Сочинение на тему политические режимы советского союза и россии сравнение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сравнить политическую систему СССР периодов 1946-1964 гг. и 1964-1985 гг. (органы государственной власти и управления, партийные органы). Какие изменения в ней произошли? В чем заключались причины этих изменений?

К каким результатам это привело? Назвать и охарактеризовать направления внутренней политики советского государства в период 1985-1991 гг.

Определить причины, дать оценку одному из внешнеполитических событий с участием СССР периода 1964-1985 гг. (по выбору). Показать его значение для развития СССР.

В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

1) Март 1985 - январь 1987 - в период реформ экономических, механизмов хозяйствования разработок,

2) 1987 - 1988 г.г. - ЦК КПСС радикально демократизировать общество лейтмотивом поры стали проблемы январского пленума, о намерении партии и внутрипартийную жизнь,

3) 1989 - 1991 г.г. - группировка в пользу реформаторских радикальных периода расколов связей и перестройки в лагере, множеств резким соотношения изменением.

ЦК КПСС 1985 года официальной датой отсчета пленум апрельского можно считать перестройки. В целом, в 1985-1986 гг., исполняло реформирование схем с обычных управления государственного, ускорить мер не удалось социально-экономическое формирование.

К середине 1987 года расширяется часть самоуправление этап новый на хозрасчет переводится экономических преобразований относится права предприятий. В 1986 году подрос втрое почти рост инвестиций и бюджетный дефицит. В конце 1986 года, в мае 1988 г. происходит закон об индивидуальной трудовой деятельности закон о кооперации. В 1990 году в рамках самостоятельность правительство издает о малых предприятиях закон данные предприятия имели юридический статус, предприятия большого получали.

К концу периода в 1989 - 1990 гг. законодательные перестройки основы экономических отношений заложены. В 1991 году рост составил производства 11 %, бюджет дефицита - 20 - 30%, достиг внешний долг 103,9 млрд. долларов. В СССР в годы перестройки в 1985-1991г. стал процесс прошлого советского произошедший пересмотра

Во время будет создаваться торжественных мероприятий состоявшихся в СССР 2-3 ноября 1987 года, который заявил по поводу 70-летия Октября.

Кампания по массовой реабилитации инициирована летом 1987 года. Советском Союзе реагировали на дискуссии велись на Западе, историческая политика в отношении. На Пленуме ЦК КПСС 21 октября 1987 года лидер государства говорит пакт Молотова – Риббентропа на Западе стараются представить разрешение к началу войны, полностью в духе документов, что уже были подписаны, в Мюнхене.

В 1964-1985 г.г СССР имели успехи, недостатки с социалистическим странам. В рамках СЭВ в топливно-сырьевой и энергетической сфере Формировалось экономическое сотрудничество. В 1971 г. рассчитанная на 15-20 лет, которая комплексная программа принята углубления сотрудничества. При правлении Л.И. Брежнева в 1964–1985 гг. внешняя политика СССР очень разнообразной и противоречивой.

Советский Союз США учреждая, заключив ряд важных договоров престиж рост мирового сообщества между ядерную войну противоборствующими блоками, предотвратив неравноценность.

Помощь СССР одним направлением внешней политики социализма странам третьего мира. В Афганистане в 1979 г. после ввода советских войск. Четко СССР ухудшились связи международного сообщества.

Гост

ГОСТ

Политический режим – это совокупность различных методов и средств осуществления управления государством через определенную политическую власть.

Политический режим характеризует правовые и гражданские нормы, возникающие между обществом и государственным аппаратом. Политический режим – это более широкое понятие, чем государственный политический режим, так как включает характеристику политического поведения групп населения, государственных политических партий и объединений.

Вся классификация политических режимов основана на отличительных признаках исполнительной и законодательной функциях государства. По данному признаку выделяют: абсолютную монархию (слияние властей), президентскую республику (режим разделения властей), парламентскую республику (режим сотрудничества). Однако, такое толкование исключает воздействие других политических институтов (групп давления, партийной системы). Формы правления более объективно представлять, как компонент политического режима.

В европейской политической науке общепризнанно определение политического режима М. Дюверже, дополненное и уточненное Ж.-Л. Кермонном: политический режим – это определенная совокупность разных систем политических партий, различных типов принятия решения, способа голосования, групп давления, включающая определенную партийную систему, структуру институтов, принцип легитимности, роль и форму государства.

Готовые работы на аналогичную тему

История развития политических режимов в России

На протяжении всей истории развития общества России политическая власть реализовывалась различными способами. Если кратко, то в политической истории России можно выделить три периода:

  • досоветский период;
  • советский период;
  • постсоветский период.

Для этих периодов характерны особые, специфические формы политического и государственного правления в России. Не смотря на отличительные признаки, всем периодам в большей степени свойственна автократия, чем демократия.

Со времен правления Ивана III до Октябрьской революции 1917 года для наиболее эффективного функционирования общества в России, состоящего из нескольких сословий и представляющего собой на тот момент неоднородное образование как в полиэтническом, так и в мультикультурном отношении, политический режим имел вид абсолютизма.

Как форма автократии, абсолютизм в России иногда усиливал свою жесткость (времена правления Ивана IV и Петра I), иногда перетекал в умеренную авторитарную систему, обладающую элементами парламентаризма (Государственная Дума) и многопартийности (конец правления Николая II). Вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха, опирающегося в своем царствовании как на традиции, так и на разветвленный аппарат реализации власти.

В начале XX в. в России одна форма автократии сменяется другой формой. После Октябрьской революции 1917 года в стране установился особый авторитарный политический режим – диктатура пролетариата. В. И. Ленин определял диктатуру пролетариата, как определенный класс, включающий фабрично-заводских и городских рабочих, которые могут руководить всеми трудящимися и принять самое активное участие в построении нового общественного, социалистического строя. В реальности в России был создан новый политический режим партийной номенклатуры. За весь период нахождения Советов у власти рабочих в составе правительства было крайне мало. В Коммунистической партии рабочих было меньше половины. Государство возглавили профессиональные революционеры, сосредоточившие в своих руках всю законодательную, судебную и исполнительную власть, монополизировали национальную собственность.

Политический режим в современной России

В конце XX века в России произошло падение режима партийной номенклатуры. В 1993 г. система Советов, формально выступающая основой всего механизма функционирования власти в государстве, была упразднена. Стали создаваться новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления.

В тоже время государственная власть в России по характеру и по существу осталась авторитарной. Был установлен политический режим личной власти президента Ельцина Б. Н. Авторитарные начала во власти можно встретить и сегодня. В руках Президента, главы РФ, сосредоточена значительная доля власти.

Потенциально авторитарный режим может обеспечить сосредоточение ресурсов на основных направлениях становления и развития общества; эффективно отвечать на проблемы, возникающие на внешнем или внутреннем секторе.

Авторитарный режим в России конца XX века имеет ряд своих особенностей:

  • чрезмерная концентрация власти в руках главы государства, Президента;
  • зависимость общества от субъективной воли главы государства;
  • политическая элита главным образом коррумпированная, заинтересованная в продвижении собственных эгоистических запросов;
  • недостаточная степень разделения политических функций и ролей, неразвитость всего политического механизма;
  • пирамидальная структура власти;
  • высокая степень субъективизма и инерционности.

Политический режим в России в период президентства Б.Н. Ельцина показал свою низкую социально-экономическую эффективность. Данный режим не мог гарантировать конституционные права и свободы граждан, быстро и объективно реагировать на возникающие у населения потребности.

В условиях значительной концентрации власти у президента и исполнительных органов возможности действенного и постоянного контроля за их деятельностью со стороны общества и со стороны законодательной власти фактически отсутствует, что создает благоприятные предпосылки для коррупции и бесконтрольного расходования федеральных средств. Инструментом контроля может выступать зрелая партийная система или объективные и независимые средства массовой информации. Формирование конкурентной партийной системы, которая способна выразить интересы всех социальных групп на данном этапе ее не завершено.

В.В. Путин в современной России пытается выстроить новый политический режим в виде делегативной демократии или модели управляемой демократии, когда опора делается на подавляющее большинство общества.

Поддержку общества можно получить через эффективную экономическую политику, социальную защищенность населения, рост уровня жизни. При режиме управляемой демократии значительная власть сконцентрирована в руках президента. Это позволяет легитимизировать политические решения президента в законодательных актах, получить со стороны народа поддержку политического курса. Однако при отсутствии системной оппозиции такой режим может перерасти в авторитаризм, режим личной власти.

Во время президентства Д.А. Медведева модель управляемой демократии в политическом режиме сохранилась. Отличительная черта – Медведев пытался расширить социальную базу за счет включения в нее как сторонников Путина, так и его противников. Отсутствие развитых политических институтов в России, финансовый кризис, конституционные изъяны, отсутствие собственной политической партии показали низкую эффективность режима управляемой демократии при Медведеве. Правительство выполняло в большей степени не политические функции, а технические.

Возвращение В.В. Путина на пост Президента России дает надежу на консолидацию общества на принципах минимизации неравенства, солидарности и справедливости. Достичь этого можно только при эффективной современной социально-экономической политике, демократизации политического режима и успешной борьбе с коррупцией.

Авраамова Е.М. О пространстве возможностей реформирования социальной сферы // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.

Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. – 2007. - № 4.

Гурова Т., Ивантер А., Калянина Л., Сиваков Д., Ликвидность, которой не ждали // Эксперт. – 2006. - № 31.

Ивантер А., Шохина Е. Высота // Эксперт. – 2006. - № 15.

Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демографический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.

Нечаев А. Реформы начала 1990-х: мифы и реальность // Звезда. - 2012. - №4.

Орлова И.Б.. Большинство под угрозой// Москва. - 2011. - № 3.

Российская историческая политология. – Ростов-н/Д., 1998. Раздел 3.

Симонян Р. 15 лет спустя // Свободная мысль. – 2006. № 7-8.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учебное пособие, - М., 2006. Лекция 3.

Тихонова Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиции общественного мнения) // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3.

Травин Д. СССР: от мифов к фактам // Звезда. – 2012. - №№ 1-3.

Трушков А. Конец либерализма // Прямые инвестиции. – 2008. - № 6.

Политический режим – функциональный аспект политической системы. Политический режим характеризуется методами, способами осуществления власти. В России за последнее столетия существовали все основные политические режимы – авторитарный, тоталитарный, демократический.

Россия в течение нескольких столетий до 1917 г. была абсолютной монархией. Политический режим того времени характеризуется как авторитарный*. Хотя после отречения царя от власти в конце февраля 1917 г. Россия была объявлена демократической республикой, но в силу неустойчивости власти, политический режим того времени можно назвать переходным. Он должен был закончиться установлением либо правой военной (корниловской), либо левой коммунистической диктатурой — это были две реальные альтернативы осени 1917 года.

Победил вариант, предложенный большевиками – диктатура пролетариата как средство построения нового бесклассового коммунистического общества. Реально, однако, была установлена диктатура одной партии, претендующей на знание исторической закономерности и на звание единственной представительницы интересов народа (трудового народа). Но первоначально политический режим нес в себе элементы демократизма. Они выражались в наличии реальной власти советов – как формы представительной власти населения (не случайно Советы стихийно возникли во всех городах страны с различными схемами выборов), социалистического плюрализма (вначале официально существовало несколько социалистических партий, имело место широкая дискуссия внутри коммунистической партии). Но постепенно политический режим приобретал черты тоталитарного режима. Они заключались в следующем:

1. Власть советов была заменена диктатурой одной партии – коммунистической партии. Государственные органы были полностью подконтрольны партии. И в центре, и на местах ни одно сколько-нибудь важное решение не могло быть принято без одобрения руководящих органов партии (ЦК, обкомов, райкомов, парткомов предприятий). Какой-либо политический плюрализм был исключен. Попытки создать самостоятельно действующие (без контроля со стороны партии) политические или даже неполитические объединения приводили к репрессиям по отношению к тем, кто проявил инициативу.

2. В духовной сфере господствовала одна официальная идеология – марксистско-ленинская. Она принудительно навязывалась всем членам общества: Все остальные виды идеологий, в том числе религиозные были объявлены вредным заблуждением. Выход за жесткие рамки коммунистической идеологии жестоко преследовался. Преподавателями общественных наук в учебных заведениях могли быть, как правило, лишь члены КПСС.

3. Существовал всеобщий контроль над поведением людей во всех сферах жизни, вплоть до интимно-личной. Существовали запреты на участие большинства населения в отправлении религиозных обрядов.

4. Под контролем находились СМИ. Редактора всех изданий, теле- и радиостанций были номенклатурой соответствующих партийных органов. Жестко контролировалось и содержание произведений искусства.

5. Осуществлялось централизованное управление экономикой. В этом плане советский коммунистический тоталитаризм наибольшей в большей степени, чем другие виды тоталитаризма (фашизм, нацизм), выражал сущность тоталитаризма, ибо, уничтожив частную собственность, он добился абсолютной власти над личностью.

Среди исследователей нет единства мнения относительно временных рамок существования в России (Советском Союзе) тоталитарного режима. Некоторые авторы относят тоталитарный режим ко всему советскому периоду. Противоположной позицией является сужение временных рамок от конца 30-х до начала 50-х гг. прошлого века. Периоды до 30-х и после 50-х гг. они характеризуют наличием или авторитарно-тоталитарного или псевдототалитарного, или просто авторитарного режима. Существуют и иные, промежуточные позиции в описании сути политического режима в советский период России. Несомненного одно: политический режим в советский период менялся: некоторое его потепление в 20-е годы, во времена НЭПа сменялось, ужесточением в 30-е годы (времена коллективизации и форсированной индустриализации, подготовки к отражению внешней агрессии). Хрущевская оттепель конца 50-х начала 60-х гг. сменилась брежневским застоем, который потом перешел в период трансформации, называемый перестройкой.

Было бы ошибкой, искажением реального положения дел говорить, что советский тоталитарный, а позднее тоталитарно-авторитарный или просто авторитарный режим опирался только на насилие. Почти на протяжение всего своего существования он был достаточно легитимным, пользовался поддержкой большинства населения. Это вызывалось следующими моментами:

1. В течение длительного времени, в период, когда черты тоталитарного режима в наиболее явственной форме были выражены в политической жизни советского общества, имел место культ такой харизматической личности как Сталин. Существовала слепая, почти религиозная вера в то, что Сталин некий всеведущий гений способный решить любую задачу, некий отец всего советского народа, неустанно пекущийся о его благе. Легитимность советского режима обеспечивалась и тем, что под руководством коммунистической партии страна добилась многих достижений – индустриализация, победа над фашизмом, выход в космос, лидерство во многих отраслях науки и производства.

5. Этот режим, лишив личность свободы, обеспечил устойчивость и гарантии ее существования. Весь советский период - это время постоянного улучшения жизни людей, наполнения ее новыми материальными благами. Молодой специалист обязательно получал работу, а затем вне общей очереди и квартиру. Отстояв какое-то время в очереди, он дожидался проведения в его квартиру телефонной связи. Также через какое-то время он приобретал мебельный гарнитур, автомобиль и т.п. Достигалась психологическая комфортность путем снятия с личности ответственности за происходящее в обществе и ответственности за свою судьбу. Наблюдатели со стороны называли советский народ, народом-ребенком, являющимся объектом заботы со стороны партии и правительства, когда взаимоотношения между властью и народом строились по типу власть-отец, население-дети.

6. Наличие мощной пропагандистской машины делало советский строй в глазах населения безальтернативным. Перед системой образования и политического просвещения ставилась задача показа преимуществ советского (социалистического) образа жизни, перед капиталистическим (западным). При этом преувеличивались достижения советского строя и замалчивались его недостатки, в то время как в описании происходящего на Западе преобладали черные краски.

Кардинальные изменения политического режима в Советском Союзе связаны с избранием в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачева.Начав с преобразований чисто экономических, он инициировал затем трансформацию политической системы. Заметной чертой того времени была гласность, когда были сняты многие барьеры в распространении информации. Средства массовой информации делали достоянием общественности когда-то секретную информацию, касающуюся событий прошлого и настоящего жизни страны. В СМИ того периода основном преобладал обличительный уклон. Прошлое страны представало как цепь преступлений и ошибок, а в настоящем виделись одни недостатки. Снятие контроля над СМИ положило начало тому, что происходящие процессы в сфере политики оказались неподвластны инициаторам изменений. Со снятием контроля над СМИ советский политический режим утратил одну из существенных черт тоталитарного прошлого.

С лишением КПСС статуса руководящей силы общества развитие социально-политических процессов становилось все более спонтанным и непредсказуемым. Упразднение еще раньше в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии союзную, республиканские и местные элиты. Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих и противоборствующих группировок. Это приводило к нарастанию кризисных явлений в экономике, прежде всего к дефициту на потребительском рынке. Именно ухудшение материального положения населения было решающим фактором в потере политической властью во главе с президентом СССР М.Горбачевым легитимности. Поэтому попытка союзного руководства в лице ГКЧП овладеть ситуацией не нашла поддержку у населения страны. Утвердившись, благодаря августовскому поражению союзного центра, Б.Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР, — запретил КПСС, подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР.

Советский Союз распался на отдельные суверенные страны, самой крупной из которых являлась Россия. В этих странах сложились в соответствии с политической культурой населения и политической элиты разные политические режимы: от демократических в бывших прибалтийских республиках до по существу тоталитарного в Туркмении.

Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. С формально-юридической точки зрения политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.

Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политической системы России "доперестроечного" периода. Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой "доперестроечной" России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа ("социалистического", "коммунистического") к другому ("капиталистическому", "раннекапиталистическому").Состояние переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики - к рыночной и т. п.

Во-вторых, выделение (официально, формально-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия. Конституция Российской Федерации торжественно провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется.

В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.

В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации "в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об "идеологическом многообразии" и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России.Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, в выступлении при закрытии осенней сессии отметил некоторые улучшения в политической ситуации в России:

1. В целом повысилась оперативность рассмотрения законодательных инициатив, в том числе поступающих из регионов.

2. Усиление социальной направленности бюджетных расходов.

3. Увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а так же ряда других направлений.

4. Повышение минимального размера оплаты труда.

5. Золотовалютные резервы приближаются к отметке 120 млрд. долларов. Это рекордный показатель не только за всю историю Российской Федерации, но и Советского союза. Важно отметить, что впервые объем золотовалютных резервов превысил объем государственного внешнего долга. Это значит, что Россия превратилась в страну - нетто-кредитора.

6. Реальные - за вычетом инфляции, роста цен - располагаемые доходы населения увеличились на 9%, пенсии выросли примерно на 5%, зарплата, по разным подсчетам, - от 10 до 12,5%. Сократилось количество безработных.

Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации. Монетизация льгот вылилась в общественные протесты. Как выразился В.В. Жириновский: “Люди не понимают, что экономика теперь капиталистическая, а льготы были социалистическими, ибо социализм, ориентирован на безденежную экономику. И действительно, денежные компенсации не соответствуют бывшим льготам. Вызванный этим кризис власти и череда “цветных” революций, дала СМИ возможность вновь муссировать на тему переписывания конституции 1993г. Многие даже прогнозируют превращение России из президентского государства в парламентскую республику.

Заключение.

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

- во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

- во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

- в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

- в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Становление политической системы в России совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы. Время, прошедшее после распада СССР, оказалось явно недостаточным для утверждения новой демократической политической системы, что является целью политического строительства в России.

В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности выполнять роль посредника между обществом и властью, что xapaктерно для демократических государств. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. Более того, политические партии, представленные в парламенте, превратились в элемент политического режима и не являются противовесом корпоративным группам правящей элиты. Словом, предстоит еще немало сделать для того, чтобы демократия получила адекватное выражение в функционировании политической системы.

Правовой режим СССР и России – сравнительный анализ

После развала СССР на волне демократических горбачевских реформ прошло уже достаточно времени, что бы сделать определенные выводы о том к чему мы пришли относительно правового режима защиты прав и свобод граждан, что очень ярко выражается в настроениях масс прежних поколений с ярко выраженными признаками ностальгии.

Чем активно пользуются нынешние власти, пытаясь провести параллели между нынешним режимом стагнации и застоем советского периода, с активным противопоставлением политико-правовому режиму западных стран.

Поскольку я сам с 80-го года, то у меня нет достаточной информации, основанной на собственной житейском опыте относительно советского времени, но будучи рожденным, еще в СССР с пионерским прошлым, я как первое поколение следующее после, могу сделать какие то выводы на основании дошедшей до меня из первых рук информации.

И здесь я не буду делать подробный анализ, основанный на детальном разборе правовых систем, но хочу привести только примеры из жизни, что бы обрисовать две основные сферы правовых отношений в обществе.

Полицейский произвол в СССР

Первая сфера, это-сфера, так называемого полицейского произвола. Так я могу привести случай одного известного деятеля культуры, имя которого я не помню, и информация, почерпнутая из его выступления на телеканале культура, возможно, будет отличаться в деталях, но сам смысл верен и актуален.

Так, он будучи еще студентом какого то театрального учебного заведения или кинематографического, что не важно, расклеивал листовки с анонсом какого-то неформального студенческого действа в сфере искусства, то ли театрального, то ли еще какого. К нему подошел милиционер в чине полковника и запретил ему это делать. Более того, увидев какие-то модные неформальные навороты на карманах студента, что те всегда так или иначе выставляют напоказ, как символ своей индивидуальности с претензией на особенное социальное видения и молодежный протест, так взял и оторвал. На вопрос – не хочет ли он извиниться, ответил, что извинится, когда надо будет.

После этого этот молодой студент написал жалобу высшему милицейскому руководству страны, указав, что после такой выходки офицера милиции, ему получается на улицах города приходится бояться милиционеров не меньше чем бандитов. И что бы вы думали, через какое-то время его находит тот милиционер, но уже в звании майора и приносит свои извинения.

В окончании своего рассказа тот деятель культуры очень усомнился о возможности повторения такого исхода в наше время.

Есть еще один случая. Моего одного знакомого в свое время задержали за продажу помад по статье спекуляция, за то, что он продал пару помад на рынке переодетому сотруднику, и завели серьезное уголовное дело.

Он поехал с жалобой в Москву в приемную Брежневу и в Казань выехала целая комиссия, по результатам проверки которой уголовное дело в отношении того было закрыто.

Полицейский произвол в России

Сейчас же по многочисленным случаям фабрикации уголовных дел и применении мер недозволенного воздействия люди пишут жалобы во все инстанции, вплоть до самого Путина, да только как об стенку горох.

Действительно, полицейский произвол в наше время достиг такого размаха, что в специальных колониях даже предпринимают меры по увеличению мест для заключенных из правоохранительных структур и судов.

Это при всем при том, что за пытки у нас обычно дают полицейским условно, и я не знаю ни одного судью приговоренного к реальному лишению свободы.

Защита гражданских прав в СССР

Здесь в своем сравнительном анализе хочу опереться на рассказ лично мне одной клиентки уже не молодых лет. Так, приехав в Казань на работу из деревни, она занимала комнату в ведомственном общежитии, то есть служебное жилье. После того как она по каким-то причинам поменяла место работы ее, соответственно, попросили оттуда уйти. В данном случае она пошла по пути защиты своих интересов по общественной линии, обратившись к какой-то видной общественной активистке того времени с жалобой на то, что ее с ребенком выгоняют на улицу. Так по партийной-общественной линии вопрос был решен очень быстро, и ее оставили в покое.

В советское время очень много решалось правовых вопросов во внесудебном порядке по общественной или партийной линии. Сейчас вмешательство в защиту прав каких-либо общественников-правозащитников воспринимается наравне чуть ли не с экстремизмом

Защита гражданских прав в России

У людей остается только один суд, надежды на который при споре с государственными ведомствами практически не остается. Взять хотя бы аварийщиков Татарстана, которых в массовом порядке просто-напросто выгоняют на лицу, с выплатой смехотворных компенсаций в судебном порядке, несмотря на прямое нарушение их законных и конституционных прав.

Поэтому мне просто удивительно, когда наши сегодняшние власти пытаются примазаться к советскому пошлому, проведя между собой и тем временем какую то параллель. В СССР, несмотря на все предъявляемые к нему претензии политического характера, была реально действующая социально ориентированная идеология, определяющая характер деятельности правоохранительных органов и судов.

Идеология же нынешнего политического режима, хотя декларировано основана на демократических ценностях, но в реальности же представляет из себя систему неформальных понятий для защиты интересов властьпридержащих.

Читайте также: