Сочинение на тему сердце пармы

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-лекция по теме

Алексей Иванов – один из замечательных современных уральских прозаиков – с детства хотел стать писателем.

После окончания университета А. Иванов работал учителем, сторожем, гидом-проводником и создавал романы, которые долгих тринадцать лет никто не хотел публиковать, но все-таки не оставлял надежды стать профессиональным писателем.

Современному читателю Алексей Иванов известен как автор одиннадцати романов разных литературных жанров:

По информации официального сайта писателя Алексея Иванова, его произведения включены в программу по современной литературе для вузов, по его произведениям написано более сотни научных работ и пять диссертаций, а романы переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки [5] .

Примечательно, что произведения Алексея Иванова пользуются успехом и у кинематографистов, режиссёров-постановщиков, что в свою очередь, вновь и вновь привлекает к его книгам интерес читателей.

Нетрудно догадаться, что теперь Алексей Иванов зачастую живет там, где работает.

И Парма здесь не итальянский город, а тайга или, точнее, возлеуральская часть тайги – особая, пермяцкая. Места сказочной красоты, но и сказочной суровости. Здесь обитают язычники вогулы (ныне манси). И это вовсе не глухомань, это места гигантской своеобычной культуры [8] .

Абсолютно достоверной делает книгу и приверженность А. Иванова к топографии, этнографическим деталям и местным легендам. Быт, битвы, обычаи, оружие, постройки, обряды, язык, пища – все описано подробно и точно. Северный Урал, Кама, Вишера, Колва, русские пограничные крепости, подданные пермяки, татары, вогулы – это тоже часть исторической реальности [9] .

Урал, описанный в книге, большой и разный: пермяки, русичи, московиты, вологжане, вогулы, мансы, татары… И у каждого племени – свой тысячелетний опыт, и все это смешивается, переплавляется и превращается постепенно в то, что мы называем Русью, которая неизмеримо больше, чем мы думаем [15] .

Видимо, то же шаманство виновато в том, что в сумрачных ликах персонажей романа видятся наши современники, а история, которую рассказывает автор, кажется происходящей не в конкретном историческом времени, а в мифологическом Всегда-Никогда. И начинаешь вместе с героями Иванова верить в то, что есть в мире дороги судьбы, которыми ходят и люди, и боги, и что, однажды вступив на эту дорогу, уже не свернешь с нее [19] . Однако философия романа достойна отдельного исследования.

Таким образом, одна из основных тем романа – столкновение, противостояние двух мировоззрений: зрелого православия, закаленного в сражениях с внешними и внутренними врагами, и языческого начала, яростного, мощного, непокорного. Иногда они мирно сосуществуют, образуя причудливый симбиоз, но чаще схлестываются в непримиримой схватке. Перед нами суровое, сумрачное, местами чрезмерно кровавое полотно. Ни один из центральных героев книги не умирает своей смертью, а многие из них принимают смерть мученическую – распятые на морозе немирными вогулами, погребенные заживо, посаженные на кол посреди Красной площади. [20] А ведь православие – залог державы.

Чтобы понимать, о чем написано в книге и почему именно эта тема, нужно знать об авторе самый минимум. Семья Алексея переехала в Пермь, когда ему было два года, это был 1971 год. В 1996 году Алексей получил диплом искусствоведа в университете УрГУ в Екатеринбурге, после чего возвращается в Пермь и начинает работать на совершенно различных работах, одна из которых - гид-проводник в одной из турфирм. Отсюда возникает влечение к краеведению и историям про Пермь. В связи с этим, Алексей начинает писать отчасти исторические романы, в них есть и фантастическая составляющая и выдумки, куда без них?

Вообще, после интервью у Дудя про Алексея Иванова не знает разве что тот, кто живет в лесу. Так что, если интересно узнать, кто автор более подробно, обратитесь в ютуб.

Сердце Пармы

С этим романом Алексей Иванов ворвался в литературу в 2003 году, удивив всех критиков своим необычным языком. Но удивлять роман в 2003 году не закончил и на данный момент продолжает ломать литературные шаблоны всем без исключения читателям. Кому-то нравится подобный язык, который вводит в истерику с первой страницы. Кому-то наоборот, такой язык кажется неподъемным и читая этот роман, в голове ничего не откладывается. Читать роман, не обращаясь в сопроводительный словарь, по первой просто невозможно. А тут еще и словарь надо найти, в книге он не приводится.

Читая первую главу, можно встретить порядка 30-40 неизвестных слов и еще больше названий городов, рек, богов и еще много непонятного, что не было известно на данный момент. Кто за слова такие? Хонтуй, хумляльт, вакуль, ламия, ушкуйник и еще сотня других? Почему какой-то хонтуй пошел в какую-то парму для того, чтобы достать тамгу и почему некий пам назвал его хумляльтом и что вообще тут происходит?

Однако, прочитав немного дальше мы выходим на более-менее нормальный и адекватный для нас уже язык (или же я привык к тому написанию и перестал воспринимать его необычность).

Историческая составляющая

В книге описан XV век от рождества христова, либо 6963-6990 года от сотворения мира, кому как нравится. Действующих лиц тут не так уж и много, от силы десяток. Но все крутится вокруг пермского князя Михаила Ермолаевича и его политики по отношению к Перми и к Москве. Все эти политические события того времени приводит к Чердынскому походу Федора Пестрого и завоеванию и подчинению Перми Великой Московскому княжеству в 1472 году.

Пока с одной стороны политики Михаила летит в трубу, епископ Иона решает крестить пермяков. Крещение пермяков тут расписано очень красиво и подробно. Как и все военные походы и события.

Еще одна тема, которая была затронута в книге - тема объединения народов, пермяки изначально не считались русскими, были и вогулы, зыряне, печоры, вотяки, черемисы и другие народности. Под гнетом Московии Михаил пытается объяснить пермякам про русских.

И впрямь, сейчас Россия насчитывает порядка двух сотен народностей, одни из которых те самые коми-пермяки, ханты (остяки), манси (вогулы), удмурты (вотяки), марийцы (черемисы) и т.д. Но стали ли они теми самыми русскими, про которых говорил князь Михаил? Кто-то да, кто-то нет. Видел статью на Дзене про марийку, которая живет в Марий-Эл, в паспорте указана принадлежность к марийцам, но не к русским.

Алексей Викторович Иванов Алексей

Алексей Викторович Иванов Алексей

Алексей Викторович Иванов

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье судостроителей. Закончил школу в Перми. Иванов с детства хотел стать писателем.
в 1987 году, сразу после школы, он уехал в Свердловск и поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета.

В 1987-1988гг. Иванов учился на факультете журналистики

В 1987-1988гг. Иванов учился на факультете журналистики

С 2006 по 2009 гг. по инициативе писателя проводится этнофутурисический фестиваль

С 2006 по 2009 гг. по инициативе писателя проводится этнофутурисический фестиваль

. С 2006 по 2009 гг. по инициативе писателя проводится этнофутурисический фестиваль. В 2010 г. Алексей Иванов отказался от участия в фестивале в знак протеста против действий пермских властей.

В 2014 г. Алексей Иванов совместно с художником

В 2014 г. Алексей Иванов совместно с художником

Это исторический роман Алексея Иванова о покорении Великой Перми Москвой в XV веке. Основа сюжета- реальные исторические события второй половины XV века.

Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1415 г

Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1415 г

Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1415 г. Василий 2 Темный отправил в Пермь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. Роман следует этой версии: автор противопоставляет русского Михаила и его пермское окружение. Однако в последние годы было выяснено, что род Ермоличей принадлежит, скорее, к пермской знати.

Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул

Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул

Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул Асыка и его сын Юшман, пермские князья Качаим, Бурмот, Зырян и Мичкин, епископы Питирим, Иона и Филофей. Описанное в романе крещение пермяков епископом Ионой произошло в 1472г.

Важную роль в романе играет поход московского войска под руководством воеводы

Важную роль в романе играет поход московского войска под руководством воеводы

Важную роль в романе играет поход московского войска под руководством воеводы Василия Скрябы на Юргу в 1465г. Поход Фёдора Пестрого на Пермь(1472) показан в романе как большая война, во время которой Михаил защищает Пермь. Однако исторический князь Михаил, вероятно, не выступал в активные бооевые действия, Иван 3 отпустил его из плена. Михаил действительно погиб при нападении Асыки на Чердынь в 1481 году. За границами текста остается дальнейшая судьба его сына Матвея: он продолжал после отца и был свергнут московским наместником Василием Ковром в 1505 году.

О соотношении исторических фактов и художественного вымысла сам писатель говорил: «

О соотношении исторических фактов и художественного вымысла сам писатель говорил: «

Вопросы по роману А. В. Иванова «

Вопросы по роману А. В. Иванова «

Что дает нам основание считать князя

Что дает нам основание считать князя

3.Что дает нам основание считать князя Михаила главным героем романа? Выполните характеристику образа князя. Какая историческая миссия отведена Михаилу? Каковы личные и исторические судьбы пермского князя? 4.Как развивается проблема отцов и детей в романе? Почему Матвей соглашается на роль отцеубийцы? Какова мера его личной ответственности за гибель Михаила? Есть ли в отчуждении и предательстве сына вина отца? 5.Как диалоги Полюда и Калины, Зыряна и Вольги развивают образ родины в романе?

Instagram

Instagram

Эволюция форм и методов художественного осмысления истории определяется не только но­выми закономерностями художественного мыш­ления, но и проникновением актуальных истори­ческих и философских концепций в художествен­ную литературу. Именно поэтому историческая проза в постоянно изменяющемся культурном пространстве рубежа XX–XXI вв. так заметно трансформировалась. Эта тенденция проявилась, прежде всего, в рамках постмодернистского ис­торического дискурса, а также в недавно воз­никшей исторической фантастике, однако и в произведениях, которые не относятся явно ни к одному из этих направлений, ясно прослежива­ются черты новой поэтики, характерной для со­временной исторической прозы.

В рамках заявленной темы представляется необходимым проанализировать жанровую при­роду этого произведения, опираясь на критерии исторического романа, при этом основное вни­мание следует уделить оценке роли и функции отмеченных исследователями мифологического и фантастического элементов.

Основными жанровыми признаками истори­ческой прозы принято считать: тему, обращен­ную в прошлое; отдаленность изображаемой эпо­хи; историзм (определенная концепция истории как основа реконструкции прошлого); историч­ность (отражение исторических событий и лиц, реалий прошлого) и собственно историческую проблематику, то есть подчеркнутый интерес автора именно к данным историческим лицам и событиям [8].

По таким критериям, как отдаленность эпохи и историчность, роман вполне соответствует ка­нонам исторического жанра: описанные события (два похода вогулов на Чердынь, гибель пермс­ких князей Ермолая и Михаила, поход пермяков за Урал, взятие Чердыни московским войском) происходят с 1455 по 1481 г . на обширных тер­риториях Верхнекамья и описаны в летописи. В числе героев романа – Великий князь Иван III, князь Михаил Великопермский и его сын Мат­вей, московский воевода Федор Пестрый, епис­копы Питирим и Иона. Представленное автором описание бытовых реалий и культуры описывае­мого периода выглядят достаточно убедительно.

Определение жанровой принадлежности это­го произведения требует оценки его историзма как основного жанрового критерия. Наиболее продуктивным в данном случае представляется анализ сюжетообразующих конфликтов как проявления сил, движущих ход событий, а также определение роли фантастического вымысла и принципов его взаимодействия с историческим домыслом.

Да, основные исторические события (креще­ние Перми, войны с вогулами и Москвой) пред­ставлены автором достоверно, в соответствии с историческими источниками. Основные сюжето­образующие конфликты между Москвой, Пер­мью и другими государствами, между Пермью и вогулами, а также борьба православия с языче­ством объективно существовали. Однако на уров­не фабулы эти конфликты решаются на личнос­тном уровне, а вот историзм сюжетно значимых героев представляется спорным.

Главный герой здесь, безусловно, князь Ми­хаил, человек, которого ведет по жизни некое мистическое предопределение. Он почти лишен нормальных человеческих слабостей и желаний, потому и поступки его, определяющие сюжет, слабо мотивированы с позиций обычной житей­ской логики: он женится на ведьмеламии, сам того не желая, идет в поход на вогулов и пленя­ет их князя Асыку, затем отпускает его, отказы­вается идти в поход на казанских татар, чем про­воцирует разорение пермской земли московским войском. В своих поступках он руководствуется, как правило, внутренними порывами и смутными стремлениями, наибольшее влияние на него име­ют вымышленный мистический герой Васька Ка­лина, хумляльт – призванный на свершение не­коей миссии и до тех пор бессмертный, – а так­же его жена – ламия Тиче.

Его основной антагонист – вогульский хакан Асыка тоже хумляльт, призванный пермскими богами на борьбу с христианами-русскими. Это герой не только вымышленный, но и совершенно демонический. Дело даже не в том, что он бес­смертен – поражает уровень его амбиций, сверх­человеческая мотивация. Желание противостоять христианской Руси, отстоять этническую и рели­гиозную самобытность Пармы (притом что его народу, живущему за Уралом, непосредственно ничто не угрожает) далеко выходит за рамки нор­мальных притязаний мелкого языческого хакана – не случайно А. Иванов объяснил одержимость Асыки сугубо фантастическими средствами [15].

Стоит также обратить внимание на деятель­ность епископа Ионы – тоже одержимого, хотя здесь автор обошелся без лишней мистики, мо­тивировав его поступки исключительно религи­озным пылом. Однако совершенное этим вполне историческим лицом также выходит за рамки логики и правдоподобия. Иона настолько про­никся ненавистью к язычникам, что не ограни­чился разорением пермяцких святынь, но и сжег чердынскую крепость при приближении москов­ского войска, чем способствовал успешному за­воеванию Чердыни воеводой Пестрым.

В рамках ивановского нарратива отдельные события получают высшее метаисторическое зна­чение зна­чение, поэтому к ним уже неприменимы обыч­ные критерии сюжетной логики. Особенно этот эффект заметен в фабульной линии князь Миха­ил – его жена Тиче. Ее отказ от крещения, ухо­ды и возвращения, попытка спасти его, чтобы затем вновь предать, представляют собой уже не отношения мужчины и женщины, а борьбу чело­века с волей Пармы, олицетворением которой становится ламия Тиче. И ее гибель в горящей церкви (совершенно необязательная) становится символическим итогом этой борьбы, таким же, как и случайная (с фабульной точки зрения) ги­бель Михаила от руки хумляльта Асыки в фина­ле романа.

Таким образом, правильное (с исторической точки зрения) течение событий движут поступки как реально существовавших, так и вымышлен­ных героев, при этом проклятие Сорни-Най (Зо­лотой Бабы), роковые страсти и трагические случайности приобретают сюжетообразующий харак­тер. Историю у А. Иванова направляет не поли­тика и не экономика, а общая судьба народов, вследствие чего научный историзм романа пред­ставляется сомнительным – тот мистический и фантастический элемент, о котором единодушно упоминают все исследователи, играет в романе определяющую, отнюдь не декоративную, роль.

Метаисторический масштаб событий, мисти­ческая мотивация проявляются почти во всех элементах фабулы. Накал страстей и эпическая мощь отдельных эпизодов напоминают уже не исторический, а скорее рыцарский роман или скандинавскую сагу: епископ Иона сжег крепость и позже сам погиб в огне в обнимку с идолом, пермяки режут своих крещеных Ионой детей, горят города и церкви, пленные вогулы казнят сами себя, здесь же жених перед казнью убивает невесту, а раненые, чтобы не отягощать выжив­ших, добровольно прыгают под лед. Запредель­ная жестокость и великая жертвенность, любовь и предательство переполняют сюжет, задавая описанному бытию Пармы совершенно мифоэпический масштаб.

Однако следует отметить, что такая сверхче­ловеческая мотивация свойственна далеко не всем героям. Некоторые из них – великий князь Иван, его воевода Федор Пестрый, татарский шибан Мансур, последний пермский епископ Филофей – руководствуются в своих решениях вполне пред­сказуемой корыстной логикой и стремлением к власти, то есть рядом с героями, которых ведет судьба, есть герои, ведомые общей логикой ис­тории, поэтому их поступки, даже самые бесче­ловечные, вполне объяснимы и закономерны с психологической точки зрения.

На создание образа Пармы нацелены все по­этические средства, использованные автором: пространные описания, специфический язык, вполне литературный, но переполненный много­численными этнонимами, топонимами и финно- угорской лексикой [18], обильное включение фольклорного материала. Этой же цели служат сюжет и образы главных героев.

Разность подходов в изображении Пармы и остального мира бросается в глаза при сравне­нии двух стоящих рядом эпизодов: описания по­ездки князя Михаила к татарам в Афкуль и его визита в село Бондюг, где он встретил Тиче. В первом случае автор дает сухой рассказ, с упо­ром на бытовые детали, во втором – эмоциональ­ное подробное описание природы, образа жизни и обрядов. То же самое можно сказать, сравни­вая описания жизни Михаила в плену и его воз­вращения из плена.

Следует признать, что в данном случае имеет место не столкновение политических и экономи­ческих интересов, а конфликт мировоззрений, образов жизни. Создается впечатление, что пер­мякам, живущим в доисторическом мифологичес­ком мире, ни защита Москвы (объективно необ­ходимая), ни государственное величие, ни даже возможное экономическое процветание совершен­но не нужны. Именно поэтому большинство кри­тиков оценивают экспансию московской Руси не как защиту и объединение, а как захват и погло­щение.

Те, кто сравнивал А. Иванова с Р.Р. Толкиеном, были во многом правы: мир Пармы по сво­им характеристикам более близок к Средиземью, чем к Руси XV в. Эта земля переполнена нежи­тью и идолами, ведьмами и оборотнями, мифами и преданиями. Кроме того, Парма – скудная се­верная земля, где своего хлеба не сеют, – пред­стает у Иванова еще и землей сказочно богатой: пермяки приносят в жертву своим богам не только животных и людей, но и золото в огромных ко­личествах, золотом же наполнены могильные курганы, пермские князьцы кроют свои жилища восточными коврами. В итоге пермский край выг­лядит и сытым, и обильным, хотя источников этого богатства А. Иванов не называет.

Наиболее характерными чертами ивановской поэтики стали активное использование фантас­тики и мистики, тотальная мифопоэтизация художественного мира и преобладание экзистен­циальной национально-религиозной проблемати­ки. Кроме того, большое место занимают специ­фический язык, фольклорные мотивы, а также приемы исторической беллетристики (любовная интрига, элементы боевика и детектива).

Черты художественного метода, использованно­го А. Ивановым, сформировались еще в 1830-х гг. В частности, романы М. Загоскина и Н. Полевого посвящены соотнесению времен на основе наци- онально-религиозной идеи [29]. Произведения А. Вельтмана характеризуются как фольклорно­исторические, построенные на основе фольклор­но-мифологического материала [30]. Докумен­тальная основа в сочетании с национальным ко­лоритом, занимательно изложенные в рамках религиозно-этической концепции, стали харак­терной чертой историко-романтических романов Ф. Булгарина [31]. При этом некоторые авторы (Ф. Булгарин и А. Вельтман в особенности) ак­тивно использовали не только фольклорные об­разы, но и фантастические элементы в сюжете. Общей эстетической тенденцией русской исто­рической прозы первой половины XIX в. стали сочетание романтического пафоса со стремле­нием к реалистической объективности и попыт­ка добиться органического слияния фольклор­ной поэтики с общим духом изображаемой эпо­хи [32].

[7] Чудинова Г.В. Интерпретация мисссионерской деятельности подвижников православия в романе

[9] Кормилов С.И. Современный словарь-справоч­ник по литературе. М.; ACT, 1999. С. 209.

[10] Данилкин А. Указ. соч.

[12] Кузнецов С. Указ. соч.

[13] Гаррос А., Евдокимов А. Сердце империи и вес воздуха.

[14] Кукулин И. Героизация выживания // НЛО. 2007. № 86. С. 302–330.

[15] Ребель Г.М. Указ. соч.

[16] Когда-то еще в начале XV в. Асыка поменял свою тамгу наследника на серебряный крест своего побратима Васьки Калины, который получил его от святого Стефана Пермского вместе с обетом захва­тить Золотую Бабу, главного идола пермяков. Лишив­шись добровольно тамги наследника, Асыка был вы­нужден убить своего отца, чтобы самому стать хака- ном, после чего посвятил себя Сорни-Най (Золотой Бабе, Вагийорме) и стал ее бессмертным хранителем и защитником языческих богов.

[18] Подлесных А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.

[19] Ребель Г.М. Указ. соч.; Кронгауз М.А. Эф­фект Хонтуя // Новый мир. 2004. № 5. С. 160–165;

[20] Иванов А. Указ. соч.

[26] Гаррос А., Евдокимов А. Одинокий голос крови.

[28] Сорочан А.Ю. Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века: Автореф. дис. . д-ра фи­лол. наук. Тверь, 2008. С. 7.

[29] Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20–30-х годов XIX века: Lис. . канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2001. С. 157–58.

[31] Федорова Ж.В. Историческая проза Ф.В. Бул­гарина. Жанровое своеобразие: lис. . канд. филол. наук, Казань, 2002. С. 181–83.

[32] Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40–50-х годов XIX века: проблема стилевой эво­люции: Fвтореф. . канд. филол. наук. Саратов, 1997. С. 7–11.

[33] Хализев В.Е. Мифология XIX-XX веков в ли­тературе // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. № 3. С. 7–21.

[34] Пхасарьян Н.Т. Реальность – текст – литера­тура – реализм: динамика и взаимодействие // Вест­ник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2006. № 2. С. 66–76.

[35] Большакова А.Ю. Встреча модернизма и реа­лизма в современной руcской прозе // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы: сб. науч. тр. / Сост. А. И. Ванюков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С. 151–57.

[36] Кронгауз М. А. Указ. соч. С. 160–165.

Лобин А.М.

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 1. № 2. С. 119–125.

 (300x439, 26Kb)


Я не помню говорил я или нет, но мы с женой, уже с сентября ежемесячно устраиваем свой литературный салон под названием " У Эллис". В центре наших обсуждений - жизнь и творчество довольно известных писателей, поэтов, художников и других творческих личностей через призму их отношений с Богом. В целом, довольно интересно выходит, любопытные мысли и дискуссии получаются.
А в последний раз - в прошлую субботу, мы немного отошли от сложившийся уже традиции, и решили просто рассказать о некоторых книгах которые произвели на нас впечатление.
Я делал доклад, или, как меня тут часто поправляют местные интеллектуалы, эссе, по книге современного российского писателя, Алексея Иванова "Сердце Пармы".
Это эссе я и помещаю здесь, без особых редакторских правок. Он довольно сумбурный на мой взгляд, и всё-таки не полностью отражает все то что я думаю, по поводу этой книги, но не обессудьте.

Алексей Иванов. Сердце Пармы

Читайте также: