Сочинение на тему рассуждение на литературную тему

Обновлено: 04.07.2024

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки.

Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы

и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.
За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В. П. Острогорский сказала: “Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною,

интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал…

Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, – выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т. е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье”.
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми.

К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика написания сочинения на литературную тему Сочинение на литературную т.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика написания сочинения на литературную тему Сочинение на литературную т.

Методика написания сочинения на литературную тему Сочинение на литературную тему- это собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного произведения.

Размышления по поводу того, как изображён тот или иной литературный герой; по.

Размышления по поводу того, как изображён тот или иной литературный герой; почему лит.герой поступает так или иначе и как его это характеризует; какое-морально-нравственное понятие осмысливает писатель , рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писатель и почему они не утратили актуальность в наши дни.

Дано- требуется доказать- доказательство- итог тема вступление осн.часть закл-е

Дано- требуется доказать- доказательство- итог тема вступление осн.часть закл-е

Композиция сочинения трёхчастная: Вступление ( тезис) Основная часть (система.

Композиция сочинения трёхчастная: Вступление ( тезис) Основная часть (система доказательств) Заключение ( итог) Кольцевая композиция!

Разновидности сочинений о литературных героях Характеристика одного литератур.

Литературно-критические сочинения Сочинение- анализ определённой темы. Сочине.

Литературно-критические сочинения Сочинение- анализ определённой темы. Сочинение- характеристика определённого периода в творчестве писателя. Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведения, связанные с анализом различных аспектов поэтики художественного текста. Сочинение, в котором находит отражение важное историческое событие. Сочинение -анализ определённой проблемы.

Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведения Сочинение-анализ.

Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведения Сочинение-анализ эпизода. Функции эпизода: Характерологическая Психологическая Поворотная Оценочная

Сочинение о роли пейзажа Описание картин природы выполняет функции: Помогает.

Сочинение о роли пейзажа Описание картин природы выполняет функции: Помогает обозначит время и место действия Является мотивировкой тех или иных событий Средство раскрытия внутреннего мира героя Создаёт определённый эмоциональный настрой героя Передаёт национальный колорит Раскрывает авторскую позицию, философские взгляды писателя … для постановки проблемы жизни и смерти

Сочинение- анализ сна или письма литературного героя. Показать: его значение.

Сочинение- анализ сна или письма литературного героя. Показать: его значение в характеристике героя; его роль в развитии сюжета.

Сочинение- анализ определённой проблемы. Особенности формулировки проблемы.

Выбрали тему сочинения её понятийный анализ Выделить ключевые Переформулирова.

Выбрали тему сочинения её понятийный анализ Выделить ключевые Переформулировать тему слова ( не более 1-3) в ряд вопросов Раскрытие этих Дать ответ на эти вопросы понятий в сочине- в сочинении нии

Возможное вступление Тема одиночества , невозможности быть понятым другими лю.

Тезис в 2-3 предложениях. В нём д/б: Что автор сочинения собирается доказыват.

Тезис в 2-3 предложениях. В нём д/б: Что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? На каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? Как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?

Формулируем тезис к теме : «Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Г.

План сочинения: Вступление. Основная часть: 1. 3. А) А) Б) Б) В) В) 2. Заключ.

План сочинения: Вступление. Основная часть: 1. 3. А) А) Б) Б) В) В) 2. Заключение. А) Б) В)

Варианты вступления к сочинению: Историческое(краткая характеристика эпохи).

Варианты вступления к сочинению: Историческое(краткая характеристика эпохи). Аналитическое ( размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом). Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания одного произведения; рассмотрение эволюции взглядов писателя). Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового внёс писатель в развитие литературы). Вступление-характеристика произведения. Если тема предполагает анализ одного или нескольких образов, то во вступлении нужно дать характеристику произведения в целом.

Основная часть сочинения. Это ответы на вопросы, в которые была переформулиро.

Основная часть сочинения. Это ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль с красной строки! Каждый абзац включает в себя небольшой тезис , его аргументацию и ссылку на текст. Включать цитаты (небольшие по объёму и немного). Назначение цитаты- подтвердить сказанное.

Избегать в основной части! Пересказ произведения. Изложения сведений, не имею.

Избегать в основной части! Пересказ произведения. Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Заключительная часть Если во вступлении мысль только обозначена, то в заключе.

Заключительная часть Если во вступлении мысль только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно ! Используйте афоризмы (мысли великих людей), указывайте автора.

По материалам пособия С.Драбкина , Д. Субботина «Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 669 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

• какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).

Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.

Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения - своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика - её доказательство

И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано - требуется доказать - доказательство - подведе­ние итогов.

Дано - это тема сочинения.

Требуется доказать - это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

Доказательство - основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

• анализ конкретных литературных фактов;

• цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать) - заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.

Композиция сочинения.

Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

В основной части приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

В заключении подводится итог сказанному.

Таким образом, сочинение на литературную тему имеет КОЛЬЦЕВУЮ компози­цию: вступление (1-я часть) и заключение (3-я часть) перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы. Но во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, а в заключении высказана полно и достаточно подробно.

Выбор темы как первый этап работы над сочинением. Классификация тем сочинений по литературе.

Работа над сочинением начинается с выбора темы.

Лучше выбрать ту тему, формулировка которой для вас более понятна и интерес­на. Вы отчётливо представляете, какой литературный материал поможет раскрыть в полной мере выбранную вами тему.

Приводимая ниже классификация тем сочинений и краткие рекомендации по их написанию помогут вам сделать правильный выбор.

Жизнь каждого современного человека – это череда радостных и печальных событий. Но все они рано или поздно находят отражение полностью или частично в разных видах искусства.

Литература вбирает в себя жизненные эпизоды в различных проявлениях с точки зрения разных писателей и поэтов. Поэтому, обращаясь к литературным произведениям, можно бесконечно пополнять багаж знаний разной информацией.

Считаю, что литература присутствует в моей жизни с раннего детства в виде колыбельных песен, прибауток. Радостно понимать, что она присутствует в судьбе даже тогда, когда человек еще находится в том возрасте, когда не осознает этого. Поэтому данное понятие знакомо, привычно буквально с рождения. С другой стороны, с каждым годом под влиянием возраста, жизненного опыта, воздействием испытаний и жизненных разочарований ее понимание изменяется. Впечатления от прочитанных произведений в разное время изменяется, усиливаются впечатления. Мы становимся мудрее, что и подтверждают выводы, которые люди делают спустя годы. Безграничные возможности литературы в целом – это такие запасы информации, где можно найти вопрос на любой ответ.

Когда рядом со мной лежат книги, я чувствую себя увереннее, потому что считаю их незаменимыми друзьями. Они рассказывают обо всем на свете, о тех местах и людях, с которыми нет возможности встретиться лично. Но благодаря талантливым писателям мы можем воспользоваться советом, узнать о необыкновенных объектах природы или просто насладиться описанием пейзажей, не задумываясь о серьезных вещах.

Представляя собой мыслительную деятельность людей с самым разным опытом, характерами и судьбами, мы имеем богатую кладезь примеров для своей жизни. Их труды – это и советы, и показатель того, как нужно поступать, чтобы быть счастливым, это примеры воспитательных моментов. Имея дело каждый день с книгой, мы создаем прочную основу для пополнения знаний, которые вводят нас в мир добра, труда и гармонии. Герои литературных произведений зачастую становятся вымышленными друзьями, но имеющими огромное влияние на наше мировоззрение, дальнейшие интересы. Книги занимают свободное время, избавляя от скуки, помогают отвлечься от печальных новостей и неудач.

Таким образом, для меня литература – это своеобразное ежедневное открытие, которое сопровождает на протяжении всей жизни, обучая тому, что самостоятельно познать сложно. Она помогает самореализоваться в жизни, анализируя свое поведение и помогает узнать людей и явления окружающего мира.

2 вариант

Литература – очень древний вид искусства, берущий своё начало в XXVII—XXVI вв до н. э. Тысячелетиями люди, владеющие этим искусством, дарили читателям свои работы. Кто-то посредством книги делился своими жизненными взглядами и жизненными позициями, рождая такое направление как философия. Кто-то из авторов формировал художественное направление, делясь с читателями интересными историями, рожденными прекрасно развитой фантазией. Ученые-авторы, создавая первые научные труды, дарили аудитории свои наблюдения и умозаключения о каких-либо явлениях природы.

Для меня литература – это, в первую очередь, источник духовного развития. Будь то роман, повесть, басня, комедия, трагедия и т.п. – все они несут в себе мораль. Мораль дает представление мне о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, о нормальных моделях поведения, основанном на этих представлениях. Помимо нравственной стороны, литература открывает мне новые знания о странах, о народах и их обычаях, расширяет географические знания.

Литература для меня – возможность быть эрудированным человеком, к которому можно обратиться за советом или ответом. Ещё литература – это приятное времяпровождение в поездке. Особенно, если предстоит долгий путь. За чтением книги время бежит незаметно, в дороге не устаёшь от бездействия, и зачастую времени хватает на то, чтобы прочесть её полностью. Литература даёт нам очень много возможностей для личностного развития. Эти возможности нужно использовать, особенно в эпоху развития технологий. Литература дает возможность не терять себя как личность, иметь свою точку зрения, уметь мыслить и рассуждать.

9 класс. 15.3 ОГЭ

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое литература

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе. Этот роман — не история одного героя, это история души человеческой.

Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор

Читайте также: