Сочинение на тему познание

Обновлено: 07.07.2024

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания) .

Виды (методы) познания

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания) . В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Существует несколько типов познания:

тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни) . Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания [источник не указан 547 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.

предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т. п.

Автор рассматривает указанную проблему с позиции того, что процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней — чувственного и рационального. Более того, получить результат познания, то есть знание, а также представление об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.

Я не могу не согласиться с позицией Патриция. Действительно, мы на личном опыте можем убедиться, что познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.

Приведу теоретическую аргументацию. Познание — это процесс получения нового знания. Знание, в свою очередь, — результат познания. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания доминирует в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум. Существуют два уровня познания: чувственное (осуществляется органами чувств) и рациональное (осуществляется по средствам мышления). Каждый из уровней имеет свои формы. Чувственное познание — единство трёх форм: ощущение, восприятие, представление. Рациональное — единство понятия, суждения и умозаключения. И несмотря на то, что в науке существовали две теории абсолютизирующие какой-либо из уровней (эмпиризм и рационализм), можно придти к выводу о том, что процесс познания может увенчаться успехом только в случае единства названных уровней. Причиной тому является их несовершенство по отдельности. Например, особенность чувственного уровня познания заключается в воспроизведении внешних свойств объекта. Но достаточно ли этого? Очевидно, что нет. Рациональный уровень со свойством выстраивания закономерных связей об объекте поможет дополнить чувственный.

Приведу пример из социальной жизни общества. В древности был распространен миф о том, что наша планета Земля — плоская. Данное утверждение основывалось лишь на личных, чувственных наблюдениях людей. Из-за отсутствия научных методов изучения мира рациональный уровень познания попросту не мог быть использован. Таким образом, мы можем видеть, что отсутствие взаимодействия двух уровней познания может привести к непродуктивности этого процесса.

Другим примером того, что для полного познания какого-либо объекта нужны как чувства, так и разум, может служить философское течение именуемое агностицизмом. Его представители уверены, что мир невозможно познать до конца, поскольку по отношению ко многим явлениям в нашей жизни можно применить лишь чувственное познание, но не рациональное, и наоборот.

В результате, можно сказать, что Патриций был прав в своих суждениях. Процесс познания может называться таковым только при использовании двух уровней, при их взаимодействии.

Своим высказыванием Л.Фейхтвангер, известный немецкий писатель, хотел до нас донести мысль о том, что познание сопровождает нас всю нашу жизнь. Оно является неотъемлемой частью существования и позволяет людям улучшать собственную жизнь путём преобразований и совершенствований реальности, которая нас окружает. Познание и жизнь тесно связаны, и одно без другого существовать просто не сможет. Жизнь основана на опыте, который становится результатом познания вместе со знаниями, которые формируют нашу действительность. Именно этот смысл вкладывал писатель в свои слова.

Нельзя не согласиться с высказыванием Л.Фейхтвангера. Действительно, жизнь и познание неотделимы. Жизнь строится на вечном познании окружающего мира, который настолько многообразен, что вечности не хватит, чтобы познать мир полностью. Это позволяет находиться в постоянном поиске чего-то нового, неизведанного, что делает жизнь красочной и яркой. А весь прошлый “багаж” знаний добавляет уверенности и позволяет брать из каждого дня максимум эмоций. Жить в бесконечном и непрерывном познании – это чувствовать масштабы мира и восхищаться его многообразием.

Рассмотрим высказывание Л.Фейхтвангера с точки зрения обществоведческой теории. Для этого обратимся к материалу по теме “Познание”, а именно к определению термина, его основным видам и формам.

Познание – это процесс получения человеком знаний о себе, мире и обществе.

В процессе выделяют 2 действующих элемента:

  1. Субъект познания – то есть человека, который занимается познанием, как видом целенаправленной деятельности; субъектом также может являться группа людей или общество в целом;
  2. Объект познания – то, на кого или на что направлен процесс познания (духовный или материальный мир, человек, группа людей, общество).

Познание имеет 2 уровня: чувственное (функционирует при помощи органов чувств) и рациональное (функционирует при помощи разума). Каждый из уровней имеет свои ступени, которые позволяют получить наиболее полные сведения об объекте познания.

На уровне чувственного познания выделяют следующие ступени:

  1. Ощущение – это знакомство с миром путём прямого воздействия предметов на органы чувств (запах, вкус, звук и т.д.);
  2. Восприятие – это создание целостного образа предмета на основе ощущения (выделение признаков предмета);
  3. Представление – это создание образов предметов по памяти с возможностью воспроизведения основных признаков.

Уровень чувственного познания позволяет сформировать у человека поверхностный образ о сути вещей, за всестороннюю картину изучаемого отвечает рациональное познание, которое также представлено тремя ступенями:

  1. Понятие – это мысль, которая выражена при помощи слов и содержит общие и конкретные свойства предмета (например, название);
  2. Суждение – это мысль, которая подразумевает под собой либо утверждение, либо отрицание чего-то связанного с понятием;
  3. Умозаключение – это полноценная мысль, в которой содержится новое суждение, состоящее из обобщённых сведений, вывод.

Таким образом, исходя из детального теоретического разбора высказывания, можно сделать вывод о правильности высказывания немецкого писателя. Познание – это один и важнейших процессов в жизни человека, который позволяет ему продвигаться в развитии практически ежесекундно.

Хорошим примером, доказывающим смысл высказывания Л.Фейхтвангера, может послужить жизнь каждого знакомого нам человека и самих нас. Каждый день мы сталкиваемся с новым – новыми людьми, сферами знаний, литературными произведениями, направлениями в искусстве. Что-то вызывает в нас неподдельный интерес, и мы посвящаем этому своё драгоценное время, испытываем удовольствие в процессе, а затем делимся с кем-то тем, что узнали. И так каждый день, мы познаем жизнь, и никто не отделяет этот процесс от своей повседневной жизни. А происходит так, потому что жизнь и познание неотделимы, о чём и говорил немецкий писатель.

В качестве второго примера приведу жизнь известного Стива Джобса, который стал создателем одной из самых успешных фирм по созданию электроники. Не имея высшего образования, он смог, самостоятельно познавая этот мир, сделать инновационный прорыв и создать те устройства, которыми люди активно пользуются уже много лет. Это также доказывает мысль о том, что жизнь и познание не могут существовать друг без друга.

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что Л.Фейхтвангер был прав, когда сказал, что жизнь и познание неотделимы. Ведь если не будет познания, то и жизнь станет тусклой и безрадостной, стагнирует и рано или поздно перестанет существовать, а познание и вовсе не имеет смысла, если не будет жизни.

Читайте также: