Сочинение на тему письмо герою платонов возвращение

Обновлено: 02.07.2024

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль: писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Вариант 4

В произведении раскрывается такая тема, как жизнь простых людей в непростое послевоенное время. Хотя люди и ждали, что после данного ужасного времени все останется позади, и страна будет процветать, все же последствия войны сказались почти на каждом человеке и каждой области его жизни. И считалось, что люди, которые прошли сражения, будут жить спокойной и размеренной жизнью, ведь все их беды останутся в прошлом, и переживать из-за того, что человек сможет попасть под пули, больше не приходится. Однако, это совершенно не так, ведь эти люди не могут найти своего применения в другой реальности, которая очень сильно разнится с военной обстановкой.

Также случается и с главным героем, который теряет себя на повседневном пространстве, так как не видит своего светлого будущего, и надеется на то, что в скором времени он придумает что-либо. И, запутавшись окончательно, главный герой решает уехать вместе с Машей туда, где все его беды и невзгоды останутся в прошлом, а место для проживания он хочет выбрать необычное и неизвестное, чтобы о былой жизни ему ничего не напоминало. Однако, ничего из этой попытки не вышло, ведь Маша не посчитала, что такая жизнь будет ей подходить. Несмотря на то, что она испытывала сильные чувства к Алексею, нельзя сказать, что она была безумно в него влюблена. Ей нужно и важно было поддерживать отношения и с другими своими знакомыми и близкими людьми, так как она многогранный и разносторонний человек, с большим количеством интересов и увлечений. Она отпускает Алексея в свободную жизнь, тем самым отмечая, что она не может более быть с ним вместе.

И тогда Алексей предпринимает попытку начать все сначала со своей предыдущей супругой, от которой у него есть двое замечательных детей. Когда он приходит к ним в дом, он понимает, что это именно то место, где его ждали и где ему рады. Он видит сына, которому пришлось невероятно рано стать взрослым, мысля очень глубоко, и совершая поступки настоящего мужчины. Тогда, Алексей начинает проявлять всю ласку и заботу к близким людям, давая понять, что они невероятно дороги и ценны для него. Тогда, его супруга решает, что им вновь необходимо быть вместе, так как она всегда ждала и любила его. Благодаря тому, что оба взрослых людей оказались мудрыми в нужный момент времени, эта семья сохранилась, и в ней воцарились понимание и забота друг о друге. Произведение является очень интересным, живым и реалистичным, в нем рассматриваются основные семейные ценности, которые автор возносит.

Возвращение

Несколько интересных сочинений

Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода

Одним из основных персонажей произведения является господин по имени Михаил, представленный писателем в образе Толстого.

Степан Плюшкин - пятый, последний помещик, которого посетил Чичиков. Плюшкин является одним из самых ярких запоминающихся образов в русской литературе 19 века. Его имя стало нарицательным

Одним из претендентов на симпатию Ларисы Огудаловой является Мокий Парменыч Кнуров. Он уже немолодой мужчина и очень состоятельный человек. Это придает ему уверенность, неспешность и уважение в обществе.

Автор произведения, в первую очередь, демонстрирует тяжёлые послевоенные времена. Все очень ждали окончание войны, так как надеялись на лучшую жизнь, на процветание страны, возрождение разрушенных ожиданий. Принято считать, что лучше себя чувствовать будут солдаты. Ведь не будет больше страха перед обстрелом или нападением врага. Это самое главное заблуждение.

Военные, привыкшие жить и поступать по приказу, теряются в обычной среде обитания. Этот момент хорошо показывает автор данного рассказа. Главный герой сначала только мыслями боится будущего на гражданской земле. Он в замешательстве, не знает, что делать и что ему хочется. Наверное, запутавшись в своих раздумьях, Алексей решает ехать за Машей. Начать все с чистого листа с новым человеком и в незнакомом месте. Можно предположить, что они не остались вместе лишь потому, что Маша считала Алексея почти что отцом, ведь он намного старше ее. Хоть она и боялась остаться в одиночестве, ведь родители ее погибли, но не решилась предложить Иванову совместную жизнь. Сердце ее было большое, и любила она лишь всех вместе, своих знакомых. Маша отпустила Алексея не почувствовав к нему особой привязанности или любви.

Все же, на пути домой, главный герой возрождает теплые воспоминания о своей семье. Обескураженный встречей с, уже повзрослевшим, сыном он понимает, что им было нелегко. Теплая встреча с женой вновь зарождает трепетные чувства, душевное спокойствие и заботу о близких. Алексей больше тянется к маленькой Насте, к послушной и работящей девочке, так как сын Петруша пугает своим стремлением командовать домашними, даже матерью. Иванов не понимает, что забота о семье легла на плечи маленького мальчика, ведь мать должна была целый день работать, чтоб прокормить детей. Сыну пришлось повзрослеть слишком рано, но никто и не догадывался, что и рассуждал Петруша, как взрослый мужчина, о житейских ситуациях.

Неприятный разговор с женой разочаровал, прошедшего всю войну, солдата. Он увидел, что справлялись и без него, что нашлись, в те тяжелые времена, мужчины, которые были готовы заменить отца его родным детям. Но, вопреки женским слабостям, Любовь Васильевна поняла, что любит и ждет единственного важного человека домой. Иванов был готов бросить свою семью на произвол судьбы, лишь из-за разыгравшейся гордости, хоть и понимал, что сам не лучше поступил. Он еще жил надеждой, что нужен молоденькой Маше.

Только благодаря детям, семья не распалась из-за необдуманных поступков родителей. Умный, не по годам, мальчишка и наивная девчушка, жаждущие полноценной семьи, возродили былые чувства зачерствелых мыслей взрослых. Берегите детей, они наше все.

Сочинение по произведению Платонова Возвращение

Закончилась война, послуживший капитан едет домой. Его ждут жена Люба и двое деток – Петруша и Настенька. Но, видимо немного места занимали они в сердце офицера. Он думает, что отвык от семьи, а, по-моему, и не привыкал. Случайно встретившаяся девушка, пусть и знакомая, вдруг привлекла его к себе. Если бы сердце Иванова было полно любви к семье, не поступил бы он так мерзко. Он ничуть не любит Машу, вот ведь как хладнокровно уехал от нее. Любящий человек не желает страданий любимому, а Маше страдания он причинил. Автор говорит о том, что в сердце девушки остаются все встреченные ею люди. Но это не заботит бывшего капитана. Не задумываясь, топчет он чувства девушки, разрушает ее судьбу.

Дома у Иванова подрастают дети. Думает ли он о них, беспокоит ли его их жизнь, их трудности? По-видимому, нет. Жена Иванова тяжело работает, чтобы была еда для детей, чтоб дети были обуты и одеты. Петруша и Настя научились вести хозяйство, ведь маме некогда. Сын настоящий заботник, как маленький старичок. Ему не до игр, груз ответственности на его детских плечиках. Но разве есть до этого дело непутевому отцу. Он слишком жалеет себя, вот де, фронтовик, защищал Родину и думает лишь о своих чувствах. Как правильно заметил Петруша, хорошо на всем готовом.

Сам не знающий верности, спешит обвинить в измене жену. Хотя бы он задумался, каково это любящей и заботливой матери оставлять таких маленьких деток одних в нетопленном холодном доме (Настеньке к возращению отца всего пять лет!) и идти на тяжелое производство. Семена Евсеевича Иванов сразу готов обвинить, а есть ли у него такое моральное право? Он не верит, что люди могут быть просто добры друг к другу, не требуя ничего взамен. Это обнаруживает низость его души, его неблагородство.

Люба искренне рассказывает о своей жизни мужу, не утаивая ничего. Она чувствует свою вину, просит прощения. Иванов не только не хочет простить жену, он желает опорочить ее в глазах детей. Сам будучи виновен перед Любой и детьми, вовсе не кается, как будто совсем утратил совесть.

Но не смягчают сердце отцовское слова ребенка. Он уезжает к Маше, походя решив все проблемы. Увидев из окна поезда бегущих детей, что-то доходит до его эгоистичной души, и понимает, что не все так, как ему представлялось раньше. Сейчас только можно сказать о капитане, что он вернулся домой. Это возращение, прежде всего, к самому себе.

Это произведение об ответственности родителей перед своими детьми, о недостатке любви в душе человека. Дети зависят от своих отцов и матерей. Родители своими проступками разрушают души и судьбы детей. Нельзя помнить только о себе, нужно заботиться о чувствах близких.

Тема 3

Алексей Иванов возвращался после демобилизации к себе домой. Там его ждали дети и жена. Но, отвыкнув от них за время войны, он не торопиться с возвращением. В поезде он знакомится с девушкой по имени Маша и остается в ее городе на несколько дней. Мужчина не признался девушке о том, что у него есть семья. Пока Алексей проводил время в другом городе, его каждый день на станцию ходил встречать 11-летний сын Петр. Возвращение в родной дом не доставило радости ни Алексею, ни его семье. Долгая война сделала некогда близких друг другу людей чужими. Жена стесняется мужа, своей внешности. Война изменила ее внешность, женщине пришлось заниматься тяжелым физически трудом, чтобы прокормить своих детей. Маленькая дочка, ни разу не видевшая своего отца, боится его. Сыну пришлось взять на себя все мужские обязанности по дому и вместо игр на улице с другими детьми, он постоянно ворчит и ведет себя как настоящий хозяин. Алексея это все пугает.

Однажды дочка рассказала Алексею о том, что к ним часто ходит Семен Евсеич за ними приглядеть. Мужчина спросил свою жену об этом, и она открылась в том, что изменила. Ей было тяжело и одиноко, а он согрел ее своей нежностью. Узнав об измене Любы, своей жены, Алексей решает уйти из дома и вернуться назад, к Маше. Но дети, прибежавшие к поезду не дали отцу уехать. Поняв, что его сильно любят и для него важна семья, мужчина сходит с поезда и возвращается домой.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение рассуждение по рассказу Возвращение Платонова

Популярные сегодня темы

Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания

Мои дни в школе чаще всего проходят, в принципе, довольно однообразно, скучно и весьма заурядно: долгие уроки, коротенькие перемены, не всегда вкусный обед в школьной столовой и т.д. Но сегодня был особенный, яркий, веселый и запоминающийся день.

Император Александр Павлович вместе с казаком Платовым объездил Европу и смотрел всякие чудеса. Император был очень падок на них, а казак всё звал его домой, потому что считал, что дома не хуже.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

От лица Маши:
" Дорогой Алексей!
В те короткие три дня,что мы с вами провели,были для меня отдушиной и в моей нелегкой жизни.Вы оживили меня, дали заново почувствовать себя любимой и счастливой девушкой.
Но вы уехали. Мне было очень тяжело и,признаю свою слабость,я очень сильно по вам плакала.
Я устроилась работать на завод,шью платья и косынки. Это мой первый день и,правда,мне немножко непривычно держать иголку в руках.
А еще я познакомилась с соседскими ребятишками. Чудесные ребята! Они мне починить стол,у которого, после вашего отъезда внезапного отъезда, сломалась ножка
А как ваши дела? Вы живы,здоровы? Я была бы очень рада,если бы мы смогли встретиться с вами вновь.
С любовью,Мария."

Ответ

+

1. Иванов скучает на перроне.
2. Встреча с Машей - дочерью пространщика.
3. Иванов целует Машу.
4. Они вместе выходят из поезда.
5. Через два дня Иванов уезжал.
6. Он приехал к жене и детям.
7. Иванов узнает о Семене.
8. Утром он уезжает на вокзал.
9. Но из поезда он выходит, увидев своих детей.

Ответ

+

Автор имел в виду возвращение с войны, возвращение к детям,возвращение к человечности,состраданию. Восё это. Но больше всего, наверное - возвращение к человечности, истинным чувствам

Ответ

+

Ответ

+

Ответ

+

На первый взгляд тема возвращения в рассказе лежит на поверхности – Алексей Алексеевич Иванов, капитан гвардии, возвращается домой после войны. В литературе послевоенного времени было много таких произведений, расписывающих в самых радужных красках возвращение к родным воинов-защитников, окруженных ореолом героизма и благородства.

Однако впервые у А. Платонова появляется совершенно иное осмысление послевоенной жизни, за которое автор подвергся жесточайшей критике во времена сталинского режима. Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя – честного, благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие. Платонов в своем рассказе обнажает обратную сторону победы, тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить.

Иванов отвык от домашней жизни, семьей и домом на четыре года ему стали война и сослуживцы, он не готов к возвращению. Не случайно поезд, который должен отвезти его на родину задерживается на 3 дня, а потом Алексей сходит с него с попутчицей Машей, оттягивая свой приезд домой.

Дома он чувствует себя чужим и бесполезным, Иванов понимает, что нужно взять жизнь жены и детей в свои руки, и принимать самостоятельные решения, а не выполнять служебные приказы. Это пугает его, он думает только о своем болезненном эго и, выгораживая себя и свое желание бросить дом и связанные с ним трудности, он делает виноватыми жену и детей – в том, что жена поддалась минутной слабости и не была верна, старший сын всем заправляет и командует в доме, а маленькая дочь не признает отца и предпочитает ему дядю Семена.

Вот каким оказалось для Алексея возвращение после войны. Таким ли видел он его в своих мечтах? Наверняка нет, да и не состоялось для него возвращение по-настоящему, сердцем и разумом он не смог вернуться, поэтому ему видится только один выход – бросить семью и уехать.

Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом”. Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа “Возвращение”, написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить “от силы растущего сердца”. Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.

Чем меня привлекло

именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе.

Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что пматериалу – возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека

Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался “Семья Иванова”.

Сюжет рассказа – возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько “возвращение к себе”, утраченному четыре года назад.

В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: “наступала уже холодная осенняя ночь”, “в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час”… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В “Возвращении” довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: “Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона”, “чувствовал себя осиротевшим без армии”, “хотел погулять еще немного на воле”…

Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с “Машей – дочерью пространщика”, волосы которой “пахнут, как осенние павшие листья в лесу”.

Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что “выезжает домой без промедления”, а он “выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток”.

В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей.

У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем.

Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время “безответственного”, “вольного”, “бездумного” своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему “погулять еще немного на воле”, жена Иванова “три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада”, “отпрашивалась с работы”, “не спала от радости”… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному.

Для нее оно наполнено тревогой, для него – развлечениями.

В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется “отпечаток” войны: “башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды”. Но самый главный укор войне – образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в “мужичка”: “отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста”, “лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам”, “Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка”. Он был лишен детства.

Иванов чувствует, что не может его полюбить.

Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина.

Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него.

И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его “мужской” характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю.

Ответ на неуместный в устах отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?”, – содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом.

Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога “Семену-Евсею”. Этому их научила жизнь.

Они, в отличие от Иванова, наделены “житейской мудростью”. Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи.

Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили “нормальной” жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа: – Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что?

Читайте также: