Человек это звучит гордо сочинение по пьесе на дне

Обновлено: 02.07.2024

Гордость

Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя — люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что — либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить.

В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука — фантазия.

Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Чувства

Популярные сочинения

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Человек сам выбирает, как ему прожить свою жизнь. Не всё и не всегда получается таким образом, как бы нам того хотелось. Часто люди ломаются под тяжестью проблем и жизненных невзгод и опускаются на самое дно. Многие из них буквально теряют человеческий облик. Когда смотришь на такого человека, язык не поворачивается назвать его представителем рода человеческого. И вроде бы он человек, но произнести это с гордостью невозможно.

К сожалению, в последнее время стали цениться другие качества среди большинства людей — нажива, богатство, ложь, лицемерие, жестокость. Эти отрицательные качества, которые можно перечислять бесконечно, заняли лидирующие позиции в современном обществе.

Стоит серьёзно задуматься, хотим ли мы, чтобы нас окружали людишки, или всё же настоящие люди. Прежде всего, необходимо измениться самим, а затем уж прилагать усилия для воспитания окружающих нас людей. Тогда, возможно, наши потомки с гордостью назовут нас настоящими людьми.

Другие сочинения: ← Технический прогресс↑ На свободную темуВ жизни всегда есть место подвигу →

Человек отличается от животных не только тем, что ходит на двух ногах, умеет работать и говорить.

Человек имеет моральные ценности, совершенно другие чувства, которые чужды животному миру. Каждый человек,

каждая личность созданы на этой земле для какой-то определенной цели. Я считаю, что каждый из нас должен стремиться создавать что-то новое и прекрасное, приносить другим пользу. Но прежде всего нужно быть высокоморальным человеком, иметь чувство собственного достоинства, не расточать себя по мелочам, быть добрым и отзывчивым.

Вторая версия мини-эссе

Гордость часто называют корнем греха, а противоположное ей качество — смирение — считают путем к просветлению. Однако в сжатом рассуждении нельзя не упомянуть, что гордость бывает разной.


В свою очередь, гордость может проявляться как высокомерие и завышенное чувство собственной важности. В таком случае это качество называют гордыней. Человек отказывается принимать помощь от окружающих людей, он ставит себя выше других, а протянутую руку воспринимает как подачку.

Гордость Печорина не позволяла ему признать свою неправоту, хотя, находясь в одиночестве, молодой человек переживал из-за совершенных поступков. Поведение Григория — хороший пример того, как не стоит себя вести с окружающими людьми.

Современному человеку крайне важно понимать, что такое гордость и когда она превращается в гордыню. Стоит думать не только о своих интересах, но и об окружающих людях, а также не бояться признавать свои ошибки и видеть недостатки.

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Человек – это звучит гордо!

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах

персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке – несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу.

Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев – жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду

“вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает – он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя, уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит – была она!

Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.

Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек – вот правда! Понимаешь?

Это – огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это – великолепно!

Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” – говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это – человек!

В высшем понимании этого слова!

Первый вариант сочинения

Гордость — это качество, которое нельзя трактовать однозначно. Оно может проявляться по-разному. В литературе есть масса характерных примеров:

Таким образом, гордость может быть как благотворной, так и разрушающей. Ее характер зависит от точки зрения человека и обстоятельств, которые его окружают. В каждом конкретном примере действуют свои рассуждения.

5 сочинений по пьесе Горького

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
"Мечта и реальность"

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.


Пример сочинения 3
"Есть - люди, а есть - и человеки. " (По пьесе М.Горького "На дне")
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность", — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея "возвышенного обмана", который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: ". чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь — религия рабов и хозяев", "Правда — бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек — вот правда", — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!"

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе "На дне"

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия - только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения - та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков - его имя происходит от слова "лукавый". Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление - завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей "роковой любви", торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, "ни одна блоха н плоха". Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага - он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит - все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит - тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов - у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Сочинение: М.ГОРЬКИЙ

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе "На дне" писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страда­ния босяков, "бывших людей", никому не нужных, выбро­шенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, "каменные своды. с обвалившейся штукатуркой", "все некрашеное и грязное". На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и чи­татель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке — несчастные, потерявшие надеж­ду, опустившиеся "на дно" люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
[sms]

Ярким представителем господствующего класса явля­ется хозяин ночлежки Костылев — жестокий эксплуата­тор, не желающий знать ничего, кроме денег: "Разве добро­ту с деньгами можно равнять?"

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фи­гура Клеща. Он здесь единственный человек, не потеряв­ший надежду "вырваться", у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает — он взял с со­бой инструменты . Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружаю­щим, жестокое обращение с умирающей женой Анной бе­зобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно срав­нить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя ("во что веришь, то и есть"), уговаривает бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: "Коли ты веришь, что была у тебя на­стоящая любовь. значит — была она! Была!" Лука советуeт Пеплу бросить Василису и уйти одному или с люби­мой Наташей строить новую жизнь.

Странник Лука вызывает у меня восхищение, посколь­ку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умуд­ряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помо­гает ему выжить в суровом мире.

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, су­мевшего пронести его через всю жизнь. Его история похо­жа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на "дно". Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: "Человек — вот правда! Понимаешь? Это — ог­ромно! В этом все начала и концы: Чело-век! Это — вели­колепно! Это звучит. гордо!" То есть, каким бы ни был "плохим" человек, в нем обязательно должна жить искор­ка гордости, веры в себя. "Надо уважать человека!" — го­ворит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это — человек! В высшем понимании этого слова![/sms]

Читайте также: