Сочинение на тему психологическое консультирование

Обновлено: 02.07.2024

Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи .[1]

История и причины появления

Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас — данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.[2]

Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.

Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей.[1]

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:

Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией ) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко.[1]

В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта .[4]

Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.

В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием.[5]

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним .

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.

В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи .[1]

Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.[5]

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности ):

■ Индивидуальное психологическое консультирование;

■ Семейное психологическое консультирование;

■ Групповое психологическое консультирование;

■ Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

■ Мультикультурное психологическое консультирование.

Очень сложно, и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:[5]

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы — психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог — обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и конрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.[11]

Психологическое консультирование может проходить в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения его эффективности существенное значение особенности пространственной и временной организации этого процесса.

В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.[5]

Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг на против друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.[5]

Теории, направления и подходы

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

■ разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания .

■ обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами , на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс.

■ помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании ) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные .[1]

Некоторые авторы, например Раймонд Корсини[8], рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством .

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также… Читать ещё >

Психологическое консультирование и психотерапия: моменты тождества и различия ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПИЯ МОМЕНТЫ ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Психологическая помощь — это индивидуальная и групповая психотерапия личностных расстройств, эмоциональных расстройств, неврозов, депрессий, навязчивостей и фобий. Психотерапия это возможность, наконец, заметить и изменить привычный ход событий.

Таким образом, по критерию цели различия весьма условны.

Общим является и то, что и психологические консультации, и психотерапия должны проводиться специалистами. Оказывая психологическую помощь, специалисты обеспечивают эмоциональную, смысловую и экзистенциальную поддержку человеку в его трудных ситуациях, возникающих в ходе личностного или социального существования.

Тождественным является и соблюдение этических правил. Специфика клиента, как объекта психологической помощи: добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь — эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность.

Хороший психолог относится с эмпатией и без оценки к рассказу о себе клиента и к его чувствам. Одна из задач психотерапии — изучение и принятие внутреннего мира. Здесь очень важна личная проработаность психотерапевта т. е. на сколько он принимает и знает в себе те чувства, которые приносит ему клиент, на сколько умеет с ними обращаться.

Во время терапевтических встреч становятся хорошо видны привычные паттерны поведения человека. Паттерны — это почти автоматические, не выбираемые формы поведения и варианты построения отношений с людьми, они были сформированы в детстве и с тех пор воспроизводятся не сильно изменившись. Увидев их разобравшись в том, почему раньше были выбраны именно эти формы поведения, а также увидев, что сейчас, в отличие от детского возраста, клиент обладает намного большими ресурсами чем в детстве, можно выбрать другой способ взаимодействия с реальностью, решить, в каком направлении двигаться в своем развитии или изменить сложившуюся ситуацию. Обычно, психолог может предложить несколько вариантов возможного движения в вашем процессе.

Различия заключаются, в частности в том, что, как правило, психологическая консультация сконцентрирована на узкой теме, для решения которой может потребоваться и одна консультация. В то же время психотерапия — это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения патологических проявлений характера. Таким образом, по критерию времени существуют различия.

Место — тот критерий, по которому различия можно выявить: о психотерапии говорят применительно к клинике, при этом в клинике практически не используют консультирование.

Некоторые исследователи отмечают, что клиентами психотерапевта являются люди с выраженными отклонениями от психологической нормы или с начальными отклонениями от нормы. Однако, следует учитывать, что понятие нормы весьма размыто. общая задача консультирования и психотерапии как раз показать человеку его личностную глубину, его внутренний потенциал, его способности и возможность подняться над нормой, осуществить себя наиболее полно, стать более целостным, более человечным, выделяющимся из толпы, т. е. перестать в каком-то смысле быть нормой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов) Специфика объекта психологической помощи: добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь — эмпатичность, конгруэнтность, коммуникативность.

Приказ Минздрава РФ от 16.

Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. Изд. Москва, Академический проект 2005.

Винникот Д. В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М. Н. Почукаевой , В. В. Тимофеева . — М.: Класс, 1995.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.

Основные направления современной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2005.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. — М., 1997.

Ялом И., Лесц М. Групповая психотерапия. СПб: Питер, 2009.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. — М., 1997. С.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. — М., 1997. С.

Приказ Минздрава РФ от 16.

Основные направления современной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2005. С. 12.

Винникот Д. В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М. Н. Почукаевой , В. В. Тимофеева . — М.: Класс, 1995. С.

Винникот Д. В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М. Н. Почукаевой , В. В. Тимофеева . — М.: Класс, 1995. С.

Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. Изд. Москва, Академический проект 2005. С. 58.

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85

Берковский Б.Б.

Философия психолога-консультанта. Эссе.

Психологическое консультирование – сложный, но увлекательный процесс. При внешней простоте процесса успешный консультант способен влезть в тонкие сферы человеческой психики, и помочь клиенту осознать те простые, но не осознаваемые самим человеком моменты, которые порождают ту или иную проблему. Именно те моменты, воздействуя на которые можно действительно наладить внутреннее состояние, корректировать поведение и оценку ситуации. Таким образом можно оказать клиенту реальную помощь или по крайней мере указать реальный путь к решению проблем.

При этом чем больше клиент доверяет консультанту – тем быстрее и полнее раскрывается ситуация и находятся ответы на вопросы. Отсюда первое правило – создать должное доверие, наладить раппорт. Для этого консультант должен создать впечатление уверенности в себе в сочетании с атмосферой открытости.

Старайся подвинуть человека к разговору о нем самом

Старайся найти тему, которая интересна человеку.

Для этого с первых минут проявляй искренний интерес к человеку

Пятое и шестое правило, конечно, не могут служить руководством к действию, но консультанту стоит о них помнить. Это про то, что непродуманные советы, оценки могут существенно осложнить работу с клиентом, и даже перечеркнуть результаты многих дней.

Сложность же данного процесса в том, что сферы, с которыми работает консультант – очень тонкие. Непродуманные, поспешные шаги способны обострить ситуацию, ухудшить состояние клиента и вообще вызвать труднопредсказуемые последствия.

«…Тыжпсихолог?
Есть фраза, от которой некоторые мои коллеги часто начинают приобретать нездоровый цвет лица, когда она звучит в их адрес. Я даже знаю нескольких, которые скрывают свое образование и подготовку, чтобы ее не слышать.
"Ты ж психолог!" - и праведный гнев на голову негодяя, который ведет себя аки простой смертный грешник, вместо выполнения святого долга.
Я предлагаю создать на каждом факультете психологии отделение, которое будет заниматься подготовкой особой специальности - тыжпсихологов. Они постепенно вытеснят всяких недоучек и лентяев из сферы, и, наконец, примирят ее с обывателем.

10 фактов, известных о них всем и каждому:

Тыжпсихолог - знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Поэтому вполне простительно для многих людей путать "телепат" и "тыжпсихолог".

Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно. Тыжпсихолог!

4) Неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче.

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, осталось только облагодетельствовать человечество.

6) Сам факт существования и профессиональности тыжпсихологов обязывает их к тому, чтобы нести ответственность за любого, кто к ним обратился (даже в смысле просто заговорил). Ответственность за его чувства в первую очередь. Но и за благополучие в целом, разумеется, тоже.

7) Работа тыжпсихолога - давать советы. Это, собственно, его основное предназначение - он ведь должен знать, что для других лучше.

Думаю, вы не удивитесь следующему пункту, исходя из предыдущих:
8) Практически каждый тыжпсихолог - не настоящий. Кругом шарлатаны!

9) Поэтому "увидел шаолиньского монаха - ударь шаолиньского монаха"(с). Тыжпсихолог очень нуждается в проверке своего профессионализма.
Тут надо справедливо заметить, что и врач иногда рискует, представившись по профессии, сразу перейти к выслушиванию жалоб.

Проблемы есть у всех, но – есть люди, которые решают проблемы, а есть те, кто не решает, а вместо этого впадает в уныние. Второе крайне не рекомендовано психологу. А первое клиент ему простит, даже если и узнает. Хотя знать клиенту об этом совсем не обязательно, все-таки это может поколебать у него образ консультанта, уверенного в себе и способного разобраться в тех проблемах, с которыми клиент к нему пришел.

На мой взгляд, психологу в первую очередь необходимо уважать клиента. Как бы жалко или даже непривлекательно клиент бы не выглядел со стороны. По крайней мере потому, что клиент, обращаясь к консультанту тем самым делает заявку к тому, чтобы быть зачисленным в первую категорию людей – людей, которые стремятся решить проблемы, а не впасть от них в депрессию.

Я бы не рекомендовал психологу навязывать клиенту свою точку зрения. Спешить с советами и рецептами, как бы просто на первый взгляд решение вопроса не выглядело. Вопрос может быть только надводной частью айсберга, частью других, более сложных и не осознаваемых клиентом проблем. И в любом случае, найденное решение будет по настоящему ценным и эффективным, если клиент в ходе консультаций придет к нему сам.

На мой взгляд, психолог должен абстрагироваться от оценок личности и поведения клиента стараться понять его смыслы, значения, видение и ценности. Все это может быть совершенно различным у людей разного возраста, пола, национальностей, социальных групп, уровня образования итп. Да даже и у людей сходных по этим параметрам – внутренние смыслы и значения могут сильно отличаться. Даже в самых что ни на есть очевидных, базовых, и общечеловечески принятых вопросах. Яркий пример тому например такой. Инстинкт материнства – мощный и бесспорный мотив поведения женщины. Но в то же время, особенно сейчас все больше женщин репродуктивного возраста давят в себе этот инстинкт, выдвигая на первый план вместо него другие приоритеты – карьеру, свободу и независимость и подобное. Это – их выбор и этот выбор нужно уважать. Но, разбираясь в вопросах, заданных такими женщинами – можно увидеть что корни многих проблем растут как раз оттуда. В любом случае вопрос очень деликатный и требующий от психолога осторожного и деликатного подхода.

Ну и профессиональная подготовка. Профессиональные знания тоже немаловажны. Раньше психологи представлялись мне людьми с большим жизненным опытом, но потом я понял, что этот опыт не обязательно есть. Просто эти люди хорошо знают психологию. Тоже неплохо. Жизненный опыт нарабатывать долго, дорого, а может получиться, что и трагично, знания по психологии можно получить значительно быстрее и дешевле, а главное – безопасно. Но клиенту совершенно не обязательно знать этот секрет, даже и лучше, чтобы он считал консультанта человеком с большим жизненным опытом

Гост

ГОСТ

Психологическое консультирование - это оказываемая клиентам помощь в разрешении ими определенных жизненным проблем.

Психотерапия - это комплекс корректирующих психических воздействий, обращенных к конкретному человеку с целью его лечения.

Особенности психологического консультирования

К наиболее известным и используемым практикам в психологической сфере относятся: терапия, тренинги, диагностика, профилактика, коррекция и консультирование.

Прослеживается четкое отличие психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии.

Прежде всего, его применение является наиболее обширным, нежели методы, используемые в клиническом плане. Оно направлено на решение семейных и личностных проблем. Методики консультирования часто подлежат применению в организациях при работе с персоналом, а также в области образования.

Психолог-консультант, как правило, работает с разбором проблем, возникающих на основе определенной ситуации, которые клиенты решают с помощью применения сознания.

Люди, которые проходят психологическое консультирование, могут самостоятельно нести ответственность за себя, свою жизнедеятельность. Роль консультанта состоит в ведении диалога с такими людьми. Он предлагает им некоторые варианты поведенческих действий, помогает самостоятельно сделать выбор, принять решение, выработать новые навыки и подходы к ситуации.

Психологическая теория содержитт некоторые обособленные формы консультирования, разработанные на основе особенностей клиентов, а также характера возникающих у них проблем:

  1. Личностное консультирование. В процессе такого вида консультаций разбору подлежат интимные проблемы конкретного клиента. Обсуждаются проблемные аспекты, общения, межличностных взаимодействий, потеря жизненного смысла, фобии, тревожности и так далее.
  2. Семейное консультирование. Здесь обсуждаются проблемы, возникающие в процессе отношений двух людей, как до брака, так и после его заключения. Также сюда входит помощь при расторжении брака. Немаловажной частью являются отношения родителей и детей.
  3. Организационное консультирование. Такое консультирование связано с разработкой мотивационных программ для того, чтобы повысить эффективность работы персонала, сократить конфликтные ситуации, улучшить климат в рабочем коллективе.
  4. Профессиональное консультирование. Данный вид строится на основе вопросов профессиональной ориентированности. Оцениваются виды деятельности, к которым субъект может быть предрасположен, выявляются необходимые качества.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительные черты психотерапии

Стоит отметить, что психотерапия выступает в качестве лечебной беседы, в ходе которой психотерапевтом оказывается практическая помощь пациенту, направленная на решение и осознание его проблем.

На современном этапе развития общества, психотерапия рассматривается как единственный способ, который может помочь в лечении людей с душевными расстройствами. Он нацелен на рассмотрение конкретного человека в качестве неотделимого целого, исследование его сущностных особенностей, используя при этом исключительно индивидуализированные подходы.

Врач-психотерапевт должен обладать определенными профессиональными качествами и характеристиками: его образование должно относиться к психологическому или медицинскому профилю; его стаж в данной сфере должен составлять не менее 3-х лет; он должен постоянно повышать свою квалификацию.

Целью психотерапии является определение и решение тех проблем, которые мешают человеку вести нормальную, счастливую, полноценную жизнь.

Психотерапевту необходимо оказать пациенту помощь, чтобы последний смог осознать беспокоящие его проблемы. Среда должна быть комфортной с эмоциональной точки зрения. При этом использованию подлежат специальные методы, позволяющие вызвать у человека эмоции и чувства. Выбрать тот или иной метод нужно исходя из конкретного случая, клинической картины. Обязательному учету подлежат черты личности, причины, которые вызвали расстройство, а также возможности, предусмотренные оздоровительным кабинетом или самим врачом.

Вся совокупность методов призвана решить следующие задачи:

  • понять причины (для этого могут использоваться приемы психоанализа, гипноза, гештальтизма или экзистенциальной терапии);
  • устранить вредные привычки, а взамен им выработать полезные (это осуществляется путем применения рациональной, поведенческой, когнитивной, личностной терапии);
  • найти особенный подход к решению проблемы (не использую классические диалоги, путем применения гипноза, телесной терапии, арт-терапии);
  • победить проблемы, возникающие в ходе общения с семьей или с другими людьми (семейная или групповая, коллективная терапия).

Сравнительная характеристика психологического консультирования и психотерапии

У этих двух категорий имеются как общие черты, так и множество отличающих друг от друга особенностей.

Читайте также: