Мальчик с ручкой сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование активной жизненной позиции; развитие мотивации к преодолению трудностей.

  1. Проблемная ситуация.
  2. Достоевский как пример человека, всю жизнь преодолевавшего трудности.
  3. Размышления Достоевского о детях, просящих милостыню.
  4. Поиск выхода из тяжелых жизненных ситуаций в групповой работе: социоигровая деятельность.
  5. Выбор утверждения, выражающего жизненную позицию учащихся.
  6. Возвращение к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока. Создание ситуации успеха.
  7. Возвращение к первому заданию.
  8. Рефлексия.

Оборудование: портреты трех писателей (Гончаров, Тургенев, Достоевский), 4 комплекта букв, текст рассказа, текст биографии.

Ход урока

1. Создание проблемная ситуация.

а) Мотивация к началу деятельности.

- Для того, чтобы начать урок, нам нужно понять, о чем он будет, что будет предметом нашего исследования. Об этом вы сможете рассказать мне сами после небольшого соревнования.

б) Беседа по итогам работы.

С чем вы сейчас столкнулись? Что испытали? Что вам сейчас хочется сделать? Кого вы вините в неудаче? Вы приложили достаточно усилий?

Часто ли в вашей жизни: ваших отношениях с одноклассниками, родителями, учителями у вас возникают трудности, которые вы не можете преодолеть?

Целеполагание (выводит учитель, опираясь на ответы детей): Что делать, если трудности кажутся непреодолимыми?

2. Опыт известной личности.

- Среди людей, имена которых остались в памяти поколений, есть те, чья жизнь, кажется, состояла из одних проблем и неразрешимых ситуаций, но между тем, они сумели не только выжить, прославиться, принести пользу обществу, но и сохранить человеческое достоинство. На уроке литературы логично было бы обратиться к биографии писателя.

а) Рассмотрите портреты. Кого вы на них узнаете? В чьем лице вы видите горечь потерь, глубокую думу, след тяжелых испытаний? Может быть, не только лицо, но и сам силуэт вам что-то подскажет?

Вывод о выбранном детьми портрете: имя этого человека, мыслителя, мастера художественного слова, публициста –

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (записать в тетрадь).

б) Доводилось ли вам когда-нибудь слышать о том, какие сложные жизненные ситуации он пережил? Хотелось бы узнать?

Работа с текстами биографии. Выпишите в тетрадь1-2 события, которые, на ваш взгляд, было непросто преодолеть, пережить, которые вас удивили, поразили. (Карточки с текстами прилагаются).

3. Влияние жизни писателя на его творчество.

- Достоевский был чувствителен, восприимчив к проблемам, бедам людей, находился в напряженном раздумье о том, какое отношение людей друг к другу и к себе поможет преодолеть эти частные, личные неудачи. Особенную боль, страдание он испытывал за детей, которых взрослые обрекли на несчастное детство.

Нам предстоит прочитать удивительный рассказ о Рождестве, о горе и чуде, которые произошли в рождественскую ночь. Он называется “Мальчик у Христа на елке” (записать в тетрадь). Но сегодня мы будем знакомиться только с частью рассказа: “Мальчик с ручкой”.

Учитель читает текст вслух.

4. Размышления над прочитанным.

Беседа: Какие чувства испытали? О чем размышляли? Хотелось ли что-то сделать?

Обдумайте ответ: Как текст связан с теми вопросами, которые мы обсуждали? Поделитесь своими размышлениями в группах. Выступления групп.

Как появляются такие семьи, в которых живут за счет милости окружающих людей? Подавая копеечку, мы помогаем? Хотят ли эти люди изменить свою жизнь? Имеют ли на это внутренние (душевные) силы? В чем главная их проблема?

Учитель подводит итог: мы не можем помочь этим людям, бросив “копеечку”, потому что проблема живет внутри них, они не верят в себя и не хотят бороться с трудностями.

5. Социоигровая деятельность.

Каждая группа – семья, которая находится на грани бедности и нищеты. Остались последние 500 рублей. На что их потратить? Что в этой ситуации сохранить важнее всего и сложнее всего? (Человеческое достоинство)

Вывод: необходимо минимализировать затраты на каждодневные бытовые нужды, набраться терпения и вкладывать деньги только в то, что сможет принести хоть какую-то выгоду, прибыль. Например, семена, из которых вырастут овощи, нитки, из которых можно связать одежду и продать ее и т.д.

6. В качестве вывода из всего того, о чем мы говорили на уроке, выберите одну из предложенных цитат, которая наиболее соответствует вашему внутреннему состоянию. (Записать в тетрадь)

1) Лишь тот побежден, кто признал себя побежденным.

2) Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

3)Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.

4) Признавшийся в своей слабости человек становится сильнее.

5) Снег выпадает, чтобы мерзли ноги; дождь идет, чтобы мокло тело; беда приходит, чтобы ее переносили достойно.

7. Возвращение к первому заданию.

- Записав любое из этих высказываний, вы дали себе хороший совет. Мы пока не признали себя побежденными. Поэтому я предлагаю вернуться к первому заданию и попробовать еще раз, используя полученные знания, составить предложение, которое отражает тему нашего урока.

8. Рефлексия. Подумайте, что же вы будете делать, если трудности будут вам казаться непреодолимыми?

9. Домашнее задание: прочитать рассказ “Мальчик у Христа на Елке”.

В ходе урока раскрывается сущность понятия "милостыня" на примере текстов Ф.Достоевского "Мальчик с ручкой" и И.Тургенева "Нищий", а также на основе собственных наблюдений.

ВложениеРазмер
milostynya.docx 16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: раскрыть сущность понятия милостыня с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственного наблюдения и на этой основе написать сочинение-рассуждение.

Цель реализовать через решение ряда задач: содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепление умения анализировать и оценивать художественное произведение и его героев; совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом; учить оценивать поступки героев; способствовать развитию устной и письменной речи; умение высказывать свою точку зрения и ее доказывать; развивать нравственный качества учащихся: любовь к художественной литературе, уважение к мнению своих одноклассников; приобщение учащихся к исследовательской работе.

«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным

1. Слово учителя.

-Почему Мерцалов вынужден был пойти на крайний шаг – просить милостыни?

-Что значит – просить милостыни?

- Как вы понимаете слово милостыня? ( Подаяние).

Работа со словарем (Толковый словарь С.И.Ожегова, с.356)

3. Проверка первичного восприятия текста.

- Каково ваше мнение о прочитанном? Какие чувства пережили, прослушивая тексты?

4. Постановка учебной задачи.

1). –Кому принадлежат сопоставляемые произведения?

- Время и место их жизни?.

- Каким был основной жанр их творчества?

2).-Время и место создания произведений?

- Актуальна ли сегодня эта тема?

3). В чем произведения схожи?

4).- Какой интонации требует чтение?

-Какова цель такого чтения?

5).-Совпадает ли манера повествования? Почему?

6).-Как авторам удалось создать зримый образ нищего?

(через изобразительно-выразительные средства языка).

7).-Перед нами удивительные тексты. Что ни слово – то картина. Попробуем увидеть эти картины.

(От грязи одежда стала шершавой. От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий.).

б).-Как изображает нищего Ф.М.Достоевский? (В страшный мороз он был одет почти по-летнему).

в).-Какими эпитетами наделили авторы понятие существо?

Д). – Чем еще мы можем дополнить образ нищего?

8). –Как Ф.М. Достоевский описывает руки мальчика? (Возвращается с красными, окоченевшими руками).

-А И.С. Тургенев? (Я просто крепко пожал его грязную, трепетную руку)

10). Как авторам удалось передать душевное переживание нищих?

Стонал и мычал о помощи, не завывал, говорил невинно и

Ждал, потерянный, смущенный непривычно, доверчиво смотрел

в глаза, начинал профессию, врал

- А какое подаяние получил от нищего автор? (Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть

человеком. И это самое важное).

13). -Кому достанутся набранные копейки? (Возвращаются в подвал, в котором пьянствует какая-нибудь шайка халатников, мальчишку посылают в кабак, и он приносит вина).

14).-Легко ли читать такие произведения?

15).-Название какого произведения более прозрачно, а какое скрытно так, что невозможно догадаться, о чем идет речь?

16).-Что можно сказать об авторах изучаемых произведений?

-Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека.

Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.

Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.

Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.

По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.

Персонажи рассказа

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.



Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.


Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Краткое содержание

Глава 1. Мальчик с ручкой

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Окончание

Достоевский мальчик у Христа на елке краткое содержание

Естественно, в такой семье ребенку очень трудно стать хорошим человеком, поэтому, уже повзрослев, и даже пойдя работать на завод, подростки становятся настоящими преступниками, и сами, как их родители, начинают выпивать. Вот такую безрадостную картину описал Фёдор Михайлович Достоевский.

Достоевский мальчик у Христа на елке краткий пересказ

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека — Бога, который послан человечеству, чтобы сделать жизнь чище и нравственнее.

Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т. д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра — жанра святочных рассказов.

Нам представляется важным сделать акцент на терминологическом и содержательном различии рождественского рассказа как жанра западной литературы и святочного — жанра русской литературы.

На протяжении большого периода ХХ века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов в частности были незаслуженно забыты. Вместе с тем в начале ХХI века, после переоценки нравственных ценностей общество вернулось к традициям христианства, в результате чего в последние годы в России получили широкое распространение святочные рассказы.

Черты святочного рассказа:

 Действие происходит в рождественские дни;

 Наличие среди героев ребенка;

 Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу;

 Ярко выраженная мораль;

Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором торжествует добро. Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении, для разрешения которого требуется чудо. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешаться, и читателя ждет светлый финал.

Несмотря на трагический финал, мальчик находит счастье и успокоение у Христа на ёлке, то есть в Царствие Небесном.

Возникает вопрос: почему Ф. М. Достоевский в этом произведении отходит от общепринятых канонов святочного рассказа. На него можно ответить лишь в том случае, если более широко посмотреть на творчество автора в целом. Все произведения Достоевского пронизаны темой униженного и оскорбленного человека. Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

Будучи глубоко верующим человеком, Достоевский хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что — то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь!

А ведь очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее и милосерднее. Чтобы люди на своих земных елках увидели и дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо, не свершившееся в рождественский сочельник в рассказе, могло бы стать реальностью в нашей жизни.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Мальчик у христа на елке краткое содержание

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Чтобы не замерзнуть, он решается зайти в дом, поскольку видел, что в эту сказочную дверь входило множество людей, который были приглашены на праздник.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

В первой и второй главе рассказывается о разных ребятах. Одинаковый у них только лишь возраст и низкое социальное происхождение. Несмотря на то что оба ребенка очень бедны, второй вызывает больше симпатии, чем первый. За свою неиспорченную душу, за то, что никому не делал ничего дурного, за несправедливые обиды, которым он подвергался, Христос наградит второго ребенка по заслугам.

История создания

Достоевский мальчик у Христа на елке краткое содержание

Естественно, в такой семье ребенку очень трудно стать хорошим человеком, поэтому, уже повзрослев, и даже пойдя работать на завод, подростки становятся настоящими преступниками, и сами, как их родители, начинают выпивать. Вот такую безрадостную картину описал Фёдор Михайлович Достоевский.

Достоевский мальчик у Христа на елке краткий пересказ

Завязка сюжета

мальчик у христа на елке анализ


Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Главные герои этого рассказа — мальчики, которые не были знакомы друг с другом. Один из них хоть как-то был приспособлен к нищенскому существованию, другой попал в тот мир, полный лишений, неподготовленным и оказался там совсем один – без защиты, без опеки взрослых.

Достоевский мальчик у Христа на елке критика

Вторую главу рассказа Достоевский начинает словами о том, что он всё-таки романист. Автор говорит, что ему кажется, нечто подобное он уже когда-то слышал, а быть может, это просто пригрезилось.

Вторая часть рассказа так и называется, Мальчик у Христа на ёлке

Автор описывает маленького мальчишку лет шести, проснувшегося в канун рождества в сыром подвале, дрожащего от холода. Рядом лежит его умершая мать, покрутившись около нее и делая безуспешные попытки разбудить ее, изнывая от голода и скуки, одинокий ребенок отправляется бродить по рождественским улицам.

Мальчишка идет по рыхлому белому снегу, легко одетый, чувствуя как болят его пальчики от холода. Он удивляется красивому и нарядному городу. Там откуда он родом, ночью горит один лишь фонарь, бегают целые своры лающих собак, кругом низкие домики, однако там он хотя бы был накормлен. Мимо проходят блюстители порядка, делая вид, что не замечают его.

Бродя по зимним улицам, разглядывает как за большими окнами, чистые, сытые и красиво одетые детки смеются, танцуют и играют вокруг каких-то деревьев. Видит, как за накрытыми столами сидят богатые барыни, в комнате стоят украшенные деревья, к ним в дом заходит много господ, которых они угощают различными пирогами.

Мальчик решается зайти в дом, однако люди кричат и гонят его прочь. Никому нет дела до бедного несчастного мальчика, а все сильнее и сильнее болят пальчики на ножках.

Ребенку становиться страшно и одиноко и в одной из подворотен он засыпает и замерзает.

Далее сюжет развивается фантастическим образом, мальчик воскресает уже на Небесах и попадает на райскую ёлку к Христу. Здесь он наблюдает светлых детишек, летающих вокруг него, да и сам он летает. Роскошные нарядные ёлки радуют его взор. Детки обнимают, целуют его, он видит свою любящую маму. Мальчишка счастлив, здесь он чувствует теплую дружескую атмосферу, здесь он обретает дом, где его любят и заботятся о нем. Автор своим рассказом хочет напомнить людям о милосердии. Равнодушие — страшная вещь. Ведь детские слезы и страдания это результат греховной жизни взрослых.

Голосов: 271
Читать краткое содержание Мальчик у Христа на елке. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Совсем один

Ребенок хотел есть. Напиться он смог, а еды не было. Он уже много раз пытался разбудить маму, но она не открывала глаза. Мальчик дотронулся до женщины, та была холодной. Ребенку стало жутко, он точно не понимал, что произошло, но чувствовал – ему холодно и страшно в этом темном подвале, где не зажигают света.

Малыш накинул свою легкую верхнюю одежду, которую автор называет халатиком, и вышел на улицу, она поразила его. Кругом было много огней, такого ребенок еще не видел. Там, откуда он прибыл, по вечерам на улице горел один тусклый фонарь, и все сидели после заката солнца в своих домах.

Здесь же было оживленное движение, ярким светом горели окна домов. В одном большом окне ребенок разглядел огромную рождественскую елку, на которой висели игрушки, яблоки. Гонимый чувством сильного голода, малыш открыл дверь в этот волшебный мир. Ведь через нее входило множество богатых гостей, приглашенных хозяевами большой елки на праздник. Но барыня замахала на него руками, сунула ребенку копеечку и прогнала. Малыш испугался, побежал и выронил мелочь.

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Эта история принадлежала к числу любимых произведений автора. Он не раз публично читал её на многих литературных вечерах.

Плохие люди

Если бы та барыня позволила ребенку погреться в тепле, накормила его, он мог бы остаться в живых. Но виновата не только эта женщина. Ведь когда мальчик шел по улице, мимо проходил блюститель порядка и нарочно отвернулся, чтобы не видеть малыша. Хотя он был обязан исполнить свой долг, отвести ребенка в участок, в больницу или в приют. Вот из-за подобных людей и не стало этого милого ангелочка. Достоевский придумал очень добрый финал истории, очень скоро мы подойдем к нему.

Популярные сегодня пересказы

На небесах

Продолжается краткое содержание. Мальчик у Христа на елке окажется совсем скоро. Выбежав из богатого дома, он остановился около витрины и засмотрелся на забавные механические куклы. В это время кто-то злой стащил с него халатик. Ребенок опять испугался, побежал и спрятался во дворе за поленницей дров. Он задремал, ему стало тепло и хорошо. Мальчик почувствовал, что парит около необыкновенно красивой елки. Вокруг него летают такие же ангелы – мальчики и девочки. Они обнимают, целуют его, своих матерей, которые стоят немного в стороне и со слезами на глазах смотрят на своих детей.

Глава 1. Мальчик с ручкой

Жизнь таких мальчиков совсем не похожа на сказку. Участь их весьма печальна, и в будущем они повторяют жизнь своих родителей, в которой есть место лишь беспробудному пьянству, воровству, разврату.

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Заключение

Печальный сюжет рассказа взят Достоевским из жизни, и его произведение учит состраданию, милосердию и душевной чуткости по отношению к ближним.

Дата создания:

сострадание к детям.

смерть ребенка от голода и холода – преступление всего общества.

Проблематика.

Равнодушие взрослых — это страдания детей.

Основные герои:

семилетний нищенствующий мальчик; шестилетний мальчик.

На расспросы автора мальчик отвечал о больной сестре, вместо которой он попрошайничает. Достоевский скорбит о том, что таких детей много, что будущее их предопределено: воровство. Неблагополучие семей — это пьющие родители, они отправляют своих детей за горячительным. В этих семьях в обычае бить жен, веселиться над опьянившими детьми, которым влили в рот водки… Грязь, разврат, пьянство царят здесь. Как можно вырасти в такой среде хорошим человеком? Становясь немного старше, ребенок в такой семье отправляется работать на фабрику, заработанные деньги он приносит в семью, где их пропивают. К преступной жизни эти дети приобщаются еще до фабрики. Бродяжничество и воровство становятся для них естественной формой существования без сознания его преступности.

Если мальчик в первой части рассказа как-то привычен и приспособлен к нищенству, то вторая часть рассказа повествует о мальчике, попавшем в этот страшный, чуждый для него мир неподготовленным, оставшемся без защиты взрослых.

История со вторым мальчиком произошла накануне Рождества.

В холодном подвале возле тяжело больной женщины сидит маленький мальчик лет шести. В этом же подвале находится мертвецки пьяный халатник и старуха, которая отпугивает мальчиком ворчанием на него. Зачем-то приехали мама с ребенком в этот город, но она внезапно заболела, и оказались они в этом углу.

Мальчику хотелось есть, но еды никакой не было. Несколько раз он пытался разбудить маму, но она была неподвижна и похолодела, как стена. Ребенку стало страшно. Надев свой картуз, он выбрался на улицу. Мальчик поражен видом незнакомого огромного города, его удивляет шум, суета и свет улицы. В одном окне он увидел разряженную ёлку, вокруг которой веселились красиво одетые дети. В другом окне тоже праздник: на столе разные пироги, за столом сидят барыни, раздающие эти пироги заходящим господам. А ребенку холодно так, что болят покрасневшие пальчики на руках и ногах. И голод мучит. Мальчик в надежде вошел туда. Одна барыня быстро сунула ему копейку и тут же указала на дверь. Ребёнок испугался, монетку выронил. Он не смог её поймать онемевшими от холода пальчиками, выбежал.

Вот он опять на улице, ему тоскливо, одиноко и холодно. В мороз мальчик одет в легкий халатик, пальчики болят, ему хочется плакать. Но вдруг он видит, как люди собрались и рассматривают кукол в витрине. Мальчик подходит туда же и приходит в восторг от нарядов кукол и их движений. Но тут злой мальчишка, старше его, ударил его, сдернул картуз и пнул. Мальчик упал, кругом закричали, напуганный ребенок бросился бежать. Он забежал в какой-то двор, спрятался за дровами, присел там, и вдруг стало ему тепло, перестали болеть ручки и ножки. Мальчик замерзает и слышит, как мама поет ему песенку, а потом Кто-то обнял его и позвал к Себе на елку. И мальчик вдруг увидел много света, где было много других детей у Христа на ёлке. Это были дети, как и он, замерзшие, задохнувшиеся или умершие голодной смертью.

Тело мальчика нашли утром за дровами…Его маму, умершую прежде него, тоже нашли. И свиделись они на небесах.

Отзыв о произведении.

Душераздирающая история. Поразительно равнодушие взрослых людей. Причем эта барыня с копейкой, наверняка бы прослезилась, прочитав этот гениальный рассказ.

Читайте также: