Сочинение на тему острое чувство кризиса цивилизации

Обновлено: 05.07.2024

Острое чувство кризиса цивилизации

Вопросы к уроку

1. Почему автор ни разу не называет своего героя по имени? Отчего безымянны все другие пассажиры парохода?

2. Найдите символы в рассказе. Подумайте, какой конкретный и общий смысл они имеют в рассказе.

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

Рисуя своеобразную модель буржуазного общества, Бунин оперирует рядом великолепных символов. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Символичен образ заглавного героя (заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

Богатейшая символика, ритм повторов, система намеков, кольцевая композиция, сгущение тропов, сложнейший синтаксис с многочисленными периодами – все говорит о возможности, о приближении, наконец, неминуемой гибели. Даже привычное название Гибралтар обретает в этом контексте свой зловещий смысл.

Почему главный герой лишен имени?

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Как описаны другие персонажи рассказ?

Для чего в рассказ введены такие эпизодические персонажи как Лоренцо и абруццкие горцы?

Какой образ обобщает ничтожность и тленность земного богатства и славы?

Рассказ Бунина не вызывает чувства безнадежности. В противовес миру безобразного, чуждого красоте (неаполитанским музеям и песням, посвященным каприйской природе и самой жизни) писатель передает мир прекрасного. Авторский идеал воплощен в образах жизнерадостных абруццких горцев, в красоте горы Монте-Соляро, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско.

И вот она происходит, эта ожидавшаяся, неотвратимая смерть. На Капри господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Оправдываются наше предчувствие и эпиграф рассказа. История с помещением господина в ящик из-под содовой, а затем в гроб показывает всю тщету и бессмысленность тех накоплений, вожделений, самообольщения, с которыми существовал до этого момента главный герой.

Возникает новая точка отсчета времени и событий. Смерть господина как бы рассекает повествование на две части, и этим определятся своеобразие композиции. Резко меняется отношение к умершему и его жене. На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи. Обнаруживается жалкость и абсолютная ненужность того, кто считал себя центром вселенной.

Бунин ставит вопросы о смысле и сути бытия, о жизни и смерти, о ценности человеческого существования, о грехе и вине, о Божьем суде за преступность деяний. Оправдания и прощения герой рассказа от автора не получает, и океан гневно рокочет при обратном следовании парохода с гробом усопшего.

Заключительное слово учителя

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Проблема краха цивилизации является одной из главных тем произведения И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”. В контексте данного рассказа цивилизация — это общество, связанное духовными и культурными ценностями, которое живет на определенной территории. Многие творения других писателей содержат идею о том, что сплоченный народ может противостоять любому ненастью и добиться своей цели. Широта души, сострадание, смирение, чувство справедливости, трудолюбие, искренность, любовь и к самому себе, и к окружающим- все эти качества делают нас людьми, что крайне важно для счастливой жизни.

В своем рассказе Бунин описывает совершенно другой круг населения. Такая нация может лишь ухудшить обстановку в мире и привести к гибели человечества. Чтобы донести до читателей эту мысль, писатель приводит в пример личность безымянного господина.

Что может стать причиной краха цивилизации? И. А. Бунин.

Основная часть

Повествование начинается с раскрытия главного героя, его жизни и планов. Будучи трудоголиком, он смог построить свою жизнь на работе. До пятидесяти восьми лет мужчина не позволял себе насладиться тем, что он делает, сосредоточившись на деньгах и не развиваясь ни в какой иной области:

“До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее”.

Семья персонажа была безликой и бесхарактерной. Бунин не раскрыл душу ни жены, ни дочери, словно их наличие не имело никакого значения. Внешность героя была отталкивающей и искусственной, подчеркивающей его статус:

“Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова”.

Такими были и другие люди, что, как и он, жили по определенному плану изо дня в день. Это показано в сцене на корабле Атлантида (который является символом погибели). Все пассажиры соответствовали распорядку дня, просыпаясь, обедая, ужиная и отдыхая в выделенные для этого часы. Но это не было для них чем-то непривычным: они всегда жили по установленным правилам.

Что может стать причиной краха цивилизации? И. А. Бунин.

Проблемой в таком существовании является неспособность людей думать о своём будущем: зачем, если у тебя уже прописан алгоритм действий? Человек деградирует, теряя самое главное в его личности — душу. Они не готовы к переменам, к неординарным и внезапным ситуациям; они считают, что имеют право вершить свою судьбу. Такой народ не способен изучать что-то новое, не способен почувствовать настоящее счастье. У подобного народа нет прогресса, он теряет способность к сопереживанию, любви, милосердию; он приобретает такие черты, как безразличие к происходящему, эгоизм и лицемерие. Человек уже не становится важным для общества, ведь он не обладает никакими отличительными свойствами характера.

Вспомним, как отреагировали окружающие на смерть главного героя рассказа. Все довольно быстро забыли о происшествии и сочли это за малое неудобство:

То же самое будет с любым другим человеком из подобного круга. Если вдруг человечество станет похожим на господина из Сан-Франциско, жизнь может просто обесцениться. Следом ради выгоды будут игнорироваться законы, а обстановка начнет ухудшаться. Тогда народ не только потеряет все то, что делало их одним целым, но и исчезнет с лица Земли.

Вывод

Таким образом, И.А. Бунин поднял крайне важную тему краха цивилизации, выделив из толпы определённый тип людей. Каждый человек тянется к богатству, надеясь купить свое счастье за деньги. Но, если пойти не по той дороге, можно обесценить всё то, к чему ты стремился, принимая достигнутое за данность. Писатель, просто рассказывая историю главного героя, предупреждает о последствиях неправильного образа жизни. Такой подход может привести к потере человеческой души и, следовательно, всего человечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный рассказ “Господин из Сан-Франциско”, написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Методические приемы: аналитическое чтение.

Вавилон, «великая блудница, сделался

жилищем бесов и пристанищем всякому

нечистому духу… горе, горе тебе, великий

город Вавилон, город крепкий, ибо в один

Откровение св. Иоанна Богослова

2.Сюжет рассказа построен на описании несчастного случая.

Попробуем восстановить событийную канву рассказа.

Кульминацией рассказа становится смерть главного героя, являющаяся некоей обнажительницей существа героя, бросающей свой безжалостный свет на его предшествующий образ жизни. Главное событие рассказа( смерть героя) отнесено не к финалу, а к середине произведения, к центру, и это определяет двухчастную композицию рассказа. Автору важно показать оценки героя окружающими и до, и после смерти.

3.Как описывает главного героя автор?

В начале рассказа господин из Сан-Франциско является нам в роли значительного лица и в собственном сознании, и в восприятии окружающих. Во всем этом, разумеется, магия

богатства, всюду сопутствующая господину из Сан-Франциско. Однако во второй части рассказа все это словно рассыпается в прах, низвергается до уровня оскорбительного унижения. Автор рассказа рисует череду выразительных деталей рассказа, обнаруживающих мгновенное падение всякой значительности и ценности героя в глазах окружающих.

Почему автор лишает своего героя имени?

4. Как показано общество в рассказе, олицетворением которого является господин?

Как изображается природная стихия?

6.Картина окончательной гибели завершается образом дьявола, который следит за уходящим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол прямо олицетворяет темные непознаваемые начала, господствующие над судьбами человечества.

7.Так ли пессимистичен рассказ Бунина? Существует ли путь к спасению?

Почему образ Богородицы связан с образом горцев? Они близки к природе, их души не развращены светом, они не знают коварства, лицемерия, предательства.

С исчезновением из жизни господина, которого увозят с острова в ящике из-под содовой , меняется погода. Как? Люди снова счастливы, поют хвалебные песни Богородице и новорожденному Христу. Именно среди тех, кто живет истинным мироощущением, не пытаясь создать новую цивилизацию и не противореча законам, положенным природой, стихия подлинного существования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МакееваЖанна Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Г.Комсомольск-на-Амуре

Конспект урока по творчеству И.А.Бунина. 11 класс

Тема: Острое чувство кризиса цивилизации

смысла названия, символики, особенностей жанровой природы, идейного содержания рассказа; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле

I . Организационный этап.

II .Актуализация опорных знаний.

Постановка и решение проблемных вопросов литературоведческих тестов. (работа в парах)

( В. Ф. Ходасевич ).

• Ознакомьтесь с мнением современников об И. А. Бунине. Можно ли утверждать, что поэзия и проза в бунинском творчестве были двумя равноправными стихиями? Какие черты в стихах Бунина выделяют А. А. Блок, В. Ф. Ходасевич, Тэффи? Как эволюционировала поэзия Бунина, восходя от пейзажной лирики к лирике философской? Справедливо ли утверждение, что стихи Бунина — это неореализм, близкий поэзии его младшего современника — Анны Ахматовой? Как повлияло стихотворчество Бунина на его художественную прозу?

Слово учителя

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа — в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

IV . Работа над темой урока.

1. Вводно-ориентировочная беседа: первичное осмысление рассказа

• Что в рассказе показалось вам самым неожиданным?

• Представьте, что человек, не читавший рассказ, попросил вас изложить основную мысль этого произведения. Постарайтесь это сейчас сделать.

• Сформулируйте самый значимый для вас вопрос, связанный с этим рассказом .

2. Аналитическая беседа.

— Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Рекомендация для учителя

— Какое значение имеет основное место действия рассказа?

— Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

— Почему главный герой лишен имени?

— Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

— Как показано общество в рассказе?

— Как решается конфликт между человеком и природой?

— Какова роль эпизодических героев рассказа — Лоренцо и абруццских горцев?

— Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

Слово учителя

V . Анализ композиции и конфликта рассказа

Материал для учителя

V I . Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Как изображён корабль в рассказе? Как и почему именно так он назван? В чём символичность образов корабля и океана в рассказе?

• Прокомментируйте специфику использования автором собственных имён.Почему заглавные персонажи рассказа безымянны, а второстепенные наделены именами?

2. Заключительное слово учителя

Домашнее задание

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

Дополнительный материал для учителя 1

Вспомните, в произведениях каких писателей присутствует «говорящая цветовая гамма. Какую роль в создании образа Петербурга у Достоевского играет желтый цвет? Какие еще краски оказываются значимыми?

1 Михайлова М. В. И. А. Бунин. // Русская литература Х IX - XX веков: Учебное пособие для поступающих в вузы: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 46—51.

Читайте также: