Сочинение на тему счастье или совесть дворянское гнездо

Обновлено: 14.06.2024

Ключевые слова: покаяние, искупление, раскаяние, любовь.

Репин И.Е. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1874. Холст, масло, 116.5×89 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

Главная героиня романа Лиза Калитина в финале уходит в монастырь, как может показаться неискушенному читателю, по причине разочарованности в любви к Лаврецкому. Но так ли это? Вглядимся внимательнее в образ Лизы.

Таким образом, с одной стороны подчеркивается скромность, смиренность, доброе сердце Лизы, а с другой – остается ощущение некой блеклости образа, всё в ней тихо, ровно, без отчетливо выступающих черт. Здесь и начинается противоречие в созданном Тургеневым образе.

Варвара Павловна Лаврецкая настолько погружена в свой грех, настолько оторвана от Бога, что даже не задумывается о том, что есть какая-то иная жизнь, кроме удовольствий и распутства. Вины своей она не ощущает, менять образ жизни не собирается. Глумится над Лаврецким за его спиной, от него ей нужны только средства к существованию, заполучив которые, она снова уезжает в Париж.

Христос умер, искупив грехи человеческие и дав нам возможность спасения. Но спасение – личный акт воссоединения человека с Богом, акт свободного выбора, который никто другой без его участия совершить не может. Если человек не осознает свой грех или осознает, но не может покаяться, то единственное, чем другой может помочь, – молиться за него, чтобы он сам сделал свой выбор и покаялся.

По силам ли Лизе браться за Варвару Павловну, для которой не существует ни Бога, ни другого человека? Другой для неё – лишь инструмент для извлечения из жизни удовольствий. А Лизе бы со своими грехами разобраться, грехами Лаврецкого и любовью к нему.

Лиза Калитина. Художник П.М. Боклевский. 1880 год.

У Достоевского образ Сони, так же, как и образ Лизы, созданный Тургеневым, не является цельным и законченным. Слишком многое в ней искорежено, слишком много изломов и углов в её душе, но ей удается через любовь повернуть Раскольникова к Богу. Финал романа обещает нам путь преображения Родиона Романовича.

Литература:

УДК 821.161.1

Keywords: repentance, redemption, regnet, love.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожее

Духовное пробуждение Лаврецкого и Лизы Калитиной

Именно официальный статус памятника истории носит эта небольшая прелестная часть старинного провинциального города, играющая важную роль в его культуре да и в жизни каждого орловца. Её живописную территорию ограничивают река Орлик, нынешняя улица Октябрьская, Дом-музей Лескова и дно балки.

В народе это место просто называют Дворянкой. По сложившейся традиции сюда в день свадьбы приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться в белоснежной беседке. Сюда же приходят школьники и студенты после выпускного бала.

Ещё в 1987 году областной исполком объявил ландшафтный сквер Дворянское гнездо с примыкающей к нему территорией охранной зоной всенародного достояния.

Дворянских гнёзд заветные аллеи…

Дворянских гнёзд заветные аллеи.

Забытый сад.

Полузаросший пруд.

Как хорошо, как всё знакомо тут.

К. Бальмонт

Об этом месте упоминали в своих произведениях многие известные русские писатели — Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев.

Парк Дворянское гнездо — одно из самых популярных в городе мест, связанных прежде всего с именем И.С. Тургенева.

Рядом с парком находятся дом и сад, которые, по легенде, связаны с дворянской усадьбой, описываемой в романе великого писателя.

Дом Лизы Калитиной

В 1908 году, к 90-летию со дня рождения Тургенева, улицу Верхнюю Дворянскую, ведущую к его бюсту и дому Калитиных, переименовали в Тургеневскую. Через десять лет, во время лихолетья Гражданской войны, тургеневский бюст работы М.М. Антокольского исчез, а сад Дворянское гнездо прекратил своё существование.

Только полвека спустя, 4 ноября 1968 года, накануне 150-летнего юбилея великого русского писателя была произведена большая работа по благо­устройству Дворянского гнезда. На берегу, чуть ниже отремонтированного дома Калитиных, установили бюст И.С. Тургенева работы московского скульптора Г.П. Бессарабского, белую каменную ротонду и балюстраду, красиво опоясывающую обрыв со стороны Октябрьской (бывшей Верхней Дворянской) улицы. Правда, такая идиллия длилась недолго.

Музей одного романа

Наступивший тургеневский юбилейный год вновь поставил перед земляками великого писателя больной вопрос о судьбе дома Калитиных. Сегодня немало скептиков, которые считают: хватит, мол, нам музеев! Их и так слишком много для нашего небогатого города. И такие разговоры — как ножом по сердцу известному тургеневеду, ведущему научному сотруднику музея И.С. Тургенева, председателю правления Тургеневского общества в Орле Людмиле Анатольевне Балыковой.

Именно сюда, в старинный сад Дворянского гнезда, наверняка приедут потомки древних дворянских фамилий. Да, именно в сад, потому что именно он — ключевой образ романа Тургенева.

Попечительский совет

Сегодня большую и напряжённую работу по возрождению этого святого для каждого орловца места ведёт попечительский совет по возрождению Дворянского гнезда, который возглавил большой энтузиаст, первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин. Совет был создан в 2009 году, в его рядах — видные деятели искусства, краеведы, архитекторы, сотрудники музеев, а также представители бизнеса, оказывающие спонсорскую поддержку проекту.

Благодаря совместным усилиям стали традиционными субботники и экологические акции по наведению санитарного порядка в сквере. Высаживаются новые парковые деревья и кустарники. В 2020 году планируется с помощью Сбербанка высадить 200 дубов в парке. Установлены художественно выполненные кованые ворота для ограничения въезда транспорта на территорию сада. Ежегодно в Дворянском гнезде проводятся Тургеневские литературные праздники.

Предстоящий 200-летний юбилей И.С. Тургенева будет отмечаться в этом году с большим размахом не только у нас в стране, но и в мире. И здесь орловцы не должны ударить в грязь лицом.

— Мы просто обязаны в этом году проявить повышенную заботу об одной из главных достопримечательностей Орла — сквере Дворянское гнездо, — говорит Михаил Вдовин. — Сохраняя колорит сквера, его естественно сложившееся зонирование, попечительский совет предлагает произвести освещение верхней площадки сквера, реконструкцию лестничных маршей и дорожек спуска к нижней площадке, внизу у реки — разбивку тропиночной сети с твёрдым покрытием. Нуждается в реконструкции пешеходный мостик, ведущий в парк Победы, обогатит зону отдыха и оборудование на Орлике мини-пристани, где можно будет устроить прокат лодок.

Есть мнение

Орловцы о возрождении Дворянского гнезда и дома Лизы Калитиной

Малле Павловна Касторнова, пенсионерка:

— Очень люблю бывать на Дворянке. Последнее время здесь стало уютнее и чище, а домик Лизы Калитиной, конечно, неплохо было бы восстановить. Это же история целого поколения горожан.

Елизавета Едунова, студентка орловского мединститута:

— Мы с подругами часто отдыхаем в саду на Дворянке. Бываем на литературных праздниках. Если из дома Лизы Калитиной сделают интересный музей, будет здорово!

Андрей Власов, предприниматель:

Андрей Симонов, водитель:

— Всегда лучше создавать, чем разрушать. В советское время умели сохранять прошлое; думаю, и сейчас сохранение и развитие Дворянского гнезда очень важно для современного поколения орловцев.

Наш адрес: 302028, г. Орёл, ул. Брестская, 6, тел. 47-52-52, e-mail

Давайте обсудим наше будущее и вместе решим, каким оно станет.

Любовь Лизы и Лаврецкого

Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом “пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать”. Он верит в будущее России, в убеждения и силы молодого поколения.

Он надеется на счастье в любви, но его чувство к Лизе

Калитиной трагично. Получив известие о смерти жены, он надеется, что это правда ведь тогда он будет свободен, но и боится этому верить, ему неловко, что он ждет смерти Варвары Павловны. Его объяснение с Лизой дает ему надежду на счастье, ведь настоящая любовь кажется ему единственной возможностью этого. Но возвращение Варвары Павловны наносит страшный удар мечтам и планам героев.

Лиза считает, что это возмездие за ее “преступные” надежды и надо смириться. Она просит Федора Ивановича примириться с женой: это его долг, ведь “счастье зависит не от нас, а от Бога”. Исполняя свой долг, она уходит в монастырь.

образом счастье, невозможное для героев, подменяется чувством долга в обстоятельствах, выпавших на долю героев.

Есть и другие герои в романе Паншин, Варвара Павловна, для кого счастье это ложные, по мнению автора, ценности. Эти люди дорожат материальным благополучием, светским успехом, карьерой, шумными модными вечерами. Но они чужды и Лаврецкому, и Лизе не случайно она отказала Паншину, вызвав неудовольствие своей матери.

Время подтвердило, что Лаврецкий в своем понимании счастья, оказался прав. Несмотря на его личную драму, жизнь продолжается, и до Калитиных снова полон веселой молодежи. Лаврецкий рад видеть счастливых молодых людей и, по мнению автора, “имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян”. Честное исполнение своего долга дает герою душевное спокойствие и надежду на счастье для будущих поколений, ему есть о чем сожалеть, но стыдиться нечего.

Поэтому с тихой и мудрой грустью приветствует он молодые силы, желая им счастья.

Почему не возможно счастье Лаврецкого и Лизы. 2.что такое по мнению Лаврецкого, истина, любовь, жизнь. 3.В чем разница между любовью Лаврецкого и Лизе и Варваре Павлоне. 4.меняется ли характер Лаврецкого в течение всего романа. 5.есть ли в романе герои которые ощущают себя счастливыми и в чём

1.Главная причина в религиозности Лизы. Она с детства научена
быть богобоязненной и смиренной. Вместо того, чтобы пойти
навстречу семейному счастью, Лиза предпочла монастырь, увидев
в своей связи с Лаврецким некую безнравственность.
Не "воскрешение" жены Лаврецкого, а именно воспитание Лизы,
её мировоззрение стало причиной развала отношений.
Драма, разыгравшаяся в жизни Лизы, ударила по заветнейшему,
нежнейшему, что она носила в себе: по её религиозной совести.
Столкновение произошло между этой совестью и любовью -
а любить Лиза могла в жизни лишь раз
(она - образец характеров-однолюбов), и любовь для неё была
столь же священна, как её понятия о добре и правде.
Она поняла, и поняла совершенно правильно, что для неё,
для человека такой совести и такой любви, развязать этот
узел в условиях нашего человеческого мира невозможно.
Однако она знала, что препятствия, мешающие ей соединиться
с любимым в этой жизни, исчезнут в мире ином и тогда ничто
не помешает им соединиться в вечном небесном браке.
3.Лаврецкий получил неприятное воспитание. Его отец, желая умерить
тело и дух своего сына, заставил его жить в спартанском стиле,
изучать международное право и математику для умственного развития
и геральдики для развития рыцарских чувств.
Такое воспитание не могло изуродовать душу молодого человека -
он думал слишком разумно и умел отличать мишуру от настоящего.
Но после смерти отца Лаврецкий остался один в огромном мире,
не имея никаких конкретных представлений о реальной жизни,
вынужденный трогать, слепо выбирать верные пути.
Его отец не учил мужчине другой чрезвычайно важной вещи - понимать
женщин. И именно в эту ловушку падает молодой Лаврецкий.
Он влюбляется в Варвару с первого взгляда. Позже он женится на ней,
не зная, что кажется ей просто "прибыльной вечеринкой".
Проходит несколько лет "счастливой" семейной жизни, в течение которой
"нежная, любящая" Варвара Павловна плетет интриги за спиной мужа.
Только воля случая - записка ее любовника, случайно найденная
Лаврецким, - позволяет ему ясно видеть. Он оставляет свою жену,
оставляя ей достойное содержание.
Чуть позже он узнает, что у них есть дочь.
Через некоторое время, возвращаясь в Россию, Лаврецкий встречается
с Лизой Калитиной. После предательства своей жены герой утратил
веру в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако его общение
с Лизой постепенно возрождает прежнюю веру во все чистое и
прекрасное.
Затем, понимая, что он глубоко любит Лизу. Лаврецкий начинает мечтать
о возможности личного счастья для себя. Внезапное известие о смерти
Варвары Павловны дает ему надежду на возможность перемен в жизни,
на счастье с Лизой.
Но мелькнувшая на Лаврецкого надежда оказалась иллюзорной. Известие
о смерти его жены оказалось ложным. Это ставит героя перед выбором;
личное счастье с Лизой или долг перед женой и дочерью. Продолжая
считать счастье высшим благом в жизни человека, Лаврецкий склоняется
к долгу, признавая, что иногда человек вынужден жертвовать всем ради
долга.
Любовь к Лизе – это момент его духовного возрождения, наступившего
при возвращении в Россию. Лиза противоположна Варваре Павловне.
Она-то смогла бы помочь развернуться способностям Лаврецкого, не
помешала бы ему быть тружеником. Сам Федор Иванович думал об этом:
"…она не отвлекала бы меня от моих занятий; она бы сама воодушевила
меня на честный, строгий труд, и мы пошли бы оба вперед, к прекрасной
цели".
Но она отходит в сторону, заставляя Лаврецкого подчиниться его судьбе.

Рисуя параллели Лаврецкий - Лиза и Лаврецкий - Варвара Павловна,
автор показывает, что такое настоящая любовь, а что такое только
мираж.

Проблематика романа

Проблематика

Особенности сюжетной линии

Самая молчаливая из тургеневских героинь, Лиза, столкнувшись с такими серьезными вопросами в своей жизни, как понятие личного счастья, самоотречение ради близких, собственное место в жизни, пытается ответить на них при длительной внутренней работе. Мысли и чувства проходят тщательную обработку, но практически без слов. От этого острота сюжета лишь усиливается.

Лаврецкий, связанный брачными узами, также переживает глубоко внутри себя любовь, которую он чувствует к Лизе. Поэзия созерцания – именно так можно охарактеризовать стиль написания романа. Оба героя вслушиваются, всматриваются в жизнь, анализируя как внешние обстоятельства, так и свою собственную судьбу.

Проблематика и основные вопросы

Как будто идя от устья реки к ее истокам, автор раскрывает злободневные вопросы текущей эпохи и каждого человека в отдельности. А для полноты восприятия читателем тщательно описываются главные герои с внутренними переживаниями на фоне их корней, с учетом почвы, на которой они выросли и были воспитаны.

Роман раскрывает такие важные аспекты жизни каждого человека, как:

  • долг перед близкими, возможность и способность к самоотречению при сложных обстоятельствах;
  • тесное переплетение личного и общественного во взглядах на жизнь и судьбу;
  • изучение исторических корней целого современного автору сословия, что становится возможным благодаря приведенной к роману предыстории, создающей нужный эпический фон;
  • личную любовную катастрофу главных героев следует рассматривать не как роковую случайность, а как закономерное последствие пренебрежением общественного долга.

Лиза, являющаяся одной из центральных фигур произведения, олицетворяет собой народную мудрость, истинную Россию. Неспешность привольной крестьянской жизни, которая течет величаво и неслышно, становятся символом лучших дворянских и крестьянских характеров, которые здесь выросли и развились. А решение главной героини уйти в монастырь преподносится как нравственный подвиг, который отдает дань жизни своих дедов и прадедов.

Читайте также: