Сочинение на тему решение проблем

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Метели

Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

(по работам сборника материалов научно-практической конференции

Выполнила: Чащина О.В.

учитель русского языка

и литературы 1 категории

МБОУ СОШ с. Метели

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Гармоничное развитие личности невозможно без умения литературно грамотно выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно 1. Попытаться помочь ученику в достижении этих целей — главная задача учителя русского языка и литературы.

1. Уроки литературы открывают возможности для развития креативных способностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности. В работе целесообразно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический, проблемный, модельный. Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Главное в учебной подготовке по предмету — хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности — в ответах на проблемные вопросы (сочинение)

2. Экзамен по литературе — одна из острейших образовательных тем сегодня. Литература — это предмет, который организует личность, организует поведение человека, его умение говорить, умение воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Ученики должны научиться понимать логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:

на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести, рассказа);

на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;

на определение тематики фрагмента произведения;

на определение жанровых особенностей произведения;

выявление мотивов поведения героев;

на определение художественного метода;

определение темы лирического стихотворения;

знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

умение определять виды и функции изобразительно-выразительных средств;

выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;

обобщение проблематики произведения, включение его в литературный контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, — ничего не делать формально. Художественное произведение — это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Работа над сочинением — один из сложнейших видов деятельности учащихся в процессе школьного изучения литературы. Оно не только контролирует знания учеников, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление текста, критический подход к нему, а также выражение собственных мыслей и чувств.

Научить писать сочинение — это значит научить передавать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. Один из методических просчетов при обучении сочинению — недостаточное внимание к формированию умений, необходимых для создания текста.

Для того чтобы сочинение получилось завершенным и доказательным, важно, чтобы:

1) основной тезис соответствовал теме;

2) доказательства были убедительными;

3) части рассуждения тесно связанными;

4) выводы четко сформулированными.

Подготовка к творческим работам должна идти постоянно.

Это системная работа. Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

На уроках литературы основным звеном, связывающим все творческие процессы, является само художественное произведение, художественное слово, с помощью которого создаются художественные образы. Главная роль на уроках отводится чтению, выразительному медленному чтению. Сам процесс такого чтения — творческая работа. Ни одно прочтение не будет похоже на другое.

Медленное чтение произведения — основное условие при знакомстве с текстом. При этом создается необходимый эмоциональный настрой души, так необходимый для целостного художественного восприятия. В процессе знакомства с художественным текстом ученик вновь и вновь возвращается к уже прочитанному.

Текст прочитан — творческая деятельность продолжается. Продолжить развитие творческих способностей помогает игровая форма работы. Дети обладают большой фантазией, что является одним из проявлений творческой деятельности человека. Нельзя говорить о развитии творческих способностей без развития фантазии и воображения. Хорошо, если учитель работает над этим с 5 по 11 класс. Виды работы изменяются, усложняются, но развивается самое главное — желание и умение фантазировать. Минуты фантазии и воображения в 5—6 классах, перерастая в 7—11 классах в уроки фантазии и воображения, остаются самыми интересными, яркими и запоминающимися. Полет фантазии непредсказуем, а уверенность в том, что твой рассказ интересен и увлекателен создает ситуацию успеха каждому.

Алгоритм написания итогового сочинения.

1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется учащемуся наиболее конкретной, близкой ему и понятной.

2. Постарайтесь понять эту тему. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.

3. Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия, обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.

4. Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.

5. Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. При этом не обязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух или даже одного. Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в хронологическом порядке.

6. Продумайте композицию (построение) работы. Правильное композиционное оформление работы как один из критериев оценки сочинения по литературе требует от учащихся соблюдения правил построения письменного высказывания. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.

7. Напишите черновой и окончательный вариант работы. Внесите необходимую правку в построение и оформление текста сочинения.

Оно написано по четкому алгоритму:

1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.

2. Вопрос к теме.

3. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).

4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).

5. Основная часть — аргументация: а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)

6. Заключение (3—4 предложения).

Написание сочинений — неотъемлемая часть процесса обучения современных школьников. С введением новых стандартов образования данный вид работы только упрочил свои позиции. Умение аргументированно, логически и грамматически верно строить речевое высказывание требуется школьнику не только на уроках литературы и русского языка. К форме эссе обращаются они и при изучении других дисциплин гуманитарного цикла: истории, обществознания. Однако на страже грамотности устной и письменной речи школьников по-прежнему стоят учителя-словесники.

Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

Обернихина Т. А. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие для учителя.— М.: Аркти, 2000. 98 с.

Скубачевская Л. А. ЕГЭ. Литература. [Текст]: Универсальный справочник / Л. А. Скубачевская, Т. В. Надозирная.— М.: ЭКСМО, 2011. — 400с.

Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.] — М.: Просвещение, 2015. 80 с.

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс.— М.: Просвещение, 2015. 85 с.

Я абсолютно убежден, что человек может своими силами решить любую проблему, с которой он столкнулся.

Для начала нужно проанализировать ситуацию, желательно не сразу, чтобы первоначальные эмоции поутихли, и вы могли рассуждать трезво и логически. Как только вы будете готовы, то начните анализ проблемы. Попробуйте понять каждого участника ситуации, если это эмоциональная проблема. Если же это ситуация экономическо-материального плана, то вам так же нужно анализировать ситуацию, чтобы понять, как вам дальше действовать, к кому обратиться за помощью. В случае физической проблемы лучше идти к врачу, анализом вы перелом или ангину не вылечите. И, если проблема духовная, то тут анализ как нельзя, кстати, но тут вам на помощь придёт и интернет, и родители, и специалисты, если потребуется, об этой категории проблем поговорим в следующей статье. Так вот, вы проанализировали проблему, попытались встать на место каждого участника и сумели, хоть немного, его понять. Что же делать дальше? Если в этой ситуации вряд ли помогут специалисты, за исключением психолога, то я вам посоветую следующее, чтобы избавиться от последствий проблем душевных:

1) Не жалейте себя. Этим вы только усугубляете своё положение, так же не позволяйте другим себя жалеть. Сочувствовать - да, но никаких сожалений!

2) Если вам невыносимо общество тех людей, с кем возникла стрессовая ситуация, то воздержитесь от совместного место препровождения с ними, если, конечно, это не родители.

3) Если упоминание об этом вам не нравится, то воздержитесь и пресекайте попытки других поговорить с вами на эту тему, но, разумеется, в вежливой форме, чтобы не появились новые проблемы.

4) Время, как говорится, лечит. Но это не значит, что проблема устранится, если вы будете сидеть и ждать этого. Нет, время лишь сделает вашу реакцию менее острой, но осадок останется, который будет периодически напоминать о себе. Итак, спустя некоторое время, когда проблема уже не так остра, остаётся избавиться от "горечи", что осталась. Конечно, можно уверять других, что уже всё хорошо и уверовать в это самому, но так нельзя.

5) Главное правило устранения осадка, на мой взгляд, является "Понять и простить". Не смейтесь, но так оно и есть. Только прощение должно быть искренним и понять надо на самом деле, и уже только потом отпустить. Зачем это нужно, ведь можно копить негатив в себе и изредка мстить? Затем и нужно, чтобы осадок не превращался в магнит для других проблем. Лишь поняв и простив, вы сможете отпустить и вздохнуть полной грудью, а когда будете вспоминать эту ситуацию, то уже не будете сожалеть или злиться на себя или кого-то ещё.

6) Не считайте всех людей плохими! Всегда найдётся человек, в корне отличающийся от того, кто заставил вас так думать. Всё, что происходит с нами, и плохое и хорошее - следствие наших деяний. И проблемы - это указка на ошибки, к которой следует прислушаться и не повторять ничего, что может привести к стрессовым ситуациям.

Эссе по решению проблем - популярная форма убеждения. В этих эссе вы должны описать проблему, убедить читателя позаботиться о проблеме, предложить решение и быть готовым опровергнуть любые возражения.

Проблема Решение Эссе, пошаговое руководство и пример

Это и многие другие подобные пошаговые инструкции я расскажу вам в ходе этой статьи. Прежде чем продолжить, отметим эти моменты.

Что такое эссе о решении проблемы?

Эссе о решении проблемы используется для описания проблемы и методов ее решения. это аргументированное письмо в котором вы также стремитесь убедить человека в его мнении. В основном вы стремитесь убедить читателя в определенном действии.

Объясняя проблему, автор также предлагает решения для решения проблемы, которые могут убедить мнение читателя. Как писатель, вам нужно придумать несколько решений конкретной проблемы.

Проблема Решение Эссе: Пошаговое руководство

Хорошее решение проблемы сочинение собирается предложить решение, которое может быть довольно легко реализовано, и, конечно же, решит проблему. Вы должны избегать любых капризов и придерживаться конкретной проблемы с конкретными, действенными шагами.

Вот ваша формула успеха:

1. Представьте проблему

Во вступительном абзаце вы собираетесь тщательно обрисовать проблему. Что это такое и почему нужно решать? После этого изложите свой тезис. В эти эссе, ваша диссертация будет вашим решением проблемы. Сформулируйте это кратко в одном-двух предложениях.

2. Позаботьтесь о ридере

Не просто описывайте проблему мягкими определениями. Вы должны описать это глазами читателя. Представьте предмет так, чтобы читатель заинтересовался. Почему эта проблема важна? Почему они должны волноваться?

Есть много способов привлечь читателей. Предлагайте ошеломляющие статистические данные, которые заставят их внезапно проявить интерес. Поделитесь искренним личным рассказом, который немного потянет за сердечные струны. Или объясните, как проблема превратилась из мирской проблемы в стоящую.

3. Обрисуйте свое решение

После того, как вы составили вступление, самое время погрузиться в основную часть эссе. В зависимости от требований к длине, вы можете захотеть создать три сплошных абзаца, в которых обсуждается решение.

Конечно, вы должны начать с ясности. Объясните свое решение простыми словами, чтобы каждый мог понять. Предложите как можно больше подробностей о том, как это решит проблему без лишних слов.

Где возможно, приведите доказательства своего решения. Приведите примеры, где подобные решения работали раньше. Приведите экспертное мнение, статистику и исследования.

Если вы предлагаете новое решение, которое ранее не исследовалось, вы можете в значительной степени полагаться на логические аргументы. Объясните, почему вы думаете, что ваше решение будет эффективным.

4. Нарисуйте финальную картину.

Нарисуйте окончательную картину

Пришло время завершить эссе. Опишите следующие шаги, которые необходимо выполнить немедленно. Нарисуйте яркую картину того, как будет выглядеть мир после того, как ваше практическое решение будет реализовано.

Как начать эссе по решению проблемы

Любое сочинение с хорошим началом вызывает наибольший интерес читателей. Введение в эссе так же важно, как и имя любого человека. Есть несколько способов начать введение в документ о решении проблемы.

Ваше введение должно объяснить проблему и причину ее решения. Для введения вы должны знать:

После того, как вы выбрали проблему и знаете тип, который является распространенным или нет, вы должны решить, как правильно начать. Хорошим открытием может быть что угодно, например, инцидент из реальной жизни, факты и цифры и т. Д. Большинство авторов используют следующие открытия для своих эссе:

  • Личный опыт.
  • Воображение иллюстрирует проблемы и последствия, которые оно имеет.
  • Факты и цифры. Читателей больше привлекают статистикасвязанные с любой проблемой.
  • Вы также можете указать источник проблемы.
  • Обратитесь к книге, фильму, телешоу, связанному с проблемой.

Дополнительные советы о том, как начать эссе по решению проблемы

После выбора открытия, вы должны написать предложение темы. Тематическое предложение - это предложение, в котором четко указана проблема и решение. Это может быть в самом начале, в центре вашего вступительного абзаца или в конце.

Некоторые авторы предпочитают добавлять аргументированную тему в конце. Их мотив состоит в том, чтобы изобразить всю проблему, а затем дать предложение, которое подводит итог картины.

После вступления у вас есть основная часть вашего эссе, чтобы покрыть. Основная часть может превышать три абзаца, но это не значит, что вы можете рассказывать истории. Параграфы должны быть точными и четко излагать решения проблемы. Заявленные решения должны быть:

  • Экономически эффективным.
  • Время эффективно.
  • Читателю должно быть ясно, что решения могут быть легко реализованы.
  • Читатель должен осознавать тот факт, что решения решат проблему, если будут реализованы. (примеры будут отлично работать здесь)

Как писатель, вы также должны быть осторожны при изложении решений, потому что решения могут быть поставлены под сомнение. Для убедительной аргументации вам необходимо тщательно рассмотреть возражения против вашего плана и логически противостоять им.

Как вы пишете заключение для решения проблемы эссе?

Как только вы закончите с введением и основной частью, вам нужно сосредоточиться на заключении. Каждое эссе должно иметь идеальное заключение, иначе целое эссе может быть испорчено. Заключение может состоять из одного или нескольких абзацев. Некоторые эффективные идеи для превосходного заключения:

  • Расскажите своим читателям, что должно произойти.
  • Объясните последствия реализации вашего плана.
  • Примеры из реальной жизни можно привести, если план был принят ранее.
  • Отзывы экспертов, статистика, факты также могут быть приведены.

Что является примером проблемы и решения эссе?

Проблема Решение Эссе

Многие студенты используют примеры из Интернета или других ресурсов для написания проблемы и решения эссе. Вот пример с нашей стороны, который может помочь вам лучше понять и написать эссе:

Психологические заболевания и подростки

Продолжить чтение…

Есть несколько решений этой проблемы, среди которых можно очень легко реализовать следующие три. Во-первых, люди должны быть более активными, выполняя упражнения.
Они должны высыпаться и придерживаться сбалансированной диеты. Их стресс необходимо уменьшить. Упражнения помогают улучшить гормональную секрецию, что помогает снизить стресс и беспокойство. Это также помогает избавиться от пагубных привычек, которые большинство подростков принимают из-за низкого морального духа.
Во-вторых, родители должны более активно участвовать в жизни своего ребенка. Высший долг родителей - помочь своим детям смело решать все проблемы, а не оставлять их наедине с собой в такой критической ситуации.
Они должны помочь своему ребенку избавиться от всех видов зависимости. Обычно подростки находят наркотики очень привлекательными и символом высокого класса. Некоторые родители вообще не обращают внимания на своих детей, а некоторые родители слишком увлечены, что раздражает детей.

Продолжить чтение…

Из приведенного выше примера, вы можете быть ясно о эссе по решению проблем. Мы старались быть максимально ясными и надеемся, что это поможет вам в написании эссе по решению проблемы.

Главное, на чем нужно сосредоточиться, - это добавить в один абзац три вспомогательных детали к основному пункту. Будучи студентом, вы должны помнить вышеизложенные правила и не забывать учитывать данное количество слов.

На протяжении вашей академической карьеры вам будут предлагаться различные эссе. Эссе, посвященные решению проблем, имеют убедительный характер. Задача писателя - не только убедить публику проявить заботу, но и убедить ее предпринять определенные действия.

CSN Team.

=> ПОСЛЕДУЮЩИЕ США НА INSTAGRAM | FACEBOOK & TWITTER ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО ОБНОВЛЕНИЯ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Метели

Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

(по работам сборника материалов научно-практической конференции

Выполнила: Чащина О.В.

учитель русского языка

и литературы 1 категории

МБОУ СОШ с. Метели

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Гармоничное развитие личности невозможно без умения литературно грамотно выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно 1. Попытаться помочь ученику в достижении этих целей — главная задача учителя русского языка и литературы.

1. Уроки литературы открывают возможности для развития креативных способностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности. В работе целесообразно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический, проблемный, модельный. Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Главное в учебной подготовке по предмету — хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности — в ответах на проблемные вопросы (сочинение)

2. Экзамен по литературе — одна из острейших образовательных тем сегодня. Литература — это предмет, который организует личность, организует поведение человека, его умение говорить, умение воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Ученики должны научиться понимать логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:

на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести, рассказа);

на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;

на определение тематики фрагмента произведения;

на определение жанровых особенностей произведения;

выявление мотивов поведения героев;

на определение художественного метода;

определение темы лирического стихотворения;

знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

умение определять виды и функции изобразительно-выразительных средств;

выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;

обобщение проблематики произведения, включение его в литературный контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, — ничего не делать формально. Художественное произведение — это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Работа над сочинением — один из сложнейших видов деятельности учащихся в процессе школьного изучения литературы. Оно не только контролирует знания учеников, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление текста, критический подход к нему, а также выражение собственных мыслей и чувств.

Научить писать сочинение — это значит научить передавать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. Один из методических просчетов при обучении сочинению — недостаточное внимание к формированию умений, необходимых для создания текста.

Для того чтобы сочинение получилось завершенным и доказательным, важно, чтобы:

1) основной тезис соответствовал теме;

2) доказательства были убедительными;

3) части рассуждения тесно связанными;

4) выводы четко сформулированными.

Подготовка к творческим работам должна идти постоянно.

Это системная работа. Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

На уроках литературы основным звеном, связывающим все творческие процессы, является само художественное произведение, художественное слово, с помощью которого создаются художественные образы. Главная роль на уроках отводится чтению, выразительному медленному чтению. Сам процесс такого чтения — творческая работа. Ни одно прочтение не будет похоже на другое.

Медленное чтение произведения — основное условие при знакомстве с текстом. При этом создается необходимый эмоциональный настрой души, так необходимый для целостного художественного восприятия. В процессе знакомства с художественным текстом ученик вновь и вновь возвращается к уже прочитанному.

Текст прочитан — творческая деятельность продолжается. Продолжить развитие творческих способностей помогает игровая форма работы. Дети обладают большой фантазией, что является одним из проявлений творческой деятельности человека. Нельзя говорить о развитии творческих способностей без развития фантазии и воображения. Хорошо, если учитель работает над этим с 5 по 11 класс. Виды работы изменяются, усложняются, но развивается самое главное — желание и умение фантазировать. Минуты фантазии и воображения в 5—6 классах, перерастая в 7—11 классах в уроки фантазии и воображения, остаются самыми интересными, яркими и запоминающимися. Полет фантазии непредсказуем, а уверенность в том, что твой рассказ интересен и увлекателен создает ситуацию успеха каждому.

Алгоритм написания итогового сочинения.

1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется учащемуся наиболее конкретной, близкой ему и понятной.

2. Постарайтесь понять эту тему. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.

3. Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия, обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.

4. Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.

5. Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. При этом не обязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух или даже одного. Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в хронологическом порядке.

6. Продумайте композицию (построение) работы. Правильное композиционное оформление работы как один из критериев оценки сочинения по литературе требует от учащихся соблюдения правил построения письменного высказывания. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.

7. Напишите черновой и окончательный вариант работы. Внесите необходимую правку в построение и оформление текста сочинения.

Оно написано по четкому алгоритму:

1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.

2. Вопрос к теме.

3. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).

4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).

5. Основная часть — аргументация: а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)

6. Заключение (3—4 предложения).

Написание сочинений — неотъемлемая часть процесса обучения современных школьников. С введением новых стандартов образования данный вид работы только упрочил свои позиции. Умение аргументированно, логически и грамматически верно строить речевое высказывание требуется школьнику не только на уроках литературы и русского языка. К форме эссе обращаются они и при изучении других дисциплин гуманитарного цикла: истории, обществознания. Однако на страже грамотности устной и письменной речи школьников по-прежнему стоят учителя-словесники.

Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

Обернихина Т. А. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие для учителя.— М.: Аркти, 2000. 98 с.

Скубачевская Л. А. ЕГЭ. Литература. [Текст]: Универсальный справочник / Л. А. Скубачевская, Т. В. Надозирная.— М.: ЭКСМО, 2011. — 400с.

Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.] — М.: Просвещение, 2015. 80 с.

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс.— М.: Просвещение, 2015. 85 с.

Читайте также: