Сочинение на тему особенности волшебной сказки

Обновлено: 07.07.2024

Поэтические особенности волшебных сказок. Конфликт, идеи, образы данной группы сказок. Подробный анализ любой волшебной сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Сказки живут во всех уголках земного шара, они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой.

Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределё нное время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства.

Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определё нного рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её среди многих других девушек, как в чешской сказке "Золотоволоска".

Но наиболее типичный сказочный мотив - героический : отважный, умный и честный юноша, защищая других или отыскивая себе невесту, побеждает дракона, змея, колдуна. Нередко сказка содержит в себе несколько подобных мотивов.

Композиция волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают чудесные помощники - змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка, избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок - и позади него вырастает лес, бросает полотенце - и за ним появляется река. Помогает героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определённых начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала "жил-был", "жила-была", свойственного славянским сказкам, для русских сказок характерны зачины типа: "В некотором царстве, в некотором государстве". В словацких сказках нередко начало : "Близко ли, далеко ли, только было точь-в-точь, как я говорю".

Что касается концовок сказок, то они довольно сходны у всех славянских народов. В польских, русских, белорусских, украинских обычно заключение: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало".

В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли.

Анализ русской народной сказки Морозко.

Известная нам с детства сказка “Морозко” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица, которому приходит на выручку чудесный помощник (Морозко) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Русская сказка “Морозко” входит в состав школьной программы по литературе благодаря своей явной воспитательной, нравоучительной направленности. Основные герои сказки “Морозко” однозначно делятся читателями-детьми на положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) – легко прочитывается учениками.

Персонажи сказки “Морозко”

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха) : “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю, насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем толковании. Сказку упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

Однако не стоит забывать об исторических корнях народной сказки – повествование здесь обусловлено реалиями времени, когда создавалась сказка. Некоторая жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана также целью, преследуемой создателями сказки : наставление, назидание подрастающего поколения. И чем конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное воздействие.

Сказки хранят многовековую мудрость народа, и задача современных родителей и учителей - не оборвать связь поколений, помочь ребенку в правильном прочтении и восприятии вековой народной мудрости.

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста. "В совместном творчестве рождается сочинение, достойное взрослого сказочника". Обучение.

Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца

Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца МБДОУ № 74 "Семицветик" г. Смоленск В творческом наследии Е. Л. Шварца достаточно много повестей, рассказов, сказок, стихов, а так же киносценариев.

Осенние поэтические зарисовки Осенние поэтические зарисовки. "Продлись, продлись, очарование!" Ах, эта осень! Красота и непостоянный нрав осенней поры воспеты многими.

Поэтические сюрпризы от благодарных родителей

Поэтические сюрпризы от благодарных родителей Доброго времени суток, друзья и коллеги! В своей вчерашней публикации я рассказала, как прошёл один из выпускных праздников в нашем детском.

В волшебной сказке максимально полно реализуется весь арсенал художественных средств, доступных писателю, создается неповторимый и захватывающий фантастический мир, который живет по своим собственным законам. Наиболее популярными и распространенными являются несколько типов сюжетов волшебной сказки. Но наиболее популярным, который используется практически во всех русских сказках и сказках других славянских народов, стал сюжет-путешествие.

Практически каждая сказка предполагает, что в самом начале главный герой собирается посетить далекие края – для выполнения сложного и опасного задания, в поисках счастья, вызволять свою невесту и т. д. Во время странствий он встречает огромное количество интересных персонажей, среди которых есть и помощники, и враги. Преодолевается немалое число препятствий, а в кульминации герой вступает в смертельную схватку с главным врагом, обязательно выходя из нее абсолютным победителем.

Для волшебных сказок характерна цепная композиция, как правило, с троекратным повторами. Так, Царевна-лягушка три раза выполняет задания, Иван-Царевич трижды сражается с Змеем Горынычем, у которого есть три головы. При достаточно линейной структуре приветствуются совершено неожиданные повороты сюжета, когда практически предвиденные читателем события не происходят, а случается что-то незапланированное и нереальное. Именно это делает волшебные сказки интересными и для взрослых, которые нередко качают такие книги для iPad, КПК, ридеров и наслаждаются возможностью снова окунуться в детство и поверить в невозможное.

Обязательным атрибутом любой волшебной сказки является противостояние главному герою самых разных сверхъестественных злых существ, которых он побеждает благодаря своей смелости, мудрости и доброте. В облике негативных персонажей ребенку показывают то, что нехорошо. Он понимает, каким не должен быть, какие чувства являются недостойными хорошего человека, чего нужно избегать. В то же время, противоположностью врагов становится главный герой – яркий пример для подражания. Сегодня богатыри являются наилучшим примером для мальчиков, царевны и принцессы – для девочек.

То, что фотография это история народа, ведь увидив фотографию мы понимаем как жили раньше люди, какой была природа, чем занимался народ, какую одежду носили тогда, что ели, какими были дома: из чего они были построены, какого размера, какой была семья.

Жить для главного героя поэмы Лермонтова - это найти наконец свою Родину, то место, которое он помнит из детства. Неслучайно Мцыри говорит, что вся жизнь в монастыре, в котором он обитал - это ничто, а три дня, проведенные на свободе - это для него целая жизнь. Жить для Мцыри - это не только найти свой родной край, но и обрести настоящую свободу. Изначальный трагизм заложен в этих поисках. Кавказ (символ того самого идеала) остается для героя недостижим

Написать сочинение на темуикаким бы стал Иван если бы остался жив и как сложилось его судьба в произведение богомолова

Представь,что из далёкой северной страны приехали в гости в Украину твои ровесники.Что бы ты спросил у ребят об их родной стране


Волшебныесказки– это один из интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества подожди, сейчас еще допишу.


Помогите написать сочинение на тему волшебная сказка не большое?

Помогите написать сочинение на тему волшебная сказка не большое.


Особенность волшебной сказки ?

Особенность волшебной сказки .


Сочинение на тему чему учат волшебные сказки?

Сочинение на тему чему учат волшебные сказки.


План по сказке волшебная шляпа?

План по сказке волшебная шляпа.


Как написать план пересказ сказки волшебный барабан?

Как написать план пересказ сказки волшебный барабан.


План сказки Волшебная иголочка?

План сказки Волшебная иголочка.


План к сказке волшебная иголочка?

План к сказке волшебная иголочка.


Напишите сочинение на тему : „Особенности волшебной сказки”?

Напишите сочинение на тему : „Особенности волшебной сказки”.


Нужно написать сказку по теме волшебные сказки, помогите придумать?

Нужно написать сказку по теме волшебные сказки, помогите придумать.


Написать сочинение "Особенности волшебной сказки - царевна лягушка"?

Написать сочинение "Особенности волшебной сказки - царевна лягушка".


Главные герои книги - семья Арсеньевых, "политических". Мама Марина - сильная, выносливая женщина, каких еще поискать надо. Ее твердый характер и мужество восхищают меня. Также нравилось наблюдать, как она воспитывает дочерей. Отца мы встречаем т..


После встречи Базарова с Одинцовой, все его представления о жизни и любви в одночасье рушатся. Он теперь уже не тот циник - нигилист, а настоящий романтик, безумно влюблённый в Анну Сергеевну. Базаров просто - напросто разочаровывается в жизни, в с..


Скорей всего в первом есть то что там в начала буква приписывается и всё.


Мне понравился. ___________.


Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно на..


Фольклор это народное творчество сказки были и тд у литературе тоже есть народное творчество но в литературе нет честушек былин и колыбельных.


Я думаю, что автор баллады в образе Ильи Муромца хотел показать все силу и мощь русского народа, Руси. Используя гиперболы, сказитель описал победу русского богатыря над "великою силою". Весь город был в осаде и всего лишь один богатырь смог одержа..


Илья Муромец 22 года лежал на печи, был парализованным инвалидом, но затем, ему приснилась икона Богородицы (вроде бы), и на следующий день он смог ходить, и стал богатырём.


Квиз - соревнование. Помогла.


Квиз - соревнование, в ходе которого участники отвечают на вопросы.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Сайт "Мои сказки" - это электронная библиотека, где каждый может найти свою любимую сказку.

Labels

  • Алтайская принцесса
  • Баба Яга
  • Сказка про невесту
  • Сказка про царевну
  • Сказки о животных
  • Царевна-лягушка

Особенности волшебных сказок

Особенности волшебных сказок

Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой.

Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного. Так, например, сербская сказка "Пещера вил" начинается так: "Жил-был бедняк. Кормился он тем, что ловил в реке рыбу". Но после такого бытового вступления следуют чудеса: поймал он в реке рыбку и отпустил по её просьбе, но за это она пообещала ему, что у него родятся два золоторуких сына. Так и случилось.

Подросли сыновья и отправились счастья искать. Старший убил чудовище, освободил царскую дочь и женился на ней. Да не повезло ему: убила его колдунья. Но младший брат заставил её оживить старшего. Все счастливо стали жить и поживать.

Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства.

Волк с железной головой

Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами, как в сербской сказке "Волк с железной головой": "Жил на свете пастух. Однажды пас он, как вдруг вышел из лесу волк с железной головой и говорит. "

Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку), добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её среди многих других девушек, как в сербской сказке "Девушка-лебедь" или как в чешской сказке "Золотоволоска". В последней характерный чешский сказочный герой Йиржик по поручению короля угадывает нужную девушку из двенадцати сестёр, но сказка заканчивается тем, что женится на ней не король, а Йиржик. Невесту обычно похищают злые существа, чудовища, и герой отправляется на её поиски, во время которых ему приходится преодолевать множество трудных препятствий, бежать от чудовища или колдуньи, которых он всё-таки побеждает.

Особенности волшебных сказок
Б.В.Зворыкин "Смертный бой со змеем трёхглавым". Открытка. М., 1916 г.

Но наиболее типичный сказочный мотив - героический: отважный, умный и честный юноша, защищая других или отыскивая себе невесту, побеждает дракона, змея, колдуна. Нередко сказка содержит в себе несколько подобных мотивов.

Композиция волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают чудесные помощники - змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка, избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок - и позади него вырастает лес, бросает полотенце - и за ним появляется река. Помогает героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

В словацкой сказке "Пастух Янко и прекрасная змейка" король даёт герою три трудные задачи: всего в один день засыпать землёй пруд, засадить место виноградной лозой и утром принести королю две виноградные кисти и две кружки вина; затем срыть высокую скалу, на её месте посеять пшеницу, собрать урожай, обмолотить и смолоть, напечь пирогов; потом из двух виноградин и двух пшеничных зёрен приготовить вино и испечь хлеб на 15 человек. Всё это выполняет герой при помощи своей невесты змейки, дочери старого волшебника - змея.

В сербской сказке "Девушка - лебедь" три раза царевич ездит на охоту и три раза его жена-лебедь просит царицу дать ей её рубашку, на третий раз получает её, надевает и, превратившись в лебедя, улетает. В сербской сказке "Водяной" водяной три раза переносит сонного мальчика из чертога в чертог: из хрустального - в серебряный, из серебряного - в золотой.


Примером приключенческой структуры волшебной сказки может быть словенская сказка "Железный перстень". Жили бедная женщина и сын. Подрос сын и пошёл искать работу, чтобы кормить и себя и мать. Поступил на службу к богатому крестьянину и, получив за работу три крейцера, отправился искать по свету счастья. Случилось ему выкупить на эти деньги собаку, кошку и змейку, которых хотели убить или утопить злые люди. Змейка оказалась дочерью волшебника и дала ему перстень: у которого он был, желания того непременно исполнялись.

Явился герой во дворец и объявил королю, что хочет жениться на его дочери. Но король поставил перед ним сложные задачи и только при условии, если юноша их выполнит, отдаст за него дочь. При помощи волшебного перстня герой их выполнил и женился на королевне. Но она оказалась коварной: она любила королевича из соседнего царства, сумела выкрасть перстень, а когда хотела отдать его своему любимому, то потеряла его. При помощи своих друзей - спасённых им животных - герой сказки находит перстень и добивается того, что королевна и королевич стали жить в бедной хижине, а он с матерью и своими помощниками - в чудесном дворце. Эта сказка - пример произведения приключенческого типа. В ней одно событие цепляется за другое; оканчивается всё благополучно: победой героя над всеми своими противниками. И это основное в сказках. Что касается событий между началом и концом, то они могут быть многоэпизодными, цепь приключений героя может быть увеличена.

Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определённых начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала "жил-был", "жила-была", свойственного славянским сказкам, для русских сказок характерны зачины типа: "В некотором царстве, в некотором государстве". В словацких сказках нередко начало: "Близко ли, далеко ли, только было точь-в-точь, как я говорю".

Иногда в волшебные сказки вводятся песенки. Так, в сказке о мачехе и падчерице у словаков петух объявляет песенками о приходе падчерицы и дочери мачехи; в сказке "Ручная мельница" герой приказывает чудесной мельнице, из которой появляются стол, кушанья и напитки:

Что касается концовок сказок, то они довольно сходны у всех славянских народов. В польских, русских, белорусских, украинских обычно заключение: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало".

В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли. Мать и дочь в словацкой сказке "За золотым яблочком" "стали жить припеваючи"; в сказке "Заколдованный лес" братья в конце концов между собой примирились и "жили дружно и счастливо"; герой сербской сказки "Волк с железной головой" "с тех пор зажил весело и счастливо со своей молодой женой"; герои сказки "Девушка-лебедь" после всех приключений "жили они потом в своём царстве долго и счастливо". Нередко сказка кончается пиром, как болгарская "Девушка из глины":"Большое веселье началось во дворце и во всём царстве и продолжалось три дня и три ночи"; или словацкая "Ручная мельница": "И был опять пир на весь мир". Весьма часто герой получает в награду царство вместе с царской дочерью. В сербской сказке "Пещера вил" царём становится сын рыбака. Такой конец часто встречается и в болгарских сказках. Во многих словацких сказках ("Оленёнок, "Лесник Янко и три собаки", "Грязнуха вечный - житель запечный", "Весёлая скрипка") постоянно употребляется такого рода концовка: "Зажили они счастливо и живут счастливо до сих пор, коли не померли".

СЛАВЯНСКИЕ СКАЗКИ Славянские сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в сказках многих народов, а с другой - сюжеты, свойственные только славянским сказкам или сказкам лишь определённого славянского народа.


ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Героем волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский Вярнидуб.


ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (СКАЗКА С КАРТИНКАМИ) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Выросли сыновья: и красавцы, и удальцы, каких ещё свет не видывал. Решил царь их женить. Дал им луки и стрелы и сказал: "Возьмите каждый по стреле, выйдете в чисто поле и стреляйте. На чей двор стрелы упадут, там ищите и невест ваших".

Читайте также: