвинения, но после его смерти на стихи был наложен запрет. Наступило полное забвение. Шакарим был вычеркнут из казахской поэзии, и казахская философия забыла своего мудреца. И только люди шепотом говорили, что в заброшенном колодце лежат много десятилетий непогребенные кости Шакарима. Его убийца занимал высокие посты. Казалось, правда не восторжествует никогда.

В 1961 году его сын Ахат отыскал останки отца и похоронил их недалеко от могилы Абая в урочище Жидербай. А в 1995 году, в год 150-летия Абая, там был возведен величественный мемориальный комплекс, который увековечил память двух великих казахских поэтов — Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердыева.

Дело в том, что в советское время эта сфера традиционно ограничивалась такими бесспорно значимыми именами мыслителей, как Ы. Алтынсарин, Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, и фактически не изучалась. Да и сегодня среди определенной части философов бытует мнение, отрицающее ее существование. Однако, несмотря ни на что, казахская философия была и есть. Причем, по мнению ее исследователей, она имеет 25-вековую историю.

Я же в своей работе хочу рассказать об одном из наиболее выдающихся представителей казахской культуры и философии - Шакариме Кудайбердиеве.

Биография

Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленно занимался самообразованием. По настоятельному совету и при материальной поддержке Абая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничество в Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкой ему была русская культура, с которой он был знаком не понаслышке.

На его долю выпала нелегкая жизнь. После смерти Абая и его сыновей Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.

1931 год оказался для мыслителя роковым. Его обвинили в организации нападения группы бандитов на районный центр, и небольшой отряд НКВД без суда и следствия расстрелял Шакарима. Ему было тогда 73 года. Тело убитого сбросили в заброшенный колодец, где оно пролежало в забвении тридцать лет. Позднее Кудайбердиева реабилитировали, и в 1962 году его останки прерзахоронили в урочище Жандыбай близ могилы Абая.

Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат "Үш анық", многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А. С.Пушкина "Дубровский" и "Метель", перевод рассказов Л.Н. Толстого, поэм Физули и Хафиза. Вершиной переводческой деятельности стало вольное изложение поэмы "Лейли и Меджнун" по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси. Шакарим Кудайбердиев сотрудничал с братьями Белолюдовыми, Е.П. Михаэлисом, Н. Кулжановой (с первой казашкой-журналисткой), будучи членом Русского географического общества. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа.

Сердцевина идей Шакарима - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт-просветитель не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. "Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу", - писал Шакарим в философских думах "Сад подснежников".

Первый в республике музей известного философа, талантливого композитора Шакарима Кудайбердиева открыт в урочище Жидебай - одной из составляющих государственного литературно-мемориального комплекса Абая Кунанбаева. Экспозиция названа "Дом охотника" и представляет собой собрание материалов, полностью отображающих биографию и творчество писателя, подвергшегося репрессиям в 30-е годы прошлого столетия. Впервые общественности представлены документы, подтверждающие его поездку в Мекку. Широко представлены в экспозиции труды западных и восточных философов, историков, произведения казахских и русских классиков. Интерес зрителей вызывают снаряжение для путешествий, казахские национальные музыкальные инструменты и предметы быта. По данным сотрудников литературно-мемориального музея-заповедника Абая, работы по возведению музея начались по поручению Президента республики Нурсултана Назарбаева. Как отметил директор учреждения Токен Ибрагимов, строительство нового очага культуры длилось пять лет.

По всей стране проходят конференции, выставки, посвященные памяти философа, поэта и просветителя. Древние говорили: "Мудрая книга, оставленная после смерти человеком, лучше, чем дворец или часовня на кладбище". В казахском общественном сознании Шакарим и Абай неотделимы, они "срослись" воедино.

Философия Шакарима

Но, не смотря ни на что, творческое наследие великого казахского философа, просветителя, писателя и поэта Шакарима Кудайбердиева в неизменном виде дошло до наших дней. И теперь, спустя почти сто лет со смерти философа, мы можем по достоинству оценить его вклад в опилку мировой философии.

Наследие Шакарима весьма разнообразно и при том довольно трудоемко по своей трактовке. В большей степени это касается его теоретических философских воззрений. В этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему воззрений. Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, начиная от фантастических идей религии и кончая строго научными положениями философского материализма. Его нисколько не смущала полная абсурдность оккультизма и спиритизма, экстрасенсов и магов. И в то же время он серьезно задумывался над значением новейших открытий естествознания, особенно атомной физики.

Вполне возможно, что подобное могло произойти из-за его неуверенности в достаточности собственных знаний и из-за сомнения в правильности своих убеждений. Помимо того, по его мнению всякая научная идея, получившая распространение в определенных общественных кругах, заслуживает пристального внимания, так как может нести в себе рациональное зерно. Философия Шакарима как раз и представляет собой основательно перелопаченную "массу отвала" ради добычи крупицы истины.

Центральный объект философии Шакарима - человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения.

Как справедливо полагал просветитель, для глубокого научно-обоснованного решения поставленных проблем необходимо быть осведомленным в разных религиях и науках, и знать мнения по этому поводу других ученых. Причем исследователь должен полностью раскрепостить свой разум и критически оценить разносторонние по содержанию книги, высказывания и суждения.

Сам философ был совершенно независим и мыслил самостоятельно. Он никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом длительных поисков и настойчивых исследований, а также глубоких размышлений. Свидетельством тому является его замечательное философское произведение - "Три истины". На основе тщательного изучения лучших образцов мировой религиозной, философской, художественной литературы он делает весьма существенные для своего времени открытия. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии.

В своей философии он формулирует два основных направления развития человеческой мысли: одно - признающее идею творца-хозяина, другое - признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителей всех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи; материалисты же верны второй идее.

На протяжении многих страниц своего сочинения Шакарим пытается ответить на вопрос о том, какое из этих двух направлений мысли является истинным, поскольку, по его мнению, от ответа на этот вопрос зависит судьба всего человечества.

Характерной особенностью является то, что работая над своими "Тремя истинами", Шакарим не просто регистрировал открытия известных философов, а старался пропустить через себя все прочитанное и переосмыслить. Кроме того, он внес значительный вклад в историю философии, реабилитировав из забытия целый ряд выдающихся ученых.

Три истины Шакарима

Но вернемся теперь к "Трем истинам". Сам Шакарим нигде не дает четкой характеристики своих трех истин. А его философские сочинения, способ расположения материала в текстах и логика исследования дают повод для выдвижения нескольких версий трактовки его учения.

Трактовка первая

Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна.

Вторая истина - это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления. Но доводы науки оказались неоднозначными и подверглись опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души.

Третья истина - это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Трактовка вторая

Возможен и иной вариант трактовки "Трех истин" Шакарима. Он вытекает из философского эссе мыслителя "Записки забытого", которое является своеобразным подведением итогов проделанной за долгие годы работы и дополнением трактата об истинах. Согласно второй трактовке, основой для хорошей жизни должны послужить.

Вот три качества, которые должны господствовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Особенности философской лирики Ш. Кудайбердиева

Шакарим не причислял себя к суфиям и суфийским поэтом себя не считал. Но все его стихи, размышляющие о сути, представляют видение мира с суфийской интерпретацией. И языковая картина мира его поэтических текстов состоит из элементов суфийской поэзии. Возникает вопрос: это дань традиции или авторская позиция?

Чтобы понять смысл его стихов на философскую тему, нужно осознать культурное и эстетическое пространство этих текстов. Особенно нужно остановиться на категории, являющимися компонентами культурного пространства, такие как биография автора и социально-исторические условия.

И биография поэта и социально-исторические условия его бытия сжимаются воедино, и как точка всего определяется таким понятием как время. Творчество Шакарима связано с началом ХХ века. Это - время войны, революций, вступление в новую техническую эру. Это - время надежд и краха. У казахского народа именно суфийские идеи были подпиткой для надежды. Суфийские идеи вдохновляли, сплетали нить праведной жизни, рисовали светлое будущее, заполняли смыслом происходящее. Суфийские идеи были тесно связаны с фигурой знаменитого и почитаемого всеми тюрками средневековым суфием-поэтом Ходжа Ахметом Ясави. Суфийское учение Ясави расширило рамки ислама так, что казах мог втиснуться туда со своим устоявшим менталитетом, мировоззрением, прихватив с собой некоторые атрибуты традиционного верования. Именно в его зарисовке суфийские идеи наполняли слово надежда. Они были так универсальны, что ни одному казаху и в голову не пришло бы пересмотреть эти идеи в духе времени.

Но, в то же время, Шакарим отзывается о суфиях крайне отрицательно. В его стихах суфий предстает двуличным попрошайкой, превративший в торг святость. Даже культурное и эстетическое пространство его поэтических текстов аккумулизируется вокруг этого образа. И как ядерная сфера текста отрицательный образ формирует негативное восприятие.

Отрицательное отношение к лжесуфиям берет свое начало с Ясави. Однако лжесуфиев времен Ясави и лжесуфиев времен Шакарима нужно различать. У Ясави образ суфия и лжесуфия раскрываются в дихотомии, и эти положительные и отрицательные образы дают возможность вникнуть в суфийское учение и являются материалом в наставлениях и пропаганде суфийского учения.

У Шакарима нет положительного образа суфия, всем его героям философских размышлений почти неведомо суть суфийского учения, они, по мнению автора, олицетворяют духовную пустошь. Суфий Шакарима, как продукт своей эпохи, только отражает нравы времени поэта. Люди этого учения, точнее сказать примкнувшие к нему, в действительности обращали в прах все суфийские идеи. Поэтому Ш. Кудайбердиев прилагает все усилия, чтобы суфийское учение рассматривать отдельно от суфия. И это разделение создает противоречие и противостояние с образом мышления самого поэта, что приводит его в смятение.

Шакарим, чтобы рассеять свое смятение, пытается в духе времени революционно решить этот вопрос. Как знаток персидской литературы и переводчик Хафиза Шакарим знал, что всё суфийское учение основывается на любви. Тему любви с религиозной точки зрения признавал сам Абай - наставник Шакарима, которому поэт подражал во всем. Но, когда вокруг кровопролитные войны, трудно убеждать себя и читателя, что любовь спасет человеческую душу. Поэтому Ш. Кудайбердиев убежденно меняет полюса суфийского учения, и божественную любовь заменяет человеческим разумом.

В стихах "Арак, мастык, жар, жан, шатак, иманнын шешуи" автор дает такую расшифровку: арак (водка) - разум, мастык (опьянение) - опьянение, жар (супруга) - истина, жан (душа) - плотские желания, шатак (конфликт) - вера, дин (религия) - насилие. Как видим, из этой расшифровки у поэта то, что приводит суфия в опьянение (экстаз) не вино (шарап), которое в суфийской литературе обозначает божественную любовь, а водка (арак), которая является символом разума. Шакарим не только заменяет традиционные термины, но и дает им бунтарскую интерпретацию, что заставляет читателя, изучая семантику его терминов, участвовать в построении мира по его указке.

Указки Шакарима, отражая время, в буквальном смысле слова маршируют по-солдатски, что лишает его произведения изящества восточной лирики. Марш передается семи или восьми слоговым стихотворным размером. Автор подбирал такие слова, которых казах использует в обыденной речи. Он все вещи называет своими именами и в контексте чувствуется оттенок вульгаризации. Этим намеренным приемом Шакарим хотел принизить недоступность, эфемерность суфийских идей, так, чтобы рядовой читатель мог пощупать, осязать их и не терять из виду. Как элементы текста они в комплексе создают жесткость восприятия, что заставляет читателя держаться в напряжении. Языковая картина мира упрощенная, но это придает его стихам динамичность и экспрессивность.

Ш. Кудайбердиев многие суфийские термины арабо-персидского происхождения заменяет словами, семантика которых понятнее казахскому восприятию за счет каждодневного употребления, например: слово "шарап", означающее "вино", поэт заменяет словом "кумыс" или "арак", хотя казаху слово "шарап" знакомо в своем прямом значении. Но казах не употребляет вино, но хорошо знает вкус и действие кумыса и водки. Однако информация, которую в мировоззрении казахского народа дает это слово, не находит того должного содержания в стихах с суфийским толкованием. И применение его вышеуказанной расшифровки не раскрывает, а порой конфликтует с информативно-смысловым уровнем текста. В таких стихах в слове-информаторе происходит разделение формального и содержательного плана. Но благодаря тому, что Шакарим строго использует мотивы и образы суфийской литературы, сохраняя за ними их традиционное толкование, и точно следует отношениям суфийских мотивов, план содержания и план выражения его философской лирики находятся в взаимодействии. Все же наблюдается четкая линия разграничения между ними. Возможно, это намеренный прием, где автор пытается управлять интерпретацией, которая является прерогативой читателя.

Поэтому его философские стихи больше напоминают ряды аксиом, которые являются, по сути, указателями как жить. Эти указания несовместимы с завуалированностью суфийской лирики, и его стихи теряют тайну, загадку, которая, в какой-то степени, украшает поэтический мир Шакарима. Он убежденно пытается не украшать свой поэтический мир, который предлагает, чтобы не отвлекаться от главной цели. Время диктует конкретных, точных действий, без лишних рассуждений. Он считает, что его предложение жить с чистым сердцем под руководством разума это - единственный выход для человечества. Но как бы он не называл это - чистое сердце, истина, разум - именно божественная сущность проглядывается за ними. Это та, божественная сущность, которую он пытается разъяснить человеческой природой, но она все равно уходит за пределы человеческого понимания, доказывая свою метафизичность.

Лексические, культурные и духовные смыслы философской лирики Ш. Кудайбердиева формируют образ спасительного круга для спасения и сохранения суфийских идей, которые были основой традиционного верования казахского народа.

Заключение

Какой из этих вариантов трактовки принять за истинный, каждый решает за себя сам. В своей работе я просто хотела донести до читателя основные философские идеи Шакарима Кудайбердиева. Данное толкование его трудов не является общенаучным, и я посоветовала бы каждому, кто интересуется философией Кудайбердиева, ознакомиться с "Тремя истинами" и попытаться самостоятельно осмыслить это произведение.

Но не смотря на все противоречия, встречающиеся в "трех истинах", одна заслуга Шакарима остается несомненной, а именно то, что философ настойчиво призывал мыслящих людей неустанно искать пути избавления человечества от пороков. По этому поводу, неустанно повторял он, было высказано и еще больше будет сказано заслуживающих внимания идей. И, как мы с вами можем видеть, в этом великий казахский философ не ошибся.

Шакарим Кудайбердиев

Шакарим Кудайбердиев — талантливый казахский поэт, гуманист и философ. Он пережил две революции, гражданскую войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его труды уничтожены. Прикоснемся к страницам летописи жизни и творческого наследия великого сына Казахстана.

Шакарим Кудайбердиев: биография писателя

Род Тобыкты был благословлен рождением мальчика в семье Кудайберды — старшего брата Абая Кунанбаева. 11 июля 1858 года Толебике родила сына. Мальчика назвали Шакарим. Радостное событие произошло в Кен-булаке. В царские времена эта территория относилась к Чингизской волости.

Так в мир пришел Шәкәрім Құдайбердіұлы — мудрец, поэт и историк, путешественник, преемник Абая.

В пятилетнем возрасте Шәкәрім стал учеником муллы. От него мальчик узнал основы арабского и персидского языков. Семилетний рубеж ребенка ознаменовался трагедией: он остался сиротой. Его забрал на воспитание дядя Абай.

Величайший казахский поэт Абай стал духовным наставником и учителем Шакарима. Мудрый и талантливый человек, он рассмотрел в племяннике задатки творческой личности и направил его развитие в нужное русло.

Шакарим рос и формировался в атмосфере любви к слову, науке, музыке и риторике. Развитие Кудайбердиева было всесторонним. Круг его интересов составляли не только духовные и философские трактаты, но и античные и современные художественные тексты, география, естественные науки, история, физика.

Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы по камню. Он научился моделировать и шить одежду, создавал музыкальные инструменты (домбры, скрипки), умело управлялся с лошадьми, охотился с беркутом.

Уже в юном возрасте он начинает писать стихи, сочинять трактаты. В 20 лет Шакарим становится волостным управителем. Сталкиваясь по роду службы с тяжбами и спорами, молодой человек приходит к мысли о необходимости упорядочить отношения между родами и разными слоями общества. Демократизм Абая стал источником вдохновения, основой творчества и деятельности Шакарима Кудайбердиева.

Шакарим очень быстро понял, что становится рабом должности, поэтому в 1898 году оставил административные обязанности и посвятил себя творчеству и путешествиям.

При материальной поддержке Абая и по его настоятельным рекомендациям Шакарим посетил Турцию, где изучал древние тексты в Стамбульской библиотеке, Аравию, совершил паломничество в Мекку.

Во Франции Кудайбердиев особое внимание уделил богатому собранию древних книг, что хранятся в Парижской библиотеке. По совету дяди изучал творчество Льва Толстого и Александра Пушкина.

Его увлекли произведения арабских писателей Хафиза, Физули, Навои. Знакомится он с творчеством английских и американских писателей и поэтов эпохи романтизма.

Драматический поворот в судьбе Шакарима случился в 1904 году. Тогда умер Абай и два его сына — талантливые поэты Акылбай и Магауия. Это стало большим потрясением для Кудайбердиева. На некоторые время он удаляется от мира. Более десяти лет поэт и мыслитель живет отшельником в горах Чингистау. Он посвящает себе науке и творчеству.

Поэт погиб в возрасте 73 лет. Он стал одной из многих жертв советского режима. Трагедия случилась осенью 1931 года. Расстреливали Кудайбердиева чекисты из группы Карасартова. Философ путешествовал с небольшим отрядом конных путников, которых чекисты приняли за повстанцев и расстреляли. Шакарим был смертельно ранен, его раздели, связали и бросили в колодец.

Власть быстро сфабриковала дело, в котором великого мыслителя и поэта осуждали за антисоветскую деятельность, хотя, по свидетельствам очевидцев, на склоне лет Шакарим Кудайбердиев искал уединения. Мудрый человек с поэтичной душой, он стремился помочь окружающим, предпочитал писать стихи и заниматься охотой.

Все его труды, фотографии, кроме одной, были сожжены. Убийцы посчитали, что имя Шакарима Кудайбердиева навсегда сотрется из памяти народа и канет в Лету. Но через 30 лет нашелся тот, кто поведал о тайном захоронении. Этот человек указал сыну поэта — Ахату Кудайбердиеву — на последнее пристанище его отца.

В 1958 году была создана комиссия, которая рассмотрела дело Шакарима Кудайбердиева и посмертно реабилитировала его. Летом 1961 года сын философа перезахоронил останки отца. Местом упокоения стал аул Жидебай. Могила Кудайбердиева находится рядом с могилой наставника и учителя — Абая.

Так вернулось имя великого хаджи Шакарима и стали возвращаться его рукописи. Его именем назван университет, установлен памятник в городе Семей. В 2008 году был издан трехтомник произведений.

Шакарим Кудайбердиев: философия и лирика

Основная цель жизни и творчества великого казахского мыслителя — поиск пути познания истины. Главные темы его произведений — свобода личности, моральность, духовное развитие.

Кудайбердиев входил в литературный кружок Абая, в котором, кроме него, состояли сыновья основателя казахской литературы. Уже в 14 лет юноша проявил поэтические способности. В этот период он пишет стихи, которые обладают огромным музыкальным потенциалом. Такими свойствами наделена практически вся лирика Шакарима.

Обладая музыкальными способностями (Кудайбердиев писал еще и музыку), он легко рифмовал размышления о добре и зле, жизни и смерти, духовности, делая их запоминающимися и легкими для восприятия.

В нем представлен триединый подход к пониманию мира и человека: материализм, теология и совесть. Их синтез открыл великому мыслителю тайну истины. Философ пришел к пониманию того, что суть бытия живет в душе каждого человека. Это его совесть, которая объединяет скромность, доброту и справедливость. Именно это качество — первейшая потребность человеческой души.

С этими мотивами лирики неразрывно связаны размышления поэта о личности человека и пути ее формирования. Шакарим Кудайбердиев отказывается от революционных изменений в индивидууме.

Его творчество представлено такими направлениями:

Лирика и философия великого казахского мыслителя и поэта Шакарима Кудайбердиева — целостная система духовного пути человека. Прислушивайтесь к советам мудреца, насладитесь глубокими и прекрасными поэтическими образами выдающегося лирика: возможно, в них найдете ответ на важные жизненные вопросы.

6925 Слова | 28 Стр.

Шакарим Кудайбердиев

Шакарим Кудайбердиев Шакарим Кудайбердиев родился в Чингистау (Семипалатинской области). Об его отце и матери сохранились довольно скудные сведения. Известно лишь то, что отец его, Кудайберды, Был сыном Кунке и Кунанбая. Он долго болел и умер в возрасте 37 лет. Шакарим воспитывался в семье Абая. Выросший в окружении талантливых людей, Шакарим развивал свои способности в сочетании с добрыми помыслами, все свои учения и навыки передавал людям. Он обучал родных и близких всему, всему что знал.

570 Слова | 3 Стр.

Шакарим Кудайбердиев духовный приемник Абая

Шакарим Кудайбердиев духовный приемник Абая Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.

1248 Слова | 5 Стр.

Шакарим Кудайбердиулы

Шакарим Кудайбердиев Шакарим Кудайбердиев родился в Чингистау (Семипалатинской области). Об его отце и матери сохранились довольно скудные сведения. Известно лишь то, что отец его, Кудайберды, Был сыном Кунке и Кунанбая. Он долго болел и умер в возрасте 37 лет. Шакарим воспитывался в семье Абая. Выросший в окружении талантливых людей, Шакарим развивал свои способности в сочетании с добрыми помыслами, все свои учения и навыки передавал людям. Он обучал родных и близких всему, всему что знал.

568 Слова | 3 Стр.

Шакарим кудайбердиев

Шакарим Кудайбердиев Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности. Отец Шакарима Кудайберды.

1130 Слова | 5 Стр.

Философия Ш.Кудайбердиева

2466 Слова | 10 Стр.

Tema_1

свое место. 1.6Шакарим Кудайбердиев (каз. Шәкәрім Құдайбердіұлы; 11 июля 1858, Кен-Булак, Семипалатинская область — 2октября1931, урочище Чингистау казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Единокровный племянник Абая[1]. Соц.статус . Родился в влиятельной феодальной семье. Его отец Кудайберды — сын Кунанбая, старший брат великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Образование.С семи лет оставшись без отца, умершего в возрасте 37 лет, Шакарим воспитывался в доме Абая.

1043 Слова | 5 Стр.

Тесты

8655 Слова | 35 Стр.

Socialnie мяпднфвш intelligencii

политических партий России. Конец ХIХ - начало ХХ вв. М. 1995). [1] Представителями национальной элиты являлись общественно-политические деятели, писатели, поэты: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов, С. Муканов, С.Торайгыров, Шакарим и другие. Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее.

5486 Слова | 22 Стр.

План: Введение 1. Смысл жизни как понятие. 2. Судьба. Жизненный путь человека ( Понимание смысла жизни великих мыслителей -Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Л.Н. Толстой) 3. Понятие нравственных категорий – совесть, стыд, долг. 4. Снижение нравственных качеств у современного человека. 5. Заключение Введение. Самый волнующий вопрос человечества заключается в том, что бы понять в чем его смысл жизни и каков его жизненный путь. И на сегодняшний день эти вопросы, так же.

3482 Слова | 14 Стр.

Семестровая

Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины. Шакарим Кудайбердиев. Шакарим живо интересовался историей западной философской мысли, идеями таких мыслителей, как Огюст Конт и Артур Шопенгауэр. Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни — без насилия власть имущих, эгоизма и косности. Шакарим избрал нелегкий путь искателя истины, он был одержим жаждой познания нового. В 1903 году он становится.

3947 Слова | 16 Стр.

Образование этнонима казах

2174 Слова | 9 Стр.

философия

587 Слова | 3 Стр.

Lev_Nikolaevich_Tolstoy_v_moey_zhizni

казахский язык и тем, кто переписывался с русским писателем и единомышленником среди казахской общественности, был именно Шакарим Кудайбердиев. Шакарим был в числе первых читателей Льва Толстого из Средней Азии и Казахстана, кроме того, он стремился познакомить с творчеством русского писателя своих соотечественников, посвящая им свои творения. Думаю, что в его трудах Шакарим видел источник духовности и прогресса для родного народа. Проходит время, меняется окружающий мир, меняются люди, отношения.

750 Слова | 3 Стр.

Казахстан в начале хх века

2521 Слова | 11 Стр.

7530 Слова | 31 Стр.

Философия

восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыев родился 11 июля 1858 года в Кенбулаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года, уже после сорока.

1998 Слова | 8 Стр.

Философия

восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыев родился 11 июля 1858 года в Кенбулаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года, уже после сорока.

1990 Слова | 8 Стр.

Казахская философия

Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Отец ШакаримаКудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником.

3985 Слова | 16 Стр.

Казахское ханство

народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др. Глава 1. Образование казахской народности Одной из главных загадок казахской .

3633 Слова | 15 Стр.

История Казахстана

Аргыны [pic] 1. Аргыны. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год. 2. Аргыны. Из книги Шакарим Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий", перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990. 3. НЕКОТОРЫЕ СТАТЬИ ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" ДРЕВНИЙ КАЗАХСКИЙ РОД "АРГЫН" Аргыны Имя Аргын или Аргун носит известная река в бурятской области, впадающая в р. Амур.

4917 Слова | 20 Стр.

Fkvfn

1961 Слова | 8 Стр.

Образование казахской народности

исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др. Глава 1. Образование казахской народности Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных.

3318 Слова | 14 Стр.

История РК реферат

2106 Слова | 9 Стр.

Младший жуз

1265 Слова | 6 Стр.

Тесты на экзамен КазАТУ

Географическая среда B) Разум человека и общества C) Природные условия D) Исторические факторы Е) Живое существо 50. Просветитель, основоположник казахской письменной литературы: A) Ыбрай Алтынсарин B) Мухтар Ауэзов C) Абай Кунанбаев D) Шакарим Кудайбердиев Е) Сакен Сейфуллин 51. Основа традиционного мировоззрения казахов: A) Идея всеобщей любви B) Идея соборности C) Идея Богочеловека D) Идея гуманности Е) Идея ислама 52. Учение о целесообразности мира: А) Теология В) Телеология С).

9582 Слова | 39 Стр.

байтурсынов

4988 Слова | 20 Стр.

Культурное наследие великих мыслителей Востока и Казахстана 2

891 Слова | 4 Стр.

Образование казахской народности

исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др. Образование казахской народности Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана.

2625 Слова | 11 Стр.

Ахмет байтурсынов

817 Слова | 4 Стр.

Тест по истории Казахстана 4045

644 Слова | 3 Стр.

Казахи

появлялись в бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и казахов центральных районов Казахстана. Похожие работы Откуда произошли казахи Откуда произошли казахи Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата: СП Дастан . После рапада ханства с середины XVIII в. употреблялся термин "три алаша", под которым подразумевались три жуза, а слово "алаш" (весь.

997 Слова | 4 Стр.

673 Слова | 3 Стр.

вариант 1622 ЕНТ

613 Слова | 3 Стр.

Дулат Бабатайұлы

7672 Слова | 31 Стр.

Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей 19-20 веков

этнографией, географией, изучал обычаи и традиции народов? @37 Казахский философ-просветитель XIX века, занимающийся педагогической деятельностью, автор первых казахских учебников: @38 Какое известное философское произведение написал Шакарим Кудайбердиев? @39 Кто из казахских философов и поэтов начала ХХ века занимался проблемами лингвистической философии? @40 Направление современной религиозной философии, основу которого составляют взгляды средневекового мыслителя Ф. Аквинского: .

933 Слова | 4 Стр.

1460178685376

2086 Слова | 9 Стр.

Три истины Ш. Кудайбердиева

назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания. Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения. Как справедливо полагал просветитель, для глубокого научно-обоснованного решения поставленных.

4852 Слова | 20 Стр.

Философия казахских просветителей

восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыев родился 11 июля 1858 года в Кенбулаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года, уже после сорока.

4571 Слова | 19 Стр.

История

газеты был Ахмет Байтурсынов, а его уполномоченным представителем — Миржакип Дулатов. В газете публиковались статьи таких выдающихся казахских общественных деятелей, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Мустафа Шокай, Шакарим Кудайбердиев, Мухамеджан Тынышпаев, Гумар Караш, Райымжан Марсеков, Жумагали Тлеулин, Габдолгазиз Мусагалиев, Магжан Жумабаев, Кайретдин Болганбаев, Халел Габбасов, Жакып Акпаев, Жанша Сейдалин, Султанмахмут Торайгыров, Ахмет Маметов, Сабит Дунентаев, Халел.

1082 Слова | 5 Стр.

1188 Слова | 5 Стр.

Ахмет Байтурсынов

1625 Слова | 7 Стр.

Реферат

исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др. Глава 1. Образование казахской народности Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории.

3369 Слова | 14 Стр.

Тюркский и западно-тюркский каганаты

китайцев это звучит, как туцзюе, тукю, у согдийцев — турк, туркут, тюрк, у византийцев, арабов, иранцев — тюрк. В русских источниках наряду с печенегами, половцами упоминаются торки — тюрки. Как писал в своей книге “Шежире” (“Родословная. ”) Шакарим Кудайберды-улы, тюрк означает “шлем”. Тюркский племенной союз — Тюркский Эль (это понятие употреблялось до образования Тюркского каганата, хотя, надо отметить, что данное обозначение имело место и во времена каганата) сложился на Алтае, как утверждает.

1449 Слова | 6 Стр.

методический семинар для учителей

1719 Слова | 7 Стр.

Реферат

2226 Слова | 9 Стр.

2327 Слова | 10 Стр.

Основы экономической теории

4038 Слова | 17 Стр.

Абай Кунанбаев.docx

дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах. Представителями поэтической школы, сложившейся при Абае, были его сыновья Акылбай, Абиш, Магаш, сын старшего брата Кудайберды - Шакарим, друзья и ученики Кокбай Жанатайулы, Арип Танирбергенов Асет Наймамбетов и другие. Акылбай (1861-1904) – первенец Абая. Детство и юность Акылбая проходили в доме Кунанбая и его младшей жены Нурганым. Так как его юность прошла вдали от отца.

1985 Слова | 8 Стр.

Шакарим кудайбердиев

традиционного уклада жизни казахов, Шакарим недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому он социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное на силе. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочёл уйти из такого общества. С 1922 года Шакарим жил в местечке Шакпан в горах Чингистау.

665 Слова | 3 Стр.

Язык не должен

заставляла лучшие умы бороться за сохранение родного языка и национальной культуры, а в недавнем прошлом положила на плаху тоталитаризма таких светочей казахской национальной культуры, как Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймаутоы, Шакарим Кудайбердиев… Но времена изменились, и казахский народ обрел независимость, строит свое национальное государство, а казахский язык законодательно возведен в статус государственного. Однако этот статус не подкреплен сегодня реальным положением казахского.

2005 Слова | 9 Стр.

Уставы 1822 - 1824г

Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхайра возвращение Керея и Жанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти. Новое государственное образование стало называться Казахстан. А вот как объясняет откочевку Жанибека и Керея Шакарим Кудай-берды-улы в "Шежире - Родословной тюрков, кыргызов, казахов и ханских династий": "Восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхайр. Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении хана Абулхайра.

6414 Слова | 26 Стр.

СИК семестровая

3238 Слова | 13 Стр.

Терпение мне не занимать, Мой дух свободен и спокоен. И пусть родная знает мать, Что сын отца его достоин. Шакарим Кудайбердиев (1858 -1931 гг.) Великий казахский философ, поэт, просветитель Шакарим Кудайбердиев занимает особое место в истории педагогической мысли Казахстана. Его философско-педагогические воззрения основываются на глубоком понимании им биологической и духовной сущности человека, необходимости.

26896 Слова | 108 Стр.

Реферат

8776 Слова | 36 Стр.

Философия шпоры

2603 Слова | 11 Стр.

Пичугина мой реферат

Прежде всего, это переориентация от мирских ценностей на ценности духовные. Надо думать об изменениях самого человека. Таким образом, решение этой проблемы только изнутри человека. Необходимо вернуться к истокам. Великий писатель и философ Шакарим Кудайбердиев писал: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем…С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения.

3296 Слова | 14 Стр.

Вступ в магистр Филос рус 2017

3101 Слова | 13 Стр.

Xfbdfbdfbd

Ходжа Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни, Ахмеда Иугнеки. 3. Философские взгляды казахских просветителей А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ч. Валиханова. 4. Казахские просветители советского периода: Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев. Задания для практической работы. Вопросы. 1. Каковы различия в мировосприятии западноевропейского человека и народов кочевой цивилизации? 2. Почему ислам не стал фундаментальной религией казахов? 3. Каковы различия, по Аль – Фараби.

4843 Слова | 20 Стр.

Казахская культура

Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. 3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. 5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968 6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990. 7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. 8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П.


Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->

Шакарим Кудайбердиев и его творчество


Казахский поэт, историк, переводчик, путешественник Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 в роду Тобыкты в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда. Этот 2018 год юбилейный, так как отмечается 160 лет со дня рождения Ш. Кудайбердиева.

В пять лет отец отдал его на учение аульному мулле и мальчик Шакарим быстро обучился персидской и арабской грамоте. В семь лет он осиротел и взял его на свое попечение дед Кунанбай, отец великого Абая Кунанбаева. Абай был младшим братом Кудайберды —отца Шакарима.

Так, детство и юность Шакарима прошли в духовном поиске, развитии, чтении казахской и зарубежной литературы, в русле науки и образования.

Также мыслитель занимался музыкой: играл на музыкальных инструментах и писал музыку.

Он занимался и рисованием, резьбой по камню, моделированием одежды, изготавливал скрипки, домбры, держал скаковых лошадей, охотился с беркутом.

В 14 лет под влиянием Абая он начал писать стихи. О добре и зле, жизни и смерти, духовности. Абай стал его истинным наставником и духовным учителем.

Но вскоре оставил свою должность и стал заниматься творчеством и путешествиями начиная с 1898 года, уже после сорока лет.


Погрузившись в мир науки (изучал труды таких мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также произведения Байрона, Пушкина, Толстого) он отправился путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом.

В начале XX века творчество Шакарима охарактеризовалось подъемом. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семей приобретенные им книги.

Последний период его жизни был сложным, так как совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.

Все эти события оказали огромное влияние на мировоззрение поэта.

Тема духовности и познания человека, его совершенствования является главной в лирических и философских трудах писателя.

В поэзии и философии мыслитель отказывается от резкого изменения личности, рассказывает о необходимости внутреннего постепенного перерождения личности.

Лирика и философские размышления Шакарима Кудайбердиева представляют собой богатое духовное наследие всего казахского народа. Много мудрых мыслей и истин можно почерпнуть в многочисленных баснях, афоризмах и загадках великого мыслителя.

Читайте также: