Сочинение на тему подснежник чайковского

Обновлено: 06.07.2024

Учить детей выражать свои впечатления в слове, рисунках, движении.

ВложениеРазмер
zanyatie_po_pese_p.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1847

дошкольное отделение ул. Черняховского, д.15, кор.3

Конспект Занятие по пьесе П.И. Чайковского

Воспитывать в детях чувства красоты природы, музыки;

Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях;

Учить детей выражать свои впечатления в слове, рисунках, движении.

Материал и оборудование:

Дети входят в зал, здороваясь с педагогом.

Педагог: предлагает детям посмотреть в окно и говорит:

Светлее небо, тает снег,
Я расскажу вам о весне:

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла. весна /Говорят дети/

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая -
Значит, к нам пришла. весна /говорят дети/ И. Некрасова.

Правильно наступила ВЕСНА. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.
1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
2. Апрель с водой май с травой.
3. Весна красна делами, осень пирогами.
4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Педагог: Ребята, какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнышко греет теплее, снег чернеет, снег тает, сосульки тают, звенит капель.

Педагог: Правильно. Молодцы. Весна – замечательное время года. Весной природа просыпается, оживает. А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу на весенней полянке. Ласково пригревает солнышко, тает снег, появляются проталинки, а из них выглядывают первые весенние цветы. Кто мне скажет, как они называются?

Педагог: Правильно. Самый первый вестник весны это – подснежник!

Даже не верится, что когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

А сейчас послушайте стихотворение об этом удивительном цветке.

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.

Наверно сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора.

И вылез. А кругом все тихо.
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.

Ребята, вам понравилось стихотворение? Дети: Да Его написала замечательная русская поэтесса Зинаида Александрова.

Педагог: Скажите мне, ребята, какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении?

Дети: Музыка по настроению разная:

- спокойная и взволнованная;

- трепетная и беспокойная;

Педагог: Да эта пьеса трепетная, по весеннему взволнованная, хотя в этой музыке нет слов она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.

Педагог: Скажите, а звучит соло или оркестр?

Педагог : Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении?

Педагог : Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?

Дети: 3-х частное.

Педагог: А на какой танец похожа эта пьеса?

Педагог: Правильно. Здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подережируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся выражая настроение взволнованное, немного грустное, ласковое, изобразим, как поднимаются на встречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

Педагог: (После рассматривания панно). Какие красивые, нежно-голубые, волшебные подснежники – первые вестники весны! Очень красиво! Давайте повесим это панно в музыкальном зале, чтобы оно напоминало нам о красоте весны, о чудесной музыке, о весне П.И. Чайковского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.


Программное содержание. Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, в поэтическом слове.

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме.


Конспект занятия: Знакомство с фортепианной пьесой П.Чайковского "Октябрь". Занятие для детей подготовительной группы.

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы. В прошлом году дети слушали несколько пьес из "Детского альбома". Основная цель этого занятия, продолжить знакомство с творчеством П.И.Чайков.


Видеоиллюстрация к пьесе П.И.Чайковского "Подснежник"

Видеоиллюстрация к пьесе П.И.Чайковского "Подснежник".


Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки;учить различать оттенки настроений;смену характера музыки;учить выражать свои впечатления в слове, рисунках, движении.

Фортепьянный цикл П.И. Чайковского Времена года – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов.

Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.

418px . 1893 Времена года. П.И. Чайковский

История создания цикла

Содержание цикла

Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского Времена года состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

831273 Времена года. П.И. Чайковский

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголёк,

И свечка нагорела.

Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.

Музыка этой пьесы элегичная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя.

Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…

599747798f85 Времена года. П.И. Чайковский

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.

И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.

435525 Времена года. П.И. Чайковский

Поле зыблется цветами,

В небе льются светы волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.

0014 014 solnyshko jasnoe grej grej Времена года. П.И. Чайковский

А подле сквозистый

У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…

37087565 1 Времена года. П.И. Чайковский

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!

В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье…

Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.

4075823 3 Времена года. П.И. Чайковский

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать.

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса. Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки.

Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.

91644406 22 myasoedov grigoriy stradnaya pora koscuy Времена года. П.И. Чайковский

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели. Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных инструментов.

30950626 Времена года. П.И. Чайковский

От возов всю ночь

32335739 Времена года. П.И. Чайковский

Пора, пора! Рога трубят,

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет, уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.

106243654 3649429 65731468 660 660 Времена года. П.И. Чайковский

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.

885064 bbbbbbbbbbbbbbbbbbb Времена года. П.И. Чайковский

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.

Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

791mtwvp Времена года. П.И. Чайковский

Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых.

Я не буду. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру.

Motivi all’Uncinetto №54 2021 (вязание в интерьере крючком, филейное вязание) 2 3 .

Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. *****.

-Фотоальбом

Природа 20:06 16.09.2020 Фотографий: 169 Мир 00:28 11.05.2018 Фотографий: 31 Фотографы 07:56 20.08.2017 Фотографий: 111

-Видео

Старое видео BBC, о том что спагетти рас 28.07.2018 --> Смотрели: 18 (3) Японский сырный пирог (Jiggly Fluffy Jap 21.05.2018 --> Смотрели: 80 (3) Реактивный трактор 21.05.2018 --> Смотрели: 17 (10) Необычный метод обработки земли 27.03.2018 --> Смотрели: 38 (1) Оптическая иллюзия которая вполне может 27.03.2018 --> Смотрели: 33 (1)

-Музыка

-Рубрики

-Ссылки

-Метки

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

П И Чайковский - МАРТ- АПРЕЛЬ- МАЙ.

1393618163_blagoprijatnye-i-neblagoprijatnye-dni-v-marte-2014 (500x370, 178Kb)

"Песня жаворонка".Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами.

В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка."Песня жаворонка". Март:

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"А М Майков


МАРТ- АПРЕЛЬ - МАЙ. Исполняет Денис Мацуев.

big-32497 (700x525, 391Kb)

"Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца."Подснежник". Апрель:

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином. "
А.Н.Майков


МАЙ.

1393618163_blagoprijatnye-i-neblagoprijatnye-dni-v-marte-2014 (650x488, 209Kb)

Белые ночи

- так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя Федора Достоевского.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге "Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет источник


Возникновение цикла " Времена года", ор.37-bis непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом "Нувеллист", основанном в 1842 году. Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала "Нувеллист" был также пианистом, композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Редактором журнала был брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), известный пианист и композитор. "Нувеллист" знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов - любителей, а также зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме (не сохранилось), очевидно, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю". Следовательно названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем.


В декабрьском номере журнала "Нувеллист" за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

Читайте также: