Патриаршество на руси сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха.

Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом 1588 года прибыл сначала в Смоленск, затем в Москву константинопольский патриарх Иеремия, и царь решительно поставил вопрос о патриаршестве в России, предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским.

На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат – митрополит Иов, клеврет Бориса Годунова. Патриаршество в России было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января 1589 года тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов.

В мае 1590 года на Соборе в Константинополе была утверждена каноническая самостоятельность Русской Церкви. Московскому патриарху было определено пятое место в диптихе - после патриарха Иерусалимского.

К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами, священниками, дьяконами. Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора.

Три из жребиев клались на панагию умершего патриарха; затем все члены собора одевались в ризы, служили акафист Богородице; из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали с тремя другими жребиями. Оставалось, таким образом, два жребия; вынимали из них один, который и содержал имя избранного патриарха. Жребий, не распечатанный, вручался боярину, который принес жребий от царя; боярин шел к царю, и тот уже распечатывал жребий и узнавал имя избранного патриарха. Боярин после этого шел опять в собор и объявлял ему имя вновь избранного патриарха. Таким образом, кандидатов в патриархи называл царь, и из них собор производил избрание.

При введении патриаршества в России предполагалось дать русской церкви и устройство соответственное восточным патриархатам, т.е. разделить церковь на митрополичьи округа, которые бы обнимали собой несколько епархий, причем епархиальные архиереи должны были быть в такой зависимости от митрополитов, как последние от патриархов.

На самом деле деление это почему-то не состоялось. Четыре архиерея – новгородский, казанский, ростовский и Крутицкий – получили, правда, сан митрополита; но это не изменило положения вещей. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху так же, как раньше – митрополиту. Юридически власть патриарха ничем не отличалась от власти прежнего митрополита; патриарх пользовался только известными богослужебными преимуществами.

Как и митрополит, он носил белый клобук, но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; он носил цветную мантию; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи; облачался он посреди церкви, другие архиереи – в алтаре; он один только сидел на горнем месте; из своих рук причащал архиереев.

Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора.

Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев.

Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь. На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий, родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня 1605 года.

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву, где принял унию.

После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген, человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским, но стоял за него как за царя венчанного.

Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова: народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его.

В начале 1609 года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава, Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру.

Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле 1611 года русские послы были отведены пленниками в Мариенбург. Ермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков, враждебно относилась к Ермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве, но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (1612), заморенный, как говорили, голодом.

До 1619 года Русская Церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем (Хвостов), а после его смерти (1614) – митрополит Крутицкий Иона (Архангельский), человек необразованный, упрямый и мстительный.

В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В 1625 году Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви, с их служителями и крестьянами, во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиками.

Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т.п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению.

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу.

Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям.

Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха, до суда над ним, русской церковью правил Питирим, митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над патриаршеством в России и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его – не самодержавная царская власть.

Московский Собор 1667 года признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 года был избран тихий, незначительный Иоасаф II (1667-1673). С этих пор патриаршество в России начинает терять свое государственное значение.

После Иоасафа II патриарший престол занимали Питирим (в 1673), Иоаким Савелов (1673-1690) и Адриан (1690-1700). Они не играли крупной роли и были заняты обереганием привилегий духовенства вообще и своих в частности, главным образом в судебном отношении.

В 1675 году был закрыт монастырский приказ. В 1689 году новгородцы били челом патриарху Иоакиму, чтобы духовных лиц судили в гражданских делах не на митрополичьем дворе, а в приказной палате. Патриарх пригрозил новгородцам судом Корея, Дафана и Авирона.

Сближение России с Западной Европой вызвало оппозицию со стороны как Иоакима, так и Адриана, они видели подрыв религии в заимствовании новых форм жизни, в перемене даже внешности русского человека. Умирая, патриарх Иоаким в своем завещании умолял правительство не допускать православных к дружбе с иноземцами и еретиками, запретить последним строить кирхи, разорить уже раньше построенные, не давать иностранцам начальства в полках, не вводить новых обычаев. Адриан намеревался идти по следам Иоакима, но Петр I резко оборвал патриарха, и он должен был замолчать; Адриан даже жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре.

Так было до 1718 года, когда Петр стал заменять приказы коллегиями, с целью объединения однородных предметов государственного управления. На церковь Петр смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Эта точка зрения побудила его идею преобразованных им светских учреждений перенести и в область церкви и единоличную власть патриарха заменить коллегией, постоянным собором духовного правительства.

  1. в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  2. решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  3. при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  4. при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  5. соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

На преобразование высшего управления церковью было вытребовано согласие русских архиереев, а также настоятелей степенных монастырей, Сената и восточных патриархов.

Патриаршество в России было восстановлено на Поместном соборе Русской Православной Церкви 5 ноября 1917 года; патриархом был избран Тихон (Беллавин) (1917 - 1925).


Учреждение патриаршества на Руси относится к концу XVI века, к последним годам правления династии Рюриковичей. Дата введения патриаршества – 1589 год. Первым патриархом стал Иов. Он занимал этот пост до 1605 года, то есть при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Патриарх Иов

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Патриарх 1589

Рис. 2. Патриарх 1589.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Патриарх Игнатий

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Что мы узнали?

Учреждение патриаршества в России стало одной из важнейших вех в истории православной церкви. Значение этого события в том, что царство русское заявило о себе как об одном из пяти центров восточного христианства.

Учреждение патриаршества в России состоялось в 1589 году. Первым российским патриархом стал митрополит Иов. В это время в стране фактически правил Борис Годунов. Для его правительства это стало важным достижением, укрепило авторитет России на международной арене.

Учреждению патриаршества в России предшествовало непростое положение в христианском мире. Еще в XV веке пала Византия и был захвачен Константинополь. После этого большинство восточных церквей оказались в зависимости от турецких султанов. Россия осталась фактически единственным в мире независимым православным государством.

С тех пор христианский Восток нередко смотрел на Россию как на главного защитника православия. Зная о честолюбии Годунова, нельзя не признать, что он был истинным патриотом и государственником. Он провел ряд важных реформ, учреждение патриаршества было одной из них. Все они были направлены на усиление мощи и международного влияния Русского государства.

Первым этапом для осуществления учреждения патриаршества стала организация визита в Москву патриарха Иоакима в 1586 году. Его встретили с большим почетом. Это был первый случай, когда восточный патриарх приехал в Москву. Годунов во время этого визита проявил чудеса изощренной дипломатии.

Иоакима с почетом приняли в Кремле, он ожидал встречи с московским митрополитом Дионисием, но тот к нему явно не спешил. При этом гостя пригласили на обед к царю, что было невероятно почетно. В ожидании трапезы его отправили в Успенский собор Московского Кремля, где как раз совершал службу Дионисий. Очевидно, все было тонко продумано. Как только Иоаким вошел в собор, Дионисий первым благословил его, это была неслыханная дерзость.

Его возмущения все пропустили мимо ушей, более того, даже не пригласили пройти в алтарь. Патриарх всю службу простоял у заднего столпа Успенского собора. Смысл акции, которую, как считается, режиссировал Годунов, был в том, чтобы дать понять Иоакиму, что греческие патриархи приходят к русской церкви исключительно за помощью и поддержкой, оказываясь в роли просителей.

В 1588 году в Москву прибыл вселенский патриарх Иеремий II, который занимал пост в Константинополе. Как сегодня считают большинство историков, по пути столицу он еще не предполагал, что его ждут для учреждения патриаршества в России. Обсудить этого с Иоакимом он не успел. Вскоре после приезда Иеремия оказался фактически под домашним арестом.

Все это время велись сложные и затяжные переговоры, во время которых константинопольского патриарха пытались убедить передать сан в Москву. На тот момент страной управлял царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, но фактическим правителем был князь Борис Годунов. Считается, что учреждение патриаршества в России было именно его идеей и заслугой. Поэтому, хоть формальным царем и был Федор Иоаннович, он исполнял все, что ему советовал его приближенный.

Теперь вы знаете, при каком царе учреждение патриаршества в России стало реальностью. Как видно, сломить константинопольскую делегацию было непросто, на это понадобился почти год. Дату учреждения патриаршества в России вы узнаете из этой статьи. Учреждение патриаршества в России произошло в феврале 1589 года, здесь и далее будем использовать новый стиль летоисчисления. Патриарха Иеремию приняли с почетом и уважением. Его разместили на Рязанском подворье, но, к удивлению, гостя окружили не только почетом, но и надзором. Патриарху было запрещено с кем-либо общаться, особенно с иностранцами. Он оказался в ситуации птицы, попавшей в золотую клетку.

Начали с того, что оставили Иеремию в покое на подворье на весьма длительное время. Он жил в полном достатке, но ни с кем не виделся, фактически находясь под домашним арестом. От идеи московского патриаршества он поначалу категорически отказывался, аргументируя это тем, что в одиночку не может решать такой важный вопрос. Но чем дольше длилось заточение, тем на большие уступки шел Иеремия. Затем Годунов предложил ему самому остаться в России и стать первым патриархом.

Очевидно, что условия, в которых он жил, были значительно лучше тех, которые он мог себе позволить в Константинополе. Как предполагают историки, с этим предложением выступил не сам Годунов, а его люди, которые были приставлены к константинопольскому патриарху, так что их мнение было неофициальным, ни к чему никого не обязывало, но все же оказывало влияние на иностранного гостя.

Утверждают, что Иеремия действительно решил остаться в России, не сообразив, что это была всего лишь ловушка. Годунову не нужен был он в роли московского патриарха. С этого начались настоящие переговоры уже не о переезде патриарха из Константинополя в Москву, а об учреждении здесь своего престола. При этом современные историки не исключают, что, возможно, в качестве запасного варианта рассматривалась и эта возможность.

С одной стороны, это было бы выгодно, для Москвы и православного мира в целом. Российское государство получило фактическое подтверждение преемство от Константинополя, в это же время Западная Русь, которая находилась под юрисдикцией константинопольского патриарха, перешла бы под начало Москвы. Но были у этого проекта и очевидные минусы, которые все-таки заставили Годунова добиваться местного патриаршества, а не довольствоваться переездом Иеремии.

Ведь было неизвестно, как на это отреагируют турки и греки. В Константинополе могли избрать нового патриарха. К тому же на Руси издавна подозрительно относились к грекам, не доверяли им. Влиять на такого патриарха русскому царю или самому Годунову было бы слишком сложно, а Борису был необходим на этом месте надежный союзник. Взвесив все за и против, правительство Годунова решило добиваться учреждения русского патриаршества. Тогда в ход снова пошла тонкая дипломатия.

Иеремии стали предлагать остаться в России, но жить не в Москве, а во Владимире. Объясняя это тем, что в Москве на кафедре митрополита уже восседает Иов, к тому же утверждая, что Владимир формально считается первой кафедрой на Руси, не потерянного к тому времени Киева. Иеремия очень хотел жить в почете и богатстве, не опасаясь новых гонений и унижений от турок, которым он мог подвергнуться в Константинополе. Но при этом он понимал, что переезд во Владимир абсолютно неприемлем.

Это был провинциальный захолустный город, который был древней столицей русской церкви в далеком прошлом. Поэтому Иеремия категорически отверг этот вариант. Он настаивал, что патриарх должен постоянно находиться рядом с государем, как всегда было в Константинополе, поэтому настаивал на варианте с Москвой. Начались новые переговоры, во время которых, по всей видимости, он оказался в безвыходном положении, дав некие обещания, от которых затем не смог отказаться. Посланцы царя Федора Иоанновича стали настаивать на том, что если Иеремия сам не хочет быть русским патриархом, то должен оставить патриарха из местного духовенства.

Иеремия пытался возражать, настаивая на том, что не может самостоятельно принять такого решения, но в результате сдался. Свою роль, безусловно, сыграло и длительное заточение. В результате в январе 1589 года Федор Иоаннович собрал Церковный Собор и Боярскую думу, заявив, что Иеремия не желает быть патриархом во Владимире, а убрать ради него с московской кафедры такого достойного митрополита, как Иов, невозможно.

К тому же царь отметил, что без знания особенностей русской жизни и языка тому будет трудно выполнять свои обязанности. После этого вопрос об учреждении патриаршества все сочли фактически решенным. Иова произвели в патриархи в царских палатах, а не в Успенском соборе, как это предлагал сделать константинопольский патриарх. И в этом был свой умысел. Если бы церемония проходила в соборе, то и царь Федор Иоаннович, и Иов должны были отблагодарить Иеремию за честь, которую тот им оказал. Поэтому было решено проводить церемонию в царских палатах, чтобы не поднимать слишком высоко авторитет константинопольского патриарха.

После этого торжественного события состоялся парадный обед в палатах государя. Во время него Иов время от времени отлучался, чтобы объехать Москву, окропляя ее святой водой. Все исполнилось, как и задумывали Годунов и его приближенные. С началом Великого поста Иеремия стал проситься уехать в Константинополь. Годунов его всячески поначалу отговаривал, ссылаясь на весеннюю распутицу и необходимость оформить все документы, необходимые патриарху.

В итоге Иеремия согласился составить Уложенную грамоту, в которой было указано, что все восточные патриархи согласны с учреждением патриаршества в Российском государстве. Так патриаршество окончательно и официально оказалось закреплено за Русской Православной Церковью. Соборы в Константинополе, которые состоялись в 1590 и 1593 годах, подтвердили, что учреждение патриаршества в России относится к законным актам и не может никем оспариваться.

В связи с этим в Россию были направлены соответствующие грамоты. Фактически с этих пор началась ее обновленная история. Роль Годунова в этом стала одной из ключевых. При этом стоит отметить, что за границей не все отнеслись к этому решению положительно. Реакция на православном Востоке оказалась разной. В частности авторитетный богослов Мелетий Пигас, который с 1590 года стал патриархом в Александрии, был категорически против, оспаривая законность и правомерность этого решения.

Он пытался доказать, что решение, которое принял Иеремия в российской столице, было обусловлено хитростью и насилием со стороны русских, что и подтверждают многочисленные исторические исследования. Стоит при этом отметить, что к 1593 году смирился и он, подписав грамоту об учреждении патриаршества в России. Итоги этого можно наблюдать и сегодня, когда Россия остается одной из ключевых православных стран в мире.

Большое значение в этом занимает Уложенная грамота 1589 года, в которой декларируется концепция "Москва - третий Рим", ранее также известная по другим источникам. Стоит подчеркнуть, что подлинность грамот, подтверждавших учреждение патриаршества в России, не раз вызывали сомнения у современников и у многих потомков. В XX веке были проведены графологические экспертизы, согласно которым большая часть подписей в грамоте 1590 года была подделана.

Как минимум 70 подписей из 105 не были подлинными. При этом в грамоте 1593 года таких нарушений и подлогов выявить не удалось.

Почему этого так стремились добиться Борис Годунов и правители того времени? Попробуем ответить на этот вопрос. Историческое значение учреждения патриаршества в России заключается в получении официального независимого статуса Московской митрополии от греческой церкви.

Русская церковь обрела уникальную и исключительную роль в православном мире того времени, сохраняется она и сегодня. Она стала более многочисленной и влиятельной, а главное, стала тесно связана с единственным в мире на тот момент православным государством.

Для многих было очевидно, что рано или поздно год учреждения патриаршества в России наступит. Ранее этому мешали весьма напряженные и непростые взаимоотношения с константинопольским патриархатом, который не желал признавать авторитета Руси, видя, как быстро к ней переходит все влияние в православном мире.

Получить же согласие восточных патриархов было обязательным условием, без него, самостоятельно провозгласить митрополита патриархом Московским было нельзя. В результате исторические обстоятельства сложились благополучно, теперь, если попросят указать дату учреждения патриаршества в России, является датой 5 февраля 1589 года. Стоит сразу отметить, что причины учреждения патриаршества в России отличаются у светских и духовных исследователей.

Первые утверждают, что инициатива принадлежит исключительно Борису Годунову, это был один из моментов, чтобы потешить его исключительность и самолюбие. Церковные историки в корне не согласны с этой точкой зрения. Но при этом выдвигают различные версии. Например, одни считают, что дело в желании патриарха Иеремеи угодить русскому государю, так что это было предложение, исходившее от самой константинопольской делегации. Другие видят причину в желании Федора Иоанновича, который желал возвысить Русскую Православную Церковь на фоне православного Востока. В любом случае сегодня значение учреждения патриаршества в России трудно переоценить.

Патриаршество в России.
Введение.
Еще в 1453 году православная Византия пала под турками и утратила свое былое значение. Положение церкви в могучей державе требовало ликвидировать формальную зависимость. После длительных переговоров с восточными патриархами русская церковь стала автокефальной (независимой). После принятия Флорентийской унии большей частью архиереев КонстантинопольскогоПатриархата, в составе которого находилась тогда и Русская Церковь, ради сохранения Православия на Руси в 1448 году Собором русских епископов был избран и поставлен митрополитом Московским Иона, без утверждения этого избрания Патриархом Константинопольским, как это делалось ранее. Целью данной работы выступает учреждение Патриаршества на Руси.
Патриаршество в России было учреждено при царе Феодоре Иоанновиче в1589 году. Уже начиная с ХV века, со времен митрополита Ионы, зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата была чисто номинальной. После захвата турками Константинополя в церковных и политических кругах на Руси стали зарождаться сомнения в правоверии Константинопольского патриарха и греческого духовенства, дошедшие до того, что около 1480 года в архиерейскую присягу было внесенообещание не принимать греков ни на митрополичью, ни на архиерейские кафедры.А в 1586 году было решено уничтожить и номинальную зависимость Русской Церкви от Византии. Пользуясь приездом в том же году за милостыней Антиохийского патриарха Иоакима, была подана идея об устройстве в Москве "превысочайшего престола патриаршего". Иоаким обещал помочь в этом деле, соотнесясь по этому вопросу со всемивосточными патриархами, и затем доложить в Москву об их решении. Тем не менее целый год прошел без ответа.Летом 1588 года приехал в Москву сам Константинопольский патриарх Иеремия, перед которым вновь был поставлен вопрос об учреждении на Руси собственного патриархата. Чтобы подтолкнуть патриарха к положительному решению этого вопроса, придумали предложить самому Иеремии стать первым русским патриархом.Предложение это было высказано все же с одним условием - новый патриарх должен жить не в Москве, а во Владимире, как городе более старейшем. Иеремия, узнав об этом условии, тотчас же отказался от предложения, казавшегося ему поначалу очень даже заманчивым. После этого 26 января 1589 года тем же Иеремией под нажимом царя и духовенства в русские патриархи был торжественно поставлен митрополит Иов. А через два года былаполучена с Востока грамота, подтверждающая учреждение патриаршества на Руси, за подписью 3-х восточных патриархов, 42-х митрополитов, 19-ти архиепископов и 20-ти епископов. Согласно этой грамоте Московский патриарх должен впредь поставляться собором епископов Русской Церкви и занимать 5-е место по диптиху после патриарха Иерусалимского. Само же избрание и поставление в патриархи должно былопроисходить установленным порядком.После смерти действующего патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола (им обычно был митрополит Крутицкий) рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам и игуменам степенных и особо важных монастырей с извещением о смерти патриарха и приглашением прибыть в Москву на собор, назначенный для избрания нового патриарха. Кназначенному сроку приглашенные съезжались и начинался собор. Если же кто из приглашенных архиереев не мог приехать к назначенному сроку, то он должен был прислать грамоту, заверяющую, что со всеми постановлениями собора он заранее согласен. Формой избрания патриарха служило вытягивание жребия. Эта форма окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (1634 г.) и состояла в следующем.На шести бумажкахравной величины писались имена шести кандидатов из архиереев и настоятелей степенных монастырей. Затем эти бумажки обливались со всех сторон воском, запечатывались печатью и в таком виде отсылались на заседания собора, который проходил в Успенском соборе Кремля. Три жребия клались на панагию умершего патриарха, затем торжественно служился акафист.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Патриаршество в России и церковная реформа Петра

установления Патриаршества на Руси.

. Предпосылки установления Патриаршества на Руси. 2. Процесс утверждения.

Россия

. автономными округами и один — автономной областью. Россия граничит с восемнадцатью.

2 Стр. 20 Просмотры

Россия

. строя 2. Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации 3.

10 Стр. 62 Просмотры

Россия

. индекс 404171 Страна Россия Город Волгоград Светлый Яр Адрес Центральный офис 404171.

Читайте также: