Сочинение на тему прощание славянки

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Крымска

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАРША

Челебиев Георгий Юрьевич

Скирта Татьяна Анатольевна

4 Б класса МБОУ СОШ № 24

Приложение 4 - Выписка из Крымского краеведческого музея…………………………..27

Приложение 5 - Рисунки младших школьников …………………………………………..30

Приложение 6 - Форма анкеты………………………………………………………………31

Приложение 7 - Диаграммы моего исследования 32

Приложение 8 - Полотно "Прощание славянки" художника К.Васильева 33

Приложение 9 - Гимн города Тамбова 34

Приложение 10 - Символы марша 35

Он гремел на приморских бульварах,

Провожая в поход корабли.

Звал на бой на разбитых вокзалах

На защиту родимой земли.

От столицы до дальних окраин

Целый век он гулял по стране.

Век ушёл, марш живёт вместе с нами,

Только где-то притих в глубине.

Он притих, но не замер навечно,

Поколеньям знакомый до слёз

Марш-эпоха, легенда и личность,

К нашим судьбам он крепко прирос.

Именно поэтому в годы Балканской войны 1912 года русские добровольцы отправлялись на помощь братьям славянам. Патриотизм был одним из истоков массового героизма в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

Задачами моей работы стали:

- изучить биографию автора – Василия Агапкина;

- изучить популярность марша в разные периоды эпохи;

- изучить насколько актуально это музыкальное произведение в наши дни, спустя почти сто лет;

1. Литературный обзор

1.1. Историческая справка

Знаменитый марш "Прощание Славянки" был написан в 1912 году русским военным музыкантом и композитором, штабс-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964) во время Первой Балканской войны.

1.2. Биография автора

После завершения в 1910 году действительной службы он поступает в Тамбовское музыкальное училище и становится штаб-трубачем 7-го запасного кавалерийского полка. Осенью 1911 года он был принят на медно-духовое отделение в класс известного в Тамбове композитора, исполнителя и педагога Федора Михайловича Кадичева, где освоил основы дирижирования духовым оркестром и сочинительства музыкальных произведений.

Успехи молодого музыканта были вскоре оценены по достоинству - капельмейстером полка Миловым, который давал возможность Агапкину дирижировать полковым оркестром на балах в Дворянском Собрании Тамбова.

Свободное время от службы В. Агапкин полностью посвящал учебе и композиторской деятельности.

1.3. Рождение марша

В октябре 1912 года началась Первая Балканская война . Балканские государства восстают против Османского ига. На помощь братьям-славянам отправились воины добровольцы, врачи и сестры милосердия. Газеты сообщали о храбрости черногорских и сербских героев, и о сербских женщинах, участвовавших в боях.

Марш был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты к маршу появились позднее. Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений.

В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все воины на женщин, - провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.

Казаки уезжали от Дона,

Защищать на Балканах болгар,

Им славянка-казачка у дома,

Поцелуй отдавала свой в дар…

Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу и обработал старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов, начинавшейся словами:

«Ах, зачем нас забрили в солдаты,

отправляют на дальний восток?

Неужели я в том виноватый,

2. Исследовательская часть.

2.1. Песенные варианты марша в разные периоды эпохи.

А потом у марша появились слова (см. приложение 3) Одной их первых возникла песня студентов-добровольцев, отправлявшихся на Гражданскую войну. Там были такие слова:

Мы – дети отчизны великой,

Мы помним заветы отцов,

Погибших за край свой родимый

Геройскою смертью бойцов…

На мелодию Агапкина, ставшую в годы Первой мировой войны поистине народной, исполнялись и многие другие тексты. Вот, например, какие слова звучали в песне, которая была написана, по всей видимости, в 1916 году во время летнего наступления русской армии на Юго-Западном фронте:

По неровным дорогам Галиции,

Поднимая июньскую пыль,

Эскадроны идут вереницею,

Приминая дорожный ковыль.

Уходим завтра в бой.

Идем мы защищать

Твои границы и покой.

Сибири поля опустели,

Добровольцы готовы в поход.

За край родимый, к заветной цели,

Пусть каждый с верою идёт, идёт, идёт.

Через вал Перекопский шагая,

Позабывши былые беды,

В дни веселого светлого мая

На интернет-форумах, посвященных вдающемуся маршу Василия Агапкина, мне удалось найти разные исполнявшиеся варианты, в том числе совсем лирические. Вот примеры:

В годы гражданской войны она звучала так:

Разбирая поблекшие карточки,

Окроплю запоздалой слезой

Гимназисточку в беленьком фартучке,

Гимназисточку с русой косой.

Один из моряков, служивший в Севастополе на крейсере "Слава" в 1969-1972 гг. вспомнил, что пели "Славянку" и с "морскими" словами:

Прощай, не горюй,

Напрасно слез не лей.

Лишь крепче поцелуй,

Когда сойдем мы с кораблей

И даже на лагерных сборах под Ярославлем, на "вечерней прогулке" пели "Марш училищ ПВО, не смущаясь, что некоторые строки его самопародийны:

Выставляем мы стробы косые,

Наведенья вращаем штурвал,

Чтоб рабочий с крестьянкой в России

По ночам безмятежно бы спал.

Прощай, не горюй,

Труба зовет в поход.

Уходит в лагеря

Наш боевой курсантский взвод.

И сегодня славянки печальные,

Провожая на битву солдат,

На афганские горы глядят.

С литературной точки зрения наиболее безупречным является вариант поэта и барда Александра Галича "Походный марш", где трогают первые строки этого сочинения

Снова даль предо мной неоглядная,

Ширь степная и неба лазурь.

Не грусти ж ты, моя ненаглядная,

И бровей своих тёмных не хмурь. ",

Будут зори сменяться закатами,

Будет солнце катиться в зенит –

Умирать нам, солдатам, солдатами, Воскресать нам – одетым в гранит".

Существует также "военный" вариант 70-х годов, с таким началом:

Этот марш не смолкал на перронах

В дни, когда полыхал горизонт.

C ним отцов наших в дымных вагонах

Поезда увозили на фронт.

Много песен мы в сердце сложили,

Воспевая родные края,

Беззаветно тебя мы любили,

Святорусская наша земля.

Высоко ты главу поднимала,

Словно солнце твой лик воссиял,

Но ты жертвою подлости стала,

Тех, кто предал тебя и продал.

И снова в поход!

Труба нас зовет!

Мы вновь встанем в строй

И все пойдем в священный бой.

Встань за Веру, Русская Земля.

2.2. Марш в годы Великой Отечественной войны

А потом наступила катастрофа 1941 года – Великая Отечественная война.

Василию Агапкину выпала миссия, которую иначе как исторической не назовешь. Вот как он сам вспоминал об этом:

- «2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову.

- 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, - объяснил Синилов, когда я явился к нему. – Представительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало?

Проведение парада в Москве первоначально было назначено на 10.00 часов утра, но в последний момент его перенесли на 8.00 утра. К сожалению, операторы не были готовы к таким изменениям, и архивная хроника парада на Красной площади полностью не сохранилась до наших дней. Поэтому существует несколько версий того, звучал ли марш на легендарном параде в Москве 41-го.

Истории исполнения марша на

Красной Площади

Подтвержденные факты

Музыканты сводного оркестра при встречах с курсантами Военно-дирижерского факультета утверждали, что марш звучал.

Документальных подтверждений нет

С.М. Буденный так же утверждал в своих мемуарах, что марш исполнялся на параде 7 ноября 1941 года.

Документальных подтверждений нет

Документальных подтверждений нет

Аналогичная путаница и с исполнением марша на параде Победы в 1945 году.

2.3. Результаты исследования.

Я встретился с ветераном Великой Отечественной войны Евтушенко Александром Ивановичем. Вот что он нам рассказал:

Среди школьников был проведен опрос по анкете (см. приложение 6).

2.4. Памятники маршу.

Памятников в прямом смысле этого слова маршу конечно не поставишь, но они все таки есть. В 1984 г. в Тамбове, при открытии мемориальной доски посвященной этому маршу, на здании музыкального училища, которое В.Агапкин закончил в 1913 г., состоялась премьера песни с текстом Владимира Лазарева на музыку марша:

Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза –

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза…

Писатель В.Лазарев высказал интересную идею о необходимости создания памятника маршу "Прощание славянки". Надо сказать, что своеобразными памятниками можно считать и одноименное живописное полотно Константина Васильева (см. приложение 8), и немалое количество одноименных же стихов.

В наши дни марш продолжает свою активную борьбу за победу.

Так же, по словам советника президента Южной Осетии по культуре Жанной Виссарионовной Зассеевой марш сыграл очень важную роль в поддержании высокого боевого духа осетинской армии в период Грузино-Осетинского конфликта в 2008 году. В подтверждение этого журналист Инал Плиев написал текст к музыке марша на осетинском языке.

Под звуки этого марша мы провожаем с новобранцев, убывающих к месту несения службы.

Действительно марш Василия Агапкина популярен и по сей день, и не только в России, но и в других странах. Это показали результаты моего исследования – он исполняется на польском языке, на иврите, украинском, болгарском, осетинском и других языках. Он сопровождает нас всюду: призыв в армию, военные парады, военные телепередачи, военные кинофильмы, выступления духовых оркестров и многое другое, ему посвящают песни и стихи. Его знают и взрослые и дети.

Работа выполнена к 100-летию 1-ой Мировой войны с целью популяризации военной музыки.Предназначена для мальчишек-подростков.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.docx 452.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

Руководитель: Федина Татьяна Михайловна, педагог-организатор

Уссурийск, 2014 г.

Список использованной литературы…. ………………………………………………. ….15

Актуальность темы . После реорганизации армии в 2011 году в моём училище не стало военного оркестра и во время проведения очередного воинского ритуала все присутствующие почувствовали, что из нашей обыденной и размеренной жизни ушло что-то значимое и необходимое.

В попытках сохранить добрые традиции, из воспитанников среднего звена училища был сформирован духовой оркестр, в состав которого я, суворовец Клименко Роман, вошёл по собственной инициативе.

Для осуществления своей мечты я решил провести исследование.

Проблема моего исследования состоит в поиске эффективных способов популяризации военно-оркестровой музыки.

Объект исследования – военная музыка Первой мировой войны.

Цель исследования – определение степени значимости военной музыки в армии дореволюционной и современной России.

Гипотеза – популярность военной музыки среди воспитанников возрастёт, если произведения для военного оркестра использовать как средство патриотического воспитания в урочное и внеурочное время.

Для этого я поставил перед собой следующие задачи :

1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме;

2) обосновать необходимость популяризации военно-оркестровой музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ;

3) диагностировать проблему среди воспитанников Уссурийского суворовского военного училища;

4) выяснить отношение суворовцев к военной оркестровой музыке;

5) разработать и реализовать программу популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ, включающую условие гипотезы.

- анализ литературных источников и диагностических данных;

- реализация условия гипотезы (формирующий эксперимент);

Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринимается попытка популяризации военной музыки среди воспитанников закрытого военно-учебного учреждения посредством включения её в повседневную урочную и внеурочную деятельность.

Практическая значимость исследования. Программа популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ может быть использована педагогами различных учебно-воспитательных организаций.

1. Музыка эпохи Первой мировой войны

Упадок русской военной музыки, отмечаемый в период империализма, не мог не сказаться и на репертуаре военных оркестров. В начале XX века он пополнялся преимущественно за счёт зарубежных маршей.

Под его трубы и литавры уходили полки на фронты Первой мировой войны.

По неровным дорогам Галиции,

Поднимая июльскую пыль,

Эскадроны идут вереницею,

И уже тогда мелодия получила всемирную известность: истинно русскую, её, тем не менее, быстро позаимствовали военные оркестры более десятка стран Европы, воюющих как на стороне России, так и против нее. [3]

Вряд ли найдется русский человек, который бы не взволновался при звуках легендарного марша Василия Агапкина "Прощание славянки". Кажется, эта музыка, почти уже век приникающая к нашим сердцам, вросла в наш ментальный ген, стала его сущностной составляющей. "Прощание славянки" неотделимо от нас, от нашей истории, от того, что мы называем Отечеством.

Марш звучал более чем в двадцати кинофильмах и многих спектаклях. Грампластинки со знаменитым маршем неоднократно выпускались большими тиражами. На нашей памяти он всегда был в репертуаре наших военных оркестров.

Неслучайно Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, живший вдали от родины, в изгнании, просил виолончелиста Мстислава Ростроповича убедить президента России сделать гимном страны марш "Прощание славянки".

Всенародная любовь к этому произведению не угасает. Вот новейшие свидетельства, в частности, интернета. На одном из сайтов я увидел пометку: звуковая запись "Прощания славянки" скачана для прослушивания 118 869 раз! Присоединившись, я увеличил это число.

Музыковед, полковник в отставке Юрий Бирюков, посвятивший немало проникновенных статей истории создания этого марша, утверждает, что в основу марша Василием Агапкиным была положена мелодия песни времен Русско-японской войны 1904-1905 гг. Песня начиналась словами:

Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?
Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут… [8]

А впервые этот марш прозвучал на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове, где служил его автор. "Славянку" подхватили и стали исполнять другие оркестры, и произведение это вскоре стало очень популярным. Очень быстро мелодия марша получила известность за пределами Отечества: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.

В 1918 г. Василий Агапкин ушел добровольцем в Красную армию и организовал духовой оркестр в первом красном гусарском полку. В 1920 г. вернулся в Тамбов, где руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. В 1922 г. с оркестром переехал в Москву. (Оркестр Агапкина участвовал и в похоронах Ленина.) В 1928 г. музыкант организовал духовой оркестр из беспризорников. С началом Великой Отечественной войны Агапкину было присвоено звание военного интенданта I ранга, и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии им. Дзержинского.

24 июня 1945 г. на Параде Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Умер музыкант 29 октября 1964 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Восемьдесят лет прожил автор марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Своеобразным звездным часом его биографии стал военный парад 7 ноября 1941 г. в Москве, на Красной площади, где Василий Иванович дирижировал сводным духовым оркестром Московского гарнизона, провожавшим участников этого исторического парада с Красной площади прямо в бой. Существует легенда, что будто бы на этом параде звучал марш "Прощание славянки". Однако архивы сохранили точный список всех исполнявшихся тогда на Красной площади произведений: "Славянки" среди них нет.

Правда состоит в том, что до 1957 г. марш в СССР был запрещен к исполнению. Вернул его к жизни фильм "Летят журавли", где он звучит в хрестоматийной сцене – проводов добровольцев. После всемирного успеха фильма была выпущена пластинка с записью "Славянки", но широкое распространение марш получил после исполнения его оркестром под управлением Б. Александрова на одном из праздничных концертов в 60-х. [4]

Точно замечено: всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему вокруг и чувство бессмертия, хотя и погибнуть не страшно, если, конечно, за дело.

Кто-то остроумно заметил, что марш этот – воплощение мечты Григория Александровича Потёмкина: "Чтобы солдат, идя в бой, не боялся ни черта лысого, ни ведьмы стриженой! Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!"

Как справедливо указывают в энциклопедиях, "мелодия марша "Прощание славянки" сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение". [9]

Похоже, что сердце славянина, "объятое" этим маршем, не только скорбит, но и действительно поёт от восторга, устремляясь за собственные пределы.

Свидетельством тому – немалое количество текстов, сочиненных любителями и профессионалами на известный мотив и исполнявшихся на огромных славянских пространствах.

Парадокс: во время Гражданской войны марш, написанный красным дирижером Агапкиным и запрещенный в Красной армии, стал самым популярным маршем Белого движения.

Пусть дорога не кончена наша,

И не знаем, где странствий конец,

Мы уверены в нашей победе:

Столько пролито крови и слез. [5]

3. Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявление эффективности использования военной музыки в повседневной жизни воспитанников в довузовских образовательных учреждениях МО РФ

Метод: наблюдение, анкетирование.

Наблюдение проводилось в повседневной деятельности воспитанников Уссурийского суворовского военного училища. В результате наблюдения было выявлено следующее:

- суворовское подразделение проходит строем лучше и ровнее с исполнением песни, чем под звуки барабана;

- хоровая песня звучит ярче и выразительнее под аккомпанемент оркестра, а не под фонограмму;

- на спортивном празднике, если звучит военный оркестр, результаты суворовцев выше;

- прохождение торжественным маршем более слажено под звуки военного оркестра;

- марш – броски суворовцы осуществляют более результативно, если им предшествует воинский ритуал торжественного общеучилищного построения под звуки военного оркестра;

Исследование выявило (Приложение 2):

1) с военной музыкой Первой Мировой войны знакомы только суворовцы, играющие в оркестре;

3) большинству суворовцев нравится этот марш, и они считают его популярным;

5) все суворовцы считают, что репетиции строевой песни сплачивают коллектив, и каждый болеет на смотре за своё подразделение;

6) также единодушно воспитанники ответили, что они чтут воинские традиции и ритуалы, и что в армии военный оркестр необходим.

Вывод: суворовцам, не играющим в оркестре, ничего не известно о тех произведениях, которые они слышат во время воинских ритуалов, но в их необходимости они не сомневаются.

Наиболее характерные причины:

- изучая военные события на уроках истории, мы разбираем их причины, цели, итоги не уделяя внимания культурной составляющей, отражающей быт враждующих сторон;

- предмет МХК не предполагает изучения военной музыки;

- программа по музыке не адаптирована к специализированному военному учебному заведению, где изучение военных музыкальных произведений просто необходимо;

- в училище отсутствует профессиональный военный оркестр, который в армии выполняет культурно – просветительскую функцию.

Также по результатам анкетирования стало понятно, что суворовцам нравится военно-оркестровая музыка, и они хотят знать историю этих произведений.

Если разнообразить формы предлагаемых мероприятий можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Ведь как показал опрос – все суворовцы чтут воинские традиции, а, следовательно, и легендарную историю своей страны.

4. Программа популяризации военной музыки в довузовских образовательных учреждениях МО РФ ( формирующий эксперимент)

Проект Программы создан на основе проблемно-ориентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в училище.

Срок реализации – в течение курса обучения.

Количество участников и возраст не ограничен.

Цель: повышение качества военного образования суворовцев.

Для эффективности достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) включить в план работы мероприятия, направленные на популяризацию военной музыки, повышение культурной грамотности, этики проведения воинских ритуалов;

2) использовать разнообразие форм проведения данных мероприятий;

3) привлечь активных суворовцев к планированию в рамках самоуправления;

4) разработать меры морального стимулирования для суворовцев, занимающихся в духовом оркестре и пропагандирующих нравственное и духовное совершенствование;

5) добиться результативности учебной и воспитательной работы по популяризации военной музыки.

Области реализации задач: расширение интеллекта воспитанников, профориентационной грамотности, воспитание гражданственности, нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

- включать военно-музыкальные произведения в концертные программы и в проведение мероприятий культурно-просветительной работы;

- обеспечивать военно–оркестровым сопровождением воинские ритуалы, общественные, культурно-массовые и спортивные мероприятия;

- наряду с музыкальными произведениями мировой культуры на уроках музыки изучать военно-оркестровые произведения;

- эффективнее использовать возможности дополнительного образования для создания творческих коллективов и их публичных выступлений;

- использовать практику строевых песен как средство сплочения коллектива;

- практиковать разнообразные формы проведения мероприятий: диспуты, экскурсии, мастер классы, викторины, заочные путешествия и др.;

- педагогам на всех этапах создавать диалоговое пространство, в условиях которого активно развивать коммуникативную культуру суворовцев;

Песня – это огромный пласт русской воинской культуры. Без нее немыслимо представить традиционное воспитание воина. Русская мужская воинская песня, особая манера исполнения – все это до сих пор живо, пока есть люди, которые сохраняют традицию. И, несмотря на то, что не все суворовцы любят петь, некоторые строевые песни они поют с удовольствием.

Так в чём же секрет популярности марша? Скорее всего, в мелодичности, напевности и простоте мелодии, плавности мелодического движения с чёткой и ясной функциональной определенностью.

Список использованной литературы

1. Жерве Ник. Отзвуки войны в современной музыке. - Русский инвалид, 1904. - № 128,

2. Коллектив авторов. - Советская военная музыка, 1977.

4. Соколов В. Прощание славянки.// Советский композитор, - М., 1987.

6. Тутунов В. История военной музыки. //Музыка, - М., 2005.

11. M. Cryer. Love Me Tender. - 2008. - P. 188.

12. J. Shepherd. Continuum Encyclopedia of Popular Music. - 2003.- P. 390.


В Гражданскую войну Василий Агапкин — капельмейстер духового оркестра Первого красного гусарского батальона. Заметным событием для Василия Ивановича, вернувшегося в Тамбов, стало образование оркестра батальона ГПУ. В 1922 году Агапкина с его оркестром вызывают в Москву.

В 1955 году Агапкин прощается с оркестром и уходит на пенсию. Он прослужил в армии — и в царской, и в советской — шестьдесят два года. За плодотворную деятельность музыкант удостоен ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени. Имя его вошло в учебники по военно-оркестровой службе. Умер Василий Иванович 29 октября 1964 года.

Аркадий Яковлевич Федотов родился в 1930 году в Киеве. В начале семья приехала в Хабаровск. В школьные годы Аркадий с большим удовольствием занимался в хоровом и танцевальном кружках Дома пионеров, участвовал в самодеятельности, что позволило ему обрести начальные музыкальные навыки. Война изменила планы. В 1944 году после четырехмесячного обучения в ремесленном училище Федотов работает токарем на одном из военных заводов Хабаровска. Спустя четыре года его призвали в армию: служба проходила в городе Красноводске Туркестанского военного округа в аэродромно-строительных войсках. Здесь он освоил профессии бетонщика, моториста, электрика, и в это же время начал писать стихи. На скромное солдатское жалованье купил гитару и организовал самодеятельность в своей части. Дирижер С. Е. Розенцвейг, услышав игру Федотова, перевел его на службу в полковой оркестр. В скором времени он студент Таллинского музыкального училища по классу духовых инструментов. Уволившись в запас, сержант Федотов становится музыкантом Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа, где и проработал тридцать пять лет. Все эти годы Федотов пишет слова на музыку дальневосточных композиторов, среди которых В. Румянцев, В. Савельев, Ю. Владимиров, Н. Менцер, Э. Казачков, В. Поздняков.

Находясь на заслуженном отдыхе, Федотов продолжает создавать произведения в самых разных жанрах, много концертирует, организует творческий досуг в хабаровском Доме ветеранов. За многолетний плодотворный труд он неоднократно получал дипломы и благодарности от командования Дальневосточного военного округа, администраций города и края. 31 мая 2006 года, когда отмечалось Хабаровска, А. Я. Федотов стал лауреатом городской премии имени Якова Дьяченко.

И вот уже готов окончательный вариант, положенный на ноты для хора и оркестра художественным руководителем ансамбля ДВО майором Валентином Савельевым. Работалось и трудно, и вдохновенно. Через две недели после возвращения с гастролей ансамбль выступил в окружном Доме офицеров Хабаровска перед ветеранами. Здесь впервые и прозвучал марш, ставший песней.

Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.

Он солдат согревал в холод зимний,
В сорок пятом шагал на Берлин.
Поднималась с ним в бой вся Россия
По дорогам нелегких годин.

И если в поход
Труба позовет,
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!

Шумят в полях хлеба,
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья
Сквозь все ненастья
Дорогой мира и труда.

И если в поход
Труба позовет,
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Марш Прощание славянки


В процессе работы над исследовательским проектом по музыке на тему "Марш Прощание славянки" автором была поставлена цель изучить информацию об истории марша и его создателе, донести ее до одноклассников. В проекте исследуется судьба марша "Прощание славянки", выполняется практическая исследовательская работа.


В основе работы лежит изучение истории создания марша, опрос учащихся на предмет их знакомства с данным произведением музыкального искусства, созданного В. Агапкиным. Работа направлена на то, чтобы доказать, что написанный в 1912 году марш "Прощание славянки" является популярным спустя более ста лет и ассоциируется у людей с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной Войне.

В предложенном проекте по музыке (начальная школа) "Марш Прощание славянки" автором были проанализированы теоретические данные о создании марша, а также представлено изложение своего опыта проведения социологического опроса. Работа содержит изложение биографии композитора В. Агапкина и судьбы его произведения с момента создания и до наших дней.

Оглавление

Введение

Круг моих музыкальных интересов разнообразен. Я занимаюсь вокалом в музыкальной школе, но ещё люблю слушать разную музыку: классическую, эстрадную, в том числе и военные марши. На уроках в музыкальной школе я не только слушаю эту музыку, но и принимаю участие в концертах, писала рефераты о маршах, солдатских песнях. В детстве я много раз слышала рассказы о войне.

Изучая информацию по теме проекта, я узнала много нового не только о музыке, но и об исторических событиях, о той эпохе. Верно выражение, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Тема памяти, бережного хранения всего, что нам досталось от предшественников, гордость за их дела и поступки особенно актуальна в наши дни.

Цель: изучить информацию об истории марша и его создателе, донести ее до одноклассников.

Задачи:

Методы исследования.

  • Наблюдения.
  • Беседа с одноклассниками.
  • Математическая обработка данных.

Предмет исследования – марш

Объект – процесс жизнедеятельности человека.

Читайте также: