Сочинение на тему признание раскольникова в убийстве соне

Обновлено: 05.07.2024

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Заключительная глава считается основным действием в произведении, в ней раскольников признаётся в преступлении. Такие события наблюдаем в главе раскаяние. Раскольников был уверен, что люди делятся на два сорта, одни преодолевают себя и идут на бунт, а окружающие люди согласятся с плохими условиями жизни. Эту теорию он хотел доказать себе, тварь ли я дрожащая или человек, который право имеет. Поэтому он решил убить старушку. Он думал, что сможет жить, не задумываясь о последствиях, совершённого преступления. Но в итоге он уничтожил свою жизнь, а постоянное чувство вины не даёт ему спасение. Огромную поддержку в его жизни оказывает Соня Мармеладова. Эта девушка стала для него спасительным кругом.

Возле конторы у юноши онемели ноги, но он продолжал идти, понимая правильность поступка. Неожиданно он встретил Прохора, который вел это дело. Раскольникова взял страх, что он догадался о его причастности к преступлению. Войдя в контору, он не смог признаться в убийстве. Неожиданно Раскольников увидел Соню, которая пряталась во дворе. Парень подумал, что она поддержит его в любой ситуации, поэтому он зашёл в контору и рассказал о преступлении. Такое признание означало ничтожное существование его натуры. В действительности раскаяние к нему пришло на каторжных работах после разговора с Соней и обращению к Богу. В сложной жизненной ситуации его душу спасла любовь и человечность.

Другие темы: ← Интерьеры в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийЧисла в романе Преступление и наказание →

Популярные сочинения

  • Автор: Ф. М. Достоевский
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 119 843 раз

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

Кроме этого, на уроке-беседе исключен столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чем их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста.

А самое главное – возникает желание читать.

Разговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья – развязки.

В словаре В. И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников – экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведем эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV).

Автор подчеркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырехугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол – “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” – покров Богородицы; свеча – символ живой души и молитвы; Евангелие – благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “темный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, еще тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семеновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чем смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублевого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чем должен был убедить Соню эпизод с Лу­жиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасет. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” – Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорбленных, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встает – он садится.

Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчеркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вел диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведет себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает ее сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный.

Герой задает Соне вопросы, как судья, и именно “судьей и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задает Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна.

Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить все, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задает Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? …Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю” .

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?

К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передается напряженность разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), дей­ствия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на ее постель”).

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже “ни мгновения нельзя было терять более””. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чем особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь – “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чем смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”.

Так же по-детски ведет себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чем смысл такого сходства героев с детьми?

В Раскольникове совмещаются убийца и ребенок.

“Вдруг, точно пронзенная (“пронзить” – проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. – Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчеркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова.

В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали ” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мертвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило ее.

Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается автор­скими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он все более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге…

Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя – единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне все представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту черт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришел к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые – значит, не просто мертвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати, но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони.

Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он еще надеется одолеть судьбу. Убийственная теория еще не перестала владеть его сознанием.

Раскольников еще не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чем мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнется следующий урок.

Заключительная глава считается основным действием в произведении, в ней раскольников признаётся в преступлении. Такие события наблюдаем в главе раскаяние. Раскольников был уверен, что люди делятся на два сорта, одни преодолевают себя и идут на бунт, а окружающие люди согласятся с плохими условиями жизни. Эту теорию он хотел доказать себе, тварь ли я дрожащая или человек, который право имеет. Поэтому он решил убить старушку. Он думал, что сможет жить, не задумываясь о последствиях, совершённого преступления. Но в итоге он уничтожил свою жизнь, а постоянное чувство вины не даёт ему спасение. Огромную поддержку в его жизни оказывает Соня Мармеладова. Эта девушка стала для него спасительным кругом.

Возле конторы у юноши онемели ноги, но он продолжал идти, понимая правильность поступка. Неожиданно он встретил Прохора, который вел это дело. Раскольникова взял страх, что он догадался о его причастности к преступлению. Войдя в контору, он не смог признаться в убийстве. Неожиданно Раскольников увидел Соню, которая пряталась во дворе. Парень подумал, что она поддержит его в любой ситуации, поэтому он зашёл в контору и рассказал о преступлении. Такое признание означало ничтожное существование его натуры. В действительности раскаяние к нему пришло на каторжных работах после разговора с Соней и обращению к Богу. В сложной жизненной ситуации его душу спасла любовь и человечность.

Признание Раскольникова в преступлении

Признание Раскольникова в преступлении

Популярные сочинения

Характер – это основа личности каждого из нас. То, что является фундаментом нашей индивидуальности, то, что отличает нас от других. Мы живем в обществе, каждый день нас окружают тысячи людей

Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства.

В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе

Читайте также: