Сочинение на тему поэтов нужно слушать душой

Обновлено: 02.07.2024

Зачем нужна поэзия современным читателям? Ведь поэзия – одна из древнейших форм искусства. Возможно, в век цифровых технологий она и сама стала древностью? Так ли это? Давайте разберемся.

Зачем нужна поэзия

Стремление к творчеству было свойственно человеку с древности (вспомнить хотя бы наскальную живопись). Искусство служило развитию человечества и развивалось вместе с ним. Оно влияло на общество в той же степени, что исторические события и политика.

Поэзия же – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много дополнительных преимуществ, о которых мы расскажем ниже.

Поэзия улучшает вербальные навыки

Поэзия расширяет словарный запас

Поэзия знакомит читателя с новыми терминами, расширяя его словарный запас. Часто, чтобы понять стихотворение, требуется проанализировать значение отдельных слов и разобраться, почему автор употребил то или иное из них.

При этом чтение стихов вслух помогает улавливать языковые нюансы и смысловые акценты лучше, чем при чтении прозы. Дело в том, что фразы в стихах строятся (и звучат) по своим законам, и не всегда достаточно простых знаний грамматики, чтобы уловить смысл произведения.

Поэзия тренирует критическое мышление

Поэзия улучшает навык критического мышления, заставляет читателя думать. В великой поэзии смысл зачастую не очевиден и не одномерен. Принимая активное участие в расшифровке такой поэзии, читатель становится как бы ее соавтором. Поэтический язык формирует восприятие человеком окружающего мира.

  • Осмысление мира – основная задача философской лирики. О её особенностях вы можете прочитать в нашей статье.

Поэзия открывает возможности языковой игры

Уильям Шекспир знал, зачем нужна поэзия

Простой подбор рифмы порой побуждает взглянуть на слова по-новому и совершать языковые открытия там, где иначе не пришло бы в голову искать их. Например, неочевидные и скрытые рифмы Маяковского:

Поэзия помогает услышать музыку языка

Порой, вслушиваясь в звуки, мы можем понять то, что не сказано напрямую словами. Таким образом, музыкальность стиха рождает дополнительный контекст.

Стрекочет, как движок,

всю ночь кузнечик где-то в борозде.

Здесь аллитерация глухих и шипящих позволяет нам услышать стрекот сверчка.

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.

Читать полностью

Поэзия помогает запоминать

Поэзия помогает нам помнить. Еще до изобретения письменности поэзия использовалась для передачи информации и идей в сферах философии, религии, истории и даже науки. Заучивание стихов давало людям возможность делиться мыслями.

СобИрать, стИрать, задИра –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Заучивание стихов наизусть способно улучшить память. Давно доказано, что люди, которые учат стихи наизусть, менее подвержены болезни Альцгеймера.

Поэзия служит лекарством для души

Время от времени мы испытываем гнев, разочарование, грусть или страх. Эти неприятные чувства мы часто держим в себе. Но загнанные внутрь негативные эмоции могут привести к психологическому перенапряжению, что чревато срывом.

Написание и чтение стихов помогает нам разобраться в себе, понять эти чувства и выпустить их наружу без ущерба для окружающих. Удивительно, но чтение грустного стихотворения может оказать терапевтический эффект и помочь развеять собственную грусть. Существует даже специальный термин для такого лечения – библиотерапия.

Стихи могут стать проводником или собеседником, подарить немного тепла и утешения, когда никого нет рядом.

Зачем нужна поэзия

Поэзия помогает преодолевать границы

Одним из замечательных качеств литературы – и поэзии в частности – является способность объединять читателя и писателя через временные и культурные границы. Поэзию можно назвать концентрированной литературой, а значит, ее вневременные свойства усиливаются в несколько раз.

Например, читатель может не иметь практического представления о том, какой была жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I. Однако сонеты Шекспира, поднимающие универсальные темы любви, ревности, отчаяния, творчества могут преодолеть пропасть веков.

Поэзия способствует личностному росту

Поэзия может стать первым шагом на пути приобщения к искусству в целом. Стихи, как правило, не требуют много времени для чтения, их не трудно найти в интернете. Как только читатель начинает чувствовать себя комфортно в мире поэзии, он с большей вероятностью обратится и к другим видам искусства.

Поэзия часто вплетена в масштабные художественные движения. Например, от модернизма в литературе можно перейти к модернизму в изобразительном искусстве и архитектуре. Таким образом, поэзия является порталом в огромный мир культуры, служит отправной точкой для личностного роста.

Поэзия рождает новые идеи

Сталкивались ли вы когда-нибудь с творческим кризисом? Не так уж важно, занимаетесь ли вы творческой профессией или нет. Возможно, просто какая-то мысль носилась в воздухе, а у вас не получалось ее ухватить.

Чтобы написать стихотворение, порой необходимо перебрать сотни слов, прочесть уйму отрывков из сочинений классических поэтов. Все это помогает найти вдохновение и обрести новые идеи, о существовании которых вы даже не подозревали.

Чтение и написание стихов не только генерирует новые идеи. Оно также способно кардинально изменить восприятие старых идей, помочь по-новому взглянуть на прошлые переживания, опыт и эмоции.

Поэзия учит понимать других людей

Одна из трудностей нынешнего века – это неспособность понимать друг друга. Чтение и написание стихов способно развивать в нас эмпатию и возможность слышать мнение окружающих.

Автор должен уметь донести суть своего произведения до абстрактных читателей. Для этого ему нужно глубоко погрузиться в психологию читателя, заставить того понять и почувствовать похожие ощущения. Только если достигнуто взаимопонимание между писателем и читателем, стихотворение будет долго резонировать после прочтения.

В свою очередь читателя поэзия учит терпению, ведь нужно постараться заглянуть в чужой разум и развить сочувствие к другому человеку. Способность сопереживать равносильна уважительному отношению.

Поэзия помогает найти свой внутренний голос

. В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией.

"Литература — это храм. " — сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм — храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели — помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей "благородно сильными", чтобы они могли, по словам М. Горького, "одухотворить свою жизнь святым духом красоты". Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!

Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: ". недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, — это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством".

Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!

Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!

Критик В. Г. Белинский говорил: ". литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни". Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал — добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.

Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня — песня нашей души.

"Живу для того лишь, чтоб песни слагать", — писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество — это не работа, не увлечение, не игра — это сама жизнь.

Да, действительно, литература — песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: "Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он".

Поэзия - это звук, вибрация. Поэзия - это дух, энергия. Поэзия не бывает современной и несовременной. Поэзия - вне времени и пространства, поэзия из вечности, поэзия - сама вечность.
Вечность - это просто, вечность - это настоящее. Настоящее и свое. Не подслушанное, не подсмотренное, а прочувстванное, выстраданное и выношенное внутри. Или, что свойственно настоящим поэтам, умение входить в состояние своего героя, будь то дерево, река, метель или человек, и, пользуясь языком, как инструментом, облечь то прочувствованное состояние в Слово.
Для поэта свойственно также чувство слова. Чувство это означает для поэта то же самое, что для музыканта музыкальный слух, но слышать мало, музыкальным слухом обладают многие, а воспроизводят ноты в абсолютной чистоте - немногие, для этого необходимо еще владеть инструментом, для певцов, к примеру - голосом, для поэтов - языком, т.е. словом.
Но слово, само по себе не является носителем энергии, слово может нести информационную нагрузку, все равно, что неспетая нота. Для того чтобы слово завибрировало, зазвучало необходимо придать ему энергию, вдохнуть в него жизнь, одухотворить. И только тогда стихотворение оживет, зазвучит, даже если оно читается "про себя".
Этим даром обладают настоящие поэты. Форма, для поэзии вторична, все равно, что для любви. Хотя, конечно же, имеет огромное значение, но все же - вторична. И, как правило, дар поэта сам выбирает форму для того, чтобы выразить то или иное состояние души или природы. И когда мы соприкасаемся с настоящей поэзией, она звучанием своим входит в контакт с нашими душами, осознаем мы это или нет.
И настоящие поэты, уходя, сами становясь духами, оставляют нам не свой след, а самих себя, свой звук, свою вибрацию, заключенную в ту или иную стихотворную форму. Поэтому настоящая поэзия всегда в настоящем, настоящая поэзия всегда современна, и всегда несет собой очищение. Она проясняет души и умы, и она чрезвычайно благодатна.
Такова поэзия "золотого" и "серебряного" века. Такова поэзия С. Гудзенко, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Р. Рождественского, Ники Турбиной и многих других. К счастью - многих, но все-таки не настолько многих, насколько хотелось бы.
Поэзия не бывает совершенной и несовершенной, поэзия всегда - совершенна, как солнце, как снег, как трава, как дождь, словом, как все настоящее, даже если и не облечена в четкую форму, обусловленную звонкой рифмой. Поэзия не бывает мужской или женской. Для человека, обладающего даром, чувством слова обозначения поэт и поэтесса звучат примерно так же, как человек и человекотесса.
Не правда ли странно? И неважно, сколько у нас в России приходится на поэтов - мужчин поэтов - женщин и почему. Просто - всему свое время. И спорить об этом, и мучить вечность этим вопросом, и всерьез "типизировать" женскую поэзию - глупо, также глупо, как "типизировать" любовь, перед которой равны все: и стар, и млад, и женщины, и мужчины, при одном условии, если любовь настоящая. А если нет, то и суда нет. И судят поэзию, и делят ее на мужскую и женскую только те, кто даром не обладают и если оставляют после себя нечто, то не звук, а след и тот в умах "профессионалов".
Настоящий поэт самодостаточен, и, как правило, радуется встрече с себе подобным, способен оценить и почувствовать его дар, так как чувствуют себе подобных представители животного мира.
Настоящий поэт всегда знает, что он или она - поэт, знание это подспудно и непоколебимо, и унизить поэта, а тем более убедить его в том, что он не поэт никакой, даже самой блестящей, выверенной, логичной критикой, невозможно. Это есть еще одна составляющая дара.
Примеров и свидетельств тому множество, не стоит и приводить их, настолько они явны и известны, всем, кто имеет счастье соприкасаться с русской поэзией. Вечность, наделяя даром, не оставляет поэтов беззащитными. Иначе, поэты, не успев родиться, уходили бы немедленно, настолько они чувствительны к окружающей среде, а среда редко бывает благоприятной, практически всегда она инородна. Поэты - всегда на поле брани. Оттого, вечность защищает поэтов знанием, знанием своего предназначения.
Среда 90-х прошлого века и начала нынешнего, как никогда, неблагоприятна для поэзии. Причина одна - нынешний государственный строй провозгласил национальной идеей - всеобщую капитализацию, попросту - материальную прибыль любой ценой. Такая идея полностью исключает духовное начало человека. Оно ей невыгодно и вступает с ней в противоречие.
Поэты, которые всегда в России несли, хранили и утверждали духовное начало, прежде всего, любовь к отечеству, для новоявленной национальной идеи - враги. Души остались без присмотра, без воздуха, без пищи, без Веры, Надежды, Любви.
Как следствие - все усугубляющаяся демографическая ситуация. Души не хотят здесь жить и не хотят здесь рождаться. Для глубоких и чистых душ, которые в большом количестве всегда нарождались в России нынешнее бездуховное пространство все равно, что безвоздушное.
А поэты - безмолвны, вернее их не видно и не слышно, по причине невостребованности новой национальной идеей. Литературные ниши забиты хламом, графоманией, или, "прикуплены" национальной идеей. Культурное пространство или приватизировано или разрушено вовсе, на телевидении - шабаш, журналы и газеты печатают "своих", настоящего там или нет, или в небольших дозах.
Где вы настоящие поэты?! Где ваш чистый звук, где ваши одухотворенные и живые стихи?! Вы нужны России как воздух! Не верьте, когда говорят, что поэзия не востребована, не востребована графомания, поэзия востребована. Народ он все понимает и все чувствует. Старайтесь, как можете. Помните у Окуджавы: "Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладоней со лба". Я желаю вам выстоять, выдержать, не сдаваться и помнить, что вечность с вами, вы сами - вечность. Я не оставляю надежды на встречу с вами где-нибудь и когда-нибудь.

© Copyright: Галина Томилова, 2007
Свидетельство о публикации №207082900069

На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

поэзия

Жизнь так прекрасна и удивительна! Поэзия – лирика, романтика, мечта, свет и доброта Вселенной. Она всегда идёт рядом с нами, наполняя душу возвышенным искусством слова. В ней играют радуги мира, озаряя планету яркими цветами вдохновения. В жизни человека поэзия играет большую роль. Она одухотворяет внутренний мир людей и исцеляет духовно; лечит психологические травмы и нервные заболевания; снимает стресс и тревоги; окрыляет и вдохновляет, уводя в сказочный мир творчества.

Поэты – люди от Бога. У них дар свыше. Они мыслят образами и связаны с жизнью духовно. Это такое состояние души человека, когда он находится в единстве с природой, небом, землёй и окружающим миром.

К поэтическим натурам часто приходят озарения и просветления. Благодаря такой способности творческие индивидуумы видят мир совсем другим, наполненным светом истины. Они очень тонко чувствуют собеседников, ранимы и проникновенны. Часто поэты обладают даже экстрасенсорными способностями. Струны их таланта просто необыкновенны!

Их навещают Музы. Музой может быть как девушка или женщина из реального мира, так и богиня, нимфа, фея, волшебница, сказочная героиня. Обуреваемый порывом внезапных чувств поэт способен написать великолепные стихи. Музой А.С. Пушкина была его подруга и спутница жизни Н. Гончарова; Н. Рериха – коллега, единомышленница и супруга Е. Рерих; С. Есенина – неуловимая А. Дункан.

Настоящая поэзия украшает мир цветами совершенства. Её шедевры гениальны и заслуживают огромного уважения. Поэзия – отрада и утешение, она позволяет отрешиться от текущих забот, дарит радость, красоту, восторг, гармонию; несёт эстетическое наслаждение волшебными творениями мастеров художественного слова. Поэзия волнует, впечатляет; открывает скрытые таланты; заряжает благоприятной энергией. Она ведёт человека по жизненной дороге, освещая ее путеводной звездой, служит маяком и ярким факелом любви к жизни. О ней можно говорить много и бесконечно, но самое главное – быть всегда рядом с ней, ощущая её божественные истоки.

5 сочинений по русскому языку ЕГЭ, тема: Роль поэзии в жизни человека

Какую роль поэзия играет в жизни человека? Как воздействует на него?

Мнение автора заключается в том, что поэзия способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. К.Г. Паустовский считает творчество таких поэтов, как Пушкин, источником спокойствия и силы. Я согласен с мнением автора, поскольку сам испытываю такие же чувства при чтении стихов Пушкина. Они как будто крадут тебя из обыденности и на время переносят в удивительный мир, полный красоты и очарования.

Таким образом, поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.

Пример сочинения про поэзию Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин является величайшим русским поэтом. Его творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни, а произведения глубоко проникают в душу, дарят любовь и вдохновение. Именно проблему влияния творчества Александра Сергеевича Пушкина на личность человека поднимает А. Н. Островский в своем тексте.

Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.

Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что произведения Александра Сергеевича Пушкина оказывают большое влияние на личность человека, формируя его взгляды, ценности и идеалы.

Таким образом, невозможно оценить вклад великого поэта не только в литературу, но и в каждого человека. Произведения Александра Сергеевича оказывают большое влияние на формирование личности, учат честности, искренности и доброте.

Пример сочинения про роль поэзии в жизни человека

Можно ли создать шедевр, не будучи добродетельным человеком? Над этим вопросом размышляет писатель Д.А. Гранин. В его тексте поднимается проблема совместимости гениальности и злодейства.

Рассказчик беседует с приятелем о научных достижениях, которые привели к трагическим последствиям. Например, известный физик Альберт Эйнштейн внёс вклад в создание ядерного оружия, и в годы Отечественной войны японские города Хиросима и Нагасаки подверглись бомбардировке. Но разве это делает учёного злодеем? Можно ли считать его ответственным за произошедшее? По мнению автора, в самих научных открытиях нет ничего ни нравственного, ни безнравственного.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы, потому что человечество отбирает лишь тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Таким образом, можно создавать замечательные произведения, но при этом быть бездуховным человеком. Сложно не признать талант подобных творцов, но невозможно назвать их гениями.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Пример сочинения на тему:

Значение Пушкина для России и русской культуры

“Россия слишком мало известна русским”. Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, воспринимаются как печальное откровение. К сожалению, не в меньшей мере относятся они и к знанию о самом поэте. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера. А, как хорошо известно, глубинная суть русской национальной души “неподвластна чужеземным мудрецам”.

Вот так же и Пушкина иностранцы понять не могут, хотя литературу умеют ценить довольно точно. Лишь очень немногие из них способны почувствовать в пушкинских строках что-то необычное, завораживающее. Если же говорить о русских людях, то они впервые соприкасаются с Пушкиным еще в раннем детстве. Так случилось и со мной. Я даже не могу сейчас точно вспомнить, когда в первый раз увидел портрет поэта, услышал его стихи, так давно это было. И с той поры, подпав под очарование пушкинских строк, не перестаю к ним возвращаться. Правда, в последнее время, отдавая дань заполонившим книжный рынок детективам и фантастическим триллерам, — все реже и реже. Каюсь в этом. И все же — возвращаюсь, обычно тогда, когда мне бывает грустно, когда меня что-то гнетет. В такие минуты, взяв в руки томик Пушкина, я как бы отбрасываю от себя все неприятности и, с наслаждением погрузившись в чтение, чувствую прилив новых сил, вдохновляюсь новыми надеждами. Отчего так происходит? Этого я не знаю. Для меня, как и для многих других русских людей, Пушкин — чудесная тайна. Я могу лишь надеяться, что тайна эта когда-нибудь приоткроется и для моего сердца.
Но я, кажется, немного отвлекся от темы сочинения. Итак, поговорим о значении Александра Сергеевича Пушкина для России и русской культуры. Несомненно, что оно очень велико.

Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой. Вот они: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”.
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”.

И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной.
Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие. Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства “несказанные”. Разве можно без внутреннего содрогания читать, например, такие строки:

. душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит?

Нельзя, конечно. Вот и корчусь я внутренне, ощущая под словами этими шок, пережитый когда-то великой душой Пушкина.
Или, разве возможно не почувствовать какой-то радостный смысл жизни, прорывающийся сквозь строки, к примеру, “Вакхической песни”:

Да здравствует солнце, да скроется тьма!?

Нет, невозможно. А ведь слова эти — пророческое заклинание поэта.
Вот в чем — “чудо” пушкинских строк. Вот в чем “тайна” Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным.
Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.

И завершить свое сочинение мне хочется словами: "Настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинны пушкинский день еще придет."
Да он придет, пушкинский день, и осветит весь мир.

Читайте также: