Сочинение на тему самодуры города калинова

Обновлено: 05.07.2024

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова↑ ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

• пейзаж в большинстве сцен открывает широкий вид, создаёт ощущение простора;

• народные песни органично вливаются в действие пьесы, придавая событиям масштабность;

• лирическая приподнятость речи уводит от бытового к бытийному смыслу происходящего;

• некоторые герои пьесы словно бы воплощают в себе черты целых этапов русской истории (Кудряш — эпоху Разина и Болотникова, Кулигин — время русского Просвещения, Кабаниха — эпоху Домостроя и т. д.).

Речь каждого из идейных противников по-своему красива и убедительна. Но на чьей стороне правда? Как автор помогает нам это понять?

Нельзя сомневаться в том, что Островскому симпатичен чудак Кулигин. Он мечтатель, изобретающий вечный двигатель, и ценитель красот природы, любитель поэзии и радетель о пользе общественной. Он не желает уподобляться ругателю Дикому, но готов поспорить с ним ради солнечных часов и громоотвода. Не случайно именно ему достаётся вынести на сцену погибшую Катерину и бросить последнее обвинение обитателям Калинова.

Феклуша нарисована с явной иронией. Насмешка автора заставляет нас так же мало верить её словам о добродетелях калиновцев, как и рассказу о людях с пёсьими головами.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Быт Калинова

Город Калинов действительно существует в России. Но в пьесе Островского он олицетворяет образ купечества и государства в XIX веке в целом. Автор создал свое произведение на контрасте:

  • жестокость человека — красота природы;
  • убогость души — богатство пейзажей;
  • нищета бедняков — жадность купцов.


Но другие люди не замечают окружающего мира. Их не интересуют пейзажи и очарование природы. Точную характеристику горожанам дает Кулигин. Он говорит, что их жестокие нравы отражаются на быте жителей Калинова.

Нравственные законы в Калинове сменились силой денег и власти. Те, кто отличается благосостоянием, могут издеваться над бедными, подавлять их и безнаказанно оскорблять. Почему так происходит, не может ответить даже городничий. Ведь и с ним разговаривают, как с неразумным человеком. Купцы объясняют свои поступки — невыплату денег рабочим — личной выгодой.

Хотя такие, как Дикой, умеют скрывать свою жадность под ложным раскаянием. Быт Калинова основан на постоянной лжи друг другу, упреках и доминировании богатых над бедными. Жители города отрицают прогресс, они не считаются с личностью и индивидуальностью. Они стремятся следовать старым порядкам и традициям, заставляют молодое поколение соблюдать их.

СОДЕРЖАНИЕ

Поучение отца сыну.

Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.

Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Как жене носить разную одежду и как шить ее.

-В чём проявляются ханжество и лицемерие Кабанихи?

-Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о её жестокости и бессердечии?

Каковы особенности речи Кабанихи?

(Идёт заполнение таблицы во II части)

Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон? Варвара? Катерина?

Краткое содержание пьесы

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове в XIX веке. Жизнь в этой местности напоминает болото — она так же застоялась. Горожане считают, что менять установленный порядок не нужно. Они не интересуются тем, что происходит за пределами Калинова.

В семье Кабановых — известных купцов — после смерти главы всем начала управлять вдова. Властная женщина заставляет окружающих следовать ее указаниям. За ее сына выходит замуж девушка Катерина. Это скромная чистая натура, которую воспитывали образованной и свободолюбивой.

Катерине живется в доме мужа плохо. На нее постоянно давит свекровь, а безвольный Тихон во всем ей подчиняется. Кабаниха часто ее оскорбляет, заставляет выполнять всю работу по дому наравне со слугами.

Из-за такого отношения девушка решается на измену. Ей понравился Борис, племянник Дикого. Только с ним Катерина почувствовала себя по-настоящему счастливой. Но она довольно честная, поэтому измена тяготит ее совесть. Девушка не выдержала и призналась во всем мужу и свекрови.

Действие произведения происходит в небольшом уездном волжском городке под названием Калинов, который является собирательным образом провинциальных русских городов.

Писатель представляет город в виде тихого поселения, ведущего размеренный ритм жизни, который на все повествовании произведения является статичным и пустым, при этом автор четко не описывает город, представляя его посредством раскрытия сюжетной линии пьесы и характеров персонажей.

Городской пейзаж изображается в виде патриархальной провинции, являющейся образцом и апогеем застойного существования местных жителей, обособленных от окружающего мира и интересующихся исключительно зоной собственного комфорта и благосостояния. При этом представители богатого сословия Калинова отличаются постоянными распрями, враждой и злобой не только по отношению к обычным жителям, но и к друг другу.

Наиболее яркими представителями общественной жизни Калинова являются купец Дикой, один из персонажей, характеризующий общество самодуров, и Кулигин, представленный полной противоположностью местному населению, поскольку имеет прогрессивные взгляды на существующую непроглядную жизнь.

На примере описываемых событий, происходящих в городке, писатель демонстрирует плачевную ситуацию, которая повсеместно распространяется в российских провинциальных глубинках, не желающих принимать необходимость в дальнейшем развитии и самосовершенствовании.

Поскольку писатель осознает неумолимое жизненное движение, основным смыслом пьесы автор называет скорое наступление грозы, которая непременно грянет и в захолустном Калинове, внеся в его размеренную жизнь глоток свежего и сильного воздуха, смывая гнилостное, грязное покрытие, а первой ласточкой, предвещающей грозового наступления, произведения представляет главную героиню Катерину Кабанову.

По мнению литературоведов, писателю удается передать истинную сущность Калинова, заключенную в его определении в качестве темного царства, где пробивается лучик теплого света.

Вариант 2

Уже само название города – Калинов – намекает на горечь, горькую, как ягоды калины, судьбу. Это тихий провинциальный город на берегу Волги, в котором из достопримечательностей только новый бульвар, по которому прогуливаются исключительно в праздники, да и то, не чтобы воздухом подышать и красотой природы полюбоваться, а чтобы наряды свои показать.

Изобретатель Кулигин - единственный житель города, пытающийся сделать что-то во благо людей. Пытается изобрести вечный двигатель, и мечтает на полученный за него миллион привести город в порядок, или хочет установить громоотводы и солнечные часы. Он не боится грозы и понимает её истинную природу, в отличие от остального народа, который считает грозу карой небесной.

Единственный человек, способный его выслушать и немного присмирить, это Кабаниха. Сама же она, как представитель старшего поколения, считает своим долгом не давать спуску молодым – своим детям и невестке Катерине, требуя почета и уважения. Каждая её фраза в адрес сына Тихона – это попытка вывести его на конфликт. Но Тихон не способен конфликтовать. Такое имя автор присвоил ему не случайно. Его воля полностью подавлена, а единственная мечта – напиться и забыть о своём доме, и даже о любимой жене.

Варвара, сестра Тихона, обладая более твёрдым характером, выучилась врать. Это оберегает её от душевных переживаний. Она, в какой-то мере, является виновницей смерти Катерины, потому что помогла устроить их с Борисом свидание, тем самым подтолкнув Катерину к её главному страху – измене.

А что же представляет собой Борис? Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Всё необычное для Калиновцев подвергается осуждению. Катерина тоже являлась исключением для этого города, поэтому её постигла трагичная судьба.

Сочинение про город Калинов и его обитателей

Самым богатым человеком в пьесе является Дикой. Это конфликтный человек, для которого унижение слабого — каждодневная радость. Дикого испортили деньги, он делает все, что хочет и знает, что никакого наказания за этим не последует. В нем не осталось никаких человеческих чувств, главное для него — капитал.

Муж Катерины Тихон — безвольный молодой человек с детства привыкший слушаться свою мать и беспрекословно выполнять любой приказ. Катерина совсем его не любит, она хочет настоящих чувств, которые никогда не испытывала. И ее взгляд обращается в сторону Бориса. Он мало чем отличается от ее мужа, разве что более образован. От Дикого ему досталась любовь к деньгам, ради которых Борис пойдет на все. Чувства и любовь он променял на наследство, которое осталось ему от бабушки.

Всему населению Калинова противопоставляется образ Катерины. Самой искренней, чистой душой и смелой девушки, которая устала от гнета Кабанихи и единственным выходом из этой ситуации видит свою смерть, так как она больше не способна вынести жизни в ее доме.

Рассуждение

Состоятельный купец Савел Прокофьевич Дикой вынуждает своих рабочих трудиться фактически без перерывов на отдых за чрезвычайно низкую плату. Он также старается всеми способами препятствовать торговле других купцов, используя ради этой цели доносы и постоянную ложь. При этом все родственники Дикого опасаются его деспотизма и грубости, что с горечью отмечает племянник Савела Прокофьевича Борис. Но слабохарактерный юноша не может позволить себе конфликтовать с дядюшкой, поскольку он зависит от Дикого в материальном отношении, он вынужден покорно терпеть его бесцеремонность.

Богатая вдова Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха является в пьесе воплощением крайнего лицемерия. Женщина регулярно посещает церковь и не перестает говорить о том, что она живет в соответствии с патриархальными законами и старается обеспечить в своем доме настоящий порядок. При этом Кабаниха ежедневно отчитывает своих детей, сына Тихона и дочь Варвару, а также недавно появившуюся у нее невестку Катерину, обвиняя в том, что они недостаточно почитают мать и свекровь и не соблюдают должным образом давние обычаи. В частности, Марфа Игнатьевна остается весьма недовольной тем, что Катерина после отъезда супруга не устраивает громких и продолжительных рыданий на крыльце.

Постоянные нравоучения Кабанихи приводят к тому, что ее наследник Тихон становится совершенно безвольным человеком, он не способен защитить от матери ни самого себя, ни свою жену. Молодой мужчина мечтает только о том, чтобы хоть на некоторое время покинуть дом и с помощью алкогольных напитков забыть о семье, невзирая на то, что он искренне любит Катерину.

Сестра Тихона Варвара обладает более твердым характером, но девушка не видит для себя иного пути, кроме регулярного обмана деспотичной родительницы. Она откровенно говорит Катерине, что жить следует исключительно в свое удовольствие, позаботившись о том, чтобы никто не узнал правды. Варвара тайком встречается со своим возлюбленным Кудряшом и в итоге убегает с этим юношей, не испытывая при этом никаких угрызений совести.

В городе имеются и другие люди, порядочные и неглупые, которые, как и Кулигин, стремятся к прогрессу и позитивным переменам. Но они пока не в силах изменить устоявшийся уклад Калинова. По-настоящему достойным и светлым персонажем, существенно отличающимся от других городских жителей, является Катерина. Юная женщина не в состоянии существовать в атмосфере постоянной лжи, она признается в измене Тихону и Кабанихе и лишает себя жизни, понимая, что не сможет выносить непрекращающиеся упреки свекрови.

Однако в финале пьесы становится ясно, что и в Калинове традиционное положение вещей начинает меняться. После гибели Катерины робкий Тихон во всеуслышание обвиняет мать, чего никогда не могло случиться ранее. Автор уверен в том, что рано или поздно жестокие патриархальные устои окончательно останутся в прошлом, как и люди с безнадежно устаревшим мировоззрением.

Также читают:

Картинка к сочинению Город Калинов и его обитатели в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Скажу предельно честно – убираться не люблю, но и жить среди мусора тоже не выход. В детстве, родители дали мне на выбор три варианта поведения. Первый – я сама, добровольно убираюсь в комнате и делаю в ней

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги. Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано.

В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам

Главная героиня Катерина чувствует себя в Калинове и в доме Кабановых будто в клетке. Это объясняется и устройством быта горожан, и сложившимися моральными устоями.

Жизнь людей в Калинове течёт за высокими заборами в прочно сколоченных теремах. Калиновцы отгораживаются от окружающей жизни, чтобы никто не видел, как убого и бездарно проходит их время. На ночь спускают собак от воров и разбойников.

По словам Кулигина, механика-самоучки, духовное существование в купеческих домах скудное и дикое. Обитателям города чуждо проявление добрых чувств. Они тиранят друг друга: старшие держат в узде молодёжь. Отношения между поколениями замешаны на злобе, ненависти и слезах беззащитных членов семейств.

Изо дня в день жизнь горожан строится вокруг главного вопроса – обогащения. Зажиточные калиновцы богатеют, вышибая копейку у бедняков и подрывая дела у конкурентов. Например, у купца Дикого в порядке вещей прогнать работника, не заплатив ему за труд. Он даже бахвалится этим как умением наращивать капитал.

Достижениям прогресса не пробиться сквозь закостеневшие взгляды людей на мир. Механик Кулигин – исключительная личность в городе. Он не может убедить земляков ни в необходимости установки громоотвода, ни в общей пользе городских часов. Хозяевам города жаль денег на всё, что не принесёт им быстрой прибыли.

Представления о железной дороге они получают из слов бестолковой невежественной странницы Феклуши, пугающей их паровозом как огнедышащим адским чудовищем.

Ощущению безнадёжного застоя в головах и жизни обитателей городка противопоставлено чувство свежести природного пейзажа. В эпизоде вечерней прогулки передана прелесть речной прохлады, запаха трав. Это отрадный момент в пьесе. Но передан он опять-таки через восприятие Кулигина.

Земляки же его будто и не замечают красоты природы. Они выходят на вечерний бульвар только для того, чтобы показать себя, похвастать нарядами и послушать сплетни. А затем опять закрыться за заборами на замки и засовы и поедом есть своих близких и перемывать кости знакомым.

Всё молодое, живое стремится бежать из Калинова, как это сделали Варвара Кабанова с Кудряшом. Трагически ушла из отупляющей, дикой калиновской действительности и главная героиня Катерина, бросившаяся в Волгу.

Сочинение 2

Над местным населением главенствуют два князька. Купец Дикой, Совел Прокофьевич и купчиха Марфа Кабанова по прозвищу (Кабаниха). Два жадных, деспотичных, самодура, у которых единственная цель в жизни обогащение.

Один из местных предводителей тёмного царства, Совел Прокопьевич Дикой жадный, трусливый человек, постоянно унижающий людей. Свою неистовую ненависть он выплёскивает не только на горожан, но и на своих близких. Его странная фамилия говорит сама за себя.

Описанная автором, купчиха Кабаниха, имеет двух взрослых детей, Варвару и Тихона. Вполне самостоятельных, людей, но не имеющих собственного мнение в этой семье, они живут в каком-то отдаленном от реальности своем мире. Достойный наибольшего внимания персонаж, это Катерина, жена Тихона.

Катерина выросшая, светлым, добрым человеком, не зная оскорблений и печали в родительской семье, выходит замуж, не по любви. Прожив некоторое время в браке, встречает Бориса, племянника купца Дикого, и влюбляется.

Роль, отведённая Борису в пьесе, довольно неоднозначная. Его страх перед дядей и, в тоже время желание получить законное наследство, заставляют его расстаться с Катериной и уехать в Москву.

Чрезмерная набожность Катерины ни как не даёт покоя, нахождение в постоянном смятение, предстоящим выбором, между верностью к мужу и любви к Борису. В какой- то степени, отъезд мужа, повлиял на опрометчивый шаг, измену. Катерина не в силах больше врать всё рассказывает Тихону.

Нахождение под постоянным гнётом свекрови, нежелание понимать эту серую жизнь Калинова, отказ Бориса забрать Катерину с собой, всё это направляет несчастную девушку в бездну событий. Она решается на самоубийство.

После всех происходящих событий в городе, все-таки грянула, гроза и люди начинают понимать. Старый, деспотичный строй рушится, и на его место приходит более светлая жизнь. Так что гибель Катерины в какой-то степени повлияла на перемены в городе Калинов.

Город Калинов и его обитатели

Город Калинов и его обитатели

Популярные сочинения

Я думаю, что в этой цитате есть ирония… Ещё какая! Как можно противиться переменам к лучшему? Себе плохого хотят или своим близким (детям, внукам, даже если не своим)? Просто могут старшие не верить

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова↑ ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В. Г. Белинский)

Тест по произведению

Жестокие нравы города Калинова

А. Н. Островский в очерке “Записки замоскворецкого жителя” “открыл” страну, “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, — “темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает “темные” стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму “Гроза”, о которой Добролюбов сказал:

“Гроза” — без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир “тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:

“В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь: “В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша — ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей “темного царства”. Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова — богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней:

“Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не “воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем “грехе”, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха — выразитель идей и принципов “темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье — бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нипщх.

Тупая, невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, “где люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи “темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к “темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза — божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого — жадность. Смысл жизни Дикого — приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Дикой отвечает: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) — это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая “с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них “день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” — таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.

“Гроза” — не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и “Бесприданница”, и “Бешеные деньги”, и “Доходное место”.

Быт и нравы города Калинова

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, — это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Основные жители Калинова — это купцы, придерживающиеся старых патриархальных устоев, Кулигин называет их жестокими людьми с жестокими нравами. Большинство из них — жадные и скрытные люди, прячущие все свои тёмные тайны и разврат за высокими заборами, и ведущие праведный и консервативный образ жизни на людях. Кулигин, говорит о них так:

Между собой купцы враждуют, кляузничая и подрывая торговлю друг у друга, а также мало платят своим рабочим, заставляя их работать в тяжёлых условиях, в которых они спят всего лишь по три часа в день. Все эти пороки нашли своё воплощение в двух самых ярких образах произведения — в купце Диком и в богатой купчихе Марфе Кабановой.

Дикой — это значительное лицо в городе, которое использует свою власть и авторитет для того, чтобы не доплачивать рабочим, срывать на них свою злость и оставаться при этом безнаказанным.

Все родные Дикого боятся его и стараются не попадаться ему на глаза в доме, если он в плохом настроении. По словам самого персонажа, у него дома целая война, на что Кабанова иронично замечает, что он в своём доме единственный воин, воюющий с одними бабами. Всё это характеризует Дикого как настоящего самодура, поведение которого вредит не только его родным, но и отравляет жизнь половине города.

Марфа Игнатьевна Кабанова — старая богатая вдова, самая верная её характеристика — ханжа. Она очень добра и щедра со странниками и нищими, но при этом в своём доме она не даёт жизни никому, даже своим детям. Сына Тихона она ревнует к его молодой жене Катерине, из-за чего последняя постоянная страдает, ведь становится жертвой постоянных придирок свекрови. Свой авторитет Кабаниха часто оправдывает, ссылаясь на патриархальные ценности и на домострой, сильно искаженный в её представлении. Больше всего она боится потери своей власти и прихода новых устоев, которые нарушат привычный ритм её жизни.

Автор: Дарья Гевший

Автор: Самый Зелёный · Published 04.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: