Сочинение на тему образ петербурга в творчестве достоевского

Обновлено: 17.05.2024

Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его “Медном всаднике”, в “Пиковой Даме” мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов,

Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.

Петербург Достоевского – это город униженных и оскорбленных, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.

Место действия романа “Преступление и наказание” – распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, черные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым

Петербург становится городом гибели людей): погибает под колесами щегольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идет Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: “Проходя мимо Юсупова сада… он пришел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость”.

Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает свое преступление.

В описании города и его героев преобладает желтый цвет. Грязно-желтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, желтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-желты домики на Петровском острове, желтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи. Соня получает вместо паспорта желтый билет.

Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание желтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют “желтым домом”.

Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.

Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. “Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру”. “Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней”. “Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”. В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах. “Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным”.

Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.

Петербург – это город одиночества. “Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!” – почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. “Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу”, – пишет Достоевский о Раскольникове.

Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. “День опять был ясный и теплый…. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.

Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его”. Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.

Позднее многие историки и литературоведы стали составлять образ Петербурга, по адресам где в своё время проживал Достоевский. В миниатюре города, писателем представлена в метафоре вся Россия.

Петербург для писателя Достоевского это город существенных социальных контрастов. Один богат и весел может позволить себе всё. Другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.

Сочинения 2

3 вариант

Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.

В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.

Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.

Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.

Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города. Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление.

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Популярные сочинения

Пословицы и поговорки являются сокровищницей народной мудрости и опыта, накопленного на протяжении поколений. Таким образом пословицы не теряют своей важности и всё больше используется в постоянной речи

Одной из составляющих данного романа являются образы трущоб Петербурга. Просматривается некая связь рассуждений Раскольникова и его коморки, которая очень маленькая и с пыльными и грязными стенами. По сути, данная коморка схожа на Петербург, ведь город сравнивают с маленькой комнатой без окон.

Общее угнетенное настроение и чувство недостающего пространства усиливается из-за чувства одиночества. В Петербурге Достоевского люди никому не доверяю, всех подозревают, не помогают друг другу. Их можно объединить только в злобе и радости, когда у ближнего человека беда. Город какой-то холодный и абсолютно безразличный к судьбам людей. Печальный и темный Петербург имеет множество мест, где разливается дешевый алкоголь. Эти места словно зовут нищих людей залиться и забыться. Кругом много девушек легкого поведения и алкоголиков, которые формируют негативное впечатление о образе Петербурга в романе Достоевского. Читатель начинает ощущать, что в таком городе трудно, возникает желание убежать туда, где нет пыли и неприятных запахов. Выбраться отсюда и вдохнуть свежего воздуха.

Когда читаешь произведения Достоевского, то город Петербург в них имеет некую нагрузку в художественном плане. Город напрямую связан с внутренним миром человека. Такой стиль очень хорошо подчеркивает присущее чувство безысходности героев Достоевского.

Вариант 2

Ф.М. Достоевский знаком читателю как творец жизненных и сложных историй. Драма, противоречия и психологизм – верные спутники произведений писателя.

У Ф.М. Достоевского очень противоречивые описания Петербурга. Для него это город с особой энергетикой, который можно любить и ненавидеть одновременно. Место, вмещающее боль и радость, богатство и бедность, парадные площади и узкие грязные улицы, романтизм и страх, загнанность. Холодный, живой, страшный и очень опасный город, обладающий силой.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга рассказах Достоевского

Популярные сегодня темы

В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать

Человек, подобен цветку, который подвергается различным жизненным испытаниям. Один пустит свои побеги среди камней, ночью будет собирать росу, чтобы не умереть от жажды, другой

Лирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма

Вложенные файлы: 1 файл

образ петербурга у достоевского.docx

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Петербург - каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города, проявляющуюся в его влиянии на людей. Для Достоевского Петербург- это медный всадник посреди болот, на которых стоит город.

Вступая в Петербург Ф. М. Достоевского, мы проникаем в чрезвычайно своеобразный, сложный и духовно богатый мир. Восприятие Петербурга писателем столь глубоко и столь сложно, что легко впасть в ошибку, опираясь на тот или другой текст, касающийся образа города. Сколь разноречивы отзывы Достоевского о северной столице. Для выяснения его образа Петербурга следует с особой тщательностью сопоставить все мысли, чувства, желания, рожденные в душе романиста городом, чтобы постигнуть все разнообразие отражения его души.

Образ Петербурга на страницах произведении Ф. М. Достоевского.

Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.

Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.

Роман "Бедные люди"- главное внимание автор уделяет изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выражает свое горячее сочувствие бедным людям, также в произведении наиболее полно отражается жизнь петербургских низов.

Петербург выступает здесь как беспощадная сила, враждебная тысячам и тысячам незаметных тружеников. Постепенно образ города словно отчуждается от восприятия героев, в чьи уста вложен автором рассказ о нем, и начинает самостоятельную жизнь в романе как равноправное, активно действующее лицо. Впоследствии это станет характерным для многих произведений писателя. Роман "Бедные люди" положил начало тому, что впоследствии получило название "Петербург Достоевского".

Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы - и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках, и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа происходит в Петербурге, с 8 апреля по 30 сентября (весна, лето, начало осени). Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива. Она фактически лишены всего, они обездолены. В сырость и слякоть автор водит своего героя по камням набережных каналов, вдоль домов "высоких, черных, закоптелых", сталкивает его с артельщиками, извозчиками, шарманщиками, пьяными мужиками и грязными бабами и прочим народом с "уныние наводящими лицами". Образ такого города наводит уныние и на героя повести, и на читателя, создавая наиболее подходящий общий тон.Это Петербург далеких окраин, город бедняков. Варенька с родителями живет в деревянном домике на Петербургской стороне, после смерти отца перебирается с матерью на Васильевский остров, и, лишь похоронив мать, поселяется в доме, набитом бедными семьями, вблизи Фонтанки. Во дворе дома, напротив Вареньки, проживает и Макар Девушкин. Упоминается в романе и Выборгская сторона - в те времена также жалкая окраина.

В "Бедных людях" Достоевский развернул перед читателем подробное описание жилищ петербургской бедноты.

Можно ясно представить себе, в "бальзаминчиках" и "гераньках" комнатку Вареньки Доброселовой и угол в чадной кухне за перегородкой, который Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. "Вообразите, примерно, - пишет Девушкин Вареньке, - длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег!. Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые, чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный. Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин учитель живет".

Губительна для всего живого атмосфера этих углов с их "остроуслащенным запахом". Девушкин не может привыкнуть к ней: "У нас чижики так и мрут. Мичман уже пятого покупает, - не живут в нашем воздухе, да и только. Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют, намочат везде, зато уж вечером рай. В кухне у нас на веревках всегда белье висит старое; а так как моя комната недалеко, то есть почти примыкает к кухне, то запах от белья меня беспокоит немного; но ничего: поживешь и попривыкнешь".

Отвратительна лестница доходного дома, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою "комнату":". винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной. одним словом, нехорошо"."Нехорошо" не только в жилищах героев, нехорошо и на улицах Петербурга. Гонимый несчастьями, мечтающий выпросить взаймы хоть несколько грошей для спасения Вареньки, Девушкин бродит по улицам города и наблюдает жалкую и в то же время обычную сцену: "Остановился я посмотреть на шарманщика. Мысли такие лезли в голову, - так я, чтобы рассеяться, остановился. Стою я, стоят извозчики, девка какая-то, да еще маленькая девочка, вся такая запачканная. Шарманщик расположился перед чьими-то окнами. Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина. Нищий, нищий он, правда, все тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но все трудится, хоть по-своему, а все-таки трудится. "

Показывая скитания Девушкина по Петербургу, Достоевский знакомит читателя с жизнью петербургских улиц, создает целую галерею городских типов, углубляя социальное звучание своего произведения. Это нищие, беспризорные, шарманщики, дети-побирушки, обманутые и "павшие" девушки, ростовщики, чиновники. Чиновничеству, которое составляло в сороковых годах прошлого века одиннадцатую часть жителей столицы, Достоевский вообще уделяет особое место на страницах своих романов. Но это - мелочь, беднота, годовой доход которой не превышал заработка ремесленника, а иногда был и меньше.

Город мы видим здесь сквозь восприятие главного героя. Макар Девушкин в своих письмах-исповедях видит Петербург мрачным, грязным, перенаселенным, наводящим уныние и тоску.

Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня".

Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты. "Когда я поворотил в Гороховую,-рассказывает он, - так уж смерклось совсем и газ зажигать стали. Я давненько-таки не был в Гороховой, - не удавалось. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили".

Макар Девушкин горько задумывается о несправедливости, которая царит вокруг. Одни живут "в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, которая, по нужде, за квартиру считается", а другие "тут же, в этом же доме, этажом выше или ниже", живут "в позлащенных палатах", - размышляет он.

Смиренный Девушкин сам испуган своим "вольнодумством", видя, что в нем рождаются "ропот, либеральные мысли, дебош и азарт", но он не в силах побороть их. Картины тяжких страданий петербургской бедноты, особенно детских страданий, заставляют его роптать.

Страдания детей - одна из граней социальной жизни Петербурга, жизни России, где господствует власть богатства, где гибнут бедняки.


Петербург, в котором Достоевский и ведёт действие романа, кардинально отличается от, к примеру, Петербурга Пушкина. В нём нет золоченых крыш, чистых улиц и богатого убранства. Петербург Достоевского пыльный, сумрачный, душный город с узкими грязными улицами, мрачными дворами-колодцами я тесными каморками, в которых проживают люди.

Петербург в романе – образ безнравственной и неблагополучной жизни, олицетворение равнодушия жителей, которым нет дела до голодающих детей, нищих и девушек, вынужденных продавать своё тело, чтобы получить хоть немного денег. Когда пьяный чиновник Семён Мармеладов попадает под копыта лошади, толпа окружает его, но не с целью помочь или посочувствовать, а с каким-то своим любопытством и даже злорадством.

Комнаты, или даже каморки, которых живут люди, не отличаются от остального Петербурга. Узкие, больше похожие на гробы, они создают впечатления уюта, а скорее наоборот подталкивают быстрее уйти оттуда.

Во всем образе Петербурга присутствует жёлтый цвет. В него окрашены и обои в комнате Раскольникова, и мебель в казенных учреждениях, и сами задания. Он еще раз подчеркивает безысходность, в котором происходит действие и показывает, что в этом Петербурге нет радости.

В романе есть несколько упоминаний о парадных богатой части города. Но каждый раз Достоевский показывает, что жителям окраин и нищих кварталов делать там нечего, им нет смысла даже заглядываться на богатое убранство или хотя бы мечтать о нём. И богатые люди, как и весь Петербург, равнодушны к проблемам голодных, нищих и больных, которые вынуждены обеспечивать их богатое существовании. Они попросту не замечают их, как богатые жители в коляске не заметили бедного студента Родиона Раскольникова на мосту и едва не задавили его.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: