Сочинение на тему памятник карамзину

Обновлено: 01.06.2024

Говорят, что памятник Карамзину простые горожане изначально встретили недружелюбно. Окрестили “чугунной бабой”. Вечерами мимо него побаивались ходить. Да это и неудивительно – тогда на месте скверика был пустырь, посреди которого торчала непонятная статуя. Попробуй, пойми, память о мужчине увековечили женской фигурой.

После пожара 1864 года, когда было принято решение озеленять город, здесь разбили небольшой парк, обнесли его оградой. Скверик начал пользоваться всеобщей любовью – ведь он стал таким уютным. Однако и сейчас немногие смогут сходу объяснить, что символизируют барельефы на памятнике.

Попробуем вместе “прочитать” аллегорию, на которой основываются использованные в создании памятника образы. Замысел скульптора Гальберга раскрывается не сразу. Мешают древнегреческие одежды, в которые облачены высеченные из камня фигуры. А между тем, в этом нет ничего удивительного, ведь памятник создавался в соответствии со строгими канонами классицизма, который предписывал “подражать античности”.

Та самая “чугунная баба”, пугавшая наших соотечественников почти сто восемьдесят лет назад, – муза истории Клио. В одной руке она держит трубу, чтобы рассказать потомству о событиях истории. А другой – возлагает скрижали “Истории государства российского” на жертвенник бессмертия, подчеркивая тем самым его значимость. В передней грани монумента – круглая ниша с отлично выполненным бюстом Карамзина.

В марте 1811 года, в Твери Карамзин в течение четырех дней зачитывал фрагменты своей “Истории” Александру I. Этот значительный эпизод увековечен на левой, северной стороне памятника.

Рог изобилия проливается на историка в конце его жизни, однако дары запоздали, он близок к смерти. Он усталым движением руки отвергает монеты – перед смертным одром все кажется тленом. И запоздалая благосклонность Фортуны достается его сыну. Таков сюжет правого, южного горельефа, основой которого стали последние дни Карамзина. Тяжело больному историку необходима была перемена климата, и император пожаловал ему пятьдесят тысяч рублей и даже приказал снарядить корабль, чтобы доставить Карамзина в Италию. Однако тот умирает через десять дней, 22 мая 1826 года, и деньги становятся ежегодным содержанием для его семейства.

Тщетность и величие человеческой жизни, подвиг и бессмертие, – все нашло отражение в этом памятнике. На самом деле, в нем можно найти пищу для размышлений. Меня удивило то, что на обоих горельефах историк изображен так или иначе связанным с властью: то он знакомит императора со своим сочинением, то получает от него щедрый подарок. Сам Карамзин свято верил в то, что самодержавие – единственный верный путь развития России, однако отношение к нему Александра I было достаточно сдержанным. Возможно, потому что историк позволял себе пусть и мягкую, но критику в адрес монарха.

Точно так же, как скульптор по-своему отразил факты биографии Карамзина, сам историк увидел судьбу Россию в ее неразрывной связи с монархией. История – это не перечисление голых фактов, это в первую очередь осмысление событий. Здесь практически невозможна беспристрастность. И тот же Карамзин, создавая историю отечества практически с нуля, оправдывал монархию.

Но вернемся к памятнику. Тот вариант, которым мы можем сейчас любоваться в Карамзинском сквере, был утвержден не сразу. Кроме него, в процессе обсуждения предлагали построить комплекс зданий, центральным из которых должна была стать библиотека. Однако впоследствии предпочтение отдали все-таки памятнику, хотя, пожалуй, такой мемориальный комплекс тоже мог увековечить память Карамзина, ведь он внес значительный вклад не только в историографию, но и в развитие литературы.

Как известно, дворяне писали и говорили в основном по-французски. И дело было не столько в “преклонении перед Западом”, как сказали бы сейчас, сколько в том, что в России не было своего литературного языка. Разговорный был, а литературного, отвечающего нормам живой речи, – не было. Был только архаичный, с церковнославянизмами, тяжелыми синтаксическими конструкциями.

Можно утверждать, что русская литература началась с эпохи Карамзина, который сделал печатное слово выразителем духовной жизни. Карамзин вдохнул в литературу живую душу, сделал установку на разговорную речь, обогатил словарный состав языка, выработал непринужденную интонацию фразы. Своим творчеством он предвосхитил появление Пушкина. Возможно, сейчас некоторые страницы его произведений кажутся временами странными, но не будем забывать, что писал примерно двести лет назад, и для своей эпохи был подлинным новатором.

Но Карамзин был не только историком и писателем, он занимался еще и журналистикой. Его деятельность в качестве журналиста была разносторонней и многообразной, но особенно хотелось бы остановиться на том, что именно Карамзин, будучи редактором “Вестника Европы” создал в журнале раздел “Политика”. Он первый почувствовал желание читателя увидеть в журнале общественно-политический орган, который будет разъяснять факты и явления современности. Редкое издание СМИ сейчас обходится без политических новостей. И тяжело даже представить, что когда-то в газетах и журналах о политике попросту не говорили. Карамзин же сумел выделить эту сферу, ставшую теперь неотъемлемой частью практически всех газет и журналов.

Карамзин был для литературы целой эпохой, навсегда изменил ее облик. Его “История” не перестает быть актуальной и поныне. А его смелости говорить в лицо царствующему монарху неприятные вещи, рискуя навлечь на себя немилость, можно поучиться многим журналистам. Наследие Карамзина и его влияние на ход литературно-исторического процесса поистине было велико. И наш долг, как его соотечественников, – с уважением относиться к памяти “последнего русского летописца”.

Памятник Карамзину в Ульяновске установлен в честь русского писатели и историка. Автором монумента является Гальберг Самуил Иванович, талантливый скульптор. Память о великом писателе в виде монумента была оставлена по просьбе братьев поэта. Карамзин часто с осени до весны жил в Симбирске в частном особняке, расположенном на Старом Венце. Писатель внес неоценимый вклад в русскую литературу.

История создания памятника

памятник карамзину в ульяновске

Император удовлетворил просьбу. Нужны были средства на постройку памятника. Первые взносы сделали братья и дворяне, подписавшие прошение. Вскоре все деньги были собраны, но встал вопрос об облике монумента.

Создание памятника

Конец спорам был положен царем. Николай Первый приехал в Симбирск в августе 1836 года. Император лично указал место и назвал имя того, кто будет заниматься созданием монумента. Так, памятник Карамзину в Ульяновске (в те времена город назывался Симбирск) был поручен профессору Гальбергу.

Монумент должен был быть установлен между городским магистратом и гимназией, рядом с ограждением Спасского монастыря. Для работы Гальбергу отводилось три года. По планам, памятник должен был окружаться золотыми барельефами.

Средства на многие материалы были выделены из казны. Но приступил к работе профессор только черед два года. Он умер в мае 1839 года, так и не успев полностью завершить свой шедевр. Доделывать монумент пришлось ученикам профессора.

н м карамзин

Описание

Памятник Карамзину в Ульяновске создан в духе тех времен, выполнен в стиле классицизма. На пьедестале возвышается статуя Клио, музы истории. В правой руке у нее скрижали, жертвенник бессмертия. Это главная книга Карамзина. В левой руке музы находится труба, с помощью которой она вещает о российской жизни.

В монументе выдолблена небольшая ниша, в которой находится бюст писателя. Пьедестал памятника украшен горельефами. На северном изображен сам Н. М. Карамзин, читающий отрывок из своего произведения в присутствии императора и его сестры. На другом горельефе писатель изображен на смертном ложе, которое окружено семейством поэта.

Все фигуры запечатлены в античных одеждах. На пьедестале была отлита медными буквами надпись о том, кому посвящен монумент. Его высота – 8,52 метра, у пьедестала – 4,97 м, у статуи Клио – 3,55 м. Пьедестал памятника сделан из красного гранита, привезенного из Финляндии. Изготавливалась эта часть монумента в Петербурге скульптором Анисимовым.

описание памятника карамзину в ульяновске

Бюст Карамзина, горельефы и статуя Клио отлиты из бронзы в Академии искусств. Руководил работами профессор Клодт. Все детали памятника были привезены в Симбирск в 1844 г. с большими сложностями, а следующей весной прошли подготовительные работы.

На открытии монумента двадцать восьмого августа 1945 года в соборе собралось дворянство, купцы, воспитанники духовной семинарии и гимназии. Пришло множество горожан. Все они после панихиды отправились на площадь, где был установлен и открыт памятник. Сам писатель и не предполагал, что за свои произведения он будет увековечен.

Карамзин очень любил романы Вальтера Скотта. Писатель очень хотел поставить ему памятник в саду собственного дома. Оказалось, что и сам Карамзин стал не менее любимым литератором.

Дальнейшее обустройство и описание памятника Карамзину в Ульяновске

Сначала, как только монумент был установлен, он был обнесен деревянной решеткой. В 1855 г. вдова старшего сына Карамзина, Аврора Карповна, занялась обустройством памятника.

По ее просьбе была удалена деревянная решетка и поставлена металлическая, богато украшенная золочеными медными окончаниями. В 1866 г. в Симбирске произошел большой пожар, и площадь вокруг монумента после восстановления стала радовать глаз зеленым сквером. А на каменном фундаменте появилась новая чугунная решетка.

история памятника карамзину в ульяновске

Вторая жизнь памятника

В 1931 г. памятник Карамзину в Ульяновске чуть было не подвергся сносу. Монумент уже утратил свою первозданность. Позолоченные наконечники на ограде были сбиты, отколоты куски гранита чеканка и надпись уничтожены. Медную статую даже пытался продать через газету один предприимчивый горожанин.

Н. М. Карамзин умер в мае 1826 г. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Петербурга. На могиле Карамзина установлен памятник из белого мрамора. Он выполнен в виде прямоугольного саркофага, украшенного позолоченным бронзовым венком.


Памятник Н. М. Карамзину — монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил Иванович Гальберг, автором архитектурной части памятника — Константин Андреевич Тон.

История создания монумента

13 июня 1833 года симбирский губернатор А. М. Загряжский от имени 38 симбирских дворян подал прошение императору Николаю I о создании в Симбирске памятника Н. М. Карамзину с открытием общеимперской подписки по сбору средств на его сооружение. Вскоре согласие было получено, были собраны значительные средства, но решение, каким быть памятнику, затянулось.

Лишь через два года профессор Гальберг приступил к работе, но 10 мая 1839 года, Самуил Иванович Гальберг скончался, успев разработать проект памятника. Завершили дело профессора его ученики — выпускники Академии художеств: Н. А. Ромазанов, А. А. Иванов, П. А. Ставассер и К. М. Климченко. Статую музы Клио, покровительницы истории, выполнили А. А. Иванов и П. А. Ставассер. Один из горельефов и бюст Н. М. Карамзина вылепил Н. А. Ромазанов, другой горельеф — К. М. Климченко. Пьедестал красного гранита из Финляндии был изготовлен в Петербурге мастером С. Л. Анисимовым. Статуя Клио, бюст историографа и горельефы отливались в бронзе в литейной мастерской Академии художеств под руководством профессора барона П. К. Клодта. Все детали памятника были доставлены в Симбирск в навигацию 1844 года, а следующей весной и летом были проведены работы по подготовке места и установке пьедестала.

Памятник был торжественно открыт 22 августа 1845 года (по старому стилю).

Размеры и композиция памятника

Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила:

Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра, статуи Клио — 3,55 метра.

Дальнейшая история памятника

Первоначально памятник обнесли деревянной решеткой, а в 1855 году Аврора Карловна Карамзина, вдова старшего сына историографа Андрея Николаевича, погибшего в Крымской войне, в его память устроила богатую металлическую решётку с медными вызолоченными навершиями. После грандиозного пожара Симбирска площадь вокруг памятника в 1866 году была окружена сквером, ограждённым, в свою очередь, чугунной решёткой на каменном фундаменте (ныне — Карамзинский сквер (Сквер Карамзина) (ООПТ УО )).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выровская средняя общеобразовательная школа

Майнского района Ульяновской области

Ф.И.О.: Сидоренко Лариса Валерьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Номинация: основное общее образование (методическая разработка урока

Направление: разработка урока по речевому развитию детей.

Тема урока : « Изложение-описание памятника архитектуры «Симбирский

Тип урока : урок развития речи

обучающая: закрепление формирования знаний учащихся об особенностях монументальной скульптуры и особенностях изложения-описания памятника; научиться определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника и в его деталях, окружении; писать текст в определённом жанре, знать о типе и стиле текста; сформировать у учащихся знания о выдающейся личности, о нашем земляке Н.М. Карамзине;

развивающая: закрепление формирования умения составлять текст-описание памятника; подробно и выборочно излагать текст с элементами описания памятника культуры; совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки;

воспитывающая: вызвать интерес у учащихся к писателям и творческим личностям нашего края, воспитание чувства любви и уважения к родной истории;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты урока :

личностные: формировать интерес к учению.

метапредметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

предметные: научиться передавать текст–описание памятника культуры публицистического стиля.

Методическое оснащение: компьютерная презентация, портрет Н.М. Карамзина, репродукция (фотографии) памятника Н.М. Карамзину, выставка его книг.

I . Организационный момент.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Составление учащимися предложений.

4. Лексический диктант (введение в тему).

III . Актуализация знаний. Беседа. Работа с эпиграфом к уроку

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Чтение текста изложения учителем.

2. Словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая).

4. Беседа по тексту.

5. Чтение текста по абзацам, коллективное составление плана, пересказ.

6. Работа над синонимическими рядами и группами слов.

7. Чтение текста , редактирование черновых рабочих вариантов, написание изложения.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание.

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Учитель. У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, об ученых и любимых писателях. Сегодня на уроке мы пишем изложение – описание архитектурного памятника, воздвигнутого в честь нашего земляка Н.М. Карамзина, знаменитого литератора и историографа. Сформулируйте тему и цели нашего урока. (слайды 3-4)

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Составление учащимися предложений:

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

Учитель. Памятник — трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т. е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать Внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник — с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Для скульптурного произведения очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т. д. Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его — скульптор (ваятель). Над пьедесталом работает архитектор, декоратор заботится о деталях окружения памятника (фонари, ограда и т. д.).

4. Лексический диктант (введение в тему).

(слайд 5)

(по мере выполнения работы (п.4.1-4.3) учащиеся записывают необходимые слова в тетрадь).

4.1 Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Творческое отражение действительности в художественных образах. (Искусство)

- Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, ковки, чеканки. (Скульптура)

- Скульптурное сооружение в память о каком-нибудь историческом лице, событии. (Монумент, памятник)

- Основание памятника, колонны, статуи. (Постамент, пьедестал)

4.2 Учащиеся составляют с данными словами словосочетания (групповая работа), затем обмениваются информацией.

4.3 Дать лексическое значение словам, записать слова в тетрадь. (слайд 6)

Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объёма.

Бюст – скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь, по пояс).

III . Актуализация знаний. Беседа. Работа с эпиграфом к уроку

(слайд 7)

(по мере беседы по вопросам учащиеся делают пометки в черновиках, необходимые материалы записывают).

Учитель. Что такое памятник? (Памятник – архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого-нибудь лица или события).

Учитель. От какого слова образовано? (Память)

Учитель. Чтобы сделать такую большую работу, Карамзину пришлось много работать с летописями. Какие же тайны приоткрыли ему летописи? (Летописи приоткрыли тайны истории Российского государства…).

Учитель. Чему они учат и сейчас современного человека? (Быть верным и преданным своему Отечеству, любить Родину и служить на благо ей…).

Учитель. Верно. Таким и был Николай Михайлович Карамзин.

(слайд 8)

Учитель. Прочитаем эпиграф:

Так Русский юноша, теперь идущий мимо,

Взглянув на этот лик, сияющий в меди,

Любовь к отчеству, сей огнь неугасимый,

Восчувствует в груди…

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

(слайд 9)

1. Чтение текста изложения учителем.

С середины августа 1833 года начался сбор пожертвований на сооружение памятника М.Н. Карамзину. Он проходил в Симбирске и по всей России. А в Академии художеств начался конкурс по созданию памятника. Из девяти представленных проектов памятников совет отобрал только три. В конце концов, был заключен контракт с профессором Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом*. Творил он очень скоро, но в 1939 году архитектор скончался. За дело взялись его ученики.

Летом 1843 года статуя истории Клио была доставлена с большими трудностями на Симбирскую пристань, где она пролежала около полутора лет – до тех пор, пока из столицы не прибыли четырехугольный пьедестал из красно – бурого финляндского гранита и бронзовый бюст Карамзина.

Вот только теперь симбирские дворяне узнали, что на высоком пьедестале будет стоять во весь рост муза истории Клио, а бюст Карамзина поставят в нише с правой стороны пьедестала.

Утром, 23 августа 1845 года, при первых ударах колокола собралось все начальство города, дворянство, купечество, гимназисты и простые люди. Все отправились к новой площади, где и состоялось торжественное открытие монумента.

Постепенно площадь, где высился памятник, облагораживалась: деревянная решетка была заменена железной, маленькие деревца выросли в большие тенистые деревья, поставили скамейки. Теперь карамзинский скверик – излюбленное место отдыха горожан.

2. Словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая)

(слайды 10-11)

(Учащиеся под руководством учителя объясняют значение и правописание непонятных слов. После работы учащиеся получают карточки-подсказки с этими словами.)

* Самуил Иванович Гальберг – русский скульптор.

* Клио – муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Получила имя оттого, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу.

* Жертвенник – возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества.

* Скрижали – две каменные плиты, на которых выбиты десять заповедей.

* Хитон – древнегреческая мужская и женская одежда изо льна или шерсти, напоминающая рубашку. Хитон был широким, длиной до колен или ниже, по боковым сторонам его иногда сшивали или оставляли с одной стороны открытым.

4. Беседа по тексту.

(слайды 12-14)

Учитель. Какому событию посвящен прочитанный текст? (Текст посвящён открытию первого памятника Н.М.Карамзину)

Учитель. Определите тип речи текста. (Повествование с элементами описания ) .

Учитель. Определите стиль текста. ( Публицистический ).

Учитель. Где располагается памятник? ( В центре города, в Карамзинском сквере, находящемся на Венце).

Учитель. На какие средства сооружали памятник Карамзину? (Памятник сооружали на пожертвования братьев Карамзина, симбирских дворян, простых людей, на средства из казны, а также собирали по всей стране по подписке)

Учитель. Кто был автором памятника? (Автором памятника является С.И.Гальберг, не успевший из-за смерти закончить своего дела, продолжатели – его ученики).

Учитель. Как памятник был доставлен в Симбирск и сколько пролежал на пристани? (Он был доставлен по Волге и пролежал полтора года на пристани).

Учитель. Опишите, как выглядит памятник Н.М.Карамзину. ( На пьедестале возвышается статуя Клио, музы истории. В правой руке у нее скрижали, жертвенник бессмертия. В левой руке музы находится труба, с помощью которой она вещает о российской жизни. В монументе выдолблена небольшая ниша, в которой находится бюст писателя. Пьедестал памятника украшен горельефами. На северном горельефе изображен сам Н. М. Карамзин, читающий отрывок из своего произведения в присутствии императора и его сестры. На другом горельефе писатель изображен на смертном ложе, которое окружено семейством поэта. Все фигуры запечатлены в античных одеждах. Пьедестал памятника сделан из красного гранита, привезенного из Финляндии).

Учитель. Какова роль описания в тексте? (Описание монумента занимает центральную часть повествования и играет важную роль).

Учитель. Кто присутствовал на открытии монумента? (На открытии монумента присутствовали дворянство, купцы, воспитанники духовной семинарии и гимназии. Пришло множество горожан. Все они после панихиды отправились на площадь, где был установлен и открыт памятник).

Учитель. Каков сегодняшний облик карамзинского скверика? (Сначала, как только монумент был установлен, он был обнесен деревянной решеткой, которая потом была удалена и поставлена металлическая, богато украшенная золочеными медными окончаниями. Сейчас сквер радует глаз зеленью. А на каменном фундаменте появилась новая чугунная решетка. Здесь любят отдыхать горожане и гости города).

Учитель. Каковы ваши впечатления от этого произведения искусства?

5. Чтение текста по абзацам, коллективное составление плана, пересказ.

(слайд 15)

(Учащиеся слушают повторное чтение текста, составляют его план и записывают пункты плана в тетрадь, пересказывают)

1. Сбор пожертвований на сооружение памятника (середина августа 1833г.)

2. Автор памятника С.И. Гальберг.

3. Памятник доставлен в Симбирск (лето 1843 года.)

4. Воплощение замысла памятника в общем виде, деталях .

5. Торжественное открытие монумента (23 августа 1845г.)

6. Изменения в ансамбле памятника.

6. Работа над синонимическими рядами и группами слов

(слайд 16)

(После подбора синонимов и групп слов учащиеся получают карточки-подсказки с этими словами)

Подножие, постамент, пьедестал.

Находится, располагается, стоит, высится.

Бронза, чугун, мрамор, гранит, бетон.

Скульптор, ваятель, художник.

Гениальный, талантливый, искусный.

7. Третье чтение текста , редактирование черновых рабочих вариантов (исключение необоснованных повторов, обсуждение логических переходов от одной части к другой, заслушивание 2-3 работ учащихся) , написание изложения (на втором уроке).

V . Рефлексия.

Учитель. Для чего предназначены тексты, содержащие описание памятников?

Учитель. Что нового я узнал о памятнике Карамзину Н.М.?

Учитель. Как вы оцениваете результаты своей работы?

VI . Домашнее задание.

(слайд 17)


Эта забавная история вспомнилась, наверное, не случайно. С самым старым и, не побоюсь сильных слов, самым интересным и даже загадочным монументом связано много историй – в том числе и очень забавных.

Малосведущий в античной мифологии простой симбирский люд называл Клио "чугунной бабой" и рассказывал о ней свои легенды – то про разбойницу, то про даму с пониженной социальной ответственностью, за грехи свои обращённую в металл и выставленную в назидание публике на гранитном столбе. Забюстованному Николаю Михайловичу в этих историях отводилась роль или несчастного супруга обольстительницы, или лихого пристава, сумевшего совладать с неуловимой злодейкой.

Даже в XIX веке монументальные памятники в российских городах были диковиной, даже в Санкт-Петербурге и Москве, чего говорить о провинциях. Но развивавшаяся в общем русле европейской культуры страна стремилась следовать европейским эталонам – а редкий европейский город обходится без памятников. Они не просто напоминают об исторических и легендарных персонажах, о местных уроженцах, но и организуют пространство, занимая центр площади, сквера, общественного сада.

Воцарившийся в России в конце 1825 года император Николай I, военный инженер по образованию, считал себя знатоком в архитектуре. Именно при нём появились памятник дюку де Ришельё в Одессе (1827), Михаилу Ломоносову в Архангельске (1832), Николаю Карамзину в Симбирске (1845), Гавриле Державину в Казани (1847). Николай I даже лично определял места установки монументов – а в Симбирске сделал прямо на натуре, посещая наш город 22 августа 1836 года.


Дмитрий Николаевич Блудов, автор идеи памятника Карамзину

Если коротко, то эту идею с вознесённой Клио можно выразить в том духе, что История возвышается над отдельными людьми – но творится и пишется ими. Поза Клио выражает почтение: склонённая голова, согнутое колено. Трудился над памятником выдающийся скульптор Самуил Иванович Гальберг (1787 – 1839), среди прочего прославленный как автор посмертной маски Пушкина. И ещё симбирский Карамзин был самым дорогим монументом: 91 800 рублей против 50 000, выложенных за одесского Дюка, и 550 пудов меди, отпущенных из казны.


Скульптор Самуил Иванович Гальберг

Николая I окружали креатуры Карамзина. Он ведь и Пушкина освободил из ссылки и неоднократно пытался приблизить к трону всё по совету того же Николая Михайловича, хотя Александр Сергеевич открыто признался государю, что был бы на стороне заговорщиков-декабристов, окажись он в Петербурге в дни восстания 14 декабря 1825 года.

Симбиряне наверняка знали, что Николай I неровно дышит к Николаю Карамзину – и, как кажется, решили монетизировать симпатии императора, в 1833 году объявив ему о своём желании соорудить в честь историка памятник в Симбирске. Но под этим горожане подразумевали комплекс общеполезных учреждений: библиотеку, пансион для учащихся, а никак не скульптурный монумент. Была начата кампания по сбору пожертвований. Но только в воле государя было, что разрешить к сооружению – и он выбрал памятник.


Северный горельеф памятника

Дело было зимой 1811 года в городе Твери – а государь сидит себе с обнажённым торсом! Так древние римляне изображали богов или смертных героев, отошедших в вечность: ясно, кто тут главный, а чтобы развеять все сомнения, рядом с императором Александром I изображён российский герб.

За креслом императора, опираясь на него – этим подчёркивается связь персонажей – изображена родная сестра Александра I великая княжна Екатерина Павловна (1788 – 1819), принцесса Ольденбургская, в присутствии и в доме которой и происходила знаменитая читка. Екатерина Павловна была любимой сестрой двух российских монархов, Александра I и Николая I, и благоволила Николаю Михайловичу. А сам историк говорил о том достопамятном дне, как о счастливейшем в своей жизни.


Южный горельеф памятника

На памятнике царская милость явлена в образе крылатой богини судьбы и удачи Фортуны (богиня без сандалий – знак её божественного достоинства), сыплющей деньги из рога изобилия. Полдюжины отпрысков писателя обозначены условной фигурой младенца, протягивающего ручку за посыпавшимися монетами – самой младшей дочери Карамзина Елизавете Николаевне (1821 – 1891) было уже пять лет, из младенчества в нашем понимании она давно вышла.

За ложем умирающего – две женские фигуры: жена Екатерина Андреевна (1780 – 1851), взмахом руки выражающая свою скорбь, и старшая дочь 24-летняя Софья Николаевна (1802 – 1856), фрейлина, пользовавшаяся доверием царской семьи, хозяйка популярного литературного салона, добрый друг всех знаменитых литераторов своего времени.

Но особенно любопытна фигура мужская. Руки, сложенные на груди, означают, что человек не из семьи, он наблюдает ситуацию как бы со стороны. Это симбирянин Александр Иванович Тургенев (1784 – 1845), невероятно талантливый и разнообразно одарённый человек, свидетель последних минут жизни Карамзина и Пушкина. Примечательно, что кроме Карамзина и богини, прочие персонажи на горельефе были живы и здравствовали на момент открытия монумента. Но странно совпало, что вскоре после установки памятника, в декабре 1845 года, Александр Иванович простудился и умер.

Читайте также: