Сочинение на тему проблема смысла жизни и счастья в романе а с пушкина евгений онегин

Обновлено: 02.07.2024

В часы восстания декабристов и последующие годы, демонстрировавшие реакцию народа на те события, А.С. Пушкин окончил свой роман, посвященный одновременно и смыслу жизни, и назначению человека в тогдашнем мире. «Евгений Онегин, ключевой герой романа с одноименным названием, проходит тернистый путь самопознания, смены приоритетов и духовного развития.

Однако, автор сделал Евгения личностью незаурядной, и вскоре бессмысленное существование ему надоедает. Герой отчаянно стремится найти смысл жизни, цель, которая бы ему не наскучила, которая бы наполняла каждый его день. Он ищет новые духовные ценности, читает и пишет книги, пытается ввести в деревне новые порядки. Но Пушкин показывает, что самосовершенствование прошло даром, ибо герой не прошел два главных экзамена жизни — любви и дружбы.

Он отталкивает Татьяну не из-за душевных противоречий, а из-за доводов рассудка. Сейчас он не способен любить, в отличии от Татьяны, которая нарушила все светские каноны ради трепетного чувства. Любовь и юные страдание помогли ей обрести себя и состояться как личности. Онегину же этого не понять. Как не понять и дружбы, которую он променял на общественное мнение. Именно оно стало причиной убийства Ленского. И опять мнения людей, которых герой презирал на протяжении большей части романа взяло верх над истинными дружескими чувствами. Лишь спустя годы, встретив Татьяну, Онегин изменился. Простыл след хладнокровного и расчетливого юноши, Евгений предстает влюбленным страдальцем.

Пушкин выдвигает две основные ценности, достойные стать смыслом человеческой жизни — любовь и дружба. Смысл жизни Евгения Онегина — следование своим истинным потребностям и глубинным желаниям. Он прошел нелегкий путь, чтобы осознать эти потребности, научиться прислушиваться к себе и отказаться от требований общества и веяний моды.

В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют се­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характе­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

“Когда же черт возьмет тебя!”

Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом, опасаясь “судей решительных и строгих”; привык

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре.

Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему не­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и пережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.

Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственной чистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тывая никаких чуждых влияний.

Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­му человеку, которому она “вручает свою судьбу”.

Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­та эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.

Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.

Непоправимое должно свершиться:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по родной земле и растущее чувство собственной беспо­лезности:

…Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска.

В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.

Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­таний нравственно непобежденной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства, уродующего человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастли­выми вместе — главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.

И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.

Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­венной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.

Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 16610 0

Эпиграфы к уроку:

Онегин… это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее.

Мне нравились его черты.

А. С. Пушкин об Онегине

I. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин хотел осмыслить состояние умов своих молодых современников и показать им, в каком направлении надо идти, чтобы выполнить историческую миссию – преобразование России.

Какова же судьба дворянской молодежи в начале XIX века?

II. Реализация домашнего задания.

1.
Детство и юность Евгения Онегина до его вступления в свет.
(Происхождение, воспитание, образование, культурный уровень).

Вопросы: Готов ли был Онегин к реальной жизни? Было ли такое образование и воспитание типичным явлением в дворянской среде или это исключение из правил? Какие черты воспитания определили его оторванность от народа?

2. Светская жизнь Онегина.

(На что ушло восемь лет жизни героя? Был ли счастлив Онегин?)

Пребывание Онегина в деревне.

(Охарактеризовать отношение Онегина к крестьянам, к соседям-помещикам.)

Расскажите о взаимоотношениях Онегина – Ленского. Кто был прав и кто не прав в их ссоре? Как пережил смерть Ленского Онегин? (Смерть Ленского потрясла Онегина. Началась мучительная трагедия его совести.)

Ваша оценка поведения героев.

4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.

Вопросы: Каковы итоги жизненного пути Евгения Онегина? Прочитать письмо Онегина. Можно ли верить его чувствам? (Онегин возродился к жизни и, возродясь, полюбил ту самую Татьяну, которую не любил прежде. Он стал другим, но Татьяна не верит в перемены, происшедшие в нем.)

5. Последнее объяснение Татьяны и Онегина.

В. Г. Белинский:

Отношение автора романа к Евгению почти на всем протяжении повествования – ироническое, но благодушное, при явной симпатии к нему.

Выписать в тетрадь цитаты к образу Татьяны Лариной (всем учащимся).

Индивидуальные задания по группам:

1-я группа. Сопоставить образы сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора?

2-я группа. Сопоставить образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? Различие?

поурочный план, 10 класс, русская литература

в чем жизненная цель онегина?

в чем жизненная цель онегина?

Ответы:

разбивать женские сердца)

Смысл жизни Онегина

Евгений Онегин – главное лицо одноименного произведения А. С. Пушкина. Описывая жизнь, быт, круг проблем, которыми окружен Евгений, автор на его примере наглядно раскрывает тему предназначения человека на бренной земле. В чем смысл его жизни, в частности и Онегина.

Его образ — это образ светского молодого человека, получившего достойное воспитание и образование в петербургской среде. По своей натуре Евгений остроумен, оригинален, но ему не присущи истинные чувства – любовь, страсть. Он научился их только имитировать, оставаясь при этом юношей с холодным сердцем и расчетливым умом. Представляя собой личность незаурядную, он не доволен своей жизнью и поэтому усиленно стремится понять смысл жизни. Эти поиски приводят его в общество деревенских помещиков. Так начинается новый этап жизни Онегина. Стремясь обрести новые духовные ценности, он много читает, пишет, общается с интересными ему людьми.

Поиск смысла жизни у пушкинского героя растянулся на продолжительный срок, не принесший ожидаемого результата. Ему скучно везде – и в деревне и в городе. Душевная лень, холодный расчет, полная зависимость от мнения общественности – не отпускают его ни на шаг. Не смог оценить он ни мужской дружбы, ни женской любви, прислушиваясь к голосу рассудка, а не сердца. В отношениях с Татьяной Онегин смог проявить больше благородства, нежели искренних чувств. Его неспособность верить в чувство настоящей любви, постоянная дисгармония, приводят в итоге к драматической, несостоявшейся любви.

Та же самая сердечная глухота, не способность жить истинными чувствами, боязнь злоязычия — все это не дает развиться дружбе Онегина и Ленского, затем приводит к дуэли, которая заканчивается трагически. После череды всех произошедших событий герой романа смог прочувствовать доселе неизвестные ему чувства и эмоции.

Последующая встреча с Татьяной в Петербурге заставляет Онегина испытать порыв чувств, которые захлестнули его, о которых он не знал раньше, почувствовать прилив настоящей любви. Но пушкинского героя ждет разочарование – теперь уже Татьяна не может ответить на его любовь. Смысл ее жизни заключается в соблюдении моральных критериев, она не может строить свое счастье, опираясь на бесчестье.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.

Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр “Евгения Онегина” - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства:

…мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин…

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

…рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой…

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает “младое вдохновенье” спасти душу поэта от гибели, не дать

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Образ “милых друзей”, окружающих человека в “мертвящем” “омуте света”, появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала “наука страсти нежной”, так карикатурой на истинную дружбу – светское приятельство. “От делать нечего друзья” – таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности – лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе – потому так страшны автору эти “светские” дружбы. Для автора неумение дружить – страшный признак моральной деградации современного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.

Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.

В часы восстания декабристов и последующие годы, демонстрировавшие реакцию народа на те события, А.С. Пушкин окончил свой роман, посвященный одновременно и смыслу жизни, и назначению человека в тогдашнем мире. «Евгений Онегин, ключевой герой романа с одноименным названием, проходит тернистый путь самопознания, смены приоритетов и духовного развития.

Однако, автор сделал Евгения личностью незаурядной, и вскоре бессмысленное существование ему надоедает. Герой отчаянно стремится найти смысл жизни, цель, которая бы ему не наскучила, которая бы наполняла каждый его день. Он ищет новые духовные ценности, читает и пишет книги, пытается ввести в деревне новые порядки. Но Пушкин показывает, что самосовершенствование прошло даром, ибо герой не прошел два главных экзамена жизни — любви и дружбы.

Он отталкивает Татьяну не из-за душевных противоречий, а из-за доводов рассудка. Сейчас он не способен любить, в отличии от Татьяны, которая нарушила все светские каноны ради трепетного чувства. Любовь и юные страдание помогли ей обрести себя и состояться как личности. Онегину же этого не понять. Как не понять и дружбы, которую он променял на общественное мнение. Именно оно стало причиной убийства Ленского. И опять мнения людей, которых герой презирал на протяжении большей части романа взяло верх над истинными дружескими чувствами. Лишь спустя годы, встретив Татьяну, Онегин изменился. Простыл след хладнокровного и расчетливого юноши, Евгений предстает влюбленным страдальцем.

Пушкин выдвигает две основные ценности, достойные стать смыслом человеческой жизни — любовь и дружба. Смысл жизни Евгения Онегина — следование своим истинным потребностям и глубинным желаниям. Он прошел нелегкий путь, чтобы осознать эти потребности, научиться прислушиваться к себе и отказаться от требований общества и веяний моды.

В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют се­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характе­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

“Когда же черт возьмет тебя!”

Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом, опасаясь “судей решительных и строгих”; привык

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре.

Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему не­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и пережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.

Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственной чистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тывая никаких чуждых влияний.

Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­му человеку, которому она “вручает свою судьбу”.

Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­та эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.

Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.

Непоправимое должно свершиться:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по родной земле и растущее чувство собственной беспо­лезности:

…Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска.

В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.

Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­таний нравственно непобежденной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства, уродующего человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастли­выми вместе — главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.

И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.

Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­венной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.

Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.

Особенности образа Татьяны

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

в чем жизненная цель онегина?

в чем жизненная цель онегина?

Ответы:

разбивать женские сердца)

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный нравственный выбор. Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна – это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример – это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Смысл жизни Онегина

Евгений Онегин – главное лицо одноименного произведения А. С. Пушкина. Описывая жизнь, быт, круг проблем, которыми окружен Евгений, автор на его примере наглядно раскрывает тему предназначения человека на бренной земле. В чем смысл его жизни, в частности и Онегина.

Его образ — это образ светского молодого человека, получившего достойное воспитание и образование в петербургской среде. По своей натуре Евгений остроумен, оригинален, но ему не присущи истинные чувства – любовь, страсть. Он научился их только имитировать, оставаясь при этом юношей с холодным сердцем и расчетливым умом. Представляя собой личность незаурядную, он не доволен своей жизнью и поэтому усиленно стремится понять смысл жизни. Эти поиски приводят его в общество деревенских помещиков. Так начинается новый этап жизни Онегина. Стремясь обрести новые духовные ценности, он много читает, пишет, общается с интересными ему людьми.

Поиск смысла жизни у пушкинского героя растянулся на продолжительный срок, не принесший ожидаемого результата. Ему скучно везде – и в деревне и в городе. Душевная лень, холодный расчет, полная зависимость от мнения общественности – не отпускают его ни на шаг. Не смог оценить он ни мужской дружбы, ни женской любви, прислушиваясь к голосу рассудка, а не сердца. В отношениях с Татьяной Онегин смог проявить больше благородства, нежели искренних чувств. Его неспособность верить в чувство настоящей любви, постоянная дисгармония, приводят в итоге к драматической, несостоявшейся любви.

Та же самая сердечная глухота, не способность жить истинными чувствами, боязнь злоязычия — все это не дает развиться дружбе Онегина и Ленского, затем приводит к дуэли, которая заканчивается трагически. После череды всех произошедших событий герой романа смог прочувствовать доселе неизвестные ему чувства и эмоции.

Последующая встреча с Татьяной в Петербурге заставляет Онегина испытать порыв чувств, которые захлестнули его, о которых он не знал раньше, почувствовать прилив настоящей любви. Но пушкинского героя ждет разочарование – теперь уже Татьяна не может ответить на его любовь. Смысл ее жизни заключается в соблюдении моральных критериев, она не может строить свое счастье, опираясь на бесчестье.

Уникальный русский роман

Евгений Онегин, в отличие от своих сверстников, не находится на службе. Это изрядно выделяет его на фоне окружения. Он становится первооткрывателем новых традиций молодежи 19 столетия. При отказе от воинской службы они начинают отстаивать право на свободу от условий государства.

Прогрессивная молодежь того времени просыпается в полдень, долго прихорашивается, следом начинают объезжать все увеселительные мероприятия в округе, где обязательно встречают своих друзей. Эти столичные богатеи, и Онегин в частности, прогуливаются по улицам города. Обед наступает ближе к вечеру. Теперь можно выбрать ресторан, в котором можно просидеть весь обед, плавно переходящий в ужин, и встретиться с другими беззаботными парнями. Перед вечерним балом можно посетить театральное представление, которое заканчивалось новыми знакомствами и любовными интригами.

Когда молодой человек оказался далеко от своего города, он утратил свой привычный жизненный уклад. Онегин получает наследство и хочет все изменить, происходит отмена барщины и введение оброка.

Со временем подобная жизнь надоела Евгению. Начинается его духовное развитие. Он больше не обращает внимания на постороннее мнение. Герой возрождается в процессе поиска себя.

Истинная дружба, как считает автор, является преобладающей целью жизни человека. В эпоху Онегина друзей променяли на выгоду и карьеру. Вопрос дружеских отношений решался общественным мнением, но никак не был вопросом выбора самого человека. Настоящие чувства привязанности отвергались из опасения оказаться осмеянными богатыми повесами. Онегин проявил слабость в этом отношении и отвернулся от друга. Мнение общественности заставило его мстить. Не скрывая свою симпатию к любимой друга, он провоцирует Ленского на дуэль. Имея возможность отказать в дуэли, он опасается осуждения общества. В ходе дуэли Ленский погибает, а Онегин становится одиноким человеком. Евгений не дорожит дружбой, поэтому не сразу понимает, что потерял.

Еще одно жизненное богатство, которое несет счастье – любовь. Она может менять людей до неузнаваемости. В сердце Онегина не находится места для любви, только рассудок и страсть. Он отдавал предпочтение легкодоступным девицам. Только пройдя огромное количество испытаний, он открывает свое сердце, но уже поздно.

В любом случае, целью человека является счастье. Кто-то счастлив иметь верного друга, у другого сильная любовь, а третьи нашли себя в прекрасной работе. Главное, не пройти мимо своего счастья, как наш герой.

Читайте также: