Церковное сочинение о жизни духовных или светских деятелей причисленных церковью к лику святых

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Викторина прил №4.docx

1. Какое настоящее имя Евфросинии?

А. Горислава
Б. Елена
В. Предслава

2. Какой источник повествует нам о духовных подвигах и жизни Евфросинии?

3. За какой срок была построена церковь во имя Святого Спаса?

А. 5 лет
Б. 30 недель
В. 15 месяцев

4. Назовите имя архитектора, под руководством которого велось строительство храма Святого Спаса.

А. П ѐ тр
Б. Аристотель Фиораванти
В. Иоанн

5. Как выглядела келья Святой Евфросинии?

А. В форме креста
Б. В форме прямоугольника
В. Квадратная

6. Какую икону возжелала иметь Е. Полоцкая в своей обители?
А. Одигитрия Эфесская
Б. Икона Спасителя
В. Икона Николая Чудотворца

7. Куда совершила паломничество Святая Евфросиния на склоне лет?
А. Минск
Б. Киево- Печ ё рская лавра
В. Иерусалим

8. Для хранения христианских святынь Евфросиния заказала необычный ларец. О каком ларце ид ё т речь?
А. Необыкновенной красоты шкатулка
Б. Крест
В. Медальон

9. Назовите имя мастера, который изготовил крест Е. Полоцкой.
А. Андрей Рубл ѐ в
Б. Г. Мользер
В. Лазарь Богша

10.Когда отмечается День памяти Ефросинии Полоцкой?

А. 14 апреля
Б. 5 июня
В. 26 июля

11. Где сегодня хранятся нетленные мощи Святой Евфросинии?
А. Минский кафедральный собор
Б. Киево-Печерская лавра
В. Полоцкий Спасо – Евфросиниевский монастырь.

Выбранный для просмотра документ Преп Е Полоцкая текст для чтения приложение№3.docx

Преподобная Евфросиния Полоцкая (1102–1173) – выдающаяся просветительница периода Древней Руси, первая русская святая.

С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Науки давались ей очень легко. Она была глубокого разума, молитвенного настроя, желала совершить духовный подвиг.

Вблизи Полоцка, в Сельце, Ефросиния основывает Спасо- Преображенский женский монастырь ( сейчас Спасо-Евфросиниевский ). Зодчий Иоанн построил Святого Спаса церковь на просьбу Ефросинии сказочной красоты. Внутри храма игуменья пожелала иметь две тесные крестообразные кельи с небольшими световыми окнами. Интерьер храма Спаса был богато украшен фресковой росписью. Его возвели на удивление быстро, всего за тридцать недель. Святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам.. .

Спустя некоторое время учреждает ещё одну обитель – Богородицкий мужской монастырь, в который из Константинополя прислали по ее просьбе список с чудотворной Одигитрии Эфесской иконы Божией матери .

Монастыри, основанные Ефросиньей Полоцкой, стали центрами образования не только в Полоцком княжестве , но и по всей Руси. При них работали школы, библиотеки, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня. Высокообразованная игуменья преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, историю. Большинство учеников были детьми простых горожан, и, благодаря педагогической деятельности Ефросиньи Полоцкой, значительная часть населения Полоцка была грамотной. Действовали мастерские по переписке книг.

Книги расходились по всей Полоцкой земле, их читали, по ним учились дети.

Знаменитому полоцкому ювелиру Лазарю Богше Евфросиния заказала для новой церкви шестиконечный крест. Мастер сделал его из кипарисового дерева, уложив то по краям золотыми и серебряными пластинки с драгоценными камнями и многоцветными иконками святых. В нем хранились христианские святыни.

Евфросиния жила в жестокое, кровавое время. Князья часто воевали между собой. Она терпеливо мирила князей, убеждала их не враждовать, а крепить княжества.

В конце жизни Евфросиния отправилась в путешествие в Святую Землю. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и скончалась 24 мая 1173 г.

В 1187 г., после завоевания Иерусалима султаном Саладином монахи вынуждены были возвратиться на родину. Евфросиния была перезахоронена в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры . В 1910 г. мощи преподобной были привезены в Полоцк в основанный ею монастырь .

Подчеркните в тексте все наиболее значимые дела, совершенные святой Ефросинией в деле духовного подвига

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Соотношение названия коллегий и их функции:
Мануфактур-коллегия —
Берг-коллегия —
сбор доходов
Вотчинная —
Штат-коллегия —
расходы государства
Сухопутные вооруженные силы
Адмиралтейская —
металлургическая промышленность
дворянское землевладение
Камер-коллегия —
промышленность
флот
Военная —

В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. русский флот одержал блестящую победу в бухте …
Чесма
Гангут
Синоп

Система кормлений – это …
военные поселения, введенные Александром I в западных губерниях России
практика постоя солдат в городах и деревнях России XVI—XVII вв
система местной власти в уезде и волости в XV-XVI вв
система центральных учреждений

Результаты немецко-шведской агрессии XIII века:
Прибалтийские племена отбились от крестоносцев
Походы захватчиков обернулись полным крахом
Окончательное определение внешнеполитического курса Руси, близость к Востоку
Утрачена независимость северо-западных русских земель
Русь сохранила самостоятельность во всех отношениях

К 1955 г. относится создание …
Организации Объединенных Наций
Совета Европы
Организации Варшавского договора
Организации Североатлантического договора (НАТО)

Церковное сочинение о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых, называется …
житием
исповедью
сказанием
летописью

Второе ополчение возглавил(и) …
К. Минин
Д. Пожарский
П. Ляпунов
Д. Трубецкой

Партии, представители которых составляли большинство в Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов, созданном в ходе февральских событий 1917 г.:
большевиков и эсдеков
кадетов и октябристов
большевиков и эсеров
меньшевиков и эсеров

Устройство военных поселений в России было поручено:
А. А. Аракчееву
В. П. Кочубею
Н. Н. Новосильцеву
П. А. Вяземскому
М. М. Сперанскому

В ходе Крымской войны 1853–1856 гг. русский флот одержал блестящую победу в бухте …
Синоп
Чесма
Гангут

Проявления политического кризиса СССР в конце 70-х – нач. 80-х гг.
ослабление власти партийных органов
увеличение административного аппарата
падение авторитета высшего руководства страны
роспуск КПСС и переход к многопартийности
рост диссидентского и правозащитного движения

Учредительное собрание открылось в Петрограде в ___________ 1918 г.
декабре
ноябре
феврале
январе

В 1917 г. массовые выступления, послужившие началом Февральской революции, начались в …
Петрограде
Москве
Варшаве
Одессе

Декабря 1934 г. был убит один из потенциальных соперников Сталина — это …
Н. И. Бухарин
С. М. Киров
Л. Д. Троцкий


Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

– Жития святых занимают центральное место в христианском воспитании человека. На житийных примерах угодников Божиих с первых веков христианства воспитывались многие поколения верующих. Вплоть до наших дней. Отче, расскажите, пожалуйста, что представляют собой жития святых и какова их функция?

– Написание жития святого – часть процесса канонизации. Житие создается на основании подробного изучения биографических материалов, свидетельств. Задача жития – не просто дать биографические сведения, а проиллюстрировать, по каким критериям Церковь опознает в человеке святого и как именно Она сделала это в конкретном случае.

– Каким образом пишется житие?

– В Древней Церкви основанием для написаний житий были мученические акты и свидетельства, оставленные очевидцами. Естественно, что со временем процесс канонизации несколько усложнился, в том числе и относительно составления жития. На современном этапе при канонизации собираются и подробно исследуются источники жизнеописания, нередко привлекаются узкие специалисты в различных областях: историки, юристы, само собой богословы и канонисты. Результатом такой кропотливой работы является в том числе и написание жития, если принято решение о канонизации.

– Почему говорят, что жития святых – это житие самого Господа?

– В силу Своей природы Бог не может быть познан людьми, как постигается сущность вещей чувственного мира: прямо, целиком и во всей полноте. Получение истинного представления о Боге превышает человеческие возможности. Как христиане могут познать Бога?

– Следует учитывать, что, с одной стороны, в христианском богословии присутствует учение о так называемом естественном Откровении, подразумевающем определенного рода пути, основанные на природных способностях, раскрывая которые человек может прийти к идее Творца.

Но двигаться далее посредством собственных природных способностей он не может, поэтому Господь открывает себя. Таким образом, Богопознание предполагает Откровение. Именно с Откровения Бога начинается Священная история человечества. Цель религии – не просто идея Бога, а связь с Ним, отношения. И в этом плане процесс познания включает в себя исполнение воли Божьей. Господь открывает Себя и одновременно показывает путь к Себе. Творец не просто говорит, что Он существует, а заявляет: чтобы прийти к Нему, нужно следовать Его закону. Православная Церковь, канонизируя святых, очередной раз за свою историю показывает всем: вот путь, по которому можно прийти к Богу, этим путем шел прославляемый нами святой, и все вы, желающие спастись, держите этот же путь, ибо его прошли до вас множество и множество людей Божьих.


– Необходимо понимать исторические реалии того времени. В области богословия – это время западного влияния. На эту тему написано много исследований. Было бы наивным полагать, что влияние ограничивалось только богословскими системами. Степень влияния оценивается по-разному, но в любом случае оно было достаточно масштабным и касалась многих сторон церковной жизни.

Перед святителем Димитрием стояла трудная задача написать жития святых, при том что количество источников было ограниченным. Есть святые, о жизни которых сохранилось много материалов или, наоборот, сведения скудные. Об отдельных святых нам известно всего лишь, что они родились, удалились куда-то для христианских подвигов и почили праведно, к примеру, через 50 лет. И все. Написать пространное житие на основании этих данных невозможно. Задача автора житий в таких случаях многократно усложняется. При таких условиях работу автора житий можно сравнить с трудом иконописца, нередко не имеющего данных о святом, которого будет писать. В таких случаях в иконописи существует традиция изображения согласно понесенным подвигам: мученики в такой-то цветовой гамме, святители так-то, монахи такими-то. То есть создается именно образ, отображающий представление Церкви о подвиге мучеников, архиереев, праведных мирян и т. п. А указание имени говорит о том, кто именно изображен. Составитель житий иногда при недостатке данных использует подобные методы. И это закономерно, так как, повторюсь, житие святого – это не биография в общепринятом значении этого слова и не воспоминания современников, но вербальная икона святого. Существуют исследования на тему, как именно развивался такой жанр духовной литературы, как житие, в Византии и на Руси.


Собор всех святых

– Отче, а были какие-то стандарты в агиографическом творчестве?

– В исследованиях, посвященных агиографической литературе, можно встретить утверждение, что в Византии своеобразным эталоном, на который ориентировались составители, было житие прп. Федора Студита и некоторых других святых. Но это не означает вовсе, что факты его биографии приписывались другим святым, а лишь говорит о том, что указанное житие было неким ориентиром при написании схожих текстов. Например, если я хочу написать хорошую проповедь, то буду руководствоваться уже существующей хорошей проповедью, например, святителя Филарета Дроздова.

– Примерно такая же схема использовалась по отношению к житиям?

– Да. В каждом жизнеописании необходимо было указать первичное мирское положение: происхождение святого, воспитание, внутренний духовный переворот, приведший или к вере во Христа, или к решению принять мученичество, или к желанию уйти в монастырь. И, наконец, венец жизни – мученичество, исповедничество, приобретение даров: молитвы, слез, прозорливости и т. п. Вот примерно по такому лекалу, если можно так выразиться, составлялись жития. Но для освещения всех этих обстоятельств не всегда была и есть информация. И речь идет не только о древних святых.

Возьмите жития новомучеников. Зачастую нам известно, что учился священник, например, в Киевской семинарии, которую закончил в таком-то году, рукоположен во священники и направлен в такую-то епархию, и все. Из следственного дела узнаем, что он обвинялся в том-то и том-то. И далее – смертный приговор. Но мы не имеем никаких сведений о том, что заполняло жизнь этого человека, какие обстоятельства пришлось пережить, какие подвиги нести, какие переживания он испытывал в камере.

– То есть мы не имеем возможности знать в подробностях, как жил и что чувствовал человек во время испытаний веры, пыток и надругательств?

– Безусловно. Но нужно понимать, что даже краткое житие раскрывает перед нами величие подвига того или иного подвижника, а тем более – мученика.

Когда святитель Димитрий писал свои тексты, он также сталкивался с подобными вещами. Поэтому нужно учитывать, что для написания каждого отдельного жития он имел разные объемы исходного материала. У агиографа есть жития не очень подробные, которые можно назвать житийной справкой. Но в любом случае он проделал грандиозную работу, которая свидетельствует о том, что в Православной Церкви явлен целый сонм святых, что они были, есть и будут.

Потому что не может существовать Церковь без святых, ибо Ее задача – это святость. Мы призваны к святости. Задача церковного писателя – указать на эту святость.

– Жития святых – это вечно недописанная книга…

– Совершенно верно. Так как святые в Церкви есть и будут, ибо в Ней пребывает Дух Святой.

– Какими материалами пользовался святитель Димитрий, где он их искал?

– Думаю, что исследовать источники, которыми пользовался святитель, это будущая задача церковной науки. Главное понимать, говоря о его трудах, что на нем лежала миссия обогатить церковную письменность житийной литературой. В этом направлении он проделал огромную работу.

– Отец Сильвестр, какой Вам представляется Церковь будущего?

– Хороший вопрос. Я не футуролог, в будущее не заглядываю (смеется). Могут случиться самые разные обстоятельства, возникнуть различные ситуации и положения. Но основная задача Церкви была, есть и будет – спасение. Уверен, что Церковь с этой миссией справлялась и в византийскую эпоху, и во времена средневековой Руси, и в советское лихолетье. Исполнит она свое предназначение и сейчас, и в будущем тоже.

Необходимо отметить также и труды наших современников по составлению библиографии творений и исследованию отдельных отцов Русской Церкви. Так, библиографии святых Димитрия Ростовского и Игнатия (Брянчанинова) были изучены и изданы Александром Николаевичем Стрижевым; изучением и составлением библиографии творений свт. Филарета (Дроздова) занимается профессор МГУ и ПСТГУ Александр Иванович Яковлев.

В целом историю книгоиздания творений русских святых отцов можно разделить хронологически на пять этапов. Вот их краткий обзор.

Книгоиздание творений
русских святых отцов в XVI- XVII веках

В 1647 году были напечатаны в Москве, как сообщает архиепископ Филарет (Гумилевский) 294 , жития преп. Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные учеником преп. Сергия преп. Епифанием Премудрым.

Книгоиздание творений русских святых отцов в XVIII веке

Данный период характеризуется скудостью как изданий, так и персоналий. В этот век просвещения и секуляризации сочинения русских церковных писателей были, за редким исключением, не в моде. Причем, как правило, издавались современники, а не древние авторы.

Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках

Книгоиздание творений русских святых отцов в этот период переживает время своего расцвета. Оно характеризуется, во-первых, двунаправленностью (внимание и к русскому святоотеческому наследию далекой старины, и к настоящему или недавнему прошлому отечественной патристической литературы), а во-вторых, масштабами книгоиздания, во многом объясняющимися возросшими возможностями полиграфии.

Что касается первого, то в XIX веке появляется особый интерес к древнерусской духовной литературе. Начинают издаваться сочинения авторов X-XVII веков.

В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский, свт. Киприан, митрополит Московский

Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери.

Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан, Затворник Вышенский, св. прав. Иоанн Кронштадтский.

В 1910 году в издательстве Оптиной пустыни выходит собрание писем оптинского старца преп. Анатолия (Зерцалова) (1824–1894) к мирским особам (Козельск, Св.-Вв. Оптина пустынь, 1998. Репринт. Изд. 1909, 312 с.).

Стоит назвать некоторые издательства, отличившиеся до революции на ниве публикаций творений русских отцов. Это, прежде всего, издательства известных монастырей: уже упоминавшейся Оптиной пустыни, Афонского Пантелеймонова монастыря (выпустило немало сочинений свт. Феофана Затворника как при его жизни, так и по смерти), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Среди прочих издательств, чьи названия наиболее часто встречались на книгах русских святых отцов, можно назвать издательства Сойкина, Сопикова.

Книгоиздание творений русских святых отцов
в XX веке с 1917 по 1990-е годы

Революционные события 1917 года и последовавший за ними период гонений на Православие, когда была практически уничтожена церковная наука, а духовное книгоиздание приравнивалось к контрреволюционной деятельности, фактически поставили жирную точку на книгоиздании творений святых отцов в СССР на семьдесят лет.

Но сказать, что творения русских святых отцов в советский период не издавались вовсе, нельзя. Можно упомянуть отдельные публикации исторических и литературных памятников древнерусского периода XIV-XVII веков, которые не преследовали каких-либо духовно-церковных целей. Среди таких текстов встречаются и небольшие святоотеческие сочинения.

Но церковные авторы XIX-XX веков, писавшие на исключительно духовные темы (например, святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы), были под запретом и не переиздавались в СССР.

В 1959 году в Ленинграде в Институте Русской литературы (Пушкинский Дом) издаются послания преп. Иосифа Волоцкого.

Нельзя обойти вниманием и издательскую деятельность в русской эмиграции, бережно хранившей традиции Православия и, соответственно, память о русских святых отцах.

В 1920–1930-х годах пишет свои работы о преп. Паисии Величковском прот. Сергий Четвериков, живший в Югославии и Чехословакии; он также публикует некоторые переводы творений этого преподобного отца 304 .

Продолжают переиздаваться репринтом творения русских отцов Церкви, вышедшие до революции.

В 1953 году в Париже переиздается беседа с Мотовиловым преп. Серафима Саровского.

Книгоиздание творений русских святых отцов в XX и XXI веках
с 1990-х годов по 2008 год

В 90-х годах XX века в связи с падением советского богоборческого режима и возрождением Православия происходит и возрождение русского патристического книгоиздания в России – начинают переиздаваться многие сочинения русских святых отцов. Эти издания поначалу носят почти исключительно репринтный характер, что объясняется нехваткой средств на издания, полиграфическое качество оставляет желать лучшего. Однако эта деятельность по изданию русских святоотеческих творений, являющихся максимально близкими по духу отечественному православному читателю, безусловно, принесла великую пользу делу возрождения Православия в 1990-е годы в России и на территориях бывших советских республик. Качество этих изданий компенсировалось их востребованностью – они утоляли тот духовный голод, который возник у народа после падения коммунистической идеологии и обращения к Церкви. Так, в 1990-х годах переиздаются почти все главные сочинения свт. Феофана Затворника, в том числе его Письма (М.: Паломник, 1994).

Издаются собрания сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) (трижды репринтом: в 1993 году 307 , в 1996–2001 годах 308 и в 2001 году 309 ), свт. Тихона Задонского, некоторые творения св. Иоанна Кронштадтского.

Со временем ситуация меняется к лучшему, и издания начинают выходить перенабором, в хорошем оформлении, а главное – с профессионально выполненными вступительными статьями научного характера, с комментариями и примечаниями, указателями, современными библиографиями и дополнениями, стремящимися учитывать современное положение дел в изучении того или иного русского отца Церкви.

Выводы

В заключение хотелось бы наметить ряд направлений развития русской патрологии как дисциплины в связи с книгоизданием творений русских святых отцов.

Во-вторых, в отношении книгоиздания русских святоотеческих творений, как я полагаю, дальнейшая работа будет заключаться во внимательном разыскании некоторых неизданных сочинений (находящихся в рукописях) или изданных разрозненно, и в особенности до революции или в эмиграции и потому недоступных для широкого читателя. Так, к примеру, не переведены до конца на русский язык и поэтому не изданы некоторые сочинения преп. Паисия Величковского 312 , не изданы полностью письма свт. Филарета (Дроздова), и этот список еще можно было бы продолжить.

В-третьих, важной представляется работа по собиранию и переизданию вышедших как до революции, так и в СССР древнерусских святоотеческих сочинений (X-XVII века), как правило, не очень объемных, в каком-нибудь новом – церковном по своему духу – издании (это, конечно же, должна быть целая серия).

В-четвертых, в связи с продолжающейся деятельностью по канонизации как новомучеников и исповедников Российских, так и подвижников благочестия XX века, а вскоре, надеюсь, и XXI века, еще одним направлением в книгоиздательстве и церковно-научном изучении станет издание их творений.

В-пятых, недавнее воссоединение РПЦ и РПЦЗ открывает новые перспективы для расширения круга русских святых отцов канонизированными церковными авторами XX века, которые жили в эмиграции и были прославлены в лике святых в РПЦЗ.

Другим шагом в развитии и русской патрологии как науки и русского патристического книгоиздания будет рассмотрение сочинений авторов, относящихся к категории церковных писателей или богословов (неканонизированных). Эта работа может проводиться для открытия новых важных и интересных аспектов в русской церковной литературе, способствующих обогащению представления о русской святоотеческой мысли. Однако главными критериями подхода здесь должны стать осторожность и точное соответствие тех или иных идей как русскому святоотеческому преданию, так и Преданию Церкви в целом.

Кроме того, хотелось бы отметить одну особенность русской святоотеческой традиции, значительный содержательный пласт которой составляет нравственно-аскетическая проблематика (безусловно важная для духовной жизни). Эта особенность – распространенность жанра житийной литературы, и в особенности даже – жанра поучений или воспоминаний, записанных со слов духовных чад (главным образом это относится к святым подвижникам XIX-XX веков, которые не оставили никаких собственноручных письменных сочинений или почти не оставили). Конечно, и сами жизнеописания святых представляют огромный интерес и с точки зрения церковно-исторической, и с точки зрения духовно (как образец и воплощение церковных нравственно аскетических идеалов). Однако для курса Русской патрологии, изучающего, в отличие от агиографии, не только жития, но и творения и учение, в случае отсутствия написанных творений такие поучения и воспоминания крайне важны: они помогут рассказать об учении этих святых подвижников, зафиксированном в нередко афористичных и глубоких по своему христианскому смыслу кратких высказываниях, сохраненных в воспоминаниях их духовных чад или в житиях. В связи с этим оказывается особенно актуальным для русской патрологии жанр флорилегиев, или сборников высказываний отцов по тому или иному вопросу, а также включение этого материала в антологию русской патрологии.

Исихазм: Аннотированная библиография / Под общей и научн. ред. С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.

Такая дата стоит в Предисловии к творениям преп. Максима, изданным в Казани в 1864 г., а у митрополита Филарета (Гумилевского) стоит дата 1619 г.

Архиеп. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы (1862–1863 гг.): В 2 кн. СПб., 1884. Кн. 1. С. 98.

Архиеп. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Кн. 2. С. 354.

До революции переизданы в трех томах в Свято-Троицкой Сергивой Лавре (Сергиев Посад, 1910–1911), причем уже с элементами богословско-патрологической классификации трудов: Т. 1 – Сочинения нравоучительные, Т. 2 – Сочинения догматико-полемические, Т. 3 – Сочинения разные.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. С. 34

С двумя частями алфавитных указателей, вышедших в 1891 году там же.

Письма к разным лицам и о разных предметах веры и жизни. М., 1882. – 432 с.

Сообщается, что всего до революции было выпущено 125 наименований книг общим тиражом в 225 000 экземпляров.

Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 181.

См.: Исихазм. Аннотированная библиография. С. 581, 584.

Правда, вышло лишь четыре тома пятитомного дореволюционного собрания.

Издание было начато в Джорданвилле, продолжено Московской Патриархией, и завершено Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой пятым томом.

Псково-Печерский – Сретенский монастыри издали семь томов с небольшими вариациями (письма мирянам были опущены, зато седьмой том составила Симфония по творениям свт. Игнатия, выполненная игуменом Марком Лозинским).

В семи томах. М.: Благовест.

В шести книгах. М.: Лепта.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. С. 34

Источник: Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. — 576 с.

Читайте также: